Главная / Другое / «Формирование здорового образа жизни в эмоционально игровой деятельности воспитанников»

«Формирование здорового образа жизни в эмоционально игровой деятельности воспитанников»

hello_html_m1e496522.gif2014


«Формирование здорового образа жизни в эмоционально игровой деятельности воспитанников»

Ивлева Е.В.










Ивлева Е.В.






«Формирование здорового образа жизни в эмоционально игровой деятельности воспитанников»




























2014





Оглавление





Введение 3























Введение

«Движение как таковое может по-своему

действию заменить любое лекарство,

но все лечебные средства мира не в

состоянии заменить действие движения»

фр. врач Тиссо

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследование ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

1. Стрессовая педагогическая практика;

2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5. Провалы в существующей системе физического воспитания;

6. Интенсификация учебного процесса;

7. Функциональная неграмотность педпога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.

До настоящего времени не сформирована система индикаторов и критериев оценки деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, которая могла бы быть использована для оценки эффективности проводимой работы, а также после их апробации для аттестации и аккредитации образовательных учреждений различных типов.

Актуальность и необходимость разработки критериев деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья определяется сложившейся практикой этого вида работы, которая ведется фрагментарно, как правило, бессистемно и не включает в сферу внимания такие важные компоненты как организация учебного процесса и двигательного режима, здоровьесберегающую инфраструктуру образовательного учреждения и систему медицинского обслуживания. В то же время значительная часть учреждений образования в рамках региональных и школьных «программ здоровья» используют без должного медицинского контроля, а в некоторых случаях при отсутствии необходимых специалистов комплекс физиотерапевтических процедур и приборов, медицинские препараты, биологические добавки. Школы приобретают и используют без необходимого контроля и нормирования физических нагрузок различные виды тренажёров, «авторские» методики оздоровления и т.п.

Подобная практика объясняется отсутствием четких критериев деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья, относящихся к ведению и сфере ответственности органов образования.

В связи с тем, что целью настоящей работы является разработка индикаторов и критериев оценки деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей, а в практике и литературе эти понятия смешиваются и подменяются, необходимо разделить понятия «индикатор оценки» и дать определение этих понятий.

Система индикаторов - показатели, используемые для оценки изменений, произошедших в результате использования системы средств и методов охраны и укрепления здоровья школьников. Система индикаторов может включать:

  • параметры рациональной организации учебного процесса (разгрузки);

  • параметры рациональной организации режима дня;

  • параметры (показатели) изменений функционального состояния, напряжённости и текущей заболеваемости;

  • параметры изменения физического развития и физической подготовленности;

  • параметры изменений отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни;

Оценка системы индикаторов - количественная и качественная.

Изучая и рассматривая эту тему мы поставили следующие цели и задачи.

Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Развивать волевые и спортивно физические качества (силы,ловкости,быстроты,выносливости);

  2. Формировать ответственное отношение к своему здоровью;

  3. Повышать умственную и физическую работоспособность.































1 .Здоровье сберегающая деятельность



Современное обучение настоятельно требует выдвижения на первый план цели сохранения и приумножения здоровья ребёнка. Решение проблемы повышения качества образования рассматривается в составе комплексного понятия здоровье, которое включает следующие компоненты: интеллектуальный, физический, психический и нравственный. Исходя из этого, становится ясно, что традиционные задачи, подходы и понимание образовательных, учебно-оздоровительных и воспитательных целей меняются. Возникает необходимость в первую очередь в дополнительном финансировании, более углубленном медико-биологическом обследовании детей, а также приложении усилий со стороны школы, семьи и самих ребят.

Ошибочно перекладывать проблему лишь на плечи родителей и учителей, которые на сегодняшний день не владеют в должной мере всеми знаниями и умениями, а также не имеют тех условий, при которых можно было бы без существенной помощи государства решать оздоровительные задачи подрастающего поколения.

Начинать нужно уже с младших классов. Это необходимо по следующим причинам.

Во-первых, именно на данный возраст приходится саамы высокий процент обучения формированию здоровья, поскольку младшие школьники обладают большими потенциальными возможностями развития растущего организма, которые реализуют за счет единения процессов научения и созревания.

Во-вторых, ученики начальных классов сохраняют целостное восприятие на основе образно чувственной деятельности, а потому способны более эффективно осваивать различные каналы восприятия информации (как внешней, так и внутренней) и связывать полученные знания в единую систему. Проблема обучения знаниям по формированию своего здоровья решается с разных сторон посредством:


  • просветительской деятельности;

  • изучение строения тела человека;

  • изучение особенностей своего организма;

  • изменение установки по отношению к себе и окружающей действительности;

  • формирование позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.

В-третьих, именно в связи с началом учебной деятельности двигательная активность, столь необходимая для роста и развития, резко уменьшается. Невнимание к физическому развитию, потребностям и мотивам деятельности младшего школьника порождает педагогические просчеты, которые обнаруживаются на следующих ступенях обучения.

В-четвёртых, ярко выраженная мобильность и радостная готовность ребят данного возраста к движениям создают благоприятную возможность для физического воспитания в целом и развития потребности к выполнению упражнений, способствуют формированию положительных черт характера в процессе занятий.

В-пятых, формировать «школу движений» нужно именно на этом этапе, т.к. тренировочный эффект, основанный на единении процессов научения и созревания, у учеников младших классов выше, чем у детей более старшего возраста. «Школа движений» формируется на межмышечных координационных связях и, в свою очередь, является той двигательной базой, на основе которой развиваются двигательные умения и навыки как оздоровительной, так и социальной направленности (бытовые, профессиональные, спортивные и пр.)

Общеобразовательным учреждениям принадлежит ведущая роль в оздоровительной работе. Школы могут и должны, переходя на новые технологии обучения, стать настоящими оздоровительными центрами, осуществляющими развитие резервных жизненных возможностей детского организма, созидающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье,

проводящих комплексы мероприятий по предупреждению различных заболеваний и лечению. И в первую очередь это касается начального звена.

Всё яснее становится, что старые модели физического воспитания детей перестают удовлетворять современным условиям жизни и все интенсивнее идёт поиск новых. В программе должны быть органично соединены в целостную систему многие пока ещё разобщенные понятия и закономерности роста и развития организма ребёнка. Требуются значительные усилия со стороны государства, школы и родителей, обеспечивающие как личную гигиену и закаливание, культуру движения, так и обучение детей целенаправленному применению здоровьеформирующихся физических упражнений и приемов самоконтроля.

К здоровьесберегающей двигательной активности следует отнести физкультурные минутки и паузы, подвижные игры на переменах, в группах продлённого дня (ГПД) и другие мероприятия, имеющие целью снятия усталости и активный отдых в режиме школьного дня.

Здоровьеформирующий двигательный компонент-это системообразующий двигательный алгоритм, включающий упражнения медико-биологической и социальной направленности, определяющий срочный и перспективный заданный полезный результат развития жизнеспособности органов и систем детского организма и её производного -здоровья.

Упражнения биологической направленности - физические упражнения, освоение которых способствует нормализации ресурсов всех органов и систем организма. Это - формирование правильной осанки, укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем, функции сенсорики и пр.

Упражнения медицинской направленности имеют целью лечебное и корригирующее воздействие на организм ослабленного ребёнка, т.к. при любом длительном заболевании развиваются не только патологические симптомы, но и функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активности.



Упражнения социальной направленности способствуют формированию основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, подскоки, лазание, метание и т.п.). Они базируются на технике исполнения, рациональности движений, т.е. «школе движений».

Взаимосвязь этих групп движений и удельный вес каждой из них меняются на протяжении роста и развития. Постепенно, от года к году, с переходом из класса в класс, по мере укрепления здоровья гимнастика медико-биологической направленности заменяется упражнениями социального характера.

Задачи:

1. Формирование мотивов самооздоровления и осознанной потребности в ЗОЖ. Занятия предмета «культура здоровья младшего школьника» как теоретические, так и практические должны быть не нагрузкой в привычном понимании, а уроками творчества, открывающими ребёнку собственную индивидуальность, акцентированная направленность на осознание необходимости оздоровления средствами физической культуры.

2. Обучение теоретическим основам знаний о формировании здоровья. Одна из главных задач теоретических основ - это воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и ЗОЖ, базирующихся на понимании анатомо-физиологических особенностей своего организма, и вооружение ребят необходимыми знаниями.

3. Освоение упражнений медико-биологической направленности только
на высший балл, поскольку они развивают резервные возможности и повышают иммунитет, а именно:

- укрепляют опорно-двигательный аппарат, формируют правильную осанку;

- содействуют нормализации функций сердечнососудистой, дыхательной систем и других органов и систем с учетом анатомо-физиологических возрастных особенностей;



- содействуют нормализации функций сенсорных систем;

- вырабатывают стойкий иммунитет к экологически неблагоприятным условиям окружающей среды;

- обучают правильному дыханию в покое и движении;

- закаливают организм детей в сочетании с физическими упражнениями и навыками личной гигиены;

- развивают общую координацию движений и мелкую моторику кисти и пальцев рук;

- учат противостоять нервным стрессам;

- формируют основные виды движений (ходьба, бег, прыжки и др.), способствующие разносторонней физической и двигательной подготовленности («школа движений»).



  1. Обучение применять полученные знания, умения и навыки на практике- формирование умений и навыков использования приобретённых знаний, а также обучение детей самостоятельным занятиям и закаливанию не основе комплексов домашних заданий (КДЗ) «Учусь быть здоровым!» со 2 ш 4 класс.

  2. Организация двигательной активности. Следует рассмотреть две стороны двигательной активности:



- систематизацию и координацию всех здоровьесберегающих мероприятий (физкультминутки, подвижные игры на переменах и в ГПД);

- здоровьеформирующую (освоение на высший балл упражнений медико-биологической и социальной направленности, т.е. целенаправленное воздействие на органы и системы растущего организма).





2. Эмоционально-игровая деятельность.



Активный отдых, это слаженная деятельность взрослых

и детей, служит пропагандой здорового образа жизни как

среди ребят, так и среди взрослых. И проводится во все

времена года, во всех возрастных группах,

желательно на воздухе.

В.В.Зябкина

Задачи:

  1. Улучшение приспособляемости организма ребёнка к физическим нагрузкам;

  2. Развитие способности к импровизации и творчеству, в двигательной деятельности;

  3. Развитие двигательной самостоятельности, быстроты и лёгкости ориентировки в новых ситуациях;

  4. Активизация двигательной деятельности детей посредством подвижных игр и игр с элементами спорта. Формирование интереса к играм с элементами спорта (баскетбол), спортивным упражнениям (скакалка), желания использовать их в самостоятельной деятельности;

  5. Воспитание положительных морально-волевых качеств (воли, смелости, настойчивости, выдержки, решительности).

Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам во второй половине дня. Проводит занятия воспитатель по физкультуре. ИФОК включает три блока.

Игры с элементами спорта

Цели: активизация двигательной деятельности детей посредством игр с элементами спорта (в частности, баскетбола), формирование интереса к играм и упражнениям с элементами баскетбола, а также к спортивным упражнениям со скакалкой и другим спортивным инвентарём, желания использовать их в самостоятельной деятельности; расширение диапазона двигательных умений.

Коррекционно-педагогическая работа

Основной задачей коррекционно-педагогической работы является воспитание физически и психически здоровой личности. Работа ведется в трех направлениях:

  1. Укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенной, красивой осанки с использованием нетрадиционных форм оздоровления;

  2. Развитие положительных эмоций и чувств;

3. Воспитание оптимистического мироощущения.

Нетрадиционныеформы оздоровления включают элементы дыхательной гимнастики, релаксации, тренингов. Они не только являются прекрасным средством эстетического и нравственного воспитания. Под их воздействием укрепляется здоровье, формируется красивая фигура, правильная осанка, энергичная походка; улучшается координация движений, вырабатываются сила воли, выдержка и уверенность в себе; повышаются жизненный тонус и работоспособность, создается хорошее настроение.



Организация активного отдыха детей

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям возрастает на основе жизненной потребности ребёнка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. Основное место в решение этой задачи отводится разным формам активного отдыха -спортивным праздникам, досугам, дням и неделям здоровья. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности детей, являясь эффективным средством развития и воспитания







































3. Физическая культура - путь к здоровью

Физкультура - это средство, которое способствует борьбе с болезнями, даёт здоровье, бодрость и хорошее настроение. Она помогает хорошо учиться и добиваться задуманной цели. Физическая культура и спорт -обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание ещё великие греки - философы Сократ, Платон, Аристотель и др. - в трудах которых оформился ещё ранее родившийся идеал калакагатии – гармоничного сочетания духовного и физического совершенства. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности.

Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и их способностей индивида. Так, физическая нагрузка нормализует эмоциональный тонус, повышает расход энергии, компенсируя избыток питания, улучшает обмен холестерина, снижая, таким образом, риск заболевания.

Кроме оздоровительного, физические упражнения дают тренирующий эффект (повышается работоспособность, легко переносятся повышенные умственные нагрузки), а также формируют и совершенствуют физические качества, жизненно важные умения, навыки (силу, ловкость, гибкость. Быстроту, плавание и ходьбу на лыжах). Всё это - здоровье, выносливость и двигательные умения - в большой мере обеспечивают потребности общества.

Существуют: спорт высших достижений, массовая физкультура и лечебная физкультура.







4.Физическое воспитание - фактор здоровья



«Стремитесь превзойти себя,

закалить своё тело и душу,

чтобы открыть в себе

лучшее; целься всегда

чуть выше цели, которую

себе поставил:

Быстрее, Выше, Сильнее».

Анри Дирон

В основных направлениях реформы детских учреждений указано: общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитыми, здоровыми, жизнерадостными, готовыми к труду и защите Родины. В этой связи особую значимость приобретает улучшение постановки физического воспитания в детских учреждениях. В наших климатических условиях можно заниматься физкультурой круглый год на открытом воздухе. В зимнее время - занятия на лыжах и коньках. В зимнее время - круг занятий более широк, сюда входят элементы всех основных видов физической подготовки: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание различных предметов. Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе и музыкальное сопровождение, связанное с обучением движений, ритмике; обучение детей плаванию, проведение подвижных игр, а также спортивных развлечений и спортивные праздники, групповые походы в лес.

Эффективность физического воспитания зависит от систематических занятий физкультурой, утренней гимнастикой и т.д. с последующим их анализом. Желательно, чтобы физическое воспитание шло в комплексе с закаливающими процедурами - это поможет лучше укрепит организм ребёнка, усилит сопротивляемость организма различными болезням.















































5. Утренняя гимнастика



«Нет на свете прекрасней одежи, Чем бронза мускулов и свежесть кожи».

В.Маяковский

Утренняя зарядка выполняется у нас ежедневно в домашних условиях или на свежем воздухе она состоит из общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять без предметов, либо с предметами: гантели, скакалки, палки. Примерная продолжительность занятий для моих детей 8-10 минут. Упражнения выполняются в определенной последовательности. Вначале потягивание. Которое улучшает дыхание и кровообращение. Затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища и ног. Далее мы выполняем бег и прыжки, которые положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя зарядка упражнениями силового характера. Дозировка нагрузки должна быть такой, чтобы занимающиеся дети испытывали бодрость, а не усталость. Мои дети отжимаются от пола не более 10 раз. При этом я постепенно повышаю нагрузку, усложняя упражнения, увеличивая их количество и темп выполнения. Проведение утренней гимнастики на открытом воздухе в зимнее время рекомендуется при температуре не ниже: -6, для детей 1-2 классов и -10, для 3-4 классов.

Цель утренней гимнастики - способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности на уроках.

Большинство детей моей группы после зарядки обливаются водой из-под крана по пояс, закаляя свой организм. Можно ввести и вторую гимнастику в обед, без маек и босиком.


  1. Спортивные игры


«Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом

Сидящий сиднем целый век

Подвержен всем изъянам».

Авиценна

Проведение спортивных игр на воздухе успешно решает задачу укрепления здоровья детей, уделяя особое внимание ослабленным ребятам (и их у нас много), воспитывая у них силу, выносливость, быстроту. Плавание, футбол, пионербол, городки, настольный теннис и др. разнообразят деятельность детей на прогулке, обогащают их двигательный опыт, оказывают влияние на развитие организма. Все занятия и игры желательно проводить с музыкальным сопровождением - это дает эмоциональный настрой, придаёт ритм движениям. Дети выучили песни: «Закаляйся!» и «Утренняя гимнастика» В.Высоцкого, и с удовольствием поют до и после спортивных развлечений.

Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию. Хорошо проводить одновременно несколько игр, что даёт детям возможность выбора. Игра должна отвечать следующим требованиям: быть хорошо знакомой детям; иметь простые правила; отвечать физической подготовленности детей; быть интересной. Необходимо поощрять стремление детей к самостоятельным играм. Особенно полюбились детям игры: «Третий лишний», «Пустое место», «Пятнашки», «Салки», «Горелки», «Комический футбол». Спортивные праздники, развлечения, групповые походы - показывают, как дети смогли укрепить себя физически. Длительные наблюдения за детьми, с кем я регулярно занимаюсь показали, что эти ребята более ловки, быстры, закалены, находчивы, самостоятельны. Ян Амос Каменский ещё более четырёхсот лет назад сказал: «Чем раньше и последовательней уделяется внимание развитию двигательного аппарата ребёнка, тем активнее проходит его физическое и психическое развитие, тем лучше он ест, спит и «в уме прибавляет»».







































  1. В здоровом теле - здоровый дух



«Здоровье - это драгоценность, и притом

Единственная, ради которой, действительно,

Стоит не только не жалеть времени, сил,

Трудов и всяких благ, но и пожертвовать

Ради него частицей самой жизни,

Поскольку жизнь без него становится

Нестерпимой и унизительной».

Монтень

Наверное, вы помните, что во время стресса происходит мобилизация энергетических ресурсов и физиологических систем, обеспечивающая повышенную физическую активность, которая в давнем прошлом, на заре становления человеческого рода, требовалась в случае опасности для борьбы или бегства. В наши дни не так часто приходится находить спасение в бегстве, а борьба - это чаще «борьба слов» нежели физическое единоборство. А коли выделившиеся вещества не «расходуются», не «сгорают» в интенсивных физических действиях, они в конечном счете приводят к ускорению реакции на последующие стрессы и поражения внутренних органов.

Как видите, в давних утверждениях о пользе интенсивных физических упражнений и нагрузок открывается и новая сторона: они необходимы потому, что могут предотвратить вредные последствия стресса и повысить стрессовоустойчивость. Однако польза физической активности этим не ограничивается. Напряжение мышц (увеличивающееся, как известно, при стрессе и в состоянии тревоги, возникающим при частых стрессах) дополнительно усиливает тревогу и опять таки мышечное напряжение. Создается своего рода порочный круг. Чтобы его прервать используется всевозможные методы мышечной релаксации (расслабление). Но физическая нагрузка (после ее прекращения) также обладает расслабляющим действием. Не последнюю роль в защите от стресса играет и улучшение состояния всех систем организма, обусловленная повышением выносливости сердечнососудистой системы в результате физических тренировок. Кстати, связь психического тонуса с двигательной активностью проявляется в таком общеизвестном состоянии, как двигательное беспокойство при волнении («не нахожу себе места»). Антистрессорное действие оказывает любой вид физической активности. Одним из наиболее эффективных видов физической нагрузки является бег. О его целительной силе написано много книг, пишутся ещё и новые. Во время бега (в отличии от различных систем гимнастики) активизируются врожденные, созданные эволюцией ритмические моторные координации, обычно мало употребляемые в современной жизни. Вспомните, как легко, охотно и долго бегают здоровые дети! Может быть, каждый человек - при желании - сможет получать постоянное удовольствие от занятий бегом. Как сказал Мандельштам: «... и рождены для наслаждения бегом лишь сердце человека и коня».





















  1. Физическое развитие детей и подростков

«Любовь к физкультуре прививается

примером!»

Необходимость контроля за развитием физических качеств обусловлено неравномерностью их развития в различные периоды жизни ребёнка. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела, увеличивается его масса, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета, формирование мышц, сухожилий и суставного аппарата требуют направленного физического воздействия. Особое значение имеет ускоренное формирование мышц туловища, т.к. их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям осанки, а впоследствии способствует деформации скелета.

Отсутствие в этот период регулярных целенаправленных физических тренировок тормозит правильное развитие опорно-двигательного и мышечного аппарата ребёнка. Формируются дефекты осанки: сутулость, круглая спина, сколиоз. Все это снижает рессорные функции позвоночника, приводит к микротравмам даже при незначительных бытовых движениях, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности (быстрая утомляемость, головные боли).

В эти периоды детям особенно необходимо регулярная, направленная и дозированная двигательная активность, которая способствует не только более мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств. Именно в эти периоды жизни ребенка закладывается база здоровья организма в целом.







  1. Формирование спортивного стиля жизни.



Только честная игра на равных,

Иначе и победа не интересна.

Разнообразен мир спорта. Регулярные тренировки - залог здоровья. Движение вместо лекарств, таково веление времени. Систематические занятия физическими упражнениями являются надёжным заслоном против таких коварных разрушителей здоровья, как курение, алкоголь, наркотики.

Известно, как популярен спорт среди подростков, с каким волнением они следят за достижениями советских и зарубежных спортсменов на международных соревнованиях. Многие в глубине души, конечно, мечтают о славе олимпийцев. Ценность спорта не только в том, что он способствует правильному росту и гармоническому развитию организма. Тренировки и участие в соревнованиях закаляют характер и волю, вырабатывают выдержку, способность бороться до конца. Дух соревнований, присущий спорту, глубокое удовлетворение, получаемое при достижении высокого результата, придают спортивным увлечениям интерес и привлекательность. В спортивных соревнованиях можно в полной мере проявить сноровку, смелость, удаль, проверить свои физические возможности. Во время соревнований и тренировок крепнут мускулы, приобретается опыт, сильнее становится желание (идти вперёд и покорять всё новые и новые спортивные рубежи).

Занимаясь с детьми младшего школьного возраста, я поняла, как необходима детям физкультура и спорт. Особенно нашим детям-сиротам. Когда будущее неясно, моим детям пригодится в жизни и здоровье, и сила воли, и характер.

Вместе с детьми я играю в подвижные игры, делаю зарядку, купаюсь и соревнуюсь. Учу их плавать, играть в футбол, баскетбол, ходить на лыжах. Много рассказываю о спорте, показываю старые журналы, спортивные календари, панорамы. Знакомлю их с новыми видами спорта. С увлечением следим по телевидению за олимпийскими играми. Таким образом, расширяя кругозор детей, воспитываю патриотические чувства. Много часов и минут ушло на приобщение детей к игре в шахматы. Почти все дети умеют играть в эту древнейшую, мудрую игру.

В будущем планирую изучить с детьми приёмы самомассажа и релаксации.

В спорте нет путей коротких

И удач случайных нет.

Познаём на тренировке

Все мы формулы побед:

Это стойкость и отвага,

Сила рук и зоркий глаз,

Это честь родного флага,

Окрыляющего нас!



















Заключение



«Лечить по возможности

без лекарств, с помощью

природных средств!»

Таким образом, свою работу я провожу с ориентацией на формирование у воспитанников системы валеологических знаний и навыков, на формирование у них установок на сохранение и укрепление личности, на допрофессиональную подготовку и подготовку к жизни. Такая личностно-ориентированная педагогика в условиях детского дома направлена на формирование «образа воспитанника», который включает в себя следующие качества:

- умение ценить и сохранять свое здоровье;

- владение способами и приёмами здорового образа жизни;

- осознанное желание в повышении своего образовательного уровня;

- умение самостоятельно планировать познавательную деятельность, критично оценивать результаты труда;

- наличие культуры чувств (умение подавлять негативные эмоции положительными моральными эстетическими чувствами);

- потребность в самосовершенствовании, самоопределении, самовоспитании, самореализации, умение ориентироваться в условиях современной жизни;

- отрицательное отношение к вредным привычкам;

- понимание и принятие культуры семейных отношений;

сознательную дисциплину, самоконтроль;

- уважительное отношение к труду и его результатам. Совокупность всех качеств даёт здоровую (физически, психически, нравственно) личность, способную к саморазвитию.

В условиях детского дома воспитанники ограничены в движениях, что приводит к снижению у них на 50% уровня естественной двигательной активности. Состояние хронической гиподинамии способствует развитию сердечнососудистых расстройств, увеличивает количество детей с избыточной массой тела, нарушениями осанки.

Двигательная активность - одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественная потребность на всех этапах развития организма, в особенности в период развития, который совпадает с периодом обучения в школе. Дозируемая же физическая нагрузка является важнейшим фактором коррекции образа жизни, от которого в основном зависит здоровье. Валеологическая - концепция влияния физических нагрузок на организм основывается на том, что физические упражнения являются необходимым условием поддержания состояния здоровья. Они - неспецифические раздражители, которые вовлекают в ответную реакцию все звенья нервной системы и выступают в качестве общего воздействия на организм человека. Они стимулируют физиологические процессы в организме и повышают тонус нервной системы, а значит её чувствительность и способность к реагированию. Физические упражнения увеличивают стойкость и полноту антистрессорных физиологических реакций. Все эти особенности физических нагрузок наиболее хорошо проявляются при нахождении некого оптимума в дозировании, при котором развивается наибольшая чувствительность организма.





Список литературы



  1. Агаджанян, Н.А. Резервы нашего организма [Текст] / Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков - М. : Знание, 1990.

  2. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье [Текст] : программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет / Л.Н. Волошина. - М. : Аркти, 2004.

  3. Галанов, А.С. Игры, которые лечат, для детей 5-7 лет [Текст] / А.С. Галанов. - М.: 2005.

  4. Громова, О.Е. Спортивные игры для детей [Текст] / О.Е. Громова. – М.: Сфера, 2003.

  5. Иванов, Ю.М. Законы полноценного здоровья [Текст] / Ю.М. Иванов. - М.: Рипол классик, 2008.

  6. Литвинова, О.М. Система физического воспитания в ДОУ [Текст] / О.М. Литвинова. - Волгоград: Учитель, 2007.

  7. Методическая газета [Текст] // Здоровье детей. Изд.: 1 сентября, 2010.

  8. Семенкова, Т.Н. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении [Текст] : методическое пособие 1 часть/ Т.Н Семенкова, Т.А Фральцова , Н.А Заруба. - Кемерово, 2005.























«Формирование здорового образа жизни в эмоционально игровой деятельности воспитанников»
  • Другое
Описание:

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Автор Ивлева Елена Валентиновна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 374
Номер материала 5073
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓