Из
опыта работы учителя истории и обществознания
МАОУ Видновская гимназия Павленко С.В.
Формирование здорового образа жизни на
уроках истории
На уроках истории я
формирую у учащихся определённое отношение к окружающему миру, к природе, к
себе, к ЗОЖ. История культуры изобилует массой ярких примеров, когда люди,
вопреки тяжелейшим внешним обстоятельствам, сохраняли и совершенствовали себя,
а вслед за этим всё сообщество. К сожалению, история может примести много
случаев разложения и самоуничтожения целых цивилизаций, где немалую роль
сыграло отношение людей к самим себе, надругательство над собственной природой
и телесностью. Учителя истории и обществознания должны дать ученикам
культурологические знания, которые помогут им выработать отношение к
собственному здоровью. Жизнь – это дар, который необходимо сохранить.
Рассказывая ученикам о крутых поворотах истории, когда люди оказываются на
пороге самоуничтожения, напомним им об этом.
На уроках, погружая
учеников в историю той или иной эпохи, рассказываю, каким образом люди в разных
странах трактовали болезнь и смерть, как устроен был быт людей, какую носили
одежду, состояние санитарии и гигиены, проблемы питания, отношение к алкогольным
напиткам, курению. Изучая историю под таким углом зрения, мы почти реально
переносимся в прошлое, чувствуем тревоги и заботы живших тогда людей.
Отношение к
чувственности, любовное поведение – интереснейшая тема для человека,
пытающегося понять прошлое и настоящее. Эту сферу жизни изучают философы,
психологи, искусствоведы. А как это связано с формированием навыков здорового
образа жизни и учителя истории средней школы? На определённом этапе жизни подросток
сталкивается с появлением у него чувственности, влечений и страсти. Не имея
опыта, он не знает, как с этим справится, не полностью осознают, что с ним
происходит. Знакомясь с культурно-религиозным историческим опытом, ученик может
найти ответы на собственные вопросы.
На уроках истории.
Изучая культуру и религию разных эпох, я показываю, как относились к любви и
браку, к традициям и духовной жизни в разных странах.
Не весь опыт
человечества позитивный и полезный. Поэтому учителю надо учитывать возраст
детей, нравственный опыт , способность адекватно воспринимать трудно объясним, е
факты и явления. Традиционное для России беспечное отношение к своему здоровью,
неумение своевременно обращаться за медицинской помощью приводит людей к
истощению ресурсов собственного здоровья, что отражается на подрастающем
поколении. Правители Древнего Востока платили своим врачам только за те дни,
когда они, владыки, были здоровыми. В обязанности врача входило не только
лечение заболевания, но и выстраивание для своего подопечного правильного
образа жизни. Культурный, образованный человек – не тот, кто постоянно
обращается к врачам, а тот, кто своим образом жизни не создаёт предпосылок для
возникновения болезней. Задача учителя дать учащимся дополнительную информацию
об отношениях в семье и любви, помочь в выработке умений и навыков,
направленных на сохранение и укрепления здоровья, самопознания и
самосовершенствования, формировать социально-психологическую компетентность в
выстраивании гармонических взимоотношений с людьми и с самим собой.
Методологогия воспитания ЗОЖ школьников, воспитание культуры здоровья основана
на формировании мотивации на ведении здорового образа жизни и воспитании
ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких.
В 5 классе, изучая
Древний мир, согласно учебному плану, на уроках я обращаю внимание на следующие
моменты: мораль в первобытном обществе, продолжительность жизни людей, труд и
его условия, питание людей, одежда людей, как фактор гигиены, быт, жилище,
историческая эволюция семейно-брачных отношений и семья в свете историко-культурных
традиций. На уроках посвящённых жизни древних египтян, я обращаю внимание на
одежду людей в условиях жаркого климата. Египтяне-мужчины надевали обычно один
лишь передник, набедренную повязку или короткую юбку. В этой одежде они трудились
под палящим солнцем. Женщины носили длинные облегающие платья, избегали загара,
пользовались косметикой, подкрашивали губы, смотрясь в бронзовое зеркало.
Египтяне были очень
чистоплотны. Они мылись несколько раз в день, особенно после тяжёлого труда на
жаре. С гигиеническими целями они полностью сбривали волосы, в том числе и
женщины. Одежду стирали в природной соли, били скалками, полоскали. Питались
ячмёнными лепёшками, кашей из зёрен злаковых растений, свежей или сушеной
рыбой, молоком. Пекли пирожки и печенье, ели очень много овощей. Лук и чеснок,
которые были широко распространены, служили естественным антибиотиком. Любили
пиво, которое варили из ячменя и фиников, вино из винограда и граната. Его пили
все, в том числе и дети, но по немного, совсем свежим, не выдержанным, чтобы не
пьянеть, а просто утолить жажду как витаминный напиток. О пьянстве и
алкоголизме в документах нет никаких свидетельств. Большое количество
праздников, около 160 в году, позволяло египтянину отдохнуть. Семейные ценности
были очень важны для египтянина. Добрые отношения в семье, любовь, забота о
стариках упоминаются в исторических документах.
При изучении темы
истории и культуры древнееврейского общества обращаю внимание на религиозные
моменты их жизни, так как древнееврейская ветхозаветная культура оказала
огромное влияние на христианство. Бог создал человека из праха земного и тело
не является грешным. Это дар божий и поэтому требует заботы и ухода. Тело
должно использоваться во имя высоких духовных целей , а не для греха. Обращаю
внимание на пищевые ограничения и запреты, рассказываю о кошерной (правильной)
и трефной (разорванной) пище, установленной религиозной дисциплиной. Семья –
это условие служение Богу, аскетизм, безбрачие, бездетность еврейская религия
осуждает, как и сексуальные извращения. Осуждается супружеская неверность,
принадлежность к еврейству определяется по матери. При изучении обычаев
авестийско-зорастрийской культуры древних персов, затрагиваю вопросы об
употреблении наркотиков в древних обществах. В то время наркотики использовали,
очевидно, исключительно в связи с религиозной обрядностью. Механизм их действий
был абсолютно непонятен людям, никакой опасности в них не видели. Употребление
наркотиков было строго регламентировано обычаями. Считали их чудодействеными, лечили
все болезни. Вести беседу с учащимися нужно так, чтобы это не было рекламой
употребления наркотиков. Учитель должен подчеркнуть, какая трагедия ожидала
человечество, когда в новое время употребление наркотиков превратилось в
эпидемиологию, имеющую страшные последствия для личности и общества.
На изучение истории и
культуры Древней Индии и Китая дано около трёх часов, тем не менее выделяю время
для вопросов ЗОЖ. Подчёркиваю, что человек – не «венец творения» , не хозяин и
не старший брат, а всего лишь элемент, звено природы и, таким образом,
растворим в ней. Из этого проистекают важные последствия для образа жизни
людей. Человек не стремится преобразовать природу, приспособить её для
удовлетворения своих потребностей. Его цель – жить в гармонии с ней,
максимально слиться с окружающим миром. Все естественные телесные проявления
человеческого бытия становятся заведомо одухотворёнными, обожествлёнными, а для
стыда и неловкости просто не остаётся места.
Индусы всегда
искали гармонию тела и души. Их медицина стремилась проникнуть в глубины
человеческого сознания и подсознания. Веду разговор о йоге, аскетизме,
особенностях питания последователей Вед и индуизма, вегетарианстве.
Подчёркиваю, что по документам Древнего мира и Средневековья, проблема
наркотической зависимости или алкоголизма в общественном сознании этих стран не
прослеживается.
Семейная жизнь
китайцев базировалась на древних принципах, которые сформировал знаменитый
Конфуций – следовать всем установкам глубокой старины, до мелочей соблюдать
правила жизни, выработанные веками. Самые главные: сыновья почтительность,
уважение к старшим, культу предков, соблюдение моральных правил, жить со всеми
в гармонии, никому не причинять зла. Затрагивая тему даосизма, обращаю внимание
на изобретения в области медицины – иглоуклывания, систему питания, которая
учила избегать излишеств, периодически голодать, не есть мяса, употреблять в
пищу зерно, злаки, овощи, травы. Даосизм открыл человечеству дыхательные
упражнения, гимнастические занятия, боевые единоборства (ушу).
Много материала о
ЗОЖ можно использовать при изучении истории и культуры Древней Греции и
Древнего Рима. Темы, посвящённые своеобразию спартанского быта, спартанского воспитания,
олимпийским играм, греческим жилищам, одежде, гигиене тела, питания, браку,
семье в Греции дают огромный материал для проповедования ЗОЖ. Древнегреческая и
древнеримская культура – это культура радости и достижения. Человек – часть
природы. Греки были убеждены в том, что мифические герои, которые прекрасны
духом, должны быть прекрасны телом. Человеческое тело – это миниатюрная модель
Вселенной. В здоровом теле - здоровый дух. Закончить свои размышления хочу словами
О. Мандельштама:
Дано мне тело –
что мне делать с ним,
Таким единым и
таким моим?
За радость
тихую дышать и жить
Кого, скажите
мне благодарить?
Я и садовник,
я же и цветок,
В темнице
мира я не одинок
На стёкла
вечности уже легло
Моё дыхание,
моё тепло…
Задумаемся об этом и
мы с нашими учениками.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.