Князева
Наталья Геннадьевна
г.
Слободской
ГОУ
СПО «Слободской государственный колледж
педагогики
и социальных отношений»
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В ГОУ СПО «СЛОБОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Сегодня одной их главных задач системы образования, в
связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов,
является полный учет требований работодателей. Быстро реагировать на изменения
рынка труда можно только при создании системы социального партнерства.
Перспективным направлением
исследований в области социального партнерства по отношению к образованию
является изучение процессов появления, принятия и реализации образовательных и
иных социальных инициатив [4].
Термин «социальное партнерство» относительно новое
понятие, которое появилось в связи со сменой форм собственности в нашей стране
и смысл которого состоит в том, что представители работодателей и работников,
прежде всего, наемных, должны все проблемы взаимоотношений решать путем переговоров,
нахождения компромиссов и достижения согласия на взаимовыгодной основе.
Социальное партнерство в широком смысле - это
совместно распределенная деятельность социальных элементов, представителей
различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты,
принимаемые всеми участниками этой деятельности.
Социальное партнерство по отношению к образованию
следует понимать как:
―
партнерство
внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной
общности;
―
партнерство,
в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями
иных сфер общественного воспроизводства;
―
партнерство,
которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни,
делающая вклад в становление гражданского общества [5].
Социальное партнерство является эффективным механизмом
демократизации системы образования и обновления его сущности, содержания,
методов и форм деятельности. Основной сферой, в которой формируется как
человеческий, так и социальный капитал, является сфера образования, поэтому
именно здесь и должны быть сфокусированы усилия общества и государства [2].
В сфере образования социальное партнерство
рассматривается исследователями как взаимодействие участников образовательного
процесса, решающих задачу перевода потенциальных форм системы образования в
актуальные, обеспечивая позитивные изменения в образовательной сфере [3].
В качестве участников социального партнерства
выступают государственные структуры, работодатели, население, общественные
организации и объединения.
Компетенция социальных партнеров касается всех сфер
образования: образовательной, правовой, финансовой, социальной, научной.
Основная цель социального партнерства в сфере
образования заключается в совместных действиях всех участников образовательного
процесса для решения первоочередных задач профессионального образования.
Рассматривая формы проявления социального партнерства
на примере одного из старейших образовательных учреждений области ГОУ
«Слободской государственный колледж педагогики и социальных отношений»
необходимо обратиться к его вековой истории.
20 сентября 1904 года в городе Слободском состоялось
открытие реального училища. Инициатива открытия училища в городе Слободском
принадлежала купцу Михаилу Петровичу Ончукову. Реальное училище стало
привилегированным учебным заведением для сыновей купцов, чиновников,
служителей культа, почётных граждан.
Осенью 1917 года в стенах бывшего реального училища
разместилась единая трудовая школа 2-й ступени им. Некрасова.
В 1930 году она занимала 1 этаж здания училища, на
втором этаже в 2-х кабинетах размещался педагогический техникум им.
Бубнова. Педагогический техникум готовил кадры учителей для начальных и
семилетних школ области.
В 1938 году техникум получил статус Слободского
дошкольного педагогического училища. Качественно новой ступенью в развитии
училища стал 1995 год. Именно в этом году училище начало сотрудничать с
Институтом педагогики социальной работы РАО в качестве экспериментальной
площадки Российской Академии образования.
В 2002 году по итогам аттестации училищу был присвоен
статус государственного колледжа педагогики и социальных отношений. Колледж
готовит кадры по 10 специальностям.
Для организации делового сотрудничества с учреждениями
социальной сферы и предприятиями города и области, являющимися потенциальными
заказчиками на подготовку кадров и создающими рабочие места для подготовленных
специалистов, в колледже разработана и введена в действие комплексная
программа «Создание системы сетевого взаимодействия с целью подготовки
конкурентоспособного специалиста».
Одним из пунктов программы является «социальное
партнерство», в котором отмечается назначение, задачи, направления и
перечень мероприятий. «…стратегической целью социального партнерства является
создание условий для обеспечения тесной связи между преподаванием теории и
приобретением практических знаний и навыков…»
Опыт колледжа по организации системы
социального партнёрства с целью подготовки конкурентоспособных специалистов
показывает, что в процессе создания современной модели социального партнёрства
можно выделить три этапа: подготовительный, организационный, функциональный.
Рис. 1 Этапы создания
современной модели социального партнёрства
1 этап - подготовительный. Изучение возможностей
социального партнёрства, выявить взаимосвязь интересов: колледжа и
работодателей. Оценка работодателей на соответствие знаний и умений
выпускников потребностям предприятия.
2 этап - организационный. Разрабатывается модель
социального партнёрства, создаются условия для её функционирования,
определяется круг социальных партнёров.
3 этап - функциональный. Этап устойчивого
взаимодействия, в ходе которого определяются задачи и функции социальных
партнёров. Для этого намечаются необходимые мероприятия, формируются
организационные структуры социального партнёрства.
Совместная организация
образовательного процесса осуществляется по следующим направлениям:
-
участие работодателей в учебном процессе;
-
организация уроков – экскурсий;
-
взаимодействие при контроле качества образования, участие в
работе государственной аттестационной комиссии при проведении ИГА;
-
совместное участие в конкурсах, конференциях, выставках;
-
организация производственной практики;
-
прогнозирование социального заказа на новые профессии;
-
участие ярмарке выпускников;
-
организация и проведение на базе учебного учреждения семинаров,
конференций, курсов по подготовке и переподготовке кадров учреждений;
-
включение
в общественный управленческий Совет учебного заведения представителей
работодателей.
Для колледжа укрепление связей с социальными
партнерами открывает ряд новых возможностей:
-
доступ
к информации о рынке труда;
-
учет
требований работодателей по содержанию подготовки специалистов в колледже;
-
разработка
новых учебных материалов, отвечающих требованиям работодателей;
-
организация
практики студентов;
-
организация
стажировки педагогических работников;
-
расширяются
возможности трудоустройства выпускников.
Таким образом, государственные
образовательные стандарты среднего профессионального образования требуют новых
подходов во взаимодействии с работодателями, и это взаимодействие
профессионального образования со сферой труда должно быть направлено на
совместное достижение результатов по освоению видов деятельности и профессиональных
компетенций, способствовать подготовке и переподготовке конкурентоспособных,
квалифицированных специалистов и трудоустройству выпускников в интересах
личности, работодателей и государства.
Список используемой
литературы:
1.
Вульфов, Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие [Текст]
/Б.З. Вульфов, В.Д. Семенов. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
2.
Гринько, С.Г. Разработка системы профильного обучения как модели
социального партнерства (на примере экономического лицея) [Текст]: автореф.
дис. канд. пед. наук /С.Г. Гринько. - Ростов н/Д, 2007 - 24 с.
3.
Панкова, Т.А. Воспитательные системы: основы конструирования
[Текст]: учебно-методическое пособие /Т.А. Панкова, С.В. Сальцева. - Оренбург:
РИО ОГИМ, 2005. - 204 с.
4.
Поташникова,
Г.И. Социальное партнерство в сфере образования: опыт, проблемы и перспективы
развития Справочно-библиографические материалы, Самара, 2006, 20 стр.
5.
Сохабеев, В.М. Социальное партнерство как условие качественной
подготовки специалистов для наукоемких производств / В.М. Сохабеев, Е.А. Корчагин
//Социальное партнерство как условие повышения качества подготовки специалистов
среднего звена. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.
Чайковский, 27-28 января 2005 г.). - Казань-Чайковский: ЧПГК, 2005
г. - С. 105-110.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.