Формирование
здоровьесберегающей компетенции у учащихся
1 ступени общего среднего
образования
Пешко Лариса Адамовна
В
последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается
такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение,
реализация компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход – это
подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса,
ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».
Компетенции “закладываются”
в образовательный процесс посредством технологий, содержания образования, стиля
жизни ОУ, типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между
обучающимися.
Теоретический
анализ литературы показал, что здоровьесберегающая компетентность в образовании
рассматривается через систему здоровьесбе-регающих технологий. [4]
Актуальность данной проблемы
отражена в следующих образовательных документах: Конституция Республики Беларусь,
Кодекс Республики Беларусь об образовании, Закон Республики Беларусь «О правах
ребёнка», Конвенция о правах ребёнка, Концепция и Программа непрерывного воспитания
детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь и др.
Понятие
"здоровьесберегающие образовательные технологии" появилось в
педагогическом обиходе лишь в последние годы.
Цель здоровьесберегающих
образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения
здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания
умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи
здоровьесберегающих образовательных технологий:
Образовательные -
направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания,
обучения знаниям, повышения функциональных возможностей ученика.
Воспитательные –
направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения,
волевых качеств, трудолюбия, эстетическое и эмоциональное развитие личности.
Оздоровительные –
направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие
правильному физическому развитию, повышения, с помощью средств физической
культуры, умственной работоспособности.
Прикладные –
направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками,
формирования представлений ЗУНов необходимых для обеспечения безопасности
жизнедеятельности во время игр, физкультурных занятий, в природе, в быту.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов,
форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и
как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее
воздействия на здоровье учащихся и педагогов. [1]
К
здоровьесберегающим технологиям, которые я применяю в процессе обучения, прежде
всего, относятся:
1.Игровая технология обучения.
2.Технология дифференцированного
обучения.
3.Технология коллективного
взаимообучения (отдельные виды групповых работ).
Игра – это
естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры,
мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как
детям удобно и естественно его взять.
Активное
внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр считаю важнейшей
своей задачей. Для развития интеллектуальных способностей, развития
логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие
игры: игры на комбинирование, игры со спичками, логические задачи, головоломки
и др. – предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся
элементов, деталей, предметов, направлены на формирование умения планировать
последовательность действий для достижения какой – либо цели. Способность
планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются
раньше, а какие позже.
Игры, игры-путешествия,
игры-экскурсии, игры-спектакли – вот далеко не полный перечень того, что
позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить
активность детей, усвоить знания, снять напряжение. После таких уроков у детей
надолго остаются в памяти каждое разобранное на уроке слово, последовательность
выполненных операций, правила, способы проверки слов. Так на уроках русского
языка при изучении темы «Имя существительное» (3-4 класс) на этапе закрепления
знаний я использую игры «Найди имя существительное», «Запиши одним словом»,
«Образуй имя существительное», «Подбери пару» и др.
Также на уроках русского
языка (1-2 класс) я широко использую орфографические сказки. Они развивают
фантазию детей, помогают им устанавливать ассоциативные связи при изучении
орфографических правил, пополняют словарный запас детей как пассивный, так и
активный, учат их сочинять, придумывать.
На уроках я также
широко применяю технологию дифференцированного обучения, которая содействует
формированию у учеников положительной «Я – концепции». Интеллектуально
одаренные учащиеся, решая задачи повышенной трудности, самореализуются и
самооутверждаются в обществе одноклассников; учащиеся, обладающие более низким
интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями
невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности.
Теоретическое
обоснование данной технологии – различение основной массы учащихся по уровню
обучаемости – сводится прежде всего ко времени, необходимому ученику для
освоения учебного материала.
При
дифференцированном подходе в обучении я успешно решаю следующие задачи:
1) Осуществляю индивидуальный и
дифференцированный подход к учащимся на уроках и во внеурочное время.
2) Развиваю учебные действия, в
частности умение самостоятельно получать информацию, работать с дополнительной
литературой, писать сочинения, «рефераты» и др.
3) Поддерживать и развивать
познавательный интерес к изучению предметов.
Также в своей работе
применяю технологию коллективного взаимообучения (различные виды групповых
работ). Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы
друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как
опрос на уроке часто тоже проводится по группам. Посильные индивидуальные
задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому
чувствовать свою нужность – он тоже выполняет посильную часть общей работы.
Но во всей моей работе по
данному направлению очень важно вооружать учащихся знаниями по здоровому
образу жизни, профилактике вредных привычек и др. С этой целью я использую на
уроках материал, несущий в себе информацию о здоровье, здоровом образе жизни,
вредных привычках, причинах травматизма и др.
Так,
проводя проверочную работу по теме «Правописание слов с парными согласными в
конце слова», я предлагаю образовать словосочетания со словами: спорт,
площадка, футбол, матч и записать предложения.
По
теме «Приставки» учащиеся определяют значение приставок по-, раз, про-, за- в
словах бег, побег, разбег, забег, затем вставляют слова, подходящие по смыслу
в текст: На уроке физкультуры учитель предложил…. на короткую дистанцию. Серёжа
взял хороший… со старта.
Работая
над словами с двойными согласными, я предлагаю детям прочитать текст на доске:
Что
такое хоккей? Это спортивная командная игра с мячом или шайбой и клюшкой. В
хоккей играют зимой на ледяном поле, летом на травяном поле. Родина хоккея на
траве – Англия, а на льду – Канада.
После
чтения текста учащиеся ищут слова с двойными согласными, подчёркивают их,
разбирают слова по составу. Я организую беседу по прочитанному тексту.
Учащиеся отвечают на вопросы: что они узнали о хоккее? Любят ли они играть в
хоккей? Какими зимними видами спорта они занимаются? Что даёт человеку занятие
спортом?
Работая
над безударными гласными в корне, учащиеся читают стихотворение:
Говорю
я всем: “Зимой, закаляйтесь все со мной,
Утром
бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!
На
ночь окна открывать, свежим воздухом дышать.
Ноги
мыть водой холодной, и тогда микроб голодный
Вас
не сможет одолеть”.
После
чтения стихотворения учащиеся находят слова с безударными гласными и записывают
проверочные. После таких упражнений, дети выполняли различные творческие
задания. Работа по здоровьсбережению учащихся проходит целенаправленно и
систематически в течение всего учебного года.
Исходя из
вышесказанного, можно утверждать, что данные здоровье-сберегающие технологии
позволяют валеогизировать учебный процесс, а именно, распределив детей по группам
с разной степенью интенсивности обучения, становится возможным организация
учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей; развитие психических
процессов; повышение уровня адаптации детей в коллективе; снижение уровня
тревожности детей связанного с пониманием себя как слабого ученика и
стремлением быть как все и соответственно избежание выработки у такого ребенка
синдрома неудачника. [2]
Результативность работы отражается в
анкете. Практические все опрошенные школьники считают, что здоровье важно для
человека. Из них 45% хотят быть здоровыми, чтобы не быть слабыми и больными,
35% - добиться успеха в жизни, 20% - быть красивыми и сильными.
Не менее интересно мнение школьников
о желаемых источниках информации по ЗОЖ, вреде алкоголя, курения и других
вредных привычках. Младшие школьники хотели бы получать информацию от
родителей (30%) и в школе (70%). Из чего можно сделать вывод, что внедрение
здоровьесберегающих технологий будет самовостребовано детьми.
Из класса 9 учащихся (36%) посещают спортивные секции, 11 учащихся (44%)
посещают различные кружки, творческие студии, 2 учащихся (8%) посещают ГПД и
лишь 4 учащихся (16%) не посещают ничего.
Для диагностики уровня
сформированности культуры здорового образа жизни, в частности её
мотивационно-ценностного компонента, я использовала следующие методики:
«Знания о здоровье», «Моё здоровье», «Психическое здоровье», «Нравственное
здоровье». [3]
Результаты исследования
методики «Знания о здоровье» выявили высокий уровень у 14 учащихся (56%) и
приемлемый уровень у 11 учащихся (44%). На сегодняшний день круг умений и
навыков здорового образа жизни (методика «Моё здоровье») детей моего класса
свидетельствует о высокой здравосозидательной активности. Результаты методики
«Нравственное здоровье» показали высокий уровень культуры у 16 учащихся (63%),
приемлемый – 6 (24%) и средний – 3 (12%). Диагностика психического здоровья детей
выявила высокий уровень культуры здорового образа жизни у 16 учащихся (64%) и
приемлемый у 9 (36%).
Таким образом, задачи,
которые я поставила перед собой в своей работе, я успешно решаю.
Перечень использованных
источников
1.
Капалыгина
И.И. Формирование навыков здорового образа жизни: педагогическая
поддержка//Праблемы выхавання. – 2006. - №5
2.
Купчинов
Р.И. Формирование у учащихся здорового образа жизни. Мн. Национальный институт
образования. 2009.
3.
Осипова
М.П. Воспитание. Третий класс. Мн. УП «Книжный дом», УП «Экоперспектива». 2004
4.
Селевко
Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.