Гендерный подход в
обучении мальчиков и девочек на уроках литературы
В настоящее время
гендерная проблематика интересна всем – студентам, родителям, воспитателям,
независимо от образования и направления деятельности. Из научной литературы известно,
что гендерный подход в педагогике и образовании – это учет особенностей социально-биологической
характеристики детей разного пола в процессе обучения и воспитания.
Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция
традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости
от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и
раскрытия способностей девушек и юношей в процессе педагогического
взаимодействия. Как отмечает М. В. Юсупова, «гендерное образование — одна из
важных задач общей программы построения гражданского общества в России,
развития и укрепления демократических идей и взглядов в нашей стране»[1, с. 90].
Осуществляется гендерный подход в
различных условиях – при совместном обучении мальчиков и девочек в одной школе
и в одном классе, в специальных учреждениях только для мальчиков или только
для девочек, и как в нашем случае – при раздельно-параллельном обучении и
воспитании мальчиков и девочек в одном учреждении.
В
научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками,
которые можно представить в виде таблицы [2]. Ориентируясь на таблицу гендерных
особенностей восприятия учебного материала мальчиками и девочками, и на основе
наших наблюдений, можно логичнее построить урок сообразно с тем, у кого он
проводится, у мальчиков, или у девочек, вызвать интерес к учебному материалу,
добиться решения поставленных задач.
Таблица
1
Гендерные
особенности мальчиков и девочек
Мальчики
|
Девочки
|
Медленнее
усваивают новый материал
|
Быстрее
усваивают новый материал
|
Важно понять
принцип, смысл задания, чем воспринимать объяснение пошагово
|
Легче
усваивают алгоритмы и правила, по принципу: от простого – к сложному
|
Предпочитают
задания на сообразительность
|
Предпочитают
задания на повторение
|
«Схватывают»
материал цельно, не детализируя, целостное восприятие
|
Обращают
внимание на детали, восприятие более детализировано
|
Не терпят
однообразия; необходим быстрый темп урока
|
Лучше
работают при размеренном темпе урока
|
Менее
эмоциональны и открыты; сдержанны в проявлении чувств
|
Эмоциональны,
открыты в проявлении чувств
|
У девочек познавательный процесс носит
словесно-логический характер. Они больше оперируют словами, их внимание
привлекает человек, у которого эмоционально насыщенная речь. Их интересуют проблемы
человеческих и межличностных взаимоотношений. Мальчики же эмоционально сдержаны,
в их суждениях преобладает логика. Они немногословны, в отличие от девочек,
предпочитают соревновательность в любых видах деятельности.
Урок литературы
– источник воспитания нравственности и усвоения учащимися общечеловеческих
ценностей, общезначимых норм поведения не в назидательной, а в художественной
форме. Эти ценности постепенно становятся частью личности и подсознательно
направляют ее поведение в жизненных ситуациях. В этом и состоит воспитательная
функция и ценность уроков литературы.
Так, учащимся 5
класса важно показать истоки нравственности и гуманизма в русской литературе, которые
присущи ее ранним жанрам – сказкам, обратить внимание на человеческие качества,
которые всегда ценились и почитались в народных и авторских сказках. Обсуждая с учителем прочитанные
сказки, ребята приходят к выводу, что чудеса добра, взаимопомощи совершаются
обычными людьми, добро побеждает зло и справедливость торжествует.
При подготовке и
проведении уроков мы стараемся учитывать гендерные особенности детей разного
пола, что покажем на сравнении двух уроков литературы (у мальчиков и у девочек)
по теме «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Одна и та же
тема раскрыта нами на уроках, разных по форме и приемам работы с текстом.
Цель урока: раскрыть
нравственный смысл сказки, рассмотреть категории добра и зла и их проявления в
человеческих отношениях на примере сказки А.С. Пушкина.
Задачи: продолжить
обучение элементам художественного анализа текста; формировать прочные нравственные
позиции, положительные ориентации на распознавание истинной красоты человеческих
взаимоотношений.
Таблица
2
Сравнение форм
и приемов работы на уроке литературы
в классе
мальчиков и в классе девочек
Ход
урока
|
Урок-игра у мальчиков
|
Урок-беседа
у девочек
|
Организационный момент (настрой
на урок, вводная беседа по сказке, объяснение условий игры, деление учащихся
на две команды).
Игра состоит из 6
заданий:
– учитель читает описание
героев, а команды должны отгадать персонажей по описанию:
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого.
(Царевна.)
Кто и кому говорит эти
слова?
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море…» и
др.
– найти в тексте сказки
эпизоды, изображенные на картинках в учебнике;
– беседа о добре и зле; работа
с пословицами (соотнести с образом царицы или царевны):
При солнышке тепло, а при
матери добро.
Злой человек - как уголь:
если не жжет, то чернеет.
– Восстановить полный текст пушкинских строк:
«Позвала к себе
…(Чернавку)
И наказывает ей,
…девушке своей, (сенной)
Весть царевну в … лесную (в глушь)
И, связав ее, живую
… оставить там (под сосной)
На съедение …(волкам).
– работа с выразительными
средствами языка (объяснить значение некоторых слов, эпитетов, повторов; для
чего их использует автор?):
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме
глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
– выполнить иллюстрацию к
сказке от каждой команды, подготовить и разыграть сценку из сказки.
После игры подводятся
итоги, посчитаются баллы. Учитель, не просто выставляет оценки, но беседуя с
ребятами, подводит их к выводу о нравственном смысле сказки, их отношении к
добру и злу и т.д.
|
– Организационный момент (настрой
на урок, вводная беседа о Пушкине, его интересе к народному творчеству, образах
добра и зла в сказках);
– обращение к эпиграфу
урока о добре и зле;
– работа со словарем,
беседа о понимании смысла слов «добро» и «зло» в сказках и в жизни;
– работа с текстом сказки:
Какое настроение вызвала
у вас сказка Пушкина? Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал
другие чувства, какие именно? Прочитайте строчки о царице и царевне. Что мы
можем сказать о характере героинь, отвечаем с примерами из текста. Выпишите
из текста ключевые слова, с помощью которых вы бы могли воссоздать портрет и
характер царевны.
– составление
таблицы-характеристики героинь (царевны и царицы);
– словесное рисование: рисование воображаемых картин — как устных, так и
письменных. Читаем, рассматриваем средства художественной выразительности,
размышляем о многомерности, ёмкости каждого слова. Какую картину вы
представляете, прочитав метафору? Как вы понимаете такое-то сравнение?
– анализ эпизодов сказки,
беседа по их содержанию;
– слово учителя: «Какой вопрос у нас на уроке был главным?»
делаем вывод о том, что в произведениях литературы
отражается вся наша жизнь. В сказках мы можем видеть борьбу добра со злом. В
жизни бывает сложно провести четкую грань между этими понятиями. Даже у нас в
душе идет борьба плохого с хорошим. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и
злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже,
бывает, ненавидим.
Подумайте, чему научила вас сказка А. С.
Пушкина? Можете ли вы назвать себя добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос дома в
тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.
|
Таким образом, урок
в форме игры помогает от начала и до конца держать внимание мальчиков в теме,
концентрировать внимание на конкретных вопросах. Пред ними ставится задача, а
результат предъявляется наглядно. Форма игры направлена на сообразительность
мальчиков, задания варьируются, что исключает однообразие. При обсуждении
эпизодов сказки акцентируется внимание не только на образах царевны и царицы,
но и на описании мужских образов.
У девочек
урок-беседа – одна из эффективных и предпочитаемых ими форм. Важную роль играет
эмоционально насыщенное слово учителя, обращенное к внутреннему миру девочек,
вызывающее в них ответную реакцию, желание высказать свои суждения о добре и
зле, отталкиваясь от эпиграфа урока.
При помощи
информации из словарей и основываясь на личном опыте, в ходе беседы, мы
выясняем, что такое «добро» и «зло», готовимся обсуждать тему добра и зла в
сказке. Далее следует работа с текстом. Мы разграничиваем «добрые» и «злые» поступки
героев, акцентируя внимание на женских образах и их характеристиках, составляем
словесные портреты героинь (царевны и царицы) и записываем в тетради их определения-характеристики.
Далее следует беседа
о красоте внутренней душевной, и красоте внешней. Еще раз обращаемся к эпиграфу,
и девочки самостоятельно делают вывод о том, чему нас учит сказка, проводят
параллели с современностью.
На уроках
литературы сложнее, чем на уроках русского языка, показать разницу в обучении мальчиков
и девочек. Многое зависит от содержания конкретных литературных текстов. Используя
различные приемы работы с ними, мы акцентируем внимание на соответствующих мужских/женских
качествах героев/героинь, формируя в детях определенные качества характера,
присущие их полу. Имея небольшой опыт работы в классах, разделенных по
гендерному признаку, предстоит еще работа по поиску других эффективных форм
работы. Те не менее, нам уже удалось убедиться, что ярче и доступней можно раскрыть
тему урока при условии учета гендерных особенностей обучения и воспитания
мальчиков и девочек.
Литература:
1. Юсупова М. В. Образование в гендерном измерении // Изв.
Самар. науч. центра РАН. 2010. Т. 12, № 5. C. 90—91
2. И. Кравцова
Гендерный подход в обучении и воспитании. – URL http://www.uchmet.ru/library/material/132841/
Дата обращения 15.01.2013
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.