«Генетика и медицина».
Урок – конференция.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Мне необходимо разобраться самому,
а чтобы
разобраться самому, надо думать сообща.
БОРИС
ВАСИЛЬЕВ.
Наследственность и изменчивость – всеобщие свойства живых организмов.
Основные закономерности генетики имеют универсальное значение и в полной мере
применимы к человеку. Однако человек как объект генетических исследований имеет
свои специфические особенности. Отметим некоторые из них.
1.
Невозможность отбора
особей и проведения направленного скрещивания.
2.
Малочисленность потомства.
3.
Позднее половое созревание
и редкая (25 – 30 лет) смена поколений.
4.
Невозможность обеспечения
одинаковых и контролируемых условий развития потомства.
5.
На фенотип человека
серьёзно влияют не только биологические, но и социальные условия среды.
Формулируется вывод:
изучение наследственности человека требует использования специальных методов исследования.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Предлагается вспомнить значение следующих терминов: генетика,
наследственность, хромосомы, ген, генотип, фенотип, кариотип, мутации,
аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол, аутосомно –
доминантное наследование, аутосомно – рецессивное наследование, сцепленное с
полом наследование.
В генетике человека используются свои, отражающие специфику этой науки,
методы – генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический,
популяционный, иммуногенетический.
Учащиеся выступают с докладами по теме, над которой
работала группа. Доклады сопровождаются демонстрацией схем, таблиц,
иллюстраций, фотографий по теме.
По ходу урока учащиеся заполняют в тетради таблицу.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Название метода
|
Сущность метода
|
Примеры использования
|
Генеалогический
|
Изучение
родословной семьи в большом числе поколений. Позволяет установить характер
наследования признаков, а именно доминантный или рецессивный, аутосомный или
сцепленный с полом.
|
Установлено
наследование таких заболеваний, как гемофилия, дальтонизм.
|
Близнецовый
|
Изучение
наследования признаков у однояйцевых близнецов и влияния среды на
фенотипическое проявление признаков.
|
Этот метод
демонстрирует, что формирование фенотипа организма человека есть результат
действия генов и условий среды, в которой развивается человек.
|
Цитогенетический
|
Исследование под
микроскопом хромосомного набора клеток человека.
|
Выявлены изменения
в структуре хромосом, их числе и размерах. Доказана хромосомная природа
синдромов Дауна, Клайнфельтера, Тернера и других наследственных аномалий.
|
Биохимический
|
Изучение
наследственных нарушений обмена веществ.
|
Выявлены
фенилкетонурия и другие формы наследственных заболеваний (сахарный диабет,
серповидноклеточная анемия).
|
III. ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ.
Население Земли составляет более 6 млрд человек, но невозможно найти
двух абсолютно одинаковых людей. Поскольку число хромосом у человека равно 46.
т.е. 23 пары, то число возможных комбинаций равно 223. Но на самом
деле количество комбинаций намного больше.
Действие законов наследственности распространяется и на человека.
Человек не только биологическое, но и социальное существо. Томас
Морган, американский генетик, луреат Нобелевской премии, писал об этом так: «У
человека, т.о. два процесса наследственности: один – вследствие материальной
непрерывности (половые клетки) и другой – путём передачи опыта одного поколения
следующему поколению посредством примера, речи, письма. Способность человека
общаться с себе подобными и воспитывать своё потомство является, вероятно,
основным фактором быстрой социальной эволюции человека».
Далее происходит оценка работы учащихся с
использованием оценочного листа.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учащимся в письменной форме предлагается ответить на
следующие вопросы:
1.
Что дала вам
работа над учебным проектом?
2.
Что у вас не
получилось и почему?
3.
Что бы вам
хотелось изменить при проведении следующего проекта?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.