Главная / Начальные классы / Фрагмент урока по теме: «Правописание предупредительных мягкого и твердого знаков». Проверочный тест по теме «Предупредительные (разделит

Фрагмент урока по теме: «Правописание предупредительных мягкого и твердого знаков». Проверочный тест по теме «Предупредительные (разделит

Фрагмент урока по теме:

«Правописание предупредительных мягкого и твердого знаков».

Проверочный тест по теме

«Предупредительные (разделительные) Ъ и Ь»

Методический комментарий: предлагаю фрагмент урока русского языка по УМК «Гармония» по учебнику « Русский язык» М.С. Соловейчик.

В данном фрагменте показано как на основе технологии проблемно – диалогического обучения вводится правописание предупредительных Ъ и Ь знаков. В ходе открытия нового знания у учащихся формируются предметные и метапредметные умения ( умение определять способы написания предупредительных Ъ и Ь знаков, формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД. С целью определения уровня усвоения учащимися данной темы, разработан проверочный тест. Тест разработан на основе уровневой дифференциации.

  1. Создание проблемной ситуации. Предлагаю учащимся завершить звукобуквенный разбор слов.


hello_html_3948927d.jpg

В результате выполнения задания возникли разногласия:

Ученик. Я слышу звук [ й’] после согласного перед гласным и обозначил предупредительным мягким знаком, так как знаю, что предупредительный мягкий знак пишется в начале слов

Ученица. Я тоже слышу звук [й’] после согласного перед гласным, но обозначила его предупредительным твердым знаком.

2 Постановка учебной задачи урока и определение способов ее решения.

Учитель. Раз наши мнения разделились, и мы не знаем, какой буквой обозначить звук [й’] предупредительным твердым знаком или мягким знаком, поэтому нам предстоит решить орфографическую задачу. Кто сможет сформулировать вопрос к орфографической задаче, которую нам необходимо решить на уроке?

Ученица. Когда звук [й’] после согласного перед гласным нужно обозначать предупредительным Ъ, а когда предупредительным Ь?

Учитель. Кто по-другому может сформулировать вопрос?

Ученица В каких случаях в словах нужно писать предупредительный Ъ , а в каких предупредительный Ь?

Учитель: Молодцы! Задачу поставили. Как же ее нам решить? Что нужно для этого сделать.

Ученик: Нужно подобрать слова и провести с ними исследование.

Учитель. У кого другое мнение? (других мнений нет).

Учитель. Тогда я предлагаю взять слова для исследования в учебнике на странице 183 в упражнении № 563.


Дети читают задание. Запиши слова в 2 столбика. Наблюдай за строением слова. Ищи различия.

Вьюга, въехал, съеду, пьеса, объявление, вьют, подъезд, воробьи. ( Дети в парах выполняют задания и обсуждают).

Проверка работы в парах.

Учитель. Для того, чтобы определить различия., какие действия вы выполнили?

Ученик. Мы разбирали слова по составу.

Учитель. Что заметили?

Ученики (1 пара). Мы заметили, что предупредительный Ь знак пишется в начале слова и в конце слов там, где нет приставок.

Ученики (2 пара). Мы заметили, что предупредительный твердый знак пишется там, где есть приставка.

Учитель. Есть другие мнения, кто хочет еще что-то добавить?

Ученица. Я хотела обратить внимание на то что, если звук [ й’] слышим после согласного перед гласным, то только в этом случае мы его обозначим предупредительным Ъ или Ь.

Учитель. Есть ли другие мнения, все ли согласны с данными выводами?

Учитель. Проверим, истинность наших предположений на странице 184 в упр. 564. (дети читают правило и убеждаются в том,что они верно вывели правило. ).

Учитель. Дети, Антон со страницы учебника обращается к каждому из вас с вопросом.

Прочитайте.

Дети читают. Ты теперь будешь пользоваться этим правилом? А как?

Учитель. Как ответить на вопрос Антона. Что вы можете сказать по этому поводу?

Ученики. Да, мы будем пользоваться этим правилом, но для этого нам нужен алгоритм.

Учитель. Давайте его составим. С чего начнем его составление?

Ученик 1. Надо послушать, есть ли звук [й’] после согласного перед гласным.

Ученик 2. Нужно определить есть ли приставка перед звуком [й’].

Ученик 3. Ели есть приставка, то надо писать Ъ, ели нет приставки – Ь.

Учитель. Давайте дополним алгоритм с помощью символических знаков.

Учитель. Проверим, такой ли алгоритм предлагают нам авторы учебника. ( Дети открывают учебник на странице 184 и убеждаются в правильности выполнения задания).




hello_html_m13fa0337.jpg


Учитель. Молодцы! (Дети аплодируют).

Предлагаю детям вернуться к словам, звукобуквенный разбор которых, провели в начале урока. На основе применения составленного алгоритма, предлагаю им решить задачу, не решенную в начале урока.

Учитель. Почему в начале урока мы не смогли решить данную орфографическую задачу, правильно обозначить звук [й’] с помощью предупредительных Ъ и Ь знаков.

Ученик. Мы не знали правила написания данных знаков и алгоритма действий.

Учитель. Почему в начале года мы не могли определить написание твердого знака.

Ученик. Мы не знали состава слова. Ведь для того чтобы правильно написать слово с предупредительным Ъ ,нужно уметь определить приставку.

В оставшуюся часть урока дети выполняют задания на применение нового знания, пользуясь алгоритмом.




Проверочный тест по теме

«Предупредительные (разделительные) Ъ и Ь»


1. Выбери верное утверждение:

а) предупредительные (разделительные) Ъ и Ь служат для обозначения звука [й’] после согласного перед гласным.

б) предупредительные (разделительные) Ь и Ъ показывают, что согласный звук не сливается с гласным.


2. Определи верное утверждение:

а)предупредительный (разделительный) Ь и Ъ обозначают звук [й’] вместе с гласными буквами а, о, у, ы, э.

б) предупредительный (разделительный) Ь и Ъ обозначают звук [й’] вместе с гласными буквами е, ё, ю, я, (и).


3. Укажи верное утверждение:

а) предупредительный (разделительный) Ъ пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного звука, если есть приставка.

б) предупредительный (разделительный) Ъ пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного звука, если нет приставки.


4. Выберите верное утверждение:

а) предупредительный (разделительный) Ь пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного, если нет приставки.

б) предупредительный (разделительный) Ь пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного, если есть приставка.


5. Определи, в каких словах пишется предупредительный (разделительный) Ъ :

а) обез?яна;

б) об?яснение;

в) солов?и;

г) под?ход.

6 Укажи слова с предупредительным (разделительным) Ь:

а) мурав?и;

б) кон?ки;

в) в?юга;

г) в?езд

д) л?ёт

7. Укажи слова, где звук [й’] обозначим предупредительным Ъ вместе с гласными:

а) [ви’ун];

б) [падй’ом];

в) [п’й’у];

г) [сй’эм].









8. Установи соответствие между предупредительными знаками и приставками:

1. Предупредительный Ъ приставки

а)- у

2.Предупредительный Ь б) - от;

в) - по;

г) - с;

д) - на;

е) - под





9.Установи соответствие между словами и буквами:


  1. Ъ а) ш?ю;

  2. Ь б) сем?я;

в) об?елся;

г) с?ехал;

д) под?ём;

г) в?ют.


10. Установите соответствие между записями в столбиках :


1. [й’] - обозначим Ъ а) [п’эр’й’а];

2. [й’] – обозначим Ь б) [вар’эн’й’э];

в) [сй’омка];

г) [вй’эхал].

д ) [ л’эй’ка]


II уровень.


1Дополни высказывания нужными словами.


а) Звук [й’] после согласного перед гласным обозначается _______ или __________

+ е, ё, ю, я (и);


б) Услышу звук [й’] после ______ перед ______ буду писать предупредительный

( разделительный) Ъ или Ь;


в) Ъ пишется _____________ перед корнем, а Ь – не _________ в других частях слова;


  1. Воспроизведи алгоритм написания разделительных Ъ и Ь.



hello_html_5951fc3b.gif3. Обозначить орфограммы Ъ в словах:

Ь

Въехал, объявление, вьюга, варенье.

4. Реши орфографическую задачу:


Под ел?ю, под сирен?ю, бул?он, раз?яснил, с?ежился.


5.Сделай звуко-буквенный разбор слов: [п’й’от] [сй’эл ]



6.С помощью приставок образуй и напиши слова:

за у-

явить ехать

пред под-


.

7.Запиши слова в два столбика.


Об?ём, бел?ё, об?едки, вз?ерошить, крыл?я.


8.Вставь в каждое из слов предупредительный Ъ или Ь.


подели- --------- Сёмка- -----------

полет- ----------- Коля- ---------


9.Раздели слова для переноса:


Демьян, объятие, подъём.


10.Допиши по два однокоренных слова с разными приставками.


Соединить- ----------------------

Съезд- ---------------------------

11.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.


К стройке под?ехал под?ёмный кран.

Кто на ветке шишки грыз и бросал об?едки вниз ?


12.Вспомни и запиши по два слова с предупредительными Ъ и Ь



Ответы:

1 уровень:

1.-а; 2-б; 3.-а; 4; 5-б; 6-а,в,е; 7-б, г; 8.- 1(б, г, е ); 9- 1(в, г, д); 10-1 (в, г,) 2(а,б)


Сумма верно выполненных операций 22.



II уровень




1.а) Звук [й’] после согласного перед гласным обозначается Ъ или Ь + е, ё, ю, я (и):


б) Услышу звук [й’] после согласного перед гласным буду писать предупредительный Ъ или Ъ

в) Ъ пишется после приставки перед корнем, а Ь – не после приставки в других частях слова;

2.


1hello_html_6fcde119.gifhello_html_m3ef944b9.gif). Послушать: [й’] ?

hello_html_m4665b58b.gifhello_html_m311f0002.gifhello_html_m7eaa7d36.gif

2hello_html_6aa89c71.gifhello_html_406ee46a.gif). Определить: [й’]?

hello_html_m311f0002.gifhello_html_m7eaa7d36.gif

hello_html_m311f0002.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_6aa89c71.gifhello_html_m4665b58b.gif Если , то Ъ

3hello_html_406ee46a.gifhello_html_2b74ef37.gifhello_html_6aa89c71.gif). написать

hello_html_m311f0002.gifhello_html_m7eaa7d36.gif Если , то Ь

hello_html_5951fc3b.gifhello_html_5b91c0b9.gifhello_html_18b85e61.gifhello_html_5de1c42a.gifhello_html_5951fc3b.gifhello_html_m7eaa7d36.gif

3hello_html_5951fc3b.gifhello_html_5951fc3b.gifhello_html_5951fc3b.gifhello_html_5951fc3b.gif. Въехал, объявление, вьюга, варенье.


4. Под елью, под сиренью, бульон, разъяснил, съежился.

5hello_html_be45e8f.gif. [ c] - с [п’ ] = п

hello_html_m15efa60c.gifhello_html_be45e8f.gif [й’] = ъе [ й’] = ъё

hello_html_m15efa60c.gif [э] о [ о ] о

hello_html_m2a7690f7.gif [ л] - л [т] - т



6.Заявить,предъявить.уехать,подъехать.

7.Объём,бельё.объедки,взъерошить.крылья.

8.Подъели,польёт,съёмка,колья.

9.Демь-ян,объ-ятие,подъ-ём.

10. Соединить, объединить, разъединить.

Съезд, разъезд,.подъезд.

11.Подъехал,подъёмный,объедки.

Сума верных выполненных операций -61















6.С помощью приставок образуй и напиши слова:

за у-

явить ехать

пред под-


.

7.Запиши слова в два столбика.


Об?ём, бел?ё, об?едки, вз?ерошить, крыл?я.


8.Вставь в каждое из слов предупредительный Ъ или Ь.


подели- --------- Сёмка- -----------

полет- ----------- Коля- ---------


9.Раздели слова для переноса:


Демьян, объятие, подъём.


10.Допиши по два однокоренных слова с разными приставками.


Соединить- ----------------------

Съезд- ---------------------------

11.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.


К стройке под?ехал под?ёмный кран.

Кто на ветке шишки грыз и бросал об?едки вниз ?


12.Вспомни и запиши по два слова с предупредительными Ъ и Ь.























Фрагмент урока по теме: «Правописание предупредительных мягкого и твердого знаков». Проверочный тест по теме «Предупредительные (разделит
  • Начальные классы
Описание:

Фрагмент урока русского языка по УМК «Гармония» по учебнику « Русский язык» М.С. Соловейчик. В данном фрагменте показано, как на основе технологии проблемно – диалогического обучения вводится правописание предупредительных Ъ и Ь знаков. В ходе открытия нового знания у учащихся формируются предметные и метапредметные умения ( умение определять способы написания предупредительных Ъ и Ь знаков, формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД. С целью определения уровня усвоения учащимися данной темы, разработан проверочный тест. Тест разработан на основе уровневой дифференциации.

Автор Марченко Нелли Николаевна
Дата добавления 09.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 830
Номер материала MA-062093
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓