Главная / Обществознание / Фрагмент урока для конкурса "Учитель года"

Фрагмент урока для конкурса "Учитель года"

Фрагмент урока обществознания в 9 классе на тему

«Потребитель и его права»

Учитель: Аксёнова Марина Викторовна

Школа: МКОУ «Байчуровская СОШ»

Предмет: обществознание

Класс: 9

Цели урока - создание условий:

- для формирования представления об основных правах потребителя в соответствии с «Законом о защите прав потребителей»;

- для развития умения самостоятельной работы с документами актового характера:

 читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать;

- для повышения потребительской культуры школьников, осознанию учащимися

собственной потребительской позиции.

 Тип учебного занятия  - урок изучения нового материала.

Форма проведения (в соответствии с основным способом подачи нового

материала): урок -  лабораторное занятие  (учащиеся работают с текстом

 «Закона о защите прав потребителей», выполняют учебные познавательные

задания, оформляя в тетради результат).

 Методы обучения:

- печатно-словесный метод обучения: анализ документа, выписывание понятий,

вычленение  смысловых единиц;

- проблемный метод обучения: усвоение знаний через активную мыслительную

деятельность,  т.е. через решение ситуационных задач;

- наглядный метод обучения (предметная наглядность – мультимедийная

презентация).

 Оборудование:

- учебник Краченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.

- текст «Закона о защите прав потребителей» (отдельные статьи)

- раздаточный материал ситуационные задачи у каждого ученика;

- презентация к уроку;

- ПК, проектор, экран, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы получите знания, которые абсолютно точно пригодятся вам на практике.

  1. Объяснение нового материала.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Потребитель и его права» (слайд 1).

Давайте для начала определимся с тем, кто же такие потребители. Какие ассоциации у вас возникают с этим словом?

(Ответы учащихся записываются на интерактивной доске)

Молодцы, а теперь давайте сравним то, что у нас получилось с определением этого понятия, которое приводится в тексте учебника на стр 102. (Выводится на интерактивную доску рядом с получившейся схемой).

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Ну, вот видите, ребята, вы смогли выделить ключевые слова в определении понятия потребитель.

Скажите, а приходилось ли вам самим выступать в роли потребителей?

(Ответы учащихся)

Конечно, приходилось и ещё не раз придётся. А знаете ли вы, какими правами обладают потребители?

(Ответы учащихся)

А кто эти права должен и может защищать?

(Ответы учащихся)

Действительно, в нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей (слайд 2).

  • Гражданский кодекс РФ

  • Закон «О рекламе»

  • Закон «О сертификации»

  • Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»

Но наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года

И есть три пути защиты этих прав (слайд 3).

Первый  путь - гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.) Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания. Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества  товара  или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину, мастерской (продавцу, исполнителю)В случае отказа необходимо написать претензионное письмо, изложить суть, указать факт отказа.

Второй путь - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей. В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей", общественные организации потребителей имеют право:

- проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);

- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;

- участвовать в контроле  за применением регулируемых цен;

- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к ответственности  лиц, виновных в нарушении прав потребителей;

- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.

Третий путь - обращение потребителя за защитой к специальным государственным    органам. В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство  защищает. В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями   в сфере потребительского рынка. К ним вы можете обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав. А теперь давайте поучимся отстаивать свои права как потребителей на примере конкретных  жизненных ситуаций!

Давайте рассмотрим с вами несколько ситуаций, в которых вы можете оказаться в качестве потребителя.

У вас на столах находится текст «Закона о защите прав потребителей», а также тексты ситуационных задач. Работать вы будете по следующему алгоритму (слайд 4):

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация)

2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)

3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

На работу вам отводится 5 минут. Затем мы проверим результат.

Ситуации:

  1. Ольга увидела в каталоге фирмы костюм, о котором давно мечтала. Через две недели Ольга получила посылку, оплатив заказ и его доставку. Костюм из посылки разочаровал Ольгу, так как он оказался ей совсем не к лицу. Какие права имеет в данном случае потребитель?

  2. Гражданин Федотов купил часы, но вскоре они сломались, и их пришлось отдать в ремонт. Когда Федотов пришел в назначенный день, чтобы забрать часы, то оказалось, что часы утеряны. Какая ответственность предусматривается для часовой мастерской?

  3. Во время лечения в платной стоматологической поликлинике гражданину удалили не тот зуб. Врач, проводивший операцию, просто извинился. Ваши советы пострадавшему. 

  4. Покупательница приобрела холодильник, который сломался  через 19 месяцев при гарантии 2 года.  Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный  срок холодильника кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды. Докажите это.

  5. Светлана Григорьевна купила сыну ботинки. Когда сын их надел, то оказалось, что ботинки велики и фасон их не понравился подростку. Можно ли вернуть ботинки в магазин, если с момента покупки прошло 10 дней, но ботинки подросток не носил,  и сохранилась упаковка товара? 

  6. Денис купил джинсы. Поскольку он ранее уже покупал одежду этой фирмы, Денис без примерки  взял джинсы того же размера, что и месяц назад. Срезав дома все товарные ярлыки, он обнаружил, что джинсы ему малы. В магазине Денису отказали обменять купленный товар. Прав ли продавец?

(Несколько учащихся зачитывают задачи и свои решения)

Молодцы, вы успешно справились с заданием.

  1. Закрепление изученного материала.

Группа учёных составила «Памятку потребителя». Этот текст сейчас перед вами, но, к сожалению, он сохранился не полностью, давайте заполним пропуски в этом документе.

Памятка потребителя

  1. При покупке товаров сохраняйте … (чек, гарантийный талон).

  2. Необходимо быть очень внимательными самому, выбирая тот или иной товар, принимая определенную услугу.

  3. При обнаружении дефектов в приобретенном товаре вы можете:

а) потребовать, чтобы … (в течение … дней) (недостатки были устранены в течение 20 дней);

б) договориться с продавцом об … за эту вещь, если она ему нужна в таком виде (закон устанавливает 10-дневный срок для разрешения вопроса таким путём) (уменьшении цены);

в) заменить на такой же, но качественный товар (в течение … дней) (7);

г) заменить на … (другой товар);

д) если вам расхотелось иметь купленную вещь, надо … (возвратить её в магазин до определённого срока, а деньги получить обратно).

4. Качественный товар можно обменять или возвратить продавцу, получив назад деньги, в течение … дней (14).

5. Условия оказания услуг или выполнения работ устанавливаются … между потребителем и исполнителем (договором).

(Текст выведен на интерактивную доску, учитель вызывает помощника, который будет заполнять пропуски, опираясь на советы одноклассников).

  1. Подведение итогов.

Сфера услуг - важная  отрасль нашей экономики, но, к сожалению, ещё не достаточно развита. В жизни часто возникают проблемные ситуации. Важно понять, что если возникли проблемы в мастерской, в магазине, ателье, то доброжелательный тон и улыбка - это необходимое условие  общения. Отстаивание своих прав и предъявление претензий ни в коем случае не должны сводиться к унижению  продавца или  исполнителя. Закон всегда на стороне потребителя, но если вам предлагается уладить  конфликт самостоятельно, на приемлемых условиях, то лучше согласиться.

Вы прекрасно сегодня поработали, спасибо за внимание. До свидания, ребята.





Фрагмент урока для конкурса "Учитель года"
  • Обществознание
Описание:

Фрагмент урока обществознания в 9 классе на тему

«Потребитель и его права»

Учитель: Аксёнова Марина Викторовна

Школа: МКОУ «Байчуровская СОШ»

Предмет: обществознание

Класс: 9

Цели урока - создание условий:

- для формирования представления об основных правах потребителя в соответствии с «Законом о защите прав потребителей»;

- для развития умения самостоятельной работы с документами актового характера:

 читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать;

- для повышения потребительской культуры школьников, осознанию учащимися

собственной потребительской позиции.

 Тип учебного занятия  - урок изучения нового материала.

Форма проведения (в соответствии с основным способом подачи нового

материала): урок -  лабораторное занятие  (учащиеся работают с текстом

 «Закона о защите прав потребителей», выполняют учебные познавательные

задания, оформляя в тетради результат).

 Методы обучения:

- печатно-словесный метод обучения: анализ документа, выписывание понятий,

вычленение  смысловых единиц;

- проблемный метод обучения: усвоение знаний через активную мыслительную

деятельность,  т.е. через решение ситуационных задач;

- наглядный метод обучения (предметная наглядность – мультимедийная

презентация).

 Оборудование:

- учебник Краченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.

- текст «Закона о защите прав потребителей» (отдельные статьи)

- раздаточный материал ситуационные задачи у каждого ученика;

- презентация к уроку;

 

- ПК, проектор, экран, интерактивная доска.

Автор Аксенова Марина Викторовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 596
Номер материала 23470
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓