Главная / Начальные классы / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ

У УЧАЩИХСЯ 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»


ПЕШКО ЛАРИСА АДАМОВНА,

учитель начальных классов,

категория высшая, педагогический стаж – 19 лет

ГУО «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Пинска»


Народная мудрость гласит: «Здоровье – это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому».

Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7–10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Сохранение здоровья школьников – особая проблема, которая давно вышла из разряда только собственно медицинских, и сегодня все увереннее обретает педагогическое и социальное значение. Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей, сегодня как никогда актуальна.

Всемирная организация здравоохранения так даёт определение понятию «здоровье» - «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

- умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);

- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;

- имеет хороший уровень самообучаемости (интеллектуальный аспект здоровья);

- честен, самокритичен (нравственное здоровье);

- коммуникабелен (социальное здоровье);

- уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Сегодня здоровье ребёнка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Формирование навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения - одна из важнейших задач общеобразо­вательной школы. Таким образом, мне необходимо, как педагогу, в процессе обучения школьников обратить внимание на два серьёзных момента – необходимость вооружения учащихся комплексом знаний о здоровом образе жизни и одновременно с этим не только сохранить, но и по возможности, укрепить их здоровье.

Считаю, что данные проблемы помогает решить факультатив «Здоровый образ жизни». Главная цель которого - формирование ответственности у ребенка за свое здоровье, лич­ностного отношения к здоровому образу жизни; обучение жизненным навыкам сохранения и охраны здоровья.

Основу предмета составляют курсы:

I класс Природа и здоровье

II класс Питание и здоровье

III класс Помоги себе сам,

состоящий из 2 самостоятельных блоков:

  • О полезных и вредных привычках,

  • Как уберечь себя от беды

IV класс Здоровое сердце

Человек в мире стрессов: секреты здоровья Школа и здоровье Экология и здоровье

Для себя я выделила следующие основные направления деятельности:

- развитие творческих способностей школьников;

- сохранение и укрепление здоровья школьников в течение всего периода их обучения в начальной школе;

- психолого-педагогическая деятельность.

Формирование здоровьесберегающей компетенции у учащихся осуществляю через применение здоровьесберегающих технологий. А именно:

1.Игровая технология обучения.

2.Технология дифференцированного обучения.

3.Технология коллективного взаимообучения (отдельные виды групповых работ).

Младшие школьники зачастую становятся пленниками привычек, свойственных взрослым. В связи с этим проведение интересных и доступных этому возрасту игр, которые помогают ребятам уже в 8-9 лет осознать риск от таких вредных пристрастий, как табакокурение и алкоголь, дают возможность выработать свое собственное мнение и сделать в будущем сознательный выбор, помогут противостоять влиянию компании сверстников, предостерегут от слепого подражания взрослым.

Широко применяю технологию дифференцированного обучения, которая содействует формированию у учеников положительной «Я – концепции». Интеллектуально одаренные учащиеся, решая задачи повышенной трудности, самореализуются и самооутверждаются в обществе одноклассников; учащиеся, обладающие более низким интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности.

Теоретическое обоснование данной технологии – различение основной массы учащихся по уровню обучаемости – сводится прежде всего ко времени, необходимому ученику для освоения учебного материала.

Технология коллективного взаимообучения лучше всего разработана А. Г. Ривиным и его учениками. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», « работа в парах сменного состава».

«Работа в парах сменного состава» по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Применяю разнообразные приёмы организации познавательной деятельности на занятиях, включаю школьников в решение проблемных задач, поисковую деятельность, приучаю к наблюдению, интерпретации и обобщению материала. В этом случае обеспечивается разноуровневость и вариативность в решении учебных задач. Рассматриваю практическую деятельность достаточно широко – как установку на связь с жизнью. Система заданий, которые отбираю для факультатива, направляет школьников на использование полученных знаний, их осмысление, возможность применения для оценки жизненных ситуаций, наблюдаемых природных и социальных явлений в системе знаний о мире, усваиваемых понятийных знаний.

Формированию здоровьесберегающей компетенции, навыков и умений здорового образа жизни способствуют активные методы обучения: специально создавае­мые учебные работы в парах, в группах, сюжетно-ролевые и дидактические игры, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения детей и др.

Обобщая и конкретизируя исследования педагогов и психологов (Л. С. Выготского, Дж. Гилфорда, К. Коган, Б. М. Теплова, Е. Торренса, В. Н. Шадрикова и др.), анализируя практический опыт учителей начальных классов, я выделяю в качестве основных следующие принципы эффективной организации здоровьесберегающей деятельности учащихся:

принцип природосообразности, который обеспечивается воспитанием личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе и закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил;

принцип непрерывности обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием, формами и методами, характером педагогического взаимодействия;

принцип целостности развития обеспечивается охватом эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой сфер личности, в которых общие и специальные знания, умения и навыки позволяют осознать индивидуму преимущество здорового образа жизни;

принцип личностно-ориентированного характера обеспечивается определением главной цели - оздоровление ребенка, определением содержания форм, методов и организационно-педагогических средств достижения здоровья;

принцип интеграции непрерывного обучения здоровому образу жизни с наукой, природой, практической деятельностью человека и общества;

принцип самоорганизации и саморазвития обеспечивается  смысло-жизненных ориентации в сфере здорового образа жизни, последовательного прохождения этапов самопознания, самоопределения и самореализации, через накопление детьми личного опыта самоанализа, самоконтроля, самокоррекции в процессе движения к развитию устойчивых привычек здорового образа жизни.

За время работы для формирования здоровьесберегающей компетенции, развития творческих способностей учащихся, выработала для себя несколько правил:

- стараюсь заинтересовать каждого ученика в работе;

- стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;

- оцениваю деятельность ученика по процессу достижения, а не только по конечному результату;

- использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся.

Я демократична в отношении к учащимся:

- не запрещаю, а направляю;

  • не принуждаю, а убеждаю;

  • не командую, а руковожу;

  • не управляю, а соуправляю;

  • не ограничиваю, а предоставляю свободу выбора.

Защищаю права ребенка:

  • на собственное мнение;

  • на ошибку;

  • на свободный выбор элементов педагогического процесса;

  • на участие в общих делах класса, школы;

Данным принципам я следую всегда в своей работе.

Пожалуй, нет сложнее труда, чем воспитание детей. Но нет и большей радости, чем видеть их здоровыми и счастливыми.


Литература

  1. Люсько, Е.М. Школа здоровья / Е.М. Люсько. – Минск : Красико-Принт, 2006. – 176 с.

  2. Пичугина, И.Н. Ярмарка здоровья / И.Н. Пичугина. – Минск : Технопринт, – 2007. – 168 с.

  3. Лисицын, Ю.П. Здоровый образ жизни ребенка / Ю.П. Лисицын. – М. : Просвещение, 1984. – 354 с.

  4. Журналы «Пачатковая школа», «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа», «Здаровы лад жыцця» и т.д.

  5. Материалы Интернет-ресурсов и др.


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
  • Начальные классы
Описание:

Сохранение здоровья школьников – особая проблема, которая давно вышла из разряда только собственно медицинских, и сегодня все увереннее обретает педагогическое и социальное значение. Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей, сегодня как никогда актуальна.

Автор Пешко Лариса Адамовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 538
Номер материала 30819
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓