Фрагмент рабочей программы по истории Древнего мира 5 класс, ФГОС ООО
Пояснительная записка:
Источники
составления программы:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/
- Примерная
программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным
предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2010.- (Стандарты второго
поколения).
- Примерное
тематическое планирование. История. 5-9 классы. - Примерные программы по
учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2010.- (Стандарты
второго поколения).
- Рабочая
программа по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие
программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9
классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин,
Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
- Поурочное
тематическое планирование курса всеобщей истории для 5-9 классов. История
Древнего мира 5 класс. - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной
линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для
учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и
др. – М.: Просвещение, 2011.
- Дидактическая
оснащенность курса всеобщей истории в основной школе - Всеобщая история.
Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина –
А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений
/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
·
Положение о рабочей
программе педагога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Советская средняя общеобразовательная школа» Советского района Алтайского края
·
Учебный план МБОУ
«Советская сош»
·
Основная Образовательная
Программа МБОУ «Советская сош»
Рабочая программа конкретизирует
содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение
учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС ООО, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации
единой концепции исторического образования.
Основной
направленностью программы курса является воспитание патриотизма,
гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам
человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для
жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение
обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Данная программа
реализуется на основе УМК по предмету:
- - История Древнего
мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. –
М.: Просвещение, 2012.
- - Рабочая тетрадь по истории Древнего
мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2012.
- Проверочные и
контрольные работы по истории Древнего мира А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.
Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2014.
1.1.
Цель изучения
предмета «История Древнего мира»:
— освоение
значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и
России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования
качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
1.2.
Задачи изучения
предмета «История Древнего мира»:
— формирование у пятиклассников ценностных ориентиров
для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе
освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
— овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в
социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и
раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего
мира»;
— воспитание толерантности, уважения к культурному наследию,
религии различных народов с использованием педагогического и культурного
потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
— формирование способности к самовыражению, самореализации,
на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
— развитие у учащихся интеллектуальных способностей и
умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных
ситуациях;
— формирование у школьников способности применять знания
о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима,
других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с
другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти
знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития
учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в
понимании и уважении других людей, народов и культур.
1.3 Место учебного предмета
«История» в Базисном учебном (образовательном) плане.
Школьный предмет «История Древнего мира» должен
ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими
понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы
исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить
учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В
соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира»
относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного
общего образования (в 5–9 классах в общем объеме
374 часа).
Реализация
рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в
неделю).
В соответствии с БУП
программа предполагает также обобщающие уроки по разделам - 4 ч; повторению
всего изученного за курс «История Древнего мира» — 1 ч., которые способствуют
формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей
организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить
контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах
(самостоятельные работы, тестовые задания).
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая,
исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного
обучения, музейная педагогика, тестового контроля, системно-деятельностный,
компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный подход.
1.3.
Формы и средства
контроля, знаний, умений и навыков.
Основной формой контроля знаний, умений,
навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
●
определить фактический
уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
●
установить соответствие
этого уровня требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования;
●
осуществить контроль за
реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы,
самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный
ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка
за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный
журнал к следующему уроку.
Инструментарий
для оценивания результатов:
устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные
работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная
система
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по
истории
Ставится оценка:
«5» - за ответ,
обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал
в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5»
ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное
исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии
неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание
основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
«2» - за незнание
большей части материала темы или основных ее вопросов
«1» - при отказе от
ответа или при полном незнании темы
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по
истории
% выполнения
|
0-27
|
28-52
|
53-77
|
78-100
|
Отметка
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по
истории
Отметка
Содержание
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
Общая информация
|
Тема предмета не
очевидна. Информация не точна или не дана.
|
Информация частично
изложена. В работе использован только один ресурс.
|
Достаточно точная
информация. Использовано более одного ресурса.
|
Данная информация
кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
|
2
Тема
|
Не раскрыта и не
ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.
|
Тема частично
раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.
|
Сформулирована и
раскрыта тема урока.
Ясно изложен
материал.
|
Сформулирована и
раскрыта тема урока.
Полностью изложены
основные аспекты темы урока.
|
3
Применение и проблемы
|
Не определена
область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.
|
Отражены некоторые
области применения темы. Процесс решения неполный.
|
Отражены области
применения темы. Процесс решения практически завершен.
|
Отражены области
применения темы. Изложена стратегия решения проблем.
|
Критерии оценки
мультимедийной презентации
|
СОЗДАНИЕ
СЛАЙДОВ
|
Максимальное количество баллов
|
Оценка группы
|
Оценка учителя
|
·
Титульный слайд с
заголовком
|
5
|
|
|
·
Минимальное количество –
10 слайдов
|
10
|
|
|
·
Использование
дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
|
5
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
·
Использование эффектов
анимации
|
15
|
|
|
·
Вставка графиков и
таблиц
|
10
|
|
|
·
Выводы, обоснованные с
научной точки зрения, основанные на данных
|
10
|
|
|
·
Грамотное создание и
сохранение документов в папке рабочих материалов
|
5
|
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ
|
·
Текст хорошо написан и
сформированные идеи ясно изложены и структурированы
|
10
|
|
|
·
Слайды представлены в
логической последовательности
|
5
|
|
|
·
Красивое оформление презентации
|
10
|
|
|
·
Слайды распечатаны в
формате заметок.
|
5
|
|
|
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:
|
90
|
|
|
Планируемые образовательные результаты (личностные,
метапредметные – в виде перечня соответствующих УУД, предметные – в виде
перечня предметных учебных действий), и поурочный тематический план в
соответствии с указанной ниже таблицей.
Тематическое поурочное планирование раздела «Древний Египет», продолжительность изучения раздела 8 часов.
Номер урока
|
Тема урока
|
Основное содержание
урока (включая демонстрационные опыты, практические работы, проверочные
работы и др.)
|
Планируемые
результаты изучения раздела обучающимися
|
Ведущие способы
достижения планируемых результатов
|
|
Личностные (через
ЛУУД)
|
Метапредметные
(через ПУУД, КУУД, РУУД)
|
Предметные (через
предметные учебные действия)
|
|
Формы обучения
|
Методы
|
Средства
|
|
|
Государство на берегах Нила.
|
Древний
Египет. Условия жизни и занятия населения.
Работа
с картой, атласом
|
Формировать отношение к мировым
цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и
будущего в развитии мировой истории Оценивать достижения культуры.
|
Умение вести
самостоятельный
поиск, анализ,
отбор информа-
ции, её преобразо-
вание.
Находить и
группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных
источников к параграфу, дополнительной литературы.Комментировать понятия и
самостоятельно формулировать их.
Основные категории
населения, их положение. Выделять главное в части параграфа, во всем
параграфе.
Выделять ключевые
понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.
|
Учащийся должен
уметь:
- приводить примеры
исторических
объектов;
- объяснять, для
чего
изучают историю.
определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность
человека. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого
земледельца.
|
урок открытия новых
знаний
познавательные
уроки;
сюжетноролевые игры
урок-экскурсия
в прошлое;
|
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые
наглядные, практические. Работа с книгой.
|
учебник,
методическое пособие, дидактический материал, тестовый материал, средства
наглядности, ТСО
учебные
компьютерные программы
|
|
|
Как жили земледельцы и ремесленники.
Наука о народах и наука о прошлом.
|
Древний
Египет. Условия жизни и занятия населения.
Сравнительная
характеристика.
|
|
|
Жизнь египетского вельможи.
|
Управление
государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон.
|
|
|
Военные походы фараонов.
|
Военные походы. Рабы.
|
Осмысление социально-нравственного опыта
предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
|
|
Причины, цели,
направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги
военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских
воинов.
|
познавательные
уроки;
дискуссия
|
исследовательские, проблемные
наглядные, практические
Работа
с книгой.
|
учебные
компьютерные программы
|
|
|
Религия древних египтян.
|
Религиозные
верования египтян. Жрецы.
Проверочная работа.
Тест
|
Творчески разрабатывать сюжеты для
инсценирования на уроке по теме параграфа.
|
Определять
причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с
иллюстрациями, определять значение событий.
|
Определение понятий
храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света,
дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.
|
викторины
|
исследовательские, проблемные
|
презентация
|
|
|
Искусство древних египтян.
|
Храмы и пирамиды.
|
Освоение общекультурного наследия древних египтян.
|
Искать в сети
Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских
фараонов.
|
Рассказать о
внутреннем устройстве пирамиды.
|
урок-экскурсия
в прошлое;
урок-анализ
первоисточников
|
наглядные, практические
Работа
с книгой.
|
|
|
|
Письменность и знания древних египтян.
|
Познания
древних египтян. Письменность.
|
Понимание культурного многообразия мира,
уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
|
Определять
основные вопросы темы, составлять план ответа.
|
Определение понятий
иероглиф .Составлять короткое сообщение о древнеегипетских
иероглифах.
|
Викторина
урок-анализ
первоисточников
|
исследовательские, проблемные
Словесные,
наглядные, практические
|
презентация
|
|
|
Повторение по теме «Древний Египет»
Географические названия - свидетели прошлого.
|
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон,
чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон.
Военные походы. Рабы. Познания древних
египтян. Письменность. Храмы и
пирамиды.
Проверочная работа
|
Понимание культурного многообразия мира,
уважение к культуре других народов. Дать этическую оценку.
|
составлять шарады,
кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с
соседом по парте).
|
|
ПОУ
|
|
|
|
Г). Перечень учебного и лабораторного оборудования для изучения
указанного выше раздела рабочей программы.
Компьютер, проектор, документ –камера.
Д) Учебно-методическое обеспечение реализации рабочей
программы в данном классе. Атлас
Древнего мира, ЗАО «Новый диск», 2012
Содержание раздела
программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История
Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С.
Свенцицкой.
УМК по истории
Древнего мира составляют:
• Раздел рабочей
программы «История Древнего мира».
• Учебник «История
Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С.
Свенцицкой. — М: Просвещение, 2012.
• Годер Г. И. Рабочая
тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2009.
• Годер Г. И. Методическое
пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.
• Максимов Ю. И. Тесты
по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса
авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.
• Электронное приложение
к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных
учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2008».
Е). Опишите способы (формы, методы, средства) контроля
метапредметных и предметных результатов по указанному выше разделу, которые вы
планируете использовать при реализации рабочей программы.
|
Формы контроля
|
Тип контроля
|
Вид контроля
|
Методы и средства
контроля
|
Предметные
результаты
|
тестирование;
задания на выявление
операционных жизненных ситуаций;
моделирование жизненных
ситуаций.
|
Устный
письменный
|
Входной контроль
Текущий контроль
знаний
итоговый контроль
|
устный опрос
- письменная
самостоятельная работа
- тестовые задания
- графическая работа
- доклад
- творческая работа
презентация
|
Метапредметные
результаты
|
решение
задач творческого и поискового характера;
учебное
проектирование;
итоговые
проверочные работы;
комплексные
работы на межпредметной основе;
мониторинг сформированности основных
учебных умений;
портфолио
|
|
итоговые проверочные
работы по предметам или в комплексные работы
на межпредметной
основе
|
письменная
самостоятельная работа
- тестовые задания
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.