Работу выполнила
Учитель начальных классов
М.А. Ярушина
МБОУ СОШ № 25
Ст. Ладожская
Краснодарский край
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне , и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская пословица
Одним
из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с
семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития
детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его
эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными
воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и
подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний
день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Задумайтесь,
учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете,
получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть классным руководителем
не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя
- профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и
никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.
Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское
собрание- потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо; сам не пойду»,
«Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?
Родители
должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой
вопрос, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы
школа стала для них вторым домом.
Каждый
классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления
взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если
в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны. На первом
родительском собрании я провела анкетирование «Знакомство с родителями».
Предложила им письменно ответить на вопросы: «Что вы ждёте от меня как учителя
и классного руководителя ?» Ответы были следующие:
Поднятие
уровня успеваемости и воспитанности детей.
Сохранение
психологического и физического здоровья детей .
Вовлечение
учащихся во внеклассную деятельность.
Мои
задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому
жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой поставила цель:
объединить
усилия семьи и школы, а также сформировать единое воспитательное пространство
«семья-школа».
Учитывая
контингент класса, задачи непростые, но не невыполнимые.
Направления
в работе:
Повышение
информационной и коммуникативной культуры учащихся
Пропаганда
здорового образа жизни
Организация
работы Академии любящих родителей.
А
вот на организации работы «Академии любящих родителей» хотелось бы остановиться
подробнее.
Учитывая
максимальную загруженность классного руководителя не только запланированными
мероприятиями, но и ежемесячно спускаемыми свыше , предлагаю следующую
применяемую мной форму работы с родителями «Академия любящих родителей»,
которая позволяет учителям не затрачивая большого количества времени, достигать
хороших результатов в творческом воспитании детей, привлекая в помощь их
родителей.
Программа
составляется как с учётом интересов родителей, так и классного руководителя.
Формы организации занятий разнообразны, но, я считаю, самыми удачными –
творческие мастерские .
Для
технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
Отношение
педагога к родителям как союзникам в воспитании детей
Самостоятельность
решения творческих задач
Умение
работать в команде
Закон
мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта,
корректируй себя сам.
Рекомендую
для успешной реализации , запланированных классным руководителем мероприятий
на год, составить единый план работы и для родителей. В начале учебного года
раздать этот план на родительском собрании каждой семье и объяснить значимость
и необходимость семейного участия в каждом конкурсе. Имея этот своеобразный
путеводитель с примерными датами сдачи работ на выставку, родители в свободное
от работы время совместно с учащимися реализовывают пункты из путеводителя.
Учитель же координирует их работу. Если не получается у семьи что-то, классный
руководитель предлагает разные виды деятельности для участия, направляет,
помогает или даёт конкретное задание ученику. Так как работать в 3 Б классе я
начала практически с середины учебного года, мною был составлен план на вторую
половину учебного года.
Предлагаю
вашему вниманию выбранные темы для совместной работы с семьями учеников:
В
декабре начала активную работу с родителями по созданию портфолио каждому
ученику. Здесь спасибо скажу Елене Павловне, которая сохранила многие работы
учеников с 1 класса. Наши странички в портфолио:
1.
Титульный
лист
2.
Сведения
о семье
3.
Увлечения.
4.
Техника
чтения по учебным годам.
5.
Сведения
об участии в олимпиадах и конкурсах
6.
Сведения
об участии в спортивных мероприятиях
7.
Сведения
об участии с проектной деятельности
8.
Приложение.
Совместно с родителями заполнили графы и вложили награды,
грамоты, и работы учеников каждому в отдельную папку.
Январь.
Форма
работы: Поисково-исследовательская.
Направлена
на нахождение информации о ветеранах ВОВ войны в семье, создание родословного
дерева, наглядное представление наград и медалей своего родственника, умение
рассказать о его судьбе.
В
данной работе приняли участие 3 семьи. Но победителем оказалась Яковлева
Елизавета, которая и участвовала в защите работы на муниципальном уровне.
Февраль
.
Февраль
был направлен на реализацию рисунков и макетов по ландшафтно- декоративному
оформлению школьной территории.
Форма
работы: разработка семейных рисунков «Какой бы мы хотели видеть школьную
территорию и макетов школы.
Основа
макета была заложена мной, но отдельные виды работ выполнялись семьями
учеников: клумбы из бисера, футбольные ворота из проволоки, деревья из
конструктора, порожки к зданиям, знаки внимания.
Задачи:
Формирование условий для развития творческой личности, способности к
самообразованию, самовыражению и практическому созиданию. Расширение кругозора
ребенка. Воспитание личности, умеющей самостоятельно выбирать, принимать
решения.
Помимо
данного мероприятия готовился мини- концерт ко Дню Защитника Отечества.
Родители
были заранее оповещены о дате и времени мероприятия. Присутствовало 7
родителей. Для мальчиков организован мини-концерт девочками, чаепитие –
родителями, а мною конкурсная программа с награждениями в виде сладких призов.
Март.
Тема:
Праздник бабушек и мам (семейный праздник).
Задачи:
Воспитание любви и уважения к матери на лучших традициях русского народа.
Развитие умения практической помощи старшим. Знакомство с разнообразием
традиций проведения семейных праздников.
Подготовительная
работа: Подготовка номеров художественной самодеятельности: девочки танцевали
разученный танец с лентами, мальчики пели частушки, подготовка конкурсной
программы команд детей с родителями. Для привлечения максимального количества
родителей на праздник раздала каждому ученику открытку к 8 марта, на обороте
рукой ребёнка написали единый текст- приглашение на праздник. Результат
порадовал. Присутствовали все родители, 3 семьи были с папами, что большая
редкость. П результатам конкурсов все ребята класса были награждены сувенирами,
медальками и сладкими призами.
Роль
родителей: участники, зрители, жюри.
Апрель.
Тема:
“Красная горка” народный праздник.
Задачи:
Развитие духовного кругозора личности. Формирование любви к родному краю,
осознание своей причастности к его истории. Подготовительная работа: Беседа о
празднике Пасхи и пасхальной неделе.
Разучивание
игр, закличек. Изготовление сувенирных яиц из папье-маше, из гипса яиц -
магнитов, пасхальных коробочек и рисунков на пасхальную тематику.
Роль
родителей: зрители, участники- помощники.
Сегодня
дети стали мало читать. Падает интерес к чтению как среди младших школьников,
так и среди подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна. И
родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от
учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный
аспект культурного воспитания. Семейное чтение... от этих слов веет домашним
уютом конца 19 - начала 20 веков. Веранды, качели, чай для всех домочадцев
одновременно… Очень жаль, что в современной России эта замечательная традиция
практически утрачена. Но всё в наших руках, никогда не поздно возрождать
Май.
На
май запланировано не традиционное мероприятие.
Формы
работы:
Устный
журнал «Моя домашняя библиотека»
Странички:
Самая
старая книга в нашей семье (готовят родители)
В
моём возрасте мама (папа, бабушка, дедушка) читала
В
моей библиотеке книги
О
животных:
Сказки:
Загадки,
поговорки, пословицы:
Развивающие
: ( ребусы, шарады, кроссворды)
Журналы:
(названия)
Образованным
всегда считался человек начитанный. Домашние библиотеки собирают всей семьёй,
старшие члены семьи обращают внимание младших на книги, которые запомнились и
полюбились им в детстве.
1.
задача:
рассказать об истории появления в семейной библиотеке раритетных экземпляров
книг
2.
задача:
Необходимо в роли родителя, как можно более убедительно, используя любой
понравившийся способ, убедить одноклассников начать много читать. , т.е.
создать такую рекламу, чтобы у каждого ученика возникло желание прочитать
книгу от корки до корки.
Праздник
«Посвящение в читатели»
Не
читающие родители воспитывают не читающих детей. Посвящаем не только учащихся,
но и мам и пап. В ходе праздника мастерим сказочные домики, в течении мая и
летних каникул в них вписываем прочитанные книги. В Начале следующего учебного
года подводим итоги и награждаем орденом «Читающая семья» лучших из лучших.
Следом раздаём путеводитель на новый учебный год и стимулируем у родителей
желание принимать активное участие в жизни класса.
Реализация
этой программы:
активизирует
интерес школьников к разным видам искусства;
улучшает
психологическую атмосферу в классе, в школе;
способствует
формированию раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом,
умеющего слушать, и главное – понимать услышанное;
развивает
живую фантазию, память, внимание, познавательные интересы детей;
поднимает
их на новый качественный уровень обучения по всем школьным дисциплинам.
Правила
общения с родителями
Оформляй,
придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и
мероприятия.
Уважай
своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения.
Если можно, укажи точное время начала и конца.
Всегда
отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с
диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы,
о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.
Как
можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в
России и за рубежом.
При
посещении на дому заранее предупреди о цели посещения. Например: посещение с
целью проверки уголка школьника (полка для книг, стол для приготовления уроков
и.т.д.)
Почаще
хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты,
благодарственные письма.
К
концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ
работы за год и план работы на следующий год.
При
мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его
ребёнка.
Помни,
что неопрятная причёска, измятый костюм, несвежая рубашка, - проявление
неуважения к родителю.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.