Главная / Русский язык и литература / Формы работы с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы

Формы работы с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы

Бекурина Г.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

гимназии №1 г. Мончегорска

Формы работы с использованием ИКТ

на уроках русского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Государственный образовательный стандарт утверждает идею личностно-ориентированного обучения и его развивающую функцию, ориентирует школу на переход от старых принципов образования к новым, к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы. Действительно, обучение в школе должно иметь практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов, что предполагает не только качественное изменение содержания образования, но и обновление соответствующих ему методов, средств и форм обучения.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более интересным, эмоциональным и эффективным. Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения дает возможность совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Использование информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложности, интересы и прочее.

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе можно выявить следующие дидактические возможности ИКТ:

- развитие мотивации и познавательных способностей учащихся;

- экономичное использование времени, быстрое усвоение учебного материала;

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации явлений русского языка и стадий литературного процесса;

- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок.

С целью оптимизации образовательного процесса и повышения эффективности обучения в преподавании филологических дисциплин я использую разнообразные цифровые образовательные ресурсы:

1) электронные учебники в виде специально разработанных программ или презентаций;

2) тренажёры, работа с которыми позволяет учащимся выполнить достаточное количество заданий, способствующих автоматизации умений и навыков;

3) программы для контроля уровня знаний, например, с помощью тестов;

4) интегрированный продукт «КМ-школа»;

5) Интернет- ресурсы с образовательной информацией в разных сферах;

6) созданные учителем и учащимися мультимедийные презентации.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) изложение нового материала (визуализация знаний - демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием - контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

- как форма проверки домашнего задания;

- как способ создания проблемной ситуации;

- как способ объяснения нового материала;

- как форма закрепления изученного;

- как способ проверки знаний в процессе урока.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником. Меняются организационные модели учебного взаимодействия обучаемого и обучающего. В условиях информатизации они следующие:

  • Классно-урочная модель.

  • Проектно-групповая модель.

  • Модель индивидуальной деятельности.

Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий.

«КМ-школа» представляет собой информационный интегрированный продукт для средней школы, созданный на основе Интернет - технологий. База знаний – система электронных учебных ресурсов – является ключевым компонентом продукта и включает в себя:

- готовые мультимедиауроки, а также средства для разработки своих уроков;

- банк тестовых заданий;

- медиатеки по предметам школьной программы: иллюстрации, анимации, 3D-объекты, видео - и аудиофрагменты, схемы, таблицы и т.д.;

- универсальную библиотеку Кирилла и Мефодия (статьи, толковые словари и т.п.);

- электронную библиотеку полнотекстовых произведений;

- электронную коллекцию популярной и классической музыки.

Можно использовать ЦОР, воспользовавшись банком Интернет-ресурсов. Много полезных программ можно найти на сайте www. schoolcollection.ru, рассчитанных на разные возрастные группы. Например, интересный игровой продукт представлен для учащихся 5 класса. При закреплении темы «Чередующиеся гласные в корне слова» использую интерактивную игру «Помоги ослику съесть морковку». За две минуты необходимо правильно вставить буквы в слова с чередующимися гласными в корне. Если ошибешься или замешкаешься – ослик не получит желанное лакомство. Занимательна и в то же время познавательна игра «Дождик капал», которая проверяет знание словарных слов. Выучил слова из словаря – зацветет великолепная клумба, нет – вырастет только сорняк. На этом же сайте много интересных ЦОР, в занимательной форме знакомящих обучающихся с теоретическим материалом, наглядно в интерактивном режиме демонстрирующих примеры, позволяющих делать выводы и обобщения.

На уроках литературы я использую электронное учебное издание «Хрестоматия по русской литературе», где представлены тексты всех произведений по программе, включая биографии и портреты писателей, и мультимедийный курс «Уроки литературы Кирилла и Мефодия». Использование такой хрестоматии дает определенный эффект, особенно при изучении лирических или небольших прозаических произведений, так как все учащиеся класса имеют возможность работать с текстом на уроке.

Коллекция дисков «БКМ», предназначенная для учеников 5-11 классов, ценна тем, что материал на них представлен поурочно, есть аудио - и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, тексты художественных произведений, словарь литературоведческих терминов. Имеется хорошая возможность включить в урок прослушивание музыкальных произведений (например, арию Ленского, дуэт Татьяны и Онегина из оперы П.И. Чайковского, вальс А.С. Грибоедова, «Аппассионату» Бетховена и пр.), просмотр отрывков из художественных фильмов или спектаклей («Капитанская дочка» по одноименной повести А.С. Пушкина, «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова, «Тарас Бульба» и «Ревизор» по произведениям Н.В. Гоголя и др.). Видеотека шедевров советского и русского кинематографа, собранная в кабинете литературы, дает возможность для домашнего просмотра учащимися фильмов по произведениям русской классики за неимением достаточного времени на уроке. Визуализация образов героев делает их понятнее учащимся, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.

Можно предложить учащимся такие комбинации, как работа с электронной энциклопедией по определенному заданию с последующим тестированием, поиск информации в электронной энциклопедии с последующим устным или письменным изложением, содержащим анализ этой информации, и другие варианты заданий. Такие уроки, которые дают учащимся навыки работы с информацией, ее отбора и анализа, очень важны. Они способствуют приобщению не только к литературе, но и к другим видам искусства: живописи, архитектуре, классической музыке.

Ценность образовательных электронных изданий по русскому языку и литературе ( «1С: Школа. Русский язык. Морфология. Орфография », «Русский язык. 1С: Репетитор», «Школьный курс русского языка» и др.) заключается еще и в том, что использовать их можно не только для коллективной или групповой работы на уроке, но и для самостоятельных занятий учащихся, пропустивших урок или имеющих необходимость повторения пройденного материала. Использование ЦОР помогает сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом и навыки самоконтроля, а также оказать методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Одним из важнейших компонентов учебного процесса является контроль знаний, умений и навыков учащихся. Как показывает практика, дети с большей охотой выполняют проверочные работы с использованием компьютера. У меня накоплен большой опыт по проведению уроков контроля: уроки-зачеты, тестирование по различным темам, словарно-орфографические диктанты, контрольные диктанты и пр. Использую как готовые пакеты контролирующих программ (“RUS 5-9”) и программ-тренажеров (“Фраза”, “Буква потерялась”) Рисунок 1, так и собственные, составленные мною с учетом изученного материала, способностей класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки, которые помогают делать ученики.

Чтобы использовать тестирование на уроках, следует учитывать правила составления тестов. Грамотно составленный тест определяется как система заданий определенного содержания, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.  Задания располагаются по мере возрастания трудности - от самого легкого до самого трудного.

Существует четыре формы заданий:

   1) задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных;

2) задания открытой формы, где ответ испытуемый дописывает сам, в отведенном для этого месте;

3) задания на установление соответствия;

4) задания на установление правильной последовательности действий. Некоторые элементы проверяемых знаний (преимущественно по отдельным темам) используются только в текущем контроле. Другие элементы, охватывающие знания нескольких тем, используются в рубежном контроле, например, в конце учебной четверти. И, наконец, в итоговом контроле используются задания, правильные ответы на которые требуют знания многих, а и иногда и всех тем, изученных в течение учебного года. Эффективность теста может зависеть от формы, от принципа подбора заданий, от степени сложности. Критериями отбора содержания тестового материала являются его значимость, научная достоверность, возрастающая трудность, вариативность и сбалансированность содержания, соответствие цели.

Однако тестирование как таковое в полном объеме используется обычно только на уроках контроля. В связи с тем, что в моем рабочем кабинете установлено только два компьютера, один из которых постоянно задействован для работы с интерактивной доской, я не могу себе позволить электронное тестирование каждого учащегося, поэтому контрольное тестирование обычно организовано на бумажных носителях. Использование общего экрана затрудняет проведение теста, так как у каждого учащегося свой темп работы, возникает необходимость возвращения к каким-то заданиям, кроме того, тестирование предполагает наличие вариантов, и на контрольных уроках я стараюсь каждому предоставить свой вариант. Поэтому электронное тестирование предлагается учащимся во время уроков закрепления пройденного или как форма индивидуальной работы на дополнительном компьютере. На уроках закрепления, повторения и обобщения чаще использую тестовые задания.

Представлю несколько вариантов разработанных мною компьютерных продуктов для проверки знаний учащихся.

Первый вариант – тестовые задания с вариантом ответа. Составлены они могут быть по-разному:

1) учащийся делает свой выбор, результат тестирования становится известен по завершении всего теста (в конце работы показывается процентное соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, выставляется отметка учащемуся). Рисунок 4;

2) предыдущий вариант может быть дополнен возможностью возвращения к неправильно выполненным заданиям и их повторного выполнения, а также подсказкой, ссылкой на теоретический материал, работой над ошибками и пр. Рисунки 2, 5;

3) в конце тестирования выводятся все правильные ответы, и учащийся сам проверяет себя. Рисунок 3;

4) каждый выбор учащегося сопровождается условным обозначением, показывающим, верно или неверно выполнено задание (звуковой сигнал, появление смайлика или рисунка, цветовое изменение, анимационное

изображение и др.)

Фрагмент электронного тренажера «Курс русского языка»

Найдите вариант, содержащий только слова-исключения из правила «Н и НН в суффиксах прилагательных»

hello_html_c4c2193.gif

Вариант ответа 1

Деревянный, ветреный, юный

hello_html_c4c2193.gif

Вариант ответа 2

Стеклянный, оловянный, деревянный

hello_html_c4c2193.gif

Вариант ответа 3

Синий, туманный, чугунный

hello_html_c4c2193.gif

Вариант ответа 4

Стеклянный, оловянный, серебряный

Рисунок 1

Проверьте себя!

Недопустимо употреблять в одном предложении в качестве однородных членов прилагательные краткой

и полной формы одновременно.

Подсказка!

Запомните: существительные картофель, тюль, студень, шампунь – мужского рода

Рисунок 2

Правильные ответы

  1. 4

  2. 3

  3. 1

  4. 2

  5. 2

  6. 4

  7. 3

  8. 2

  9. 2

hello_html_m5ab27b75.jpg

Рисунок 3



Фрагмент теста по теме «Союз»

1.Укажите сочинительный союз:

1) чтобы 2) зато

3) за то 4) будто

2. Что объединяет все три союза: хотя, как будто, если? Они относятся к

1) подчинительным

2) сочинительным

3) простым

4) составным

Рисунок 4

Инструкция по работе с тренажером

1.Прочитайте задание и выберите правильный ответ.

3. Если вы хорошо усвоили пройденный материал, то всплывет слово «да».

4. Если ошиблись – слово «нет»

5. Вы можете воспользоваться подсказками или проверить, насколько точен был ваш ответ.

Рисунок 5

Второй вариант – задания открытой формы, где учащийся самостоятельно дает ответ. Такое тестирование может предполагать как краткий (Рисунок 6), так и развернутый ответ (Рисунок 7). Разнообразить задания можно анимационными, звуковыми эффектами, включением рисунков, портретов и иллюстраций (Рисунки 7,8). Тесты также могут быть закрытыми (где правильность работы определяется лишь в конце) и открытыми (когда правильный ответ появляется сразу после ответа учащимися).

Фрагмент теста по русской литературе второй половины XIX века

  1. Кому был посвящен роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

  2. К какому литературному направлению можно отнести творчество

Л.Н. Толстого?

  1. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание». Какой цвет преобладает в описании Петербурга?

  2. Вслед за Пушкиным и Гоголем Некрасов в своем творчестве обращается к теме Петербурга. Каков некрасовский Петербург?

  3. Назовите имя и отчество Лескова

Рисунок 6

Фрагмент теста по творчеству А.П. Чехова

Слайд 1. Распределите художественные детали на две группы, объясните принцип их распределения, назовите произведение: флёрдоранж; херес; ветчина; кофейная гуща; губы, как спелые вишни; чемоданы, узлы и картонки.

Слайд 2. Рассказ «Толстый и тонкий», принцип антитезы

Флёрдоранж; херес; губы, как спелые вишни

Чемоданы, узлы и картонки, ветчина; кофейная гуща

Слайд 3. Назовите два рассказа

А. П. Чехова, в которых изображенная на слайде ягода стала яркой художественной деталью. Объясните роль данных деталей

hello_html_m7e75b7bf.png

Слайд 4. Рассказ «Хамелеон». Решето с конфискованным крыжовником подчеркивает мелочность полицейских

Рассказ «Крыжовник».

Крыжовник в усадьбе Николая Ивановича – символ его низменной мечты

Рисунок 7.

Фрагмент теста по творчеству Н.В. Гоголя, к юбилею писателя

Слайд 1

Слайд 2

1. Будущий писатель появился на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии в этот весёлый весенний день (по новому стилю). Что это за писатель и что это за день?

1 апреля – день рождения

Н.В. Гоголя


hello_html_m452a1ac.jpg

Слайд 3

Слайд 4

Согласно Даниилу Хармсу, он обожал, переодевшись Солнцем русской поэзии, гулять по Тверскому бульвару, а то и попасться под ноги оригиналу. Назовите обоих.

hello_html_2576db0.jpg





Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин

Слайд 5

Слайд 6

Назовите транспортное средство кузнеца Вакулы при полёте в Петербург.



Черт

hello_html_3b66b299.jpg

Рисунок 8

Третий вариант - задания на установление соответствия (например, дан ряд вопросов – необходимо найти соответствие). На основе данного типа задания с использованием триггеров была разработана компьютерная программа «Найди соответствие» (Рисунок 9). Эта форма теста предполагает индивидуальную работу. После выполнения задания программа называет количество набранных баллов, а также указывает, какие именно ответы были правильными, а какие нет. Помимо этого учащемуся предлагается посмотреть правильные ответы (на экране прорисовываются линии между соответствующими парами). Рисунок 10.

Найди соответствие

Тема «Авторы и литературные произведения»

Автор

Произведение

  1. Н.В. Гоголь

1.«Очарованный странник»

  1. А.С. Пушкин

2.«Герой нашего времени»

  1. М.Ю. Лермонтов

3.«Преступление и наказание»

  1. Л.Н. Толстой

  1. «Барышня-крестьянка»

  1. И.С. Тургенев

  1. «После бала»

  1. Н.С. Лесков

  1. «Ревизор»

  1. Ф.М. Достоевский

  1. «Хорь и Калиныч»

Заполните пустые поля соответствующими номерами из правого столбика

hello_html_51e9649a.gifhello_html_1eacd47c.gifhello_html_m329760c4.gifhello_html_m110d1aec.gifhello_html_m538d3124.gifhello_html_m110d1aec.gifhello_html_m538d3124.gifhello_html_6efe01a8.gifhello_html_m42abcaa8.gifhello_html_m187b91cb.gifhello_html_m5bacde06.gifhello_html_2d9c8fdc.gifhello_html_m1d90208c.gifhello_html_m7ed03557.gif= = = =

hello_html_3cbd7b26.gif= = =

Рисунок 9

Проверь себя

Автор

Произведение

  1. Н.В. Гоголь

6.«Ревизор»

  1. А.С. Пушкин

4.«Барышня-крестьянка»»

  1. М.Ю. Лермонтов

2.«Герой нашего времени»»

  1. Л.Н. Толстой

5.«После бала»»

5. И.С. Тургенев

7.«Хорь и Калиныч»»

6. Н.С. Лесков

1.«Очарованный странник»»

7.Ф.М. Достоевский

3.«Преступление и наказание»

Из возможных 7 пар вы правильно подобрали 5

hello_html_51e9649a.gifhello_html_m656280c8.gifhello_html_m329760c4.gifhello_html_m1373a831.gifhello_html_m2ede8bb9.gifhello_html_m42abcaa8.gifhello_html_m187b91cb.gifhello_html_m5bacde06.gifhello_html_2d9c8fdc.gifhello_html_m1d90208c.gifhello_html_7d5a003f.gifhello_html_m7e334a4d.gif= = = =

hello_html_m1177eaf0.gifhello_html_7f2c5d14.gifhello_html_4d1984c8.gifhello_html_m7e334a4d.gif= = =

Рисунок 10

Четвертый вариант - задания на установление правильной последовательности действий. Такие здания удобно использовать для проверки знания учащимися порядка морфологического, морфемного, словообразовательного, синтаксического разбора, алгоритма определения правописания личных окончаний глагола и пр. Рисунок 11.

Определите последовательность морфологического разбора самостоятельной части речи

  1. Определить часть речи

  1. Задать к слову вопрос

  1. Определить синтаксическую роль слова

  1. Определить постоянные морфологические признаки слова

  1. Поставить слово в начальную форму

  1. Определить непостоянные (изменяемые) признаки слова

Запишите верную последовательность выполнения действий:

Проверьте себя: 2, 1, 5, 4, 6, 3

Рисунок 11

В кабинете установлена интерактивная доска, которая позволяет применять уже существующие программные продукты, совершенствовать их, а также создавать свои педагогические приложения различного назначения. На уроке можно использовать такие ЦОР, как презентации, текстовые программы, электронные средства учебного назначения, ресурсы Интернета, интегрированного продукта «КМ-школа», изображения (фото, рисунки, диаграммы), видеофайлы и пр. Возможности интерактивной доски стараюсь эффективно использовать на уроке.

На доске можно выполнять любые записи (текст, рисунки, графики, схемы, таблицы и пр.), используя разнообразную цветовую гамму и различную толщину линий, что помогает акцентировать внимание учащихся на необходимой информации. Писать и делать различные пометы можно в том числе и поверх готовых продуктов (например, слайдов презентации). Доска позволяет сохранить заметки или удалить их, сгруппировать информацию, перемещая ее на экране. Можно также вырезать отдельные части написанного или быстро очистить весь экран. Интерактивная доска – одно из эффективных средств ИКТ, которое я активно использую на уроках.

Одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ИКТ на уроках литературы, на мой взгляд, является создание презентаций. Создавая мультимедийные презентации, я опираюсь на следующий алгоритм работы:

  1. Определяю цель и задачи применения презентации на уроке (структурирование сложного теоретического материала, выстраивание визуального ряда в рамках урока по культуре изучаемой эпохи, организация итогового повторения и т.д.).

  2. Произвожу подбор и преобразование материала в зависимости от целей и задач применения на уроке (выстраивание схем, подбор карт, репродукций, и др.).

  3. Разрабатываю структуру занятия, группирую материал через слайды в соответствии с ходом и задачами урока, возрастом учащихся.

Чаще использую презентации на уроках литературы, где обращение к информационным технологиям существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников.

Основная функция презентации – служить наглядным материалом к лекции учителя, иллюстрировать словесный материал урока. Презентация может быть как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.

Уроки с использованием компьютерной презентации - это и урок объяснения нового материала, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок - научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия.

Наиболее часто презентации используются на вводных уроках («Романтизм как литературное направление начала 19 века», «Серебряный век русской поэзии» и пр.), уроках изучения биографии писателя. Цель уроков-презентаций данного вида – подготовить учащихся к вхождению в атмосферу эпохи, художественный мир произведения, создать условия для более эмоционального и информационного восприятия творчества писателя, поэта. Данные работы обычно представляют набор изображений (портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством), а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни, могут быть дополнены аудио - и видеофрагментами.

Вторая функция презентации – информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить возможность учащимся самостоятельно работать с ними, слайды также могут включать вспомогательную текстовую информацию.

Остановлюсь на формах работы с текстовой информацией, включаемой мной в учебные презентации. Прежде всего, это информация, позволяющая активизировать внимание учащихся: проблемный вопрос, формулировка задания, алгоритм выполнения работы (Рисунок 12). Во-вторых, теоретический материал, который может быть представлен в виде таблицы, схемы, дополнен рисунками или иллюстрациями, особую роль при этом играет цвет, шрифт (главная информация выделена особо) Рисунки 13, 14, 15. Презентация позволяет использовать один и тот же слайд неоднократно, ставя при этом разные задачи. Например, таблица, структурирующая выполнение задания, которое осуществляется учащимися самостоятельно или с заполнением таблицы прямо на слайде (функции интерактивной доски предусматривают подобную форму работы), и, наконец, проверка, когда выводится заполненная заранее учителем или учащимися таблица (Рисунки 16, 17, 18).

Фрагмент урока «Язык сказок М.Е. Салтыкова- Щедрина»

Цель - выявить элементы «эзопова языка» (как приемы иносказания помогают воплощению замысла автора при создании образов сказки «Ворон – челобитчик»?)

hello_html_49c6c590.png

  1. Представьте образы героев

  2. Какие художественные приемы и с какой целью использует автор?

  3. В чем смысл сказки?

Рисунок 12

Фрагмент урока «Образ эпохи в рассказе Е.И. Замятина «Пещера»

Во времена Замятина Петербург был центром общественно-политической и культурной жизни России

«Дракон« (1918), «Мамай» (1920 ), «Пещера»(1920) – петербургские рассказы писателя.

Объединены они содержащейся в них резкой критикой эпохи

hello_html_m6425ef0.png

Рисунок 13

Фрагмент урока «Художественное пространство антиутопии Е.И. Замятина «Мы»

hello_html_3e488966.gif

Рисунок 14

Фрагмент урока по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

hello_html_m415ae5c9.gif

Рисунок 15

Фрагмент урока «Историческая эпоха, изображенная в романе

И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Слайд 1

Изображение крепостнической Руси

Пейзаж (глава 3)


Разговоры Николая Петровича Кирсанова (глава 4)


Вывод:




Рисунок 16

Фрагмент урока «Историческая эпоха, изображенная в романе

И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Слайд 2

Изображение крепостнической Руси

Пейзаж (глава 3)


«Небогатый край, не поражает ни довольством, ни трудолюбием, нельзя так остаться, преобразования необходимы»

Разговоры Николая Петровича Кирсанова (глава 4)

Подтверждение необходимых преобразований

Вывод:




Рисунок 17

Фрагмент урока «Историческая эпоха, изображенная в романе

И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Слайд 3

Изображение крепостнической Руси

Пейзаж (глава 3)






«Небогатый край, не поражает ни довольством, ни трудолюбием, нельзя так остаться, преобразования необходимы»

Разговоры Николая Петровича Кирсанова (глава 4)

Подтверждение необходимых преобразований

Автор пытается понять, как обновляется жизнь. Роман – вопрос к новому поколению «Кто вы? Какие вы?»



Рисунок 18

На уроках русского языка и основам русской словесности целесообразно использовать разнообразные графические схемы, представляющие собой разновидность информационных моделей. Они дают возможность представить тему целиком, наглядно и понятно, что способствует повышению мотивации учащихся. Использование графических схем также обеспечивает скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации. Формы работы могут быть разными. Можно использовать готовые графические схемы, включив их в презентацию или заготовленные заранее собственные схемы, строить схемы непосредственно на уроке по ходу изложения материала, организовать разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся по использованию готовых и созданию (под руководством учителя или самостоятельно) собственных графических схем. Схемы могут быть использованы на разных этапах урока:

  • при изложении нового материала;

  • для осмысления и закрепления изученного материала;

  • при обобщении и систематизации изученного материала;

  • на этапе контроля знаний, умений и навыков.

Важно учитывать возраст учащихся. В младших классах стараюсь использовать элементы игры. Например, на уроке объяснения нового материала можно совместить работу с учебником и построение схемы «Паучок». Из числа учащихся выбираются «диктор» и «художник». «Диктор» громко и медленно читает правило учебника. В каждой фразе выбираются ключевые слова – «сигналы». «Художник» по этим сигналам на доске составляет схему «Паучок», где главное понятие – тело паучка, а признаки – ножки или башмачки (Рисунок 19).

Построение такой схемы вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы с книгой. Глубокое, осмысленное усвоение грамматической теории способствует, в свою очередь, совершенствованию речевых навыков.

Фрагмент урока «Причастие как часть речи»

Проблемный вопрос: причастие – часть речи или форма глагола?

hello_html_m410adf67.gif

Рисунок 19

Одной из форм работы на уроке может быть электронный кроссворд (Рисунок 20). Решение кроссворда предполагает работу в парах за одним компьютером, индивидуальную или коллективную работу, когда задания обсуждаются всем классом, а за компьютером (или у интерактивной доски) кто-то один. Важным является то, что на протяжении всего процесса разгадывания кроссворда учащиеся могут проверить количество правильных ответов (нажав на соответствующую кнопку). Это позволяет им самим найти ошибку и избежать малого количества баллов. После выставления баллов учащиеся с помощью учителя обсуждают вопросы, которые вызвали затруднения.

Кроссворд «Тропы»

hello_html_m1db8e8ab.png

По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.

  1. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения какого-либо явления.

По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

hello_html_m28309d5e.gifhello_html_m2c3ab3d4.gifhello_html_41317f02.gifhello_html_3b2c2b31.gifhello_html_m46bc63bd.gifhello_html_3149c567.gifhello_html_m6dc11283.gif


Рисунок 20

ИКТ используются и во внеклассной работе, и в самостоятельном творчестве учащихся, в частности, в проектной деятельности. Урок защиты проектных работ - уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование ИКТ на уроках подобного типа – одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей. Методика проектов предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника проекта.

Работу по созданию проектов по литературе веду уже несколько лет. Учащимся предлагаются разные темы: «История одного стихотворения А.С. Пушкина о любви», «Авторская песня», «Сборник стихотворений о родном городе», «Поэзия 21 века», «Жанр антиутопии в литературе 20 века» и многие другие. Особенно интересными получились проекты, предполагающие личное исследование учащегося, например «Рекламный текст и его особенности», «Язык SMS», «Современная Пиковая Дама», «Тема лебедя в русской литературе», «Драгоценные камни в литературе». Защита проектов как форма работы активно используется на уроках элективного курса «Язык художественных произведений»: «Сборник рассказов в стиле А.П. Чехова», «Чехов и Довлатов», «Постмодернизм в русской поэзии 20 века», «Поэтический сборник» и др. Осуществляя руководство исследовательской деятельностью учащихся, использую электронный справочник «Теория и практика учебного исследования».

Фрагмент интеллектуальной игры по роману М.Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

hello_html_m496d0461.gif



Мир вещей и явлений!



Прибор, который починял Бегемот

hello_html_m692d6d08.jpghello_html_6674f35c.gif


Рисунок 21

ИКТ применяются и во внеклассной работе: для проведения литературных викторин и тематических вечеров, интеллектуальных игр и поединков. Вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, сопровождался подготовленной совместно с учащимися презентацией. С использованием ИКТ проводились и станционная игра по творчеству А.П. Чехова, и литературный брейн - ринг по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Рисунок 21).

Использование ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает у детей логическое мышление.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.















Формы работы с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы  позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более интересным, эмоциональным и эффективным. Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения дает возможность совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

 

В данной работе систематизировано,  где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку и литературе как во время урока, так и во внеурочной деятельности. Показано, какие цифровые образовательные ресурсы используются с целью оптимизации образовательного процесса и повышения эффективности обучения в преподавании филологических дисциплин. Приведены примеры заданий разного уровня. 

Автор Бекурина Галина Валентиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 537
Номер материала 30585
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓