Главная / Обществознание / формы и методы работы на уроке этики

формы и методы работы на уроке этики

Формы и методы работы на уроках этики.

Учитель этики Крента Г.Г.Квалификационная категория «высшая», педагогическое звание «старший учитель».

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения этике человеческих отношений  просто необходимо. В своей  деятельности я использую ряд новых педагогических технологий.

В каждом классе каждый ученик должен выбрать тему для исследования, ознакомиться с  информационными источниками по этой теме, выполнить творческую работу, оформить презентации и выступить с ней перед классом на уроке этики. Такой подход предполагает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий:

использование ИКТ в процессе обучения этике человеческих отношений;

использование проблемных, исследовательских образовательных технологий в процессе обучения предмету;

использование развивающих образовательных технологий. Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая  поисковая деятельность учащихся..


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Фото для Галины Григорьевны\P1250032.JPG

На уроках этики, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению этих проблем, обеспечивается сочетание  их самостоятельной деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Основным элементом проблемного обучения является проблемная ситуация. Функции проблемного обучения:

·         усвоение учащимися системы знаний и способов практической умственной деятельности;

·         развитие интеллекта учеников,  их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

·         формирование разносторонне и гармонично развитой личности.

Начиная с 5 класса, каждый учащийся должен выполнить исследовательскую или творческую работу. У пятиклассников еще не выработаны навыки исследовательской работы, поэтому можно давать задания группе или индивидуально (по желанию учащихся). Первую работу без помощи учителя ребенку выполнить бывает трудно.

  На уроках этики я использую активные методы обучения.

  Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

Активное обучение помогает перейти от программных форм и методов обучения к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

Особенности активного обучения:

·      активизация мышления, когда ученик вынужден быть активным независимо от его желания;

·         достаточно длительное время вовлечен в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

·         самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Активные методы на уроках этики: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование, проигрывание ситуаций, коллективная творческая деятельность, микрофон.

  ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

·         целеполагания;

·         планирования;

·         реализации цели;

·         анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

·         роли, взятые на себя играющими;

·         игровые действия как средства реализации этих ролей;

·         игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

·         реальные отношения между играющими;

·         сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

На уроках этики, делая ставку на активизацию и учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятий, темы и даже учебного раздела;

- в качестве элементов более обширной технологии;

- качестве урока (занятия) или его части.

Классификация педагогических игр на уроках этики  в соответствии с различными основаниями:

·         по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

·         по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие;

·         по предметной области: музыкальные, театральные, литературные; трудовые, производственные;

·         по игровой среде: без предметов, с предметами; настольные, комнатные, уличные; компьютерные.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Фото для Галины Григорьевны\P1250035.JPG

Технология развивающих игр интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

 Также могут быть и групповые технологии.

  Групповое обучение учит основным навыкам жизни:

·         действенное общение,

·         умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели,

·         улучшается успеваемость, воспитывается самоуважение,

·         укрепляется дружба в классе, появляется возможность избежать негативных сторон соревнования, учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

Также я использую проектную технологию на уроках этики. Особенности реализации метода проектов в 5 6 классах состоит в том, что проектная деятельность является ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).


Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей.

Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент,

во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию,

в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.

Например, в 6 классе при изучении темы «Что значит для человека семья», ребята получают задания, подготовить мини-проекты о своей семье, традициях семьи.

У тех ребят, которые плохо знают историю семьи, проекты получились бедными, вымученными. Более того, некоторые родители выражали недовольство подобной нестандартной работой.

Однако, даже эти ученики многому научились в процессе своей проектной деятельности: проводить исследование, оформлять и представлять работы анализировать их и т. д. Многие приносили на урок альбомы семьи,и порой сами удивлялись, сколь многое они не знают о своих близких.

Иное дело – проекты ребят, в семьях которых уважают традиции и память предков. На защите таких работ время пролетало незаметно. При проведении анализа работы ребята:

- изучили историю семьи в контексте истории страны, узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;

- они лучше узнали историческую эпоху “изнутри”;

- в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями;

- работа способствовала сохранению традиций, исторического опыта;

- многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.

Жизнь человека, не знающего истории своей семьи, вряд ли можно считать полноценной

Учащимся нравится самостоятельно выполнять творческие работы Говоря о взаимопонимании на уроках учащимся было предложено составить маршрут в страну взаимопониманий, объяснив, какие трудности были на их пути и как их можно преодолеть. Представив свои маршруты, учащиеся выделили много человеческих качеств, необходимых человеку для решения жизненных проблем.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Фото для Галины Григорьевны\P1250042.JPG

Все перечисленные технологии применяются при обучении учеников этике в комплексе, они взаимосвязаны между собой. 

Сами дети так оценивают значимость уроков этики:

«Уроки этики помогают понять жизнь, разобраться в сложных проблемах”, “этическая грамматика помогла мне понять себя, увидеть хорошее в других”, “Уроки этики важны так же как математика, история, . Они даже важнее этих уроков, потому что это уроки жизни.»






































Правила поведения в школе.

 

   Целями настоящих Правил являются создание благоприятной обстановки для обучения, безопасных условий пребывания в школе и на ее территории, воспитание уважения к человеческой личности, развитие навыков культурного поведения в обществе.

Общие правила

 Учащиеся школы ведут себя честно и достойно, соблюдают нормы морали и этики в отношениях между собой и со старшими.

Учащиеся обязаны: проявлять уважение к старшим: помогать младшим, когда им нужна помощь;аккуратно обращаться с имуществом школы, а также со своими и чужими вещами: выполнять требования учителей и других работников школы.

Учащиеся обращаются по имени, отчеству и на "Вы", к незнакомым взрослым - тоже на "Вы".

Учащиеся должны уступать дорогу взрослым; старшие школьники пропускают вперед младших школьников; мальчики - девочек.

Для выяснения отношений учащиеся никогда не применяют физическую силу и не употребляют грубых выражений. Применение физической силы оскорбляет достоинство человека и в школе категорически запрещается.

Учащимся запрещается: уходить из школы и с ее территории во время занятий без разрешения педагога или руководителей школы; самовольно покидать спортивные, культурные и внеклассные мероприятия; приносить и использовать в школе и на ее территории оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, горючие жидкости, пиротехнические изделия, газовые баллончики, сигареты, спиртные напитки, наркотики, одурманивающие средства, а также ядовитые и токсические вещества.

В школе категорически запрещено, поскольку представляет опасность для жизни и здоровья учащихся: залезать на подоконники, шкафы, оборудование помещений, здания: кататься на перилах, сидеть на перилах, с силой толкать других учеников; открывать и входить в хозяйственные помещения школы, не предназначенные для нахождения там людей; открывать электрические шкафы; использовать не в соответствии с их назначением спортивные и игровые конструкции на территории школы.

 До начала занятий в школе

 Учащиеся приходят в школу не позднее чем за 10 мин до начала занятий, в школьной форме в опрятном виде. Ученики младших классов приходят в школу не позднее чем за 15 мин до начала занятий.

После входа в школу учащиеся снимают верхнюю одежду , , приводят в порядок одежду и прическу, занимают свое место в классе и готовят к уроку книги, тетради, ручки и другие нужные на уроке принадлежности.

 На занятиях

 При входе педагога в класс учащиеся встают. Они садятся после приветствия и разрешения педагога. Так же ученики приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий. При выходе педагога или другого взрослого из класса учащиеся тоже встают.

На время урока учитель устанавливает правила поведения на уроке.

Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами.

Если учащийся хочет что-нибудь сказать, попросить, задать вопрос учителю или ответить на вопрос, он поднимает руку, после разрешения учителя говорит. Педагог может установить другие правила.

Звонок об окончании урока дается для учителя. Он определяет точное время окончания урока и объявляет ученикам о его окончании.

Если учащийся пропустил уроки в школе, то он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей. Пропускать и опаздывать на уроки и занятия без уважительных причин не разрешается.

 На переменах и после окончания занятий

 Во время перерыва (перемен) учащиеся обязаны: привести в порядок свое рабочее место; выйти из класса; подчиняться требованиям дежурных педагогов и работников школы.

На переменах запрещается: бегать по лестницам, вблизи оконных проемов, стеклянных витрин и в других местах, не приспособленных для игр; толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу; употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать другим отдыхать.

Находясь в столовой, учащиеся: проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд; употребляют еду и напитки, приобретенные в столовой и принесенные с собой, только в столовой; подчиняются требованиям педагогов, а также работников столовой: соблюдают очередь при получении пищи: - убрать со стола после еды.

 Поведение на территории школы

 Территория школы является частью школы (школьным участком). На школьном участке учащиеся обязаны: находиться в пределах его границ; соблюдать общие правила поведения, установленные разд.1, и правила поведения на переменах, установленные п.4.2 настоящих Правил.

 Заключительные положения

 За нарушение настоящих Правил и устава школы к учащимся применяются меры дисциплинарного и воспитательного воздействия, предусмотренные уставом школы. За грубые и неоднократные нарушения требований устава школы и запретов настоящих Правил учащийся может быть исключен из школы.

Настоящие правила распространяются на все мероприятия, проводимые за пределами школы.

Настоящие Правила вывешиваются в школе на доске объявлений для ознакомления.

мя, отчество

Образование,
педстаж, категория,
классы

Достижения Педагогическое кредо Из опыта работы













Из опыта работы учителя этики Крента Г.Г.


Этика как особый предмет воспитания в школе.


Как же учить этике современных детей?

Как строить этот особый предмет воспитания в школе ?

Я попыталась дать ответ на этот вопрос.

Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача – включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. И этот процесс важно сделать желаемым для детей, не навязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным. Урок этики или этическое занятие как процесс человековедения и, строить его необходимо в форме диалога между учителем и учеником.

Такой урок направлен на психолого-педагогический уровень этического воспитания и творческое личностное осмысление ребёнком, нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путём создания многообразной сферы включения детей, в практику нравственной жизни человека, через активные формы деятельности.

Всё это требует педагогически продуманной технологии этических уроков. Рассмотрим его урока в 5 класс по теме: “Что такое добро и зло ”.

Нужно помнить, что для детей этого возраста характерно конкретное мышление, способность к воображению, яркой фантазии, любовь к игре, склонность видеть в людях хорошее, доброе. Выстраивая сюжет, педагог отталкивается от того, что более близко и знакомо маленьким детям – от сказки:

-Вы любите сказки?

-Какие сказки вы знаете?

-Почему вам нравятся сказки?

-Да, в сказках происходит много интересного, необычного и полюбившимся вам героям помогают волшебники. А все ли волшебники помогают?

-Какие бывают волшебники?

-Да, добрые и злые.

Так дети выходят на понятие добра. Выходят они на него сами в логике выстроенного педагогом диалога. Это и является завязкой и началом логически выстроенной канвы диалога о доброте с маленькими детьми.

-А вам какие волшебники нравятся?

-Почему?

-Значит, добрые волшебники творят Добро! (Если какой-то ребёнок предпочтёт злого волшебника, педагог отметит, что и об этих волшебниках они обязательно поговорят). А в народе говорят: “Доброта что солнце”. Как вы думаете, почему?

Дети включаются в процесс мышления. Именно этот процесс должен лежать в основе этического занятия. И чтобы он был активным, важно вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир их чувств. С этой целью предлагаю детям вообразить красивую волшебную полянку, освещённую солнцем. Такая полянка может быть изображена на детских рисунках, на полотне, на доске, которую воспитатель открывает в этот момент. Она может быть создана творческим воображением детей.

-Посмотрите, какая красивая полянка. Представим себя на ней. Вам нравится?

-А теперь представьте, что солнышко закрыла туча. Стало темно, пасмурно, неуютно и холодно. И вот тучка начала понемногу уходить, появился первый лучик солнышка. Что мы почувствовали, греясь в его лучах?

-Конечно, тепло. А если доброта что солнце, то доброта –это...?

-Верно, тепло, теплота. А лучик солнышка, согревший нас на полянке, проявил к нам ...что?

-Внимание, потому что он о нас... что?

-Позаботился.

-Следовательно, доброта – это ещё и... что?

-Конечно, внимание и забота. Видите, как нам лучик помог понять, что такое доброта. Это теплота, внимание и забота, проявленные нами к кому-то.

Так строится диалог с учащимися.

Чтобы эти понятия были не только усвоены, но и присвоены ребёнком, т.е. стали личностно значимыми, необходимо включить их в сферу подсознательной деятельности, формирующей опыт поведения. И сделать это надо на самом этическом занятии.

Как?

С помощью разнообразных игровых и тренировочных методик, позволяющих вывести ребёнка на положительный опыт доброго отношения к другому и закрепить этот опыт в реальных детских взаимоотношениях.

В данном занятии это можно сделать следующим образом:

-Посмотрите, ребята, на солнышко на нашей красивой поляне. Каждый его лучик несёт в себе тепло, заботу и внимание. Хотите в этом убедиться?

Нужно включить воображение детей, предлагая им своеобразную игру. Он как бы вручает лучик одному из ребят, спрашивая, кому бы он подарил этот символ своего внимания, теплоты и заботы. Далее лучик “вручается” ещё нескольким. Данная игра в то же время является и методикой, определяющей приоритеты в отношениях детей к близким, окружающим и сверстникам.

Чтобы каждый ребёнок мог стать объектом чьего-то внимания, испытать положительные эмоции, ситуацию успеха и в то же время ощутить себя субъектом, действия которого дарят эти эмоции другому, продолжаю игровой процесс:

-Скажите, ребята, приятно было получить и подарить солнечный лучик, излучающий тепло, заботу и внимание?

-Но ведь не каждый смог испытать это приятное ощущение. Подумаем вместе, как сделать так, чтобы его испытал каждый.

-Посмотрите на нашу поляну. Ведь она волшебная, верно? А какой волшебный цветок растёт на такой поляне?

-Конечно, цветик-семицветик. Кто хочет его оживить?

Дети (семь человек) становятся в круг, соединив руки в форме лепестка. Под хоровое повторение “заклинания”: “лети, лети, лепесток”... они кружатся. Я при словах “быть по-моему вели” “отрываю лепесток” и пускаю его в “свободный полёт”. В результате ребёнок подходит к кому-то по своему выбору и произносит доброе пожелание, радующее другого.

Игра также является методикой, позволяющей судить как об общей атмосфере в коллективе.

Таких “цветиков” может быть два или три, чтобы наибольшее количество детей стали участниками игры. Данная игра может фрагментарно входить как разминка перед началом деятельности детей в объединении, как пауза в процессе деятельности или концовка при её завершении. Она везде создаст необходимый настрой на доброжелательность к другим.

-Действительно, “цветик-семицветик” волшебный. Посмотрите, какая добрая атмосфера стала в нашем коллективе, сколько приятного услышали мы. Но ведь опять не все почувствовали это, верно?

-Посмотрим, нет ли на нашей полянке ещё что-нибудь волшебного... Оказывается, есть...- клубочек. Надо проверить, в чём же его волшебство.

С этими словами подхожу к одному из ребят ( здесь удобнее организовать круг) и предлагаю ребёнку потянуть клубочек за ниточку. Как только он возьмётся за ниточку и начнёт тянуть, произношу:

-Ой. действительно, клубочек волшебный! Как только ты взялся за ниточку, я увидела все твои лучшие качества. Хочешь, я тебе их назову?

Конечно, ребёнок очень этого хочет, а у взрослого есть возможность повысить его авторитет, укрепить уверенность в себе при необходимости, а главное, в ценностных ориентациях детей повысить роль нравственных качеств личности.

Далее каждый ребёнок, разматывая “волшебную” ниточку, последующему называет его лучшие качества не зависимо от того, как строились их отношения до этого. И теперь необходимую долю положительных эмоций получает каждый.. Так активизируется внимание детей на той атмосфере тепла, внимания и доброжелательности, которая воцарилась в объединении.

-Обратите внимание, ребята, как много в вас хорошего, какая добрая, тёплая и светлая атмосфера царит у нас. Постараемся её сберечь?

Таким образом, этика как предмет воспитания строится на диалоговом взаимодействии с детьми, ориентированном на специфику их возрастных особенностей. В подростковом возрасте урок этики должен стать своеобразным накоплением нравственных представлений в жизненном опыте, умения дать оценку и самооценку, осознание своего Я.

Далее предлагается в течение одной минуты записать на листочке любые слова. Когда они написаны, педагог предлагает подчеркнуть те, которые имеют отношение к этике, нравственности. По окончании работы желающие читают свой набор слов, отражающих моральный контекст.

-Какой вывод мы можем сделать?

-Да, наша жизнь и наши мысли обязательно соприкасаются с этическими проблемами. Как вы думаете, почему? Продолжается диалог.

-Необходимость в своих действиях нести добро окружающим точно выражает русская народная пословица: “Поспешай делать добро”. Можете ли вы эту пословицу применить к своему поведению?

-Обратимся к вашему опыту. Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях:

------------------------

Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.

Какой вариант поведения вы выберите?

-Предложу посмотреть передачу вместе с братом.

-Сначала посмотрю передачу, потом пойду погуляю с братом.

-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

-Пойду погуляю с братом.

-Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.

Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 5 билетов и сказал: “Вас в классе 10 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому”.

-Как ты поступишь?

-Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.

-Предложу решить голосованием.

-Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой.

-Подниму руку, что не пойду.

-Предложу распределить по группам, а группа выберет достойных.

Объясните выбранный вариант.

---------------

Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли.

Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

-Главные роли дать желающим.

-Главные роли дать тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал.

-Желающим тянуть жребий.

-Пусть решат сами участники спектакля.

Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы я могла проанализировать направленность их решения.

Углубление учащихся в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий – задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя ребёнка к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.

Такое осознание заостряет процесс мышления учеников, становясь главным на уроке.

-А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива или семьи.

-Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью : “Поспешай делать добро”.

-А теперь проанализируем, какой вариант поступка в каждой ситуации говорит о доброте в отношениях к другому.

Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога дети осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога уместно обсудить с детьми, всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Пусть ребята подумают, поспорят. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех – это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну.

Такой поворот, ведя к развязке сюжета, позволяет углубить диалог, затронуть важные для подросткового возраста проблемы, ибо для них особенно характерно стремление к справедливости.

-Что же такое справедливость?

-Стремление соответствовать истине в решениях и поступках, быть беспристрастным. А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру?

Следовательно, доброта, добро требует от человека проявления чувств. Вспомните слова А.С.Пушкина: “ И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал”. Поразмыслим в связи с этим над следующими изречениями и пословицами, в которых отражён нравственный опыт поколений:

Давай вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я в предверии могилы

Лишь зло пожнём”.

Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра,

Для нас не станет ложем”.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней”.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится”....

-Вы обратили внимание на то, что рядом с добром соседствует зло. Как вы думаете, почему?

-Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Известный врач и философ Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: “Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей”. Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Вы согласны с этим?

-Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З –земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

Этот диалог помогает осознанию своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека.

-Следовательно получается, что человек родится, чтобы “деять” (творить, делать) доброе в жизни. Деять добро – добродетель. И добродетельным можно назвать человека, в мыслях и поступках которого царит доброе начало. Требуются ли для этого усилия самого человека?

-Почему и в чём?

-Следовательно, прав был Л.Н.Толстой, утверждая, что “добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие”. Как вы считаете?

-Обратимся к себе. На какие усилия мы способны?

И тут важно, чтобы взрослеющий человек убедился, что всё высокое лежит в наших повседневных поступках, и потому важно осмысливать себя именно в них.

-Очертите круг собственной добродетели, заменив многоточие определением доступным вам поступков и деяний:

простить..........................................................

поделиться......................................................

уступить..........................................................

пожертвовать..................................................

помочь.............................................................

заменить...........................................................

сказать...............................................................

утешить..........................................................

(Слова записаны. Если подростки испытывают затруднения, можно к словам поставить вопросы: что?, чем?, как?, для кого?, о чём? и т.д.).

Результаты записей много скажут при последующем анализе. На самом же занятии такой анализ не нужен. Подросток сам осмысливает столь наглядно получившийся результат. Я ограничиваюсь лишь двумя вопросами:

-Нравятся ли вам результаты ваших усилий?

-Кто готов мысленно похвалить себя?

-А кто порицает?

-Задумайтесь над результатами собственных жизненных усилий. И пусть напутствием в дальнейшем вам послужат слова французского философа-мыслителя 16 века Мишеля Монтеня: “Добродетель требует, чтобы её соблюдали ради неё самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью”.

Такие диалоги, как показал опыт, помогают учащимся обогатить знания об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения.

Сами дети так оценивают значимость уроков этики:

«Уроки этики помогают понять жизнь, разобраться в сложных проблемах”, “этическая грамматика помогла мне понять себя, увидеть хорошее в других”, “Уроки этики важны так же как математика, история, . Они даже важнее этих уроков, потому что это уроки жизни.»



формы и методы работы на уроке этики
  • Обществознание
Описание:

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения этике человеческих отношений   просто необходимо. В своей  деятельности я использую ряд новых педагогических технологий.

В каждом классе каждый ученик должен выбрать тему для исследования, ознакомиться с  информационными источниками по этой теме, выполнить творческую работу, оформить  презентации и выступить с ней перед классом на уроке этики. Такой подход предполагает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий:

использование ИКТ в процессе обучения этике человеческих отношений;

использование проблемных, исследовательских образовательных технологий в процессе обучения предмету;

использование развивающих образовательных технологий. Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая  поисковая деятельность учащихся..

Автор Крента Галина Григорьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 890
Номер материала 33480
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓