Главная / Химия / Формы и методы контроля знаний учащихся на уроках химии

Формы и методы контроля знаний учащихся на уроках химии

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ХИМИИ

В процессе обучения должны быть установлены четкие взаимосвязи между понятиями, формируемыми у учащихся. Таким путем у них создается определенная система знаний. Каждая новая тема рассматривается лишь после того, как учитель убедится в наличии у учащихся необходимых знаний для восприятия нового материала. Общеизвестно, что закрепление и актуализация вводимой информации - весьма важный элемент процесса обучения. Выполнение каких-либо упражнений по новой теме способствует более полному, осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у учащихся системы химических понятий, логически связанных друг с другом. В конечном счете, это повышает эффективность труда учителя. В процессе обучения каждый учитель должен стремиться применять на своих уроках разнообразные формы контроля, начиная от самостоятельных работ и заканчивая играми. Ведь использование и применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение информации учащимися, но и способствует развитию творческих способностей, моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную информацию, побуждает интерес и активизирует работу учащихся. В своей работе я хочу рассказать о некоторых формах и методах контроля знаний учащихся, используемых мною на уроках химии.

Контроль знаний - это выявление соответствия сформированного объема знаний учащимися, требованиям стандарта или программы, а также определения уровня владения умениями и навыками.

Функции контроля:

  • Коммуникативная, функция общения.

  • Обратная связь.

  • Развивающая функция. Направлена на реализацию памяти, логики, внимания, речи.

  • Воспитательная функция.

  • Организаторская функция.

  • Методическая функция.

Типы контроля:

  • Предварительный, пропедевтический.

  • Текущий контроль, проверочный.

  • Итоговый, заключительный.

Способы осуществления контроля:

  • Устный

  • Письменный

  • Экспериментальный

  • Компьютерный

  • Комбинированный (в том числе активные формы учебных занятий)

  • Творческий

Рассмотрим более подробно каждый вид контроля.

- Устный контроль.

Устный контроль знаний в моей работе — основной способ учета результатов обучения. При устном контроле знаний я имею возможность проверить весь изучаемый материал по теме. Его преимущество состоит в том, что можно контролировать знания учащихся с углублением и закреплением раннее пройденного. Устный контроль знаний помогает мне лучше изучить своих учащихся, так как в процессе контроля устанавливаются личные контакты. Устный контроль наиболее прост и понятен учащимся.

Я проверяю знания основных законов и понятий, систематических знаний фактов и теорий, умение применять теории для объяснения фактов и использовать их для иллюстрации изученных теорий, проверяю умения распознавать вещества и делать простейшие опыты, решать, расчетные и экспериментальные задачи. Контролируя знания, я учитываю умение учащихся излагать материал в системе, делать выводы, мыслить логически.

Для контроля умений применять полученные знания предлагаю учащимся написать формулу, уравнение реакции, решить задачу, задаю дополнительные вопросы, контролирующие знания законов. Стараюсь организовать устный контроль так, чтобы вызвать интерес к вопросам и ответам.

Для привлечения внимания к ответам предлагаю кому-либо из учащихся продолжить рассказ, исправить ошибку или дополнить ответ. Не вызываю для ответа слабых учащихся, так как их ответы понижают интерес других учащихся. Для усиления внимания к ответу вызванного учащегося применяю прием рецензирования, поручаю учащимся следить за ответом отвечающего, записывать свои замечания, отмечая неточности и ошибки, а затем внести исправления.

Устный контроль знаний применяю в зависимости от урока: в начале урока, перед изучением нового материала, с целью контроля и одновременного повторения и закрепления ранее пройденного; при изучении нового материала с целью выяснения связи нового с ранее изученным; в конце урока с целью закрепления материала, а также повторения ранее пройденного; после изучения темы или раздела на уроках посвященных контролю, с целью закрепления, повторения, систематизации и обобщения. Применяю следующие формы устного контроля: индивидуальный и фронтальный.

Индивидуальный устный опрос позволяет проанализировать знания какого-то конкретного учащегося. Проводить подобный опрос можно:

а) у доски: с заранее написанным заданием; проверка домашнего задания; составление планов сравнения: (Последовательные действия, которые приходится осуществлять в процессе сравнения, учащиеся легче запоминают и в дальнейшем, успешно применяют эти знания). При работе учащегося у доски можно использовать различные схемы, таблицы, рисунки. Кроме того, можно также применить опрос учащегося при помощи воспроизведения плана - конспекта урока (опорной схемы)

б) с места: при ответе на поставленные вопросы, при работе с литературой. Например: ответить на вопросы после параграфа; объяснить какую-нибудь схему из учебника; используя материал учебника или другой книги, провести опрос: какая из прочитанных книг о жизни и деятельности ученого, об истории открытия вещества, о его применении особенно понравилась вам? Чем именно? И др.

Требования к индивидуальному устному опросу:

  • Четкая формулировка вопроса

  • Планирование времени с учетом индивидуальных особенностей

  • Для объективности оценивания необходимы дополнительные вопросы.

Фронтальный устный опрос можно проводить по вопросам, с использованием учебника, планов, схем. Кроме того, для создания у учащегося новой мотивационной направленности могут быть широко использованы занимательные дидактические игры типа "крестики-нолики", "третий лишний", "третий - не лишний", и др. Успешное выполнение подобных заданий может вызвать у учащегося новое побуждение, которого раньше не было.

Кроме того, при фронтальном опросе целесообразно использовать различные выступления, доклады учащихся, которые потом обсуждаются всем классом. Используя, принцип "интервьюирования", можно проанализировать учащихся готовящихся к "интервью" (по данной теме), а затем на уроке проследить готовность остальных учащихся по этой теме.

Краткий контроль я использую при проверке выполнения заданий, при повторении, с целью установления связи нового материала с ранее изученным или применяю для закрепления и проверки уровня усвоения нового материала.

Длительный контроль провожу на уроках, посвященных повторению, закреплению и контролю знаний учащихся по теме или большому разделу.

Однако основная трудность устного контроля состоит в том, что по количеству времени и большом числе учащихся не представляется возможным часто опрашивать каждого учащегося. Поэтому я использую еще письменный контроль знаний.

- Письменный контроль

Письменный контроль позволяет мне получить за один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или иному раздел курса. Результаты работ документально отражают знания и могут быть выражены в количественных показателях, что позволяет объективно оценить успеваемость.

Требования к проведению письменного контроля:

  • Альтернативность задания

  • Достаточное методическое и временное обеспечение

  • Индивидуальные варианты

  • Сочетание разных по видам действий

Кроме того очень удобно контролировать учащихся, используя всевозможные диктанты (например: вставить пропущенные, правильные написания терминов; диктанты по перфокартам; диктанты с использованием схематических отображений: (ответ "да" - отображать ---, ответ "нет" - отображать - ^; таким образом ответ должен иметь следующий вид: ---^^^---^^^^^-------, и.т д.)

Наиболее существенный недостаток этого контроля состоит в том, что не все изученное по курсу химии может быть проверено, например, трудно учесть экспериментальные навыки и умения. Отсутствие личного контакта не дает возможности так глубоко изучать своих учащихся, как при устном контроле.

- Тесты.

На длительных и кратковременных контрольных работах, использую тесты, то есть проверочные задания, в содержании которых имеются ответы. Но не исключаю и традиционные задания (вопросы, цепочки превращений, расчетные задачи, кроссворды и другие). Готовлю обычно несколько вариантов заданий, включающих обязательную и дополнительную часть, дополнительной части более трудные задания, выделяю другим цветом.

При тестировании учащиеся получают карточки с различными формами тестовых заданий по определенной теме. Композиция каждого задания состоит из трех частей: инструкция к выполнению задания, содержание задания, ответ.

Для учащихся, которые впервые сталкиваются с подобной формой контроля знаний, провожу инструктаж, поясняя особенности выполнения тестовых заданий различных форм, и обязательно даю совет не терять много времени на ё задания, вызвавшего затруднение, а переходить к следующему. Затем можно вернуться к нему и найти ответ. Тестовые задания составляю согласно предъявляемым к ним требованиям: адекватность, определенность, простота, однозначность, связь с профессией.

При составлении карточек с задачами использую валеологический компонент. Решая такие задачи, учащиеся невольно становятся сопричастными к проблеме формирования здорового образа жизни, и начинают понимать, что знание свойств веществ важно для сохранения здоровья. Теоретический материал делаю аргументированным полезным в повседневной жизни и в будущей профессии.

Также при составлении тестов и других заданий учитываю способности учащихся к обучению и уровень их знаний. Использование уровневой дифференциации дает мне возможности учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей. Вот уже несколько лет использую элементы технологии уровневой дифференциации и могу сделать вывод, что это позволяет учащимся реально оценивать возможности, также видеть свои достижения при этом: повышается интерес к предмету, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках, повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся. Что и приводит к решению поставленной мной методической задачи.

Тесты (от англ. test - испытание, проверочная работа) - познавательное задание стандартной формы, дидактическое задание стандартной формы, дидактическое назначение которого заключается в установлении обратной связи, закреплении, повторении, систематизации, контроле знаний и умений учащихся, а также в формировании у них мотивации учения.

Применение данного метода позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.

Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. Возможно также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ также считается неверным. Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, так как при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа. Впервые применяя такой контроль, учитель обязательно психологически готовит учащихся к выполнению тестовой работы, т. е. знакомит их с построением вопросов и ответов, техникой заполнения карточки ответов и критериями оценки. Важно предупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний.

Итак: использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.





5


Формы и методы контроля знаний учащихся на уроках химии
  • Химия
Описание:

В процессе обучения должны быть установлены четкие взаимосвязи между понятиями, формируемыми у учащихся. Таким путем у них создается определенная система знаний. Каждая новая тема рассматривается лишь после того, как учитель убедится в наличии у учащихся необходимых знаний для восприятия нового материала.      В процессе обучения каждый учитель должен стремиться применять на своих уроках разнообразные формы контроля, начиная от самостоятельных работ и заканчивая играми. Ведь использование и применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение информации учащимися, но и способствует развитию творческих способностей, моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную информацию, побуждает интерес и активизирует работу учащихся.

 

Автор Даньшина Галина Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 1934
Номер материала 49772
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓