Главная / Начальные классы / «Формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому языку»

«Формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому языку»

АОУ ВО ДПО «ВИРО»




Реферат по теме:

«Формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому языку»







Выполнила учитель: Надежда Алексеевна Салова,

Место работы: БОУ «СОШ №2»

УМК: «Перспективная начальная школа»









Грязовец, 2013



Содержание


1. Введение 3-4

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому языку 4-12

    1. Значимость универсальных учебных действий в системе

начального образования 4-6

1.2 Виды универсальных учебных действий в педагогике 6-8

1.3 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебного

предмета «Русский язык» начальной ступени 8-12

2. Заключение 13

3. Список литературы 14

Глава 2. Практическая часть 15-28

2.1. Проект учебного занятия по русскому языку












Введение

Актуальность. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:

  • подготовки учащихся к реальной жизни,

  • готовности к тому, чтобы занять активную позицию,

  • успешно решать жизненные задачи,

  • уметь сотрудничать и работать в группе,

  • быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Поэтому уже с этого, 2011-2012 учебного года, учителям первых классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Остановимся на предмете «русский язык» как одном из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.

Язык - основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.

Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку и литературному чтению, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам.

Таким образом, русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.



Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому языку

1.1 Значимость универсальных учебных действий в системе начального образования

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом.

Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе.

Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь. Осмысление - это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа - запоминания.

Запоминание (закрепление) учебного материала - это не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.

Овладение материалом - это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества.

Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.

Итак, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

1.2 Виды универсальных учебных действий в педагогике

вВ составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

а) личностный;

б) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

в) познавательный;

г) коммуникативный.

А) Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

Б) Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

В) Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Постановка и решение проблемы включает в себя следующие шаги: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. В свою очередь постановка и решение проблемы требует от учащихся сформированности следующих действий:

  • выделять главную проблему;

  • формулировать задачу;

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

  • оставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

  • самостоятельно предлагать различные способы решения поставленной поисковой или творческой задачи.

Г) Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.


1.3 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета «Русский язык» начальной ступени


Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

УУД на уроках русского языка в начальной школе являются:

-умение использовать языком с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

-умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Рассмотрим каждый вид УУД по отдельности.

  • Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте).

  • Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания (система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка и т.д.).

  • Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

  • Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

-формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

-выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

-проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

-строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

-строить логическую цепь рассуждений

Результатами освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы будут личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Предметные результаты освоения курса русского языка: овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно (в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

3. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

4. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку, а также формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.




Заключение

Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения предмету.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.

В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.


Список использованной литературы


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.

2. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

3. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.

4. Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). М., 2009.

5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения.)

7. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. -с. 105.






Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"


Тип урока: открытия нового способа действия

Тема урока: Определение спряжения глаголов с безударным окончанием

Цели урока: 1. Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием, через решение проблемной ситуации на основе исследования.

2. Формировать навык самоконтроля.

3. Воспитание самостоятельности, творческой активности учащихся; уважение к самому себе; умения прислушиваться к мнению других.

Оборудование: карточки:

а) две со словами (кол.т (дрова)

б) с буквами

- [у] –[ю]
- [а] - [я]

в) со словами: пишет, затянет, влияете, поборете, желтеем, дежуришь, ходит, любите, лепим;

г) с выполненным упр. № 257, стр.163.

Ход урока

I. Организационный момент

а) приветствие;

б) запись числа, классной работы.

II. Этап актуализация знаний

1.  Работа со словами, записанными на доске.

На доске: найдут, шалишь, зубрят, вернешься, торчат, соберешься, посчитают.

- Ребята! Прочитайте слова, записанные на доске.

- Что общего в этих словах?

- Докажите, что это глаголы.

- Распределите эти глаголы на две группы. (Учащиеся распределяют данные глаголы на две группы – устно).

а) по виду:


Совершенный

Несовершенный

найдут, соберешься,

торчат, шалишь, зубрят

вернешься, посчитают


б) по возвратности:


Возвратный

Невозвратный

соберешься, вернешься

торчат, найдут, шалишь, зубрят,


посчитают

в) по спряжению:


I спряжение

II спряжение

найдут, соберешься, вернешься,

торчат, шалишь, зубрят

посчитают




г) лицо, число


2л., ед.число

3л., мн.число

шалишь, соберешься, вернешься

найдут, торчат, зубрят, посчитают



д) с hello_html_37abc4af.pngи без hello_html_37abc4af.png


с hello_html_37abc4af.png

без hello_html_37abc4af.png

найдут, соберешься, посчитают

торчат, шалишь, вернешься, зубрят

е) с ударным hello_html_2e5e5722.png; и безударным hello_html_2e5e5722.png;


с hello_html_m7591614c.png;

с hello_html_2e5e5722.png;

найдут, торчат, шалишь, соберешься,

посчитают

вернешься, зубрят


  • В какой классификации у нас в одной из групп оказался 1 глагол? (hello_html_2e5e5722.png; или hello_html_m7591614c.png; )

  • (Прочитайте глаголы и поставьте ударение. Что вы заметили?)

  • К какому спряжению относится глагол посчитают? Как вы это определили?

  • Что вы можете сказать об окончаниях глаголов первого спряжения? (Правило)

Вывод: в окончаниях глаголов первого спряжения пишется гласная е, а в третьем лице множественного числа – hello_html_5bd6b215.png

2. Проспрягайте глагол посчитают. (Фронтальная работа)

hello_html_m4aeda071.png

  • Чем отличается этот глагол от тех, которые мы спрягали ранее? (У него безударное окончание)

  • Так как же мы определили спряжение глагола с безударным окончанием? (По 3 л. мн.ч.)

Вывод: Мы определили спряжение у глагола с безударным окончанием по 3 л. мн.числа и сказали, что это глагол первого спряжения, так как в третьем лице множественного числа окончание – ют, следовательно гласная в окончании – е.

III. Этап разрыва между знанием и незнанием

1. Определите к какому спряжению относится данный глагол:

На доске: (карточка) кол.т (дрова)

Ответы детей

(1-й уч. Глагол кол.т относится ко П спряжению. Почему? Потому, что в 3 лице множественного числа окончание -  hello_html_31c62562.png.

2-й уч. Глагол кол.т относится к I спряжению, так как в 3 лице множественного числа

окончание –  hello_html_65dc922f.png).

Вывод: работает в данном случае способ определения спряжения по 3 лицу множественного числа? Нет, не работает.

IV. Этап целеполагание

  • Значит какая наша цель урока? (Найти другой способ определения спряжения глагола с безударным окончанием).

V. Этап решение проблемы

1. Работа по карточкам в группах

А. Планирование работы.

Вам нужно:

а) определить спряжение глаголов, выделив окончание;

б) образовать неопределённую форму глагола;

в) выделить глаголы с суффиксом – ить.

г) понаблюдать и сделать вывод: как можно определить спряжение глагола, если 3 лицо множественное число не помогает.

Карточка:

Глагол

Спряжение

Неопределенная ф.

пишет

 

 

затянет

 

 

влияете

 

 

поборете

 

 

желтеем

 

 

дежуришь

 

 

ходит

 

 

любите

 

 

лепим

 

 

Заполненная детьми карточка:

Глагол

Спряжение

Неопределенная ф.

пишет

I

^
а

затянет

I

^
у

влияете

I

^
я

поборете

I

^
о

желтеем

I

^
е

дежуришь

II

^
и

ходит

II

^
и

любите

II

^
и

лепим

II

^
и

Б. Работа в группа.

а) Распределение обязанности в группе.

б) Выполнение работы.

в) Обсуждение итогов.

Представитель от группы озвучивает вывод.

Вывод: спряжение глаголов с безударными личными окончаниями

hello_html_m651ca559.png

2. Анализ работы группы

  • Какой вариант работы более эффективен?

3. Подтверждение сделанного вывода по правилу в учебнике

  • Работа с правилом, стр.162 учебника

  • Где мы можем найти подтверждение нашему выводу?

  • Чтение правила, стр.162.

VI. Этап cоставления алгоритма определения спряжения

1. Определите спряжение глагола кол.т

  • К какому спряжению относится глагол, записанный на доске, если нам не помогло 3 л. мн. число.?

Вывод: колоть – суффикс – о, перед –ть указывает на первое спряжение, значит это глагол первого спряжения.

hello_html_m665d4149.png

2. Составление схемы опоры

  • Давайте составим схему, которая поможет нам правильно определять спряжение глаголов и безошибочно писать гласную в безударно-личных окончаниях глаголов (работа в группах)

  • Начинает учитель на доске:

hello_html_37347a2.png

VII.Физминутка (на внимание)

а) Я буду читать глаголы. Если для определения спряжения надо ставить глагол в н.ф., то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то показываете спряжение: первое или второе.

  • Благодарим, мешаем, сотрешь, привезут, читаем, рисуете, трем, носят, косит, злишь.

б) Пальчиковая гимнастика: “Колечки”, “Перекаты”.

VIII. Упражнение в определении, какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола.

(Самопроверка по карточке учителя)

1. Упражнение № 257, стр. 163

  • Индивидуально-дифференцированная работа.

Гр.А – Вставить в учебнике гласные и написать мини сочинение, используя данные словосочетания.

Гр.Б – Списать слова, самостоятельно (самопроверка) (некоторым учащимся меньшая нагрузка)

Гр.В – Определение гласной в &127; под рук.учителя.

2. Зачитывание мини сочинения.

IX. Итог урока

  • Что узнали нового об определении спряжения глаголов, если окончание безударное?

X. Оценка эмоционального состояния

  • Оцените себя: на сколько я умею определять спряжение глаголов с безударным окончанием.

XI. Домашнее задание

- стр.162 (правило), дидактический материал стр.63,

упр.№ 144.


«Формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому языку»
  • Начальные классы
Описание:

Актуальность. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:

·        подготовки учащихся к реальной жизни,

·        готовности к тому, чтобы занять активную позицию,

·        успешно решать жизненные задачи,

 

·        быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

 

Автор Салова Надежда Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 716
Номер материала 52984
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓