ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
У УЧАЩИХСЯ 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
ПЕШКО ЛАРИСА АДАМОВНА,
учитель начальных классов,
категория высшая, педагогический стаж – 19 лет
ГУО «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Пинска»
Народная мудрость
гласит: «Здоровье – это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому».
Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от
наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7–10% – от уровня
здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и
здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Сохранение здоровья школьников – особая проблема,
которая давно вышла из разряда только собственно медицинских, и сегодня все
увереннее обретает педагогическое и социальное значение. Все мы – родители,
врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года
становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только
знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт
человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто
мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а
восстановить очень и очень трудно. Поэтому проблема сохранения и укрепления
здоровья детей, сегодня как никогда актуальна.
Всемирная организация здравоохранения так даёт
определение понятию «здоровье» - «Здоровье – это состояние полного
физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие
болезней или физических дефектов».
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
- умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
- имеет хороший уровень самообучаемости (интеллектуальный аспект
здоровья);
- честен, самокритичен (нравственное здоровье);
- коммуникабелен (социальное здоровье);
- уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Сегодня здоровье ребёнка отнесено к приоритетным
направлениям социальной политики в области образования. Формирование навыков
здорового образа жизни у подрастающего поколения - одна из важнейших задач
общеобразовательной школы. Таким образом, мне необходимо, как педагогу, в
процессе обучения школьников обратить внимание на два серьёзных момента – необходимость
вооружения учащихся комплексом знаний о здоровом образе жизни и
одновременно с этим не только сохранить, но и по возможности, укрепить их
здоровье.
Считаю, что данные проблемы помогает решить
факультатив «Здоровый образ жизни». Главная цель которого - формирование
ответственности у ребенка за свое здоровье, личностного отношения к здоровому
образу жизни; обучение жизненным навыкам сохранения и охраны здоровья.
Основу предмета составляют
курсы:
I класс Природа и здоровье
II класс Питание и здоровье
III класс Помоги себе сам,
состоящий из 2
самостоятельных блоков:
- О полезных и вредных привычках,
- Как уберечь себя от беды
IV класс Здоровое сердце
Человек в мире
стрессов: секреты здоровья Школа и здоровье Экология и здоровье
Для себя я выделила следующие основные направления
деятельности:
- развитие творческих способностей школьников;
- сохранение и укрепление здоровья школьников в
течение всего периода их обучения в начальной школе;
- психолого-педагогическая деятельность.
Формирование здоровьесберегающей компетенции у
учащихся осуществляю через применение здоровьесберегающих технологий. А именно:
1.Игровая технология обучения.
2.Технология дифференцированного обучения.
3.Технология коллективного взаимообучения (отдельные виды групповых работ).
Младшие школьники зачастую становятся пленниками
привычек, свойственных взрослым. В связи с этим проведение интересных и
доступных этому возрасту игр, которые помогают ребятам уже в 8-9 лет осознать
риск от таких вредных пристрастий, как табакокурение и алкоголь, дают
возможность выработать свое собственное мнение и сделать в будущем сознательный
выбор, помогут противостоять влиянию компании сверстников, предостерегут от
слепого подражания взрослым.
Широко применяю технологию
дифференцированного обучения, которая содействует формированию у
учеников положительной «Я – концепции». Интеллектуально одаренные учащиеся,
решая задачи повышенной трудности, самореализуются и самооутверждаются в
обществе одноклассников; учащиеся, обладающие более низким интеллектуальным
потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня
сложности, избавляются от комплекса неполноценности.
Теоретическое обоснование данной технологии – различение
основной массы учащихся по уровню обучаемости – сводится прежде всего ко времени,
необходимому ученику для освоения учебного материала.
Технология коллективного взаимообучения лучше всего
разработана А. Г. Ривиным и его учениками. Методики А.Г. Ривина имеют различные
названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение»,
«коллективный способ обучения (КСО)», « работа в парах сменного состава».
«Работа в парах сменного состава» по определенным
правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и
коммуникативные умения.
Применяю разнообразные приёмы организации
познавательной деятельности на занятиях, включаю школьников в решение
проблемных задач, поисковую деятельность, приучаю к наблюдению, интерпретации и
обобщению материала. В этом случае обеспечивается разноуровневость и
вариативность в решении учебных задач. Рассматриваю практическую деятельность
достаточно широко – как установку на связь с жизнью. Система заданий,
которые отбираю для факультатива, направляет школьников на использование
полученных знаний, их осмысление, возможность применения для оценки жизненных
ситуаций, наблюдаемых природных и социальных явлений в системе знаний о
мире, усваиваемых понятийных знаний.
Формированию
здоровьесберегающей компетенции, навыков и умений здорового образа жизни
способствуют активные методы обучения: специально создаваемые учебные работы в
парах, в группах, сюжетно-ролевые и дидактические игры, экскурсии, целевые
прогулки, наблюдения детей и др.
Обобщая и конкретизируя исследования педагогов и
психологов (Л. С. Выготского, Дж. Гилфорда, К. Коган, Б. М. Теплова, Е.
Торренса, В. Н. Шадрикова и др.), анализируя практический опыт учителей
начальных классов, я выделяю в качестве основных следующие принципы
эффективной организации здоровьесберегающей деятельности учащихся:
— принцип природосообразности, который
обеспечивается воспитанием личности с учетом имеющегося природного потенциала,
на основе и закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и
укрепления внутренних сил;
— принцип непрерывности обеспечивается механизмом
преемственности между целями, содержанием, формами и методами, характером
педагогического взаимодействия;
— принцип целостности развития обеспечивается
охватом эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой сфер личности, в
которых общие и специальные знания, умения и навыки позволяют осознать
индивидуму преимущество здорового образа жизни;
— принцип личностно-ориентированного характера
обеспечивается определением главной цели - оздоровление ребенка, определением
содержания форм, методов и организационно-педагогических средств достижения
здоровья;
— принцип интеграции непрерывного обучения здоровому
образу жизни с наукой, природой, практической деятельностью человека и
общества;
— принцип самоорганизации и саморазвития обеспечивается
смысло-жизненных ориентации в сфере здорового образа жизни, последовательного
прохождения этапов самопознания, самоопределения и самореализации, через
накопление детьми личного опыта самоанализа, самоконтроля, самокоррекции в
процессе движения к развитию устойчивых привычек здорового образа жизни.
За время работы для формирования здоровьесберегающей
компетенции, развития творческих способностей учащихся, выработала для
себя несколько правил:
- стараюсь заинтересовать каждого ученика в работе;
- стимулирую учащихся к высказываниям без
боязни ошибиться;
- оцениваю деятельность ученика по процессу
достижения, а не только по конечному результату;
- использую разнообразные формы и методы
организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт
учащихся.
Я демократична в отношении к учащимся:
- не запрещаю, а направляю;
-
не принуждаю, а убеждаю;
-
не командую, а руковожу;
-
не управляю, а соуправляю;
-
не ограничиваю, а
предоставляю свободу выбора.
Защищаю права ребенка:
-
на собственное мнение;
-
на ошибку;
-
на свободный выбор
элементов педагогического процесса;
-
на участие в общих делах
класса, школы;
Данным принципам я следую всегда в своей
работе.
Пожалуй, нет сложнее труда, чем воспитание
детей. Но нет и большей радости, чем видеть их здоровыми и счастливыми.
Литература
1.
Люсько, Е.М. Школа
здоровья / Е.М. Люсько. – Минск : Красико-Принт, 2006. – 176 с.
2.
Пичугина, И.Н. Ярмарка
здоровья / И.Н. Пичугина. – Минск : Технопринт, – 2007. – 168 с.
3.
Лисицын, Ю.П. Здоровый
образ жизни ребенка / Ю.П. Лисицын. – М. : Просвещение, 1984. – 354 с.
4.
Журналы
«Пачатковая школа», «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа», «Здаровы лад жыцця» и т.д.
5.
Материалы
Интернет-ресурсов и др.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.