Главная / Химия / Галогены. Урок 2 "Хлор"

Галогены. Урок 2 "Хлор"

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 6
муниципального образования

города Новороссийска













Нестандартная форма проведения урока

Мастер класс

в режиме технологии развития критического мышления у учащихся



«Хлор»








Материал подготовлен

учителем химии высшей категории Кремневой О. Н.









Новороссийск

2014

Цель: Рассмотреть положение хлора в Периодической системе элементов. Ознакомить учащихся с нахождением хлора в природе и способами его получения. Сформировать знания о его физических и химических свойствах. Охарактеризовать области применения хлора и отметить его токсичность.

Задачи: Познакомить со свойствами галогенов, экспериментально подтвердить теоретические изыскания, формировать умение работать с текстом учебника, таблицами, проводить опыты и делать выводы.

Оборудование: Учебник «Химия 9». (Авторы Н.Н. Новошинская, И.Н. Новошинский), ноутбук, проектор, химические лаборатории.


hello_html_66f0f672.png




Ход урока


Этапы

Деятельность учителя

Комментарии, время

1. Вызов


Учитель: Наше путешествие по группе ГАЛОГЕНОВ продолжается! Предлагаю вам осуществить исследовательский проект. Называется этот проект «ХЛОР».

Слайд 6

hello_html_m443550c1.png

1 минута



Исследовательская лаборатория



Слайд 7

hello_html_4b528b82.png


1 минута


На столах у 4-х групп учащихся вопросы с заданиями для самостоятельных исследований.

I Группа

  1. Положение хлора в периодической системе

  2. Строение атома хлора, число протонов, электронов, протонов.

  3. Электронная и электронно-графическая формула хлора.



Выступает представитель I группы:

  1. Хлор расположен в III периоде, VIIа подгруппе.

  2. Строение атома хлора:

Изотоп hello_html_m73ef8220.gif содержит 17p 18n 17ē

  1. Электронная формула:

1s2 2s2 2p6 3s2 3p5

  1. Электронно-графическая формула хлора (записывается схема)

10 минут


II группа

  1. Валентные возможности хлора.

  2. Степень окисления хлора

  3. Высший оксид хлора

  4. Водородное соединение хлора



Выступает представитель II группы:

  1. Валентные возможности хлора:

(записывается схема распаривания электронов)

  1. Определяются степени окисления хлора по числовой прямой:

Начертим числовую прямую

hello_html_m76a7a9be.gif

Степень окисления лежит в промежутке от –1 до +7.

  1. Высший оксид хлора (+7): Cl2O7

  2. Водородное соединение хлора: HCl




III Группа

  1. Тип химической связи в молекуле хлора. Тип кристаллической решетки.

  2. Изобразить электронную и графическую формулу молекулы хлора.

  3. Физические свойства хлора.



Выступает представитель III группы:

  1. Тип химической связи – ковалентная неполярная, тип кристаллической решетки – молекулярная

  2. Электронная и графическая формула молекулы хлора:

hello_html_m5dd4534d.gifи hello_html_m6c190938.gif

  1. Предполагаемые физические свойства хлора. Сообщение учащихся.




Слайд 7а

hello_html_m72193408.png



Заполняем таблицу:



Знаем

Хотим узнать

Узнали

1.

2.

3.










IV Группа

11.Возможные окислительно-восстановительные свойства хлора.

12.Записать уравнения, опираясь на знания из домашнего задания.



Выступает представитель IV группы:

11. Возможные окислительно-восстановительные свойства хлора. Мы предполагаем, что проявляя промежуточную степень окисления хлор может быть как окислителем, так и восстановителем. Так, у металлов хлор будет забирать электроны, а более сильным неметаллам отдавать.

12. Запишем уравнения, опираясь на знания об ОВР

2Na + Cl2 = 2NaCl



2. Осмысление (реализация знаний)

Начинаем приобретать знания. Работая на уроке, мы будем исследовать свойства хлора экспериментально, заполнять в таблице результаты.





20 минут

Прием – продолжение заполнения

таблицы

«Знаем – хотим узнать – узнали»





История открытия хлора

(объяснение нового материала)

Учитель: Хлор – желто-зеленый открыл в 1774 году шведский химик и фармацевт Карл Шееле

Слайд 8

hello_html_3469275a.png

Сообщение учащихся.





Нахождение хлора в природе



Учитель: Будучи очень активным хлор встречается только в виде соединений – хлоридов. Наиболее распространен хлорид натрия, который содержится в воде морей, океанов и многих озер.

В организме человека ионы галогенов содержатся в эмали зубов – F, гипофизе – Br, в щитовидной железе – I, в межклеточной жидкости – Cl.



Слайд 9

hello_html_m142453ed.png







Учитель: Хлор входит в состав многих минералов, например, сильвинита KCl . NaCl, карналлита KCl . MgCl2 . 6H2O или галита NaCl.



Слайд 10

hello_html_mac2948.png

Слайд 11

hello_html_6d8ea510.png

Содержание хлора в земной коре 0,017 %. Природный хлор состоит из двух изотопов 35Cl 37Cl.





Получение хлора в лаборатории

(Мультимедийный показ демонстрационного опыта)

Слайд 12

hello_html_m7e0a72d9.png

4HCl + MnO2= MnCl2 + Cl2 + 2H2O





Получение хлора в промышленности

Слайд 13

hello_html_12bfd895.png

Осуществляется действием электрического тока на расплав или раствор поваренной соли. Этот процесс называется электролизом.

Запишем уравнения:

2NaCl= 2Na + Cl2

2NaCl+ 2H2O= 2Na + Cl2 + 2NaOH







Физические свойства хлора

(Мультимедийный показ демонстрационного опыта)

Слайд 14

hello_html_426a6bb1.png

Ядовит для всего живого, резкий удушливый запах, разрушает легкие.

Работают с хлором под тягой. В одном объеме воды растворяется 2,5 объема хлор

Раствор хлора в воде называют хлорной водой, она имеет запах хлора.

Хлор легко сжижается под давлением, его перевозят в стальных цистернах.





Химические свойства хлора

(Мультимедийный показ демонстрационных опытов)



Слайд 15

hello_html_32121e9a.png



Запись уравнений на доске на оценку (6 учащихся):

2Na + Cl2 = 2NaCl

2Fe +3 Cl2 = 2FeCl3

2Cu + Cl2 = 2CuCl2

2P + 5Cl2 = 2PCl5

H2 + Cl2 = 2HCl

Хлор реагирует со сложными веществами – водой и щелочью:

Cl2 + H2O= HCl+ HClO

Cl2 + Ca(OH)2= CaOCl2+ H2O

CaOCl2 – белильная известь, применяют для отбеливания тканей, бумаги и для дезинфекции, ею засыпают выгребные ямы.

Слайд 16

hello_html_6906ac15.png











Применение хлора и его соединений

Слайд 14

hello_html_3fa07d22.jpg



5 минут



Учитель: Проверим, как вы заполнили таблицу, которую мы начертили в начале урока.

Знаем

Хотим узнать

Исследовали и узнали

  1. Хлор расположен в III периоде, VIIа подгруппе.

  2. Строение атома хлора:

Изотоп hello_html_m73ef8220.gif содержит 17p 18n 17ē

  1. Электронная формула:

1s2 2s2 2p6 3s2 3p5

Электронно-графическая формула хлора (записывается схема)

Какие физические свойства у хлора?

  1. Ядовит для всего живого, резкий удушливый запах, разрушает легкие.

Работают с хлором под тягой. В одном объеме воды растворяется 2,5 объема хлор

Раствор хлора в воде называют хлорной водой, она имеет запах хлора.

Хлор легко сжижается под давлением, его перевозят в стальных цистернах.. Фтор – разрушающий, бром – зловонный, хлор – желто-зеленый.

  1. Валентные возможности хлора:

(записывается схема распаривания электронов)

  1. Определяются степени окисления хлора по числовой прямой:

Начертим числовую прямую

hello_html_m76a7a9be.gif

Степень окисления лежит в промежутке от –1 до +7.

  1. Высший оксид хлора (+7): Cl2O7

  2. Водородное соединение хлора: HCl


Как получают хлор?

2.В лаборатории

2NaCl= 2Na + Cl2

2NaCl+ 2H2O= 2Na + Cl2 + 2NaOH

В промышленности

4HCl + MnO2= MnCl2 + Cl2 + 2H2O

  1. 3 Тип химической связи – ковалентная неполярная, тип кристаллической решетки – молекулярная

  2. Электронная и графическая формула молекулы хлора:

hello_html_m5dd4534d.gifи hello_html_m6c190938.gif


Что общего у хлора с другими галогенами?

Очень высокая химическая активность

10. Возможные окислительно-восстановительные свойства хлора. Мы предполагаем, что проявляя промежуточную степень окисления хлор может быть как окислителем, так и восстановителем. Так, у металлов хлор будет забирать электроны, а более сильным неметаллам отдавать.

11. Запишем уравнения, опираясь на знания об ОВР

2Na + Cl2 = 2NaCl

.

Как влияют дополнительные валентностои хлора на его свойства по сравнению с фтором7

  1. Образует несколько оксидов ): Cl2O7 ; Cl2O5 Cl2O3 ; Cl2O


5. В высшей степени окисления галогены проявляют окислительные, низшей –восстановительные свойства, и в промежуточной окислительно-восстановительную двойственность.

Какое значение имеет хлор для техники, для жизни человека?

В организме человека ионы галогенов содержатся в эмали зубов – F, гипофизе – Br, в щитовидной железе – I, в межклеточной жидкости – Cl.

CaOCl2 – белильная известь, применяют для отбеливания тканей, бумаги и для дезинфекции, ею засыпают выгребные ямы.





Какие химические свойства у хлора?

Хлор реагирует с простыми веществами 2Na + Cl2 = 2NaCl

2Fe +3 Cl2 = 2FeCl3

2Cu + Cl2 = 2CuCl2

2P + 5Cl2 = 2PCl5

H2 + Cl2 = 2HCl

Хлор реагирует со сложными веществами – водой и щелочью:

Cl2 + H2O= HCl+ HClO

Cl2 + Ca(OH)2= CaOCl2+ H2O








  • Что понравилось вам на уроке?

  • Из каких двух частей наш урок состоял?

  • Какая часть урока принесла вам больше знаний о хлоре?



СОСРЕДОТОЧИМСЯ!

Что же определяет сходство и что определяет различие свойств хлора и фтора ?

Совместный вывод:

Сходство – определяет внешний уровень

Различие – разный радиус атома





3. Рефлексия

А завершить наш урок предлагаю сочинить СИНКВЕЙН.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.



Слайд 22



hello_html_2544a977.png



Предположительный ответ:

Хлор

Желто-зеленый,

Разрушает, убивает, окисляет

Соединения в костях, зубах, минералах

Неметалл

5 минут

Прием

СИНКВЕЙН



Оценивание ответов, успешности мыслительной деятельности.

Учитель: Наше путешествие не закончилось. Следующий урок – «Хлороводород и соляная кислота».

Д/задание: §14, задания 1 – 5.






Галогены. Урок 2 "Хлор"
  • Химия
Описание:
Цель:
Рассмотреть положение хлора в Периодической системе элементов. Ознакомить учащихся с нахождением хлора в природе и способами его получения. Сформировать знания о его физических и химических свойствах. Охарактеризовать области применения хлора и отметить его токсичность. Задачи:
Познакомить со свойствами галогенов, экспериментально подтвердить теоретические изыскания, формировать умение работать с текстом учебника, таблицами, проводить опыты и делать выводы.   Оборудование: 
Учебник «Химия 9». (Авторы Н.Н. Новошинская, И.Н. Новошинский), ноутбук, проектор, химические лаборатории.
Автор Кремнёва Ольга Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 725
Номер материала 36029
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓