Рыжкова
Л.И, учитель начальных классов
МОУ СОШ №
9
Гендерный подход
при подготовке детей к обучению в школе.
Социальная стратегия нашего государства предполагает
включение гендерного компонента в политику, экономику, культуру,
образование, т.е. во все социальные области.
Пол – это совокупность анатомо-физиологических
особенностей организма, заданных от рождения.
Гендер – это социальный пол, социальный конструкт
пола, надстраиваемый обществом над физиологической реальностью.
Ключевая идея гендерного подхода в дошкольном
образовании заключается в учете специфики воздействия на развитие девочек и
мальчиков всех факторов образовательного процесса.
Под психологической готовностью к школе понимают
необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для
освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников.
Структура психологической готовности содержит
следующие компоненты:
интеллектуальный, эмоционально-волевой, мотивационный и коммуникативный.
Интеллектуальная
готовность
•
Достижение достаточного
для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов
•
Владение ребенком
знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы детского сада.
Эмоционально-волевая
готовность
•
К началу школьного обучения
ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять
чувствами.
•
У него должна быть
сформирована достаточная эмоциональная устойчивость
Мотивационная
готовность
•
Существенный момент
мотивационной готовности – произвольность поведения и деятельности, ребенок
становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания
сознательно поставленным целям.
Коммуникативный
компонент предполагает:
•
Внеситуативно-личностное
общение со взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и
понимать его, воспринимать в роли Учителя и занимать по отношению к нему
позицию Ученика.
•
Общение с детьми,
специфические отношения с ними. Школьники должны овладеть умениями делового
общения, успешного взаимодействия, выполняя совместные учебные действия.
При подготовке к школе мальчиков и девочек целесообразно использовать
различные методы, средства и формы работы с учетом гендерного подхода.
Во-первых,
•
Следует опираться на
творческий характер игровых заданий, на визуально-пространственные способности,
психическую активность, которая активизирует работу всех психических функций.
Особое внимание необходимо
уделить развитию мелкой моторики рук, развитию речи, внимания, усидчивости,
аккуратности.
У мальчиков меньше объем
кратковременной памяти, поэтому в программу подготовки необходимо включать
задания на ее развитие.
Поскольку девочки лучше всего
выполняют задания по образцу, шаблону, алгоритму, необходимо развивать у них
творческое мышление.
Во-вторых,
В процессе обучения необходимо развитие эмоционально волевой сферы,
умение произвольно управлять собой.
Мальчикам труднее сосредоточиться длительное время на том. Что не
вызывает у них непосредственного интереса. Мальчики настойчивы, но всегда менее
исполнительны и труднее себя контролируют, поэтому нужно воспитывать у них
исполнительность развивать умение самоконтроля.
Для девочек при обучении особенно важны положительные эмоции. Если
девочку похвалить за сделанную работу, то она может потерять интерес к
дальнейшей деятельности. Поэтому, выражая одобрение, нужно побуждать девочку к
последующим действиям.
В-третьих,
В программу подготовки к школе необходимо включить работу по повышению
учебной мотивации
Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая
может стать побудительной причиной стремления к приобретению знаний. Играя с
детьми в процессе выполнения упражнений , мы одновременно развиваем их
мыслительные процессы и способности к восприятию, запоминанию, контролю
внимания.
В-четвертых,
•
Мальчикам показаны
групповые формы работы с элементами соревновательности.
•
Для девочек желательно
использовать групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь.
С получением положительной
оценки девочки, как правило, завершают деятельностный цикл.
Мальчиков интересует
преимущественно оценка только той работы, которая имеет для них значение, положительная
оценка побуждает их к дальнейшей деятельности – цикл становится непрерывным.
Мальчики и девочки ведут себя по-разному и в
процессе обучения воспитания важно учитывать эти различия, помогать ребенку
раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему в силу половой
принадлежности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.