Главная / Химия / Галогены. Урок 1 "Общая характеристика"

Галогены. Урок 1 "Общая характеристика"

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 6
муниципального образования

города Новороссийска













Нестандартная форма проведения урока

Мастер класс

в режиме технологии развития критического мышления у учащихся



«Экскурсия в страну галогенов»

(урок 1)








Материал подготовлен

учителем химии высшей категории Кремневой О. Н.









Новороссийск

2014

Цель: Сформировать знания о галогенах как о типичных неметаллах, собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их.

Задачи: Познакомить со свойствами галогенов, экспериментально подтвердить теоретические изыскания, формировать умение работать с текстом учебника, таблицами, проводить опыты и делать выводы.

Оборудование: Учебник «Химия 9». (Авторы Н.Н. Новошинская, И.Н. Новошинский), ноутбук, проектор, химические лаборатории.


hello_html_m53a81b50.png


Ход урока


Этапы

Деятельность учителя

Комментарии, время

1. Вызов


Учитель: Прежде чем приступить к новой теме, я хочу вам напомнить, что в этом учебном году мы изучали Периодическую систему Д.И.Менделеева и научились давать характеристику химическому элементу. А с сегодняшнего урока мы будем характеризовать целые группы химических элементов. Уверена, что вы это сделаете самостоятельно!

Вопрос: Кто вспомнит, как называются подгруппы-А в Периодической системе?

Ответы: IА- щелочные металлы, IIА – щелочноземельные металлы, IIIА – подгруппа бора, IVА – подгруппа углерода, VА – подгруппа азота, VIА – халькогены, VIIА – галогены, VIIIА – инертные элементы. Мы начнем изучение групп элементов с VII-А группы, которые называются «Галогены».

Слайд 6

hello_html_m79719d12.png

Учитель: Что же это за удивительные, необыкновенные, проявляющие особый характер элементы – Галогены? Посмотрите, как они выглядят.


15 минут



Демонстрационный опыт № 1

Образцы галогенов

(Учитель открывает на демонстрационном столе образцы простых веществ – галогенов)

Слайд 7

hello_html_248469db.png

Арабская пословица гласит: «Кто путешествует, тот познает».

Предлагаю вам путешествие по удивительной стране «Галогены». Но путешествуя, мы будем не созерцателями, но исследователями.





Исследование – теоретическое

Отвечаем на вопросы (в скобках приводится предполагаемый ответ):

  • Перечислите, какие химические элементы относят к галогенам? (фтор, хлор, бром, йод).

  • Среди каких элементов по классификации они находятся? (галогены располагаются в правом верхнем углу Периодической системы, среди неметаллов).

  • Что обозначает номер группы для этих элементов? (число валентных электронов на внешнем энергетическом уровне 7).

  • Какую роль играют электроны внешнего энергетического уровня? (они являются валентными и принимают участие в химической связи).




Слайд 8

hello_html_ma22b6bd.png



  • Вспомните, какую степень окисления проявляют неметаллы, а значит и галогены? (как неметаллы галогены проявляют высшую +7, низшую 1, промежуточные степени окисления).

  • Какие свойства проявляют элементы, следовательно и галогены в низшей степени окисления, высшей и промежуточной? (в высшей степени окисления галогены проявляют окислительные, низшей – восстановительные свойства, и в промежуточной окислительно-восстановительную двойственность).

  • В каких периодах находятся галогены, и как это влияет на строение атомов их? (расположены галогены во II, III, IV, V периодах, и в этом же порядке возрастает радиус их атомов)



Слайд 9

hello_html_4a6d69d5.png



  • Радиусы атомов увеличиваются, связи с этим электроны последнего энергетического уровня все слабее притягиваются к ядру, значит, сильнее всего электроны удерживает фтор.

  • Как правильно написать формулы молекул галогенов? (молекулы галогенов двухатомны F2, Cl2 , Br2, I2 .)

  • Какие типы химической связи вы можете вспомнить, какой тип связи в молекулах галогенов простых веществ? (типы химической связи: ионная, ковалентная полярная, ковалентная неполярная; в молекулах галогенов связь ковалентная неполярная)




Слайд 10

hello_html_m72193408.png



Заполняем таблицу:



Знаем

Хотим узнать

Узнали

1.

2.

3.






Прием

Таблица

«Знаем – хотим узнать»



Слайд 11

hello_html_me78de7a.png





  • По просмотренному видеосюжету скажите, к веществам какого строения относят галогены? (молекулярного строения)

  • Какой общей формуле подчиняются оксиды этих элементов? (R2O7)

  • Может быть, вы вспомните исключение, связанное с оксидом фтора, (кислородное соединение фтора F2O)

  • К каким по свойствам относятся оксиды галогенов? (Оксиды галогенов – оксиды неметаллов, значит они кислотные.)







Слайд 12



hello_html_m3b3e8dc6.png







  • Какой общей формуле подчиняются водородные соединения этих элементов? (RH)





Слайд 13

hello_html_69dfff4f.png

Радиус атома растет, связь водорода с ядром атома ослабевает, сила диссоциации возрастает. Сила кислот растет, прочность соединения падает





  • Попробуйте рассказать, как человек, использует свойства галогенов? (Йод используется в медицине. Хлор – в быту для уничтожения инфекции. Таблетки брома – как успокоительное лекарство)





Учитель: Кажется, что мы много знаем о галогенах, но это не совсем так. Сегодня мы познакомимся с незнакомцами – галогенами. Удивились? Хотите, докажу, что они действительно для вас незнакомцы?

Запишем тему урока: «Общая характеристика галогенов. Различие и сходство свойств галогенов».



2. Осмысление (реализация знаний)

Начинаем приобретать знания. Работая на уроке, мы будем исследовать свойства галогенов экспериментально, заполнять в таблице результаты.



Исследование практическое

Демонстрационный опыт 2

Исследование физических свойств галогенов



Рассмотрим галогены – простые вещества. В этом цилиндре находится хлор. В этой ампуле – бром, этой пробирке – йод. Фтор я показать не могу, так как он очень токсичен (учитель показывает образцы заранее полученного хлора, ампулу с бромом и кристаллы йода).



Слайд 14

hello_html_m38d3d487.png



Ответы детей. Описывают и записывают свои наблюдения об агрегатном состоянии галогенов

Учитель: Я не показала вам фтор. Предположите, в каком агрегатном состоянии он может быть?



20 минут

Прием – продолжение заполнения

таблицы

«Знаем – хотим узнать – узнали»







Учитель: Обратимся к учебнику на стр. 59 в таблице 2 помещены данные для галогенов в обычном состоянии.





Слайд 15

hello_html_mb2ac5ec.png



Учитель: Сделайте вывод: как у галогенов изменяются физические свойства? Запишите таблицу и свои выводы. (Ответы: температуры кипения и плавления, а также плотность увеличиваются; цвет сгущается от хлора к йоду).

Учитель: Какой предположительно цвет у фтора? (Ответы: у фтора цвет предположительно светлее, чем у хлора)

Учитель: Действительно, фтор зеленоватый (флюор), хлор – желтый (хлорос), бром – бурая жидкость (бромос), йод – темно-фиолетовые блестящие кристаллы.

Учитель: Названия галогенов произошли от их уникальных свойств. Исследуем их.







Демонстрационный опыт 3

Возгонка йода



Учитель: Показываю вам особое свойство йода. В пробирку помещаю несколько кристалликов йода. Закрываю пробирку пробкой и нагреваю. Переворачиваю пробирку.



Слайд 16



hello_html_15e177bf.png



Какой результат нашего исследования? (Ответ: йод из кристаллического темно-серого вещества минуя жидкое превращается в пар фиолетово цвета, при остывании вновь осаждается на стенках пробирки в виде кристаллов).

Это явление называется «возгонкой». Иодес – фиолетовый – это йод. Отсюда и название. У других галогенов названия тоже от их свойств. Фтор – разрушающий, бром – зловонный, хлор – желто-зеленый.







Демонстрационный опыт № 4

Растворимость галогенов



Учитель: На столе в пробирках растворы галогенов в воде. Они носят названия: бромная и йодная вода. Присмотритесь! Бром и йод находятся на дне растворов. В воде они мало растворимы. Добавляю в обе пробирки органический растворитель спирт.

Что наблюдаете? (Ответ: бром и йод переходят из осадков в раствор). Фтор воспламеняет воду. Хлор также реагирует с ней.

Какой результат исследования? (Ответ: в воде галогены мало растворимы, растворимость падает от фтора к йоду, в органических растворителях галогены растворяются хорошо)









Лабораторный опыт № 4

Вытеснение одних галогенов другими из солей



Техника безопасности

О серьезном с улыбкой



При работе с веществами? Не берите их руками? И не пробуйте на вкус. Реактивы – не арбуз: Слезет кожа с языка? И отвалится рука

Если хочешь сунуть нос во флакон с

раствором

Знай! Что потеряешь нюх с метода такого,

Чтобы запах распознать приготовь ладошку

Двигай руку от пробирки к носу

понемножку







Слайд 17

hello_html_m7e8909d8.png



Слайд 18

hello_html_m24b8946a.png



Слайд 19

hello_html_825ab02.png







Выполнение лабораторного опыта, стр. 63 учебника. Уравнения записываются детьми на доске.

Cl2 + 2 KI =2 KCl + I2 – желтое окрашивание

Cl2 + 2NaBr = 2NaCl + Br2 – бурое окрашивание

Br2 + NaСl = нет реакции

Br2 + 2KI = 2K Br + I2 – желтое окрашивание









Учитель: Какой результат исследования? (Ответ: хлор более активный галоген, чем бром и йод, бром более активны, чем йод. Активность галогенов падает от фтора к йоду).

Слайд 20

hello_html_mf018e1.png

На слайде показ результата опыта.

Обсуждение вопроса о вытеснение менее активных галогенов из их соединений более активными. Теоретическое обоснование проведенных практических исследований







Физминутка







Работаем в парах.

Задача: Сравнить строение атомов фтора и хлора и связать с активностью и степенью окисления.

Ответы:

  1. Атом фтора не имеет дополнительных d-орбиталей. Его один единственный электрон позволяет иметь только одну единицу валентности и степени окисления –1. У хлора и других галогенов есть d-орбитали, поэтому у него валентные возможности: –1, 0, +3, +5, +7. Этим и объясняется, что фтор не имеет оксида, F2O – кислородное соединение.

  2. Уменьшение активности галогенов от фтора к йоду объясняется увеличением радиуса атомов и уменьшением связи электронов внешнего энергетического уровня с ядром атома. Это приводит к увеличению металлических свойств. Вот почему йод внешне похож на металл.

  3. Фтор самый электроотрицательный элемент и даже кислород проигрывает ему в этом. Поэтому в кислородном соединении фтора кислород имеет степень окисления +2.







Учитель: Могут ли, такие элементы и такие простые вещества находится в природе в свободном состоянии?



Слайд 21

Экскурсия в мир минералов (рождающие соли)

hello_html_30b0881e.png

Учитель: Все Галогены (кроме искусственно полученного астата) находятся в природе, и все в силу своей высокой активности только в соединениях:

  • флюорит CaF2 ,

  • каменная соль NaCl,

  • бурые водоросли cодержат соли брома,

  • миерсит AgI.





Учитель: Проверим, как вы заполнили таблицу, которую мы начертили в начале урока.

Знаем

Хотим узнать

Исследовали и узнали

1.Элементы VIIа подгруппы: фтор, хлор, бром, йод, астат.

Почему у этих элементов такие необычные названия?

Иодес – фиолетовый – это йод. Отсюда и название. У других галогенов названия тоже от их свойств. Фтор – разрушающий, бром – зловонный, хлор желто-зеленый.

2. Галогены располагаются в правом верхнем углу Периодической системы, среди неметаллов.

Какую промежуточную степень окисления могут проявлять галогены?

Плотность галогенов увеличивается с увеличением порядкового номера, значит фтор – газ.

3. Галогены содержат на внешнем энергетическом уровне 7 валентных электронов. Они принимают участие в образовании химической связи.

Какие физические свойства у галогенов?

Цвет галогенов сгущается с увеличением порядкового номера. Фтор – зеленоватый (флюор), хлор – желтый (хлорос), бром – бурая жидкость (бром), йод – серые блестящие кристаллы.

4. Как неметаллы галогены проявляют высшую +7, низшую 1, промежуточные степени окисления.

Как связать строение атомов со свойствами галогенов?

В воде галогены малорастворимы. Растворимость падает от хлора к йоду. В органических растворителях галогены растворяются хорошо.

Фтор воcпламеняет воду.

5. В высшей степени окисления галогены проявляют окислительные, низшей –восстановительные свойства, и в промежуточной окислительно-восстановительную двойственность.

В чем исключительность фтора и его кислородного соединения?

«Возгонка» – это явление перехода вещества из твердого стояния в газообразное минуя жидкое.

6. Расположены галогены во II , III, IV, V периодах, и в этом же порядке возрастает радиус их атомов.


Активность галогенов падает от фтора к йоду.

7. Молекулы галогенов двухатомны F2 , Cl2 , Br2 , I2 .


Атом фтора не имеет дополнительных d-орбиталей. Его один единственный электрон позволяет иметь только одну единицу валентности и степени окисления –1. У хлора есть d-орбитали, поэтому у него валентные возможнос ти: –1, 0, +3, +5,+7. Этим и объясняется, что фтор не имеет оксида F2O.

8. Типы химической связи: ионная, ковалентная полярная, ковалентная неполярная. В молекулах галогенов связь ковалентная неполярная.

Запишем молекулярную, электронную и структурную формулу одного из галогенов.


Фтор самый электроотрицательный элемент и даже кислород проигрывает ему в этом. Поэтому в кислородном фтора кислород и соединении меет степень окисления +2.

9. Общая формула оксидов галогенов – R2 O7.


Все Галогены (кроме искусственно полученного астата) находятся в природе, и все в силу своей высокой активности только в соединениях:

флюорит CaF2 ,

каменная соль NaCl,

бурые водоросли cодержат соли брома,

миерсит AgI.

10. Общая формула водородных соединений – RH



11. Оксиды галогенов оксиды неметаллов, значит они кислотные. Гидроксидами являются кислоты.









Учитель: Мы с вами увидели, что галогены обладают особыми свойствами, они опасны, ядовиты, токсичны. Ответьте на вопросы:

  • Что понравилось вам на уроке?

  • Из каких двух частей наш урок состоял?

  • Какая часть урока принесла вам больше знаний о галогенах?

  • Какое второе название имеют галогены?

СОСРЕДОТОЧИМСЯ!

Что же определяет сходство и что определяет различие галогенов?

Совместный вывод:

Сходство – определяет внешний уровень

Различие – разный радиус атома





3. Рефлексия

А завершить наш урок предлагаю сочинить СИНКВЕЙН.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.



Слайд 22



hello_html_2544a977.png



Предположительный ответ:

Галогены

Желто-зеленый, бурый, фиолетовый,

Разрушают, убивают, окисляют

Соединения в костях, зубах, водорослях, минералах

Неметаллы

10 минут

Прием

СИНКВЕЙН



Оценивание ответов, успешности мыслительной деятельности.

Учитель: Наше путешествие только началось. Следующий урок – «Хлор». В чем его уникальность, полезность и опасность? (компактный дополнительный или презентационный материал).



Д/задание: §13,

Упр. 1,2,3 стр. 61, письменно







Коллеги! Количество слайдов на уроке конечно минимальное.

Методическое пособие позволяет сделать Вам выбор.


Можно продумать театрализованное представление элементов.


ФТОР

Элементом убийцей считаюсь

Многих химиков я погубил

Муассана оставил без глаза

Гей-Люссака и Деви убил

Академика Нокса я жизни лишил.

Что ученые! Этого мало!

Воду я поджигаю, в газ ее превращаю, реагирую со взрывом

И только в пластмассе я уживаюсь

В зубах и костях я всю жизнь сохраняюсь!


ХЛОР

Зелено-желтый, ядовитый

В свободном виде отравляю

С металлом же соединившись

Любую пищу посолю Я!


ЙОД



Твердый, серый, в спирте бурый

На металл похож слегка

Участие я принимаю в обмене жира и белка.


БРОМ

В чистом виде он летуч, удушлив, ядовит

В Саамском озере, в Крыму лечебным действием замечен

И тем известен потому.

Он отвратительно пахучий

В солях бесцветен.




Галогены. Урок 1 "Общая характеристика"
  • Химия
Описание:
Цель:
Сформировать знания о галогенах как о типичных неметаллах, собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Задачи: Познакомить со свойствами галогенов, экспериментально подтвердить теоретические изыскания, формировать умение работать с текстом учебника, таблицами, проводить опыты и делать выводы.
Задачи:
Познакомить со свойствами галогенов, экспериментально подтвердить теоретические изыскания, формировать умение работать с текстом учебника, таблицами, проводить опыты и делать выводы.
Автор Кремнёва Ольга Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 852
Номер материала 36028
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓