Инфоурок Химия Другие методич. материалыГалогены. Урок 2 "Хлор"

Галогены. Урок 2 "Хлор"

Скачать материал

Министерство образования и науки РФ 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 6
муниципального образования

города Новороссийска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нестандартная форма проведения урока

Мастер класс

в режиме технологии развития критического мышления у учащихся

 

 

«Хлор»

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовлен

учителем химии высшей категории Кремневой О. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новороссийск

2014

Цель:  Рассмотреть положение хлора в Периодической системе элементов. Ознакомить учащих­ся с нахождением хлора в природе и способа­ми его получения. Сформировать знания о его физических и химических свойствах. Охарак­теризовать области применения хлора и отме­тить его токсичность. 

Задачи:  Познакомить со свойствами галогенов, экспериментально подтвердить теоретические изыскания,  формировать умение работать с текстом учебника, таблицами, проводить опыты и делать выводы.

Оборудование: Учебник «Химия 9». (Авторы Н.Н. Новошинская,            И.Н. Новошинский), ноутбук, проектор, химические лаборатории.

 

 

 


Ход урока

 

Этапы

Деятельность учителя

Комментарии, время

1. Вызов

 

Учитель: Наше путешествие по группе ГАЛОГЕНОВ продолжается! Предлагаю вам осуществить исследовательский проект.   Называется этот проект «ХЛОР».

Слайд 6

1 минута

 

 

Исследовательская лаборатория

 

Слайд 7

 

1 минута

 

На столах у 4-х групп учащихся вопросы с заданиями для самостоятельных исследований.

I Группа

1.     Положение хлора в периодической системе

2.     Строение атома хлора, число протонов, электронов, протонов.

3.     Электронная и электронно-графическая формула хлора.

 

Выступает представитель I группы:

1.     Хлор расположен в III периоде, VIIа подгруппе.

2.     Строение атома хлора:

Изотоп     содержит 17p 18n 17ē

3.     Электронная формула:

1s2 2s2 2p6 3s2 3p5

4.     Электронно-графическая формула хлора (записывается схема)

10 минут

 

II группа

4.     Валентные возможности хлора.

5.     Степень окисления хлора

6.     Высший оксид хлора

7.     Водородное соединение хлора

 

Выступает представитель II группы:

4.     Валентные возможности хлора:

(записывается схема распаривания электронов)

5.     Определяются степени окисления хлора по числовой прямой:

Начертим числовую прямую

Степень окисления лежит в промежутке от –1 до +7.

6.     Высший оксид хлора (+7): Cl2O7

7.     Водородное соединение хлора: HCl

 

 

 

III Группа

8.     Тип химической связи в молекуле хлора. Тип кристаллической решетки.

9.     Изобразить  электронную и графическую формулу молекулы хлора.

10. Физические свойства хлора.

 

Выступает представитель III группы:

8.     Тип химической связи – ковалентная неполярная, тип кристаллической решетки – молекулярная

9.     Электронная и графическая формула молекулы хлора:

  и  

10. Предполагаемые  физические свойства хлора. Сообщение учащихся.

 

 

 

Слайд 7а

 

Заполняем таблицу:

 

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1.

2.

3.

 

 

 

 

 

IV Группа

11.Возможные окислительно-восстановительные свойства хлора.

12.Записать уравнения, опираясь на знания из домашнего задания.

 

Выступает представитель IV группы:

11. Возможные окислительно-восстановительные свойства хлора.                                                Мы предполагаем, что проявляя промежуточную степень окисления  хлор может быть как окислителем, так  и восстановителем. Так,  у металлов хлор будет забирать электроны, а более сильным неметаллам отдавать.                         

12. Запишем  уравнения, опираясь на знания об ОВР

2Na + Cl2 = 2NaCl

 

 

2. Осмысление (реализация знаний)

Начинаем приобретать знания. Работая на уроке, мы будем исследовать свойства хлора  экспериментально,  заполнять в таблице  результаты.

 

 

20 минут

Прием – продолжение заполнения

таблицы

«Знаем – хотим узнать – узнали»

 

 

История открытия хлора

(объяснение нового материала)

Учитель: Хлор – желто-зеленый открыл в 1774 году шведский химик и фармацевт Карл Шееле

Слайд 8

Сообщение учащихся.

 

 

Нахождение хлора в природе

 

Учитель: Будучи очень активным хлор встречается только в виде соединений – хлоридов. Наиболее распространен хлорид натрия,  который содержится в воде морей, океанов и многих озер.

В организме человека ионы галогенов содержатся в эмали зубов – F, гипофизе – Br, в щитовидной железе – I,  в межклеточной жидкости – Cl.

 

Слайд 9

 

 

 

Учитель: Хлор входит в состав многих минералов, например, сильвинита KCl . NaCl, карналлита KCl . MgCl2 . 6H2O или галита NaCl.

 

Слайд 10

Слайд 11

Содержание хлора в земной коре 0,017 %. Природный хлор состоит из двух изотопов 35Cl    37Cl.

 

 

Получение хлора в лаборатории

(Мультимедийный показ демонстрационного опыта)

Слайд 12

4HCl + MnO2= MnCl2 + Cl2 + 2H2O

 

 

Получение хлора в промышленности

Слайд 13

Осуществляется действием электрического тока на расплав или раствор поваренной соли. Этот процесс называется электролизом.

Запишем уравнения:

2NaCl= 2Na + Cl2

2NaCl+ 2H2O= 2Na + Cl+ 2NaOH

 

 

 

Физические свойства хлора

(Мультимедийный показ демонстрационного опыта)

Слайд 14

Ядовит для всего живого, резкий удушливый запах, разрушает легкие. 

Работают с хлором под тягой. В одном объеме воды растворяется 2,5 объема хлор

Раствор хлора в воде называют хлорной водой, она имеет запах хлора.

Хлор легко сжижается под давлением, его перевозят в стальных цистернах.

 

 

Химические свойства хлора

(Мультимедийный показ демонстрационных опытов)

 

Слайд 15

 

Запись уравнений на доске на оценку (6 учащихся):

2Na + Cl2 = 2NaCl

2Fe +3 Cl2 = 2FeCl3

2Cu + Cl2 = 2CuCl2

2P + 5Cl2 = 2PCl5

H2 + Cl2 = 2HCl

Хлор реагирует со сложными веществами – водой и щелочью:

Cl2 + H2O= HCl+ HClO

Cl2 + Ca(OH)2= CaOCl2+ H2O

CaOCl2 – белильная известь, применяют для отбеливания тканей, бумаги и для дезинфекции, ею засыпают выгребные ямы.

Слайд 16

 

 

 

 

 

Применение хлора и его соединений

Слайд 14

 

5 минут

 

Учитель: Проверим, как вы заполнили таблицу, которую мы начертили в начале урока.

Знаем

Хотим узнать

Исследовали и узнали

1.     Хлор расположен в III периоде, VIIа подгруппе.

2.     Строение атома хлора:

Изотоп     содержит 17p 18n 17ē

3.     Электронная формула:

1s2 2s2 2p6 3s2 3p5

Электронно-графическая формула хлора (записывается схема)

Какие физические свойства у хлора?

1.               Ядовит для всего живого, резкий удушливый запах, разрушает легкие. 

Работают с хлором под тягой. В одном объеме воды растворяется 2,5 объема хлор

Раствор хлора в воде называют хлорной водой, она имеет запах хлора.

Хлор легко сжижается под давлением, его перевозят в стальных цистернах.. Фтор – разрушающий, бром – зловонный,  хлор – желто-зеленый.

4.     Валентные возможности хлора:

(записывается схема распаривания электронов)

5.     Определяются степени окисления хлора по числовой прямой:

Начертим числовую прямую

Степень окисления лежит в промежутке от –1 до +7.

6.     Высший оксид хлора (+7): Cl2O7

7.     Водородное соединение хлора: HCl

Как получают хлор?

2.В лаборатории

2NaCl= 2Na + Cl2

2NaCl+ 2H2O= 2Na + Cl+ 2NaOH

В промышленности

4HCl + MnO2= MnCl2 + Cl2 + 2H2O

8.     3 Тип химической связи – ковалентная неполярная, тип кристаллической решетки – молекулярная

9.     Электронная и графическая формула молекулы хлора:

  и  

Что общего у хлора с другими галогенами?

Очень высокая химическая активность

10. Возможные окислительно-восстановительные свойства хлора.                                                Мы предполагаем, что проявляя промежуточную степень окисления  хлор может быть как окислителем, так  и восстановителем. Так,  у металлов хлор будет забирать электроны, а более сильным неметаллам отдавать.                         

11. Запишем  уравнения, опираясь на знания об ОВР

2Na + Cl2 = 2NaCl

  .

Как влияют дополнительные валентностои хлора на его свойства по сравнению с фтором7

4.     Образует несколько оксидов  ): Cl2O; Cl2O5 Cl2O3 ;  Cl2O

 

5. В высшей степени окисления галогены проявляют окислительные,  низшей –восстановительные  свойства, и в промежуточной окислительно-восстановительную двойственность.

Какое значение имеет хлор для техники, для жизни человека?

В организме человека ионы галогенов содержатся в эмали зубов – F, гипофизе – Br, в щитовидной железе – I,  в межклеточной жидкости – Cl.

CaOCl2 – белильная известь, применяют для отбеливания тканей, бумаги и для дезинфекции, ею засыпают выгребные ямы.

 

 

Какие химические свойства у хлора?

Хлор реагирует с простыми веществами 2Na + Cl2 = 2NaCl

2Fe +3 Cl2 = 2FeCl3

2Cu + Cl2 = 2CuCl2

2P + 5Cl2 = 2PCl5

H2 + Cl2 = 2HCl

Хлор реагирует со сложными веществами – водой и щелочью:

Cl2 + H2O= HCl+ HClO

Cl2 + Ca(OH)2= CaOCl2+ H2O

 

 

 

-   Что понравилось вам на уроке?

-   Из каких двух частей наш урок состоял?

-   Какая часть урока принесла вам больше знаний о хлоре?

 

СОСРЕДОТОЧИМСЯ!

Что же определяет сходство и что определяет различие свойств хлора и фтора ?

Совместный вывод:

Сходство – определяет внешний уровень

Различие – разный радиус атома

 

 

3. Рефлексия

А завершить наш урок предлагаю сочинить СИНКВЕЙН. 

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

 

Слайд 22

 

 

Предположительный ответ:

Хлор

Желто-зеленый,

Разрушает, убивает, окисляет

Соединения  в костях, зубах,  минералах

Неметалл

5 минут

Прием

СИНКВЕЙН

 

Оценивание ответов, успешности мыслительной деятельности.

Учитель: Наше путешествие не закончилось. Следующий урок – «Хлороводород и соляная кислота».

Д/задание:   §14, задания 1 – 5.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Галогены. Урок 2 "Хлор""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель:
Рассмотреть положение хлора в Периодической системе элементов. Ознакомить учащихся с нахождением хлора в природе и способами его получения. Сформировать знания о его физических и химических свойствах. Охарактеризовать области применения хлора и отметить его токсичность. Задачи:
Познакомить со свойствами галогенов, экспериментально подтвердить теоретические изыскания, формировать умение работать с текстом учебника, таблицами, проводить опыты и делать выводы.   Оборудование: 
Учебник «Химия 9». (Авторы Н.Н. Новошинская, И.Н. Новошинский), ноутбук, проектор, химические лаборатории.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 828 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1564
    • DOCX 9.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кремнёва Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кремнёва Ольга Николаевна
    Кремнёва Ольга Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8825
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 463 человека из 70 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель химии

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сельский и индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе