Главная / Другое / Формирование жизненного опыта обучающихся в процессе занятий в отделении дополнительного образования детей

Формирование жизненного опыта обучающихся в процессе занятий в отделении дополнительного образования детей



Формирование жизненного опыта обучающихся в процессе занятий в отделении дополнительного образования детей

(на примере творческого объединения «Настольно-издательское дело» и

Студии школьного телевидения «ШКОТ»

ОДОД ГБОУ школы № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга)



Ученик – это не сосуд,

который надо наполнить,

а факел, который нужно зажечь.

К. Ушинский


Жизненный опыт с психологической точки зрения это сформировавшаяся в процессе жизни совокупность знаний, умений и привычек, - то, что делает человека подготовленным к решению жизненных задач.

Опытное знание — знание и/или навыки, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления.

На занятиях в отделениях дополнительного образования детей в большей мере ребята получают именно опытные знания. Но если сопоставить два этих понятия то можно сделать вывод, что конечной целью педагога дополнительного образования является не просто научить ребенка чему-то, а помочь приобрести первоначальный жизненный опыт.

Составными частями жизненного опыта являются непосредственные восприятия и переживания. Значение их в общем развитии личности особенно велико в том случае, если они возникают в связи с выполнением самых разнообразных общественно-необходимых поручений и обязательств. Центральное место в содержании жизненного опыта занимают отношения обучающегося в отделении дополнительного образования. Опыт общения, который формируется в процессе активных и творческих отношений к людям, определяет развитие всего нравственного и в значительной мере умственного облика воспитанника. Значительное место в формировании жизненного опыта ребенка занимают зрелищно-художественные впечатления. И вот здесь хорошим помощником выступают творческие объединения школьной журналистики, сформированные на базе ОДОД. В нашем отделении дополнительного образования это газета «Эрудит» и Студия школьной журналистики «ШКОТ» (Школьное Культурно-Образовательное Телевидение).

Необходимо отметить, что средства массовой информации, к которым, несомненно, можно отнести и школьную журналистику (газеты, радиопередачи, школьное телевидение), обладают огромным количеством функций в совершенно разных сферах. Например:

1. Коммуникативная – функция общения, налаживания контакта, которая

называется исходной функцией журналистики;

2. Идеологическая (социально-ориентирующая), связанная со

стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и

ценностные ориентации, на самосознание детей, их идеалы

и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

3. Культурно-образовательная, заключающаяся в том, чтобы, будучи

одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и

в распространении высоких культурных ценностей,

воспитывать детей на образцах общемировой культуры, тем самым

способствуя всестороннему развитию человека;

4. Рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных

запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (история,

окружающий мир, спорт, архитектура и живопись, фото конкурсы и т.д;

5. Рекреативная (развлечения, снятия напряжения, получение

удовольствия).

Приоритетными направлениями деятельности школьных СМИ, сформированных на базе ОДОД, являются:

- выявление творческих, одаренных, социально активных детей;

- получение юными журналистами необходимых системных знаний;

- развитие творческого потенциала членов детской организации;

- профориентационная работа: знакомство с различными профессиями и

организационной структурой средств массовой информации;

- привлечение внимания педагогов, родителей, общественности,

муниципальных органов власти, средств массовой информации

к актуальным проблемам ОДОД и школы в целом.

Студия «ШКОТ» и газета «Эрудит» - это проба пера, возможность для детей на практике познакомиться с основами журналистики, искусством слова.

Газета «Эрудит» - не только информация о богатой событиям школьной жизни, но и отражение в стихах, прозе, эссе, публицистике внутреннего мира авторов статей.

Школьные СМИ и, в частности, телевидение, хотя и созданы на базе ОДОД, но играют важную роль в деятельности Ученического Самоуправления, в работе школы по развитию направлений — наука, культура, образование, спорт, здравоохранение, и, что самое важное, формирует новый корпоративный стиль Новой школы. А юмористическую часть программ можно сравнить с замечательным телевизионным проектом советского времени - «Ералаш».

По отзывам детей, создание детского телевидения является одним из наиболее интересных, ярких и привлекательных проектов, реализуемых в отделении дополнительного образования детей..

В любой школе к празднику готовятся концерты или спектакли. Ребята, посещающие творческие объединения в ОДОД, несколько недель упорно репетируют, чтобы один раз показать результат своего труда. И наверно, обидно бывает, если этот труд по какой-то причине остался не замечен, был воспринят формально, как должное. Энтузиазм творчества заменяется равнодушием и бездействием: зачем стараться, если всем — всё равно. А представим, что на концерте присутствуют представители средств массовой информации, пусть даже школьного уровня. Фото и видеосъёмка кратко и ярко расскажет о лучших эпизодах праздника, оставит память о нём в информационной школьной базе, газета оценит одних и покритикует других. И если хотя бы один участник в этой творческой связке раскроется по-новому, значит его труд (будь это труд газетного критика, оператора, артиста, музыканта, или просто работника сцены) не прошёл даром. Будьте уверены, дети поймут это сами!

Студия школьной журналистики уникальна по своему содержанию тем, что она охватывает своей деятельностью не только всех участников образовательного процесса отделения дополнительного образования детей и школы в целом (учащихся, педагогов, родителей), но и другие образовательные учреждения, такие как Дома творчества юных городов Павловска и Пушкина, Дом молодежи «Царскосельский», школы района. В ходе опросов и подготовки материала для печати или эфира воспитанники ОДОД общаются с представителями власти, жителями района и города…

Работа над газетой «Эрудит», теле- и радиопередачей даёт возможность реализоваться каждому ребёнку, определиться в выборе деятельности, закрепить на практике полученные теоретические знания. С помощью школьных средств массовой информации формируются гражданская позиция обучающихся, имидж ОДОД и учебного заведения в целом; поддерживается реальная связь с родителями.

Общение в процессе деятельности в проектах студии журналистики даёт возможность каждому участнику работать в команде, развить чувство ответственности за порученное дело. В ходе работы приобретаются первичные профессиональные навыки журналистики, в литературном творчестве, в издательских программах, издательском деле, в полиграфии, дизайне, компьютерных технологиях, в искусстве, фотоделе, в видеомонтаже, сценарном деле, постановке света, в осуществлении видеосъёмок, создании телепрограмм и т.д.

Вообще функционирование СМИ на базе ОДОД неотделимо от жизни школы. Происходит интеграция основного и дополнительного образования.

Деятельность в творческих объединениях школьной журналистики дает возможность ребятам расширить свои знания по всем предметам через практическое участие в деле сбора информации, подготовку материалов к статьям, через проведения социологических опросов, организацию съёмок…

Весь процесс работы СМИ постоянно находится в поле зрения воспитанников ОДОД, педагогов ДО, родителей и общественности. Окончательный продукт деятельности осязаем и доступен любому желающему – это газеты, телепередачи, радиопередачи, учебные занятия, мастер-классы, конференции, выставки готовой продукции, презентации, сайты и т.д.

Так, например, очень интересно ребятам работать над проектом «Этот день в истории». Они выбирают из большого объема событий, произошедших в любой из дней месяца в различные года, те, которые вызвали у них наибольший интерес. Подбирают иллюстративный материал, компонуют сопроводительный текст, а затем оформляют все это в виде презентации или видеофильма. Их работу коллектив школы и родители могут видеть на плазменной панели, установленной в фойе школы.

Сегодня общеобразовательные учреждения создают свои средства массовой информации. Затрагивая каждую грань школьной жизни, эти средства предоставляют педагогам очень удобный инструмент общения с детьми и влияния на их творческое развитие. В нашей школе наравне с детьми в газете «Эрудит» печатаются статьи педагога-психолога, социального педагога и учителей-предметников, обобщается опыт педагогов дополнительного образования.

Разного уровня исполнения, различной тематики и формы, школьные СМИ не являются аналогами взрослых газет и передач, но служат в первую очередь саморазвитию и совершенствованию юных журналистов.

Однако, развиваясь только в рамках ОДОД и своего издательского проекта, обучающиеся знакомятся лишь с небольшой долей возможностей для своего творчества, а руководители объединений культивируют ограниченное число подходов к использованию СМИ в воспитательных процессах. Кроме того, не зная ничего о творчестве других издательских коллективов, редакции или студии трудно порой оценить результаты своей работы. Для расширения кругозора, обмена идеями и выявления мастеров в том или ином роде журналистской и мультимедийной деятельности в России проводятся различные конкурсы, фестивали, а также составляются рейтинги.

Уже не первый год в Пушкинском районе проходит открытый Форум школьной прессы, в котором принимают участие школьные СМИ не только Санкт-Петербурга, но и из других городов России.

В качестве медиапродуктов в медиаобразовательной деятельности СМИ можно рассматривать отдельные публикации начинающих авторов, комментирования статей профессиональных журналистов на сайтах СМИ, выступления в качестве ведущего либо участника телевизионного ток-шоу, работы теле- и фоторепортера в школьных новостях и т.д.

Так, например, ребята, занимающиеся в студии телевидения, руководителем которой является педагог дополнительного образования Горшкова Е.И., летнюю практику проходили на базе телерадиокомпании «Царское Село». Они в составе профессиональных съемочных групп выезжали на съемки новостных сюжетов и участвовали в их подготовке к эфиру. В перспективе у телерадиокомпании «Царское Село» начать выпуск детской программы о школе и ее проблемах совместно с творческим объединением студией телевидения «Шкот», с которой заключен договор о взаимосотрудничестве.

Ребята, занимающиеся в творческой студии «ШКОТ» (школьное культурно-образовательное телевидение) ОДОД школы № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга участвовали в съемках 5-и выпусков программы «От земли до неба», проводимых телеканалом 100 ТВ.

Сотрудничество редакций районных газет и отделения дополнительного образования детей выгодно для обеих сторон, и для общества в целом. В газете «Царское Село» Пушкинского района Санкт-Петербурга регулярно печатаются статьи юнкоров студий журналистики нашего ОДОД.

Медиа образовательный эффект от взаимодействия школьных и профессиональных СМИ очевиден.

Очень важно, чтобы печатным изданием руководил грамотный педагог, который понимает тонкости профессии. Любой словесник может правильно научить школьника излагать текст, но функциональную и природную особенность журналистики он может и не представлять. Хотя профориентационная деятельность школьных СМИ очевидна, это совсем не значит, что любой воспитанник ОДОД, написавший статью, должен в дальнейшем пойти учиться на факультет журналистики.

Помогают ли школьные СМИ формированию гражданской позиции подрастающего поколения? Думаю, да. Сегодня гражданская журналистика стала очень актуальной, и школьные издания, безусловно, участвуют в этом процессе, воспитывая активного гражданина, способного участвовать в публичных дебатах по актуальным вопросам развития общества. В газете «Эрудит» (ОДОД ГБОУ школы № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга) юные журналисты поднимают такие важные темы как : коррупция, наркомания, культура общения и т.д….

Школьная журналистика – это «улица с двухсторонним движением».

У детей сегодня очень большая техническая грамотность, они прекрасно освоили использование новых технологий, и перед отделением дополнительного образования детей сейчас стоит задача насытить формы содержанием. Педагоги дополнительного образования должны ориентировать ребят на развитие кругозора, на формирование широкой гуманитарной базы. Воспитанники должны не просто в совершенстве овладеть словом, они должны развивать свой мыслительный аппарат.

При подготовке газеты педагоги могут получить позитивный опыт от своих воспитанников, которые с удовольствием обучат их новым технологическим приемам. Конечно, интеллектуально дети находятся не на том же уровне, что и педагоги. Одни знают, другие умеют. Школьные проекты помогут и тем, и другим. Такое неформальное дружеское общение может дать очень многое для преодоления конфликта поколений.

Подросток на сегодняшний день испытывает трудности ориентирования в диком информационном пространстве. Ребенок идет в слепую и усваивает то, что попадает под руку случайно или ему это подают, а вот с добрым или злым умыслом неизвестно.

Статистика свидетельствует: около 80% подростков невольно познакомились с порносайтами, благодаря всплывающим окнам «клубничек», а 40% - подвергались в Интернете сексуальным домогательствам на многочисленных сайтах для знакомств.

К проблемам, можно отнести и новые психические заболевания, которые возникли с появлением Сети – все больше подростков уходят от проблем реальной жизни - в виртуальную. Психологи и педагоги с тревогой отмечают у нового поколения трудности вести живое общение (Интернет не требует собеседников). И, самое страшное, появилась мода на шокирующие видеоролики: подростки ищут сомнительной славы, снимая на сотовый изнасилования, жестокие избиения, издевательства над своими сверстниками.

Помочь разобраться в этом может школьное телевидение. Воспитанниками студии «Шкот» ОДОД ГБОУ школы № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга был разработан проект «Файл 21». В рамках 5-10 минутных передач, которые транслируются на переменах в фойе школы на плазменной панели, ребята рассказывают о тех опасностях, которые поджидают нас в интернете. Для этого им приходится найти информацию в интернете, поработать с литературой психологической и юридической направленности. К работе над своей передачей ребята привлекли педагога-психолога и социального педагога школы. Таким образом, работа в студии школьной журналистики выходит далеко за рамки образовательной программы дополнительного образования детей.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности все более остро требующую практического решения.

Сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической и религиозной почвах. Не обошли эти тенденции и школу. Миграция населения привела к тому, что многие школы становятся своего рода микрокосмом культурного многообразия, что нередко и порождает конфликты.

Наиболее благоприятной для формирования толерантности является коллективная творческая деятельность в отделении дополнительного образования детей с общественно значимым смыслом, когда дети могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. И для решения этой задачи работа в творческих объединениях школьной журналистики подходит как нельзя лучше. СМИ по сути своей являются одним из главных инструментов социального воспитания.

Школьный фестиваль детских короткометражных игровых фильмов прекрасная возможность в доступной, а порой и комедийной форме обратить внимание на волнующие ребят проблемы, посмеяться над самими собой, и, конечно, научиться работать в команде. Воспитанникам ОДОД представляется возможность выступить уже в роли консультантов и показать свои умения на практике.

При правильной организации школьные СМИ позволяют увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы обучающихся, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный характер деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Созданные на базе ОДОД СМИ способствуют общению детей, формированию толерантности, дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.

Довольно часто увлечение СМИ возникает в подростковом возрасте, когда ребенок довольно много времени находится в пространстве образовательного учреждения. Создание школьных средств информации позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия.

Ценность деятельности СМИ в отделении дополнительного образования детей по формированию толерантности характеризуется:

- субъект-субъектными отношениями, актуализирующими общение и личностную позицию учащихся, родителей и педагогов;

- возможностью выбора деятельности в соответствии с детскими интересами, природными склонностями и способностями, стимулирующей самоактуализацию потенциала ребенка;

- возможность свободно излагать собственную позицию по тому или иному вопросу.

Включение подростков в процесс творческой деятельности способствует не только удовлетворению их потребностей и интересов, но и формированию культуры общения, а так же приобщение к социальным нормам и ценностям. Ребята, участвующие в создании видеофильмов, в том числе и о себе, в особой художественной форме фиксируют свои реальные взаимоотношения с миром, окружающими их людьми, одноклассниками. Просмотр и обсуждение фильмов делает эти отношения предметом анализа, направленного на выявление значимых тенденций в их поведении и возможной коррекции. Возможно, это рождение новой воспитательной технологии.

Информационная программа детской студии обычно содержит в своей структуре набор сюжетов, иллюстрирующих события школьной жизни, интервью со сверстниками, учителями, родителями, интересными людьми. Запись передачи о встрече со специалистами, ветеранами войны, участниками локальных войн может стать материалом для работы классных руководителей на классных часах.

Медиапродукт, полученный в ходе занятий в студии журналистики отделения дополнительного образования детей может стать источником учебных знаний, только форма его подачи несколько иная, например – занимательная. Для этого в школьной газете в преддверии предметных недель могут присутствовать фактические материалы и конкурсы, ребусы, кроссворды, загадки и задачи. На плазменной панели могут транслироваться презентации и видео работы учащихся, подготовленные в рамках предметной недели.

Все это способствует популяризации работы школьных СМИ среди детей и привлечению все большего их количества в объединения ОДОД.

Ценность внеучебной деятельности, которая реализуется в отделении дополнительного образования посредством школьных СМИ, характеризуется:

отсутствием обязательного образовательного стандарта, что позволяет конструировать обучение по принципу ценности самого процесса, следуя за познавательным интересом ребенка;

возможностью выбора в соответствии с детскими интересами, природными склонностями и способностями, стимулирующей самоактуализацию потенциала ребенка;

субъект-субъектными отношениями, актуализирующими общение и личностную позицию педагога.

Актуальность создания и работы объединений СМИ состоит в том, что многообразие предполагаемой деятельности помогает ребенку найти свое место в детском объединении, самореализоваться. Журналистика помогает обучающимся приобрести знания и навыки лидера и организатора, реально осуществить свои гражданские права и свободы, опыт социального взаимодействия и созидательной деятельности, включиться в жизнь общества.

Новизна деятельности СМИ состоит в использовании современных информационных технологий, которые постоянно совершенствуются. И этот факт не дает обучающимся останавливаться на достигнутом, а заставляют их искать новые возможности выражения их идей и проектов.

Удовольствие от общения, от результатов труда, от нового типа получаемых знаний пробуждает желание быть признанным.Задача педагога дополнительного образования заметить способности ребенка, дать ему возможность раскрыться, почувствовать себя нужным, лучшим. Первые работы авторов нельзя грубо редактировать. Неуверенные в себе дети при попытке навязать им чье-то мнение закрываются и теряют интерес к работе. Такие ребята не любят своих имен и подписываются псевдонимами. Ничего страшного. С детьми необходима работа не только индивидуальная, но и коллективная: “круглые столы”, редакционные летучки, где все имеют право голоса, право отстаивать свою тему. Поначалу часть ребят могут сидеть молча, но через некоторое время от стеснительности не остается и следа: у подростков даже голос становится тверже, отчетливее речь. Мотивами дальнейших действий педагога дополнительного образования будут ответственность, признание и похвала юнкоров.

У любого, даже самого маленького издательства, имеется огромный потенциал для того, чтобы воспитывать у современного ребенка чувство гражданственности, формировать личностное самосознание, социальную ответственность, чувство сопереживания к ближнему, своей малой родине. Статьи ровесников создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека.

Отсутствие жизненного опыта порождает у людей чувство страха. И часто это страх неудач. Помните, что неудачи всегда носят временный характер, а наш жизненный опыт приобретенный методом проб и ошибок, будет всегда с нами и будет служить достижению успеха.

Чтобы приобрести опыт, нужно, преодолев страх, сказать себе: «Давай попробуем». Многим начинаниям сопутствует слово «получается». Мы так и говорим: «не пробовал, не знаю, получится ли». Когда опыт есть, наша речь звучит иначе: «Я хочу, я узнаю как, и я сделаю» — так обычно человек выражает свою уверенность, основанную на опыте. Наличие опыта облегчает усилия любого вида деятельности, человек порой играючи выполняет самые сложные операции, достигая наименьшими усилиями наивысших результатов.

13


Формирование жизненного опыта обучающихся в процессе занятий в отделении дополнительного образования детей
  • Другое
Описание:

Что такое "Школьное телевидение"

Его значение в формировании успешности обучающихся и их социализации в обществе.

Конечной целью педагога дополнительного образования является не просто научить ребенка чему-то, а помочь  приобрести первоначальный жизненный опыт. Значительное место в формировании жизненного опыта ребенка занимают зрелищно-художественные впечатления. И вот здесь хорошим помощником выступают творческие объединения школьной журналистики. 

Приоритетными направлениями  деятельности школьных СМИ, сформированных на базе ОДОД,  являются:

-  выявление творческих, одаренных,  социально активных детей;

-  получение юными журналистами  необходимых системных знаний;

-  развитие творческого потенциала  членов детской организации;

- профориентационная работа: знакомство с различными профессиями и 

   организационной структурой средств массовой информации;

-  привлечение внимания педагогов,  родителей, общественности,  

   муниципальных  органов власти, средств массовой  информации

   к актуальным проблемам ОДОД и школы в целом.

Автор Горшкова Елена Ивановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 412
Номер материала 42300
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓