Главная / История / Формирование здорового образа жизни на уроках истории

Формирование здорового образа жизни на уроках истории

Из опыта работы учителя истории и обществознания

МАОУ Видновская гимназия Павленко С.В.

Формирование здорового образа жизни на уроках истории



На уроках истории я формирую у учащихся определённое отношение к окружающему миру, к природе, к себе, к ЗОЖ. История культуры изобилует массой ярких примеров, когда люди, вопреки тяжелейшим внешним обстоятельствам, сохраняли и совершенствовали себя, а вслед за этим всё сообщество. К сожалению, история может примести много случаев разложения и самоуничтожения целых цивилизаций, где немалую роль сыграло отношение людей к самим себе, надругательство над собственной природой и телесностью. Учителя истории и обществознания должны дать ученикам культурологические знания, которые помогут им выработать отношение к собственному здоровью. Жизнь – это дар, который необходимо сохранить. Рассказывая ученикам о крутых поворотах истории, когда люди оказываются на пороге самоуничтожения, напомним им об этом.

На уроках, погружая учеников в историю той или иной эпохи, рассказываю, каким образом люди в разных странах трактовали болезнь и смерть, как устроен был быт людей, какую носили одежду, состояние санитарии и гигиены, проблемы питания, отношение к алкогольным напиткам, курению. Изучая историю под таким углом зрения, мы почти реально переносимся в прошлое, чувствуем тревоги и заботы живших тогда людей.

Отношение к чувственности, любовное поведение – интереснейшая тема для человека, пытающегося понять прошлое и настоящее. Эту сферу жизни изучают философы, психологи, искусствоведы. А как это связано с формированием навыков здорового образа жизни и учителя истории средней школы? На определённом этапе жизни подросток сталкивается с появлением у него чувственности, влечений и страсти. Не имея опыта, он не знает, как с этим справится, не полностью осознают, что с ним происходит. Знакомясь с культурно-религиозным историческим опытом, ученик может найти ответы на собственные вопросы.

На уроках истории. Изучая культуру и религию разных эпох, я показываю, как относились к любви и браку, к традициям и духовной жизни в разных странах.

Не весь опыт человечества позитивный и полезный. Поэтому учителю надо учитывать возраст детей, нравственный опыт , способность адекватно воспринимать трудно объясним, е факты и явления. Традиционное для России беспечное отношение к своему здоровью, неумение своевременно обращаться за медицинской помощью приводит людей к истощению ресурсов собственного здоровья, что отражается на подрастающем поколении. Правители Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они, владыки, были здоровыми. В обязанности врача входило не только лечение заболевания, но и выстраивание для своего подопечного правильного образа жизни. Культурный, образованный человек – не тот, кто постоянно обращается к врачам, а тот, кто своим образом жизни не создаёт предпосылок для возникновения болезней. Задача учителя дать учащимся дополнительную информацию об отношениях в семье и любви, помочь в выработке умений и навыков, направленных на сохранение и укрепления здоровья, самопознания и самосовершенствования, формировать социально-психологическую компетентность в выстраивании гармонических взимоотношений с людьми и с самим собой. Методологогия воспитания ЗОЖ школьников, воспитание культуры здоровья основана на формировании мотивации на ведении здорового образа жизни и воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких.

В 5 классе, изучая Древний мир, согласно учебному плану, на уроках я обращаю внимание на следующие моменты: мораль в первобытном обществе, продолжительность жизни людей, труд и его условия, питание людей, одежда людей, как фактор гигиены, быт, жилище, историческая эволюция семейно-брачных отношений и семья в свете историко-культурных традиций. На уроках посвящённых жизни древних египтян, я обращаю внимание на одежду людей в условиях жаркого климата. Египтяне-мужчины надевали обычно один лишь передник, набедренную повязку или короткую юбку. В этой одежде они трудились под палящим солнцем. Женщины носили длинные облегающие платья, избегали загара, пользовались косметикой, подкрашивали губы, смотрясь в бронзовое зеркало.

Египтяне были очень чистоплотны. Они мылись несколько раз в день, особенно после тяжёлого труда на жаре. С гигиеническими целями они полностью сбривали волосы, в том числе и женщины. Одежду стирали в природной соли, били скалками, полоскали. Питались ячмёнными лепёшками, кашей из зёрен злаковых растений, свежей или сушеной рыбой, молоком. Пекли пирожки и печенье, ели очень много овощей. Лук и чеснок, которые были широко распространены, служили естественным антибиотиком. Любили пиво, которое варили из ячменя и фиников, вино из винограда и граната. Его пили все, в том числе и дети, но по немного, совсем свежим, не выдержанным, чтобы не пьянеть, а просто утолить жажду как витаминный напиток. О пьянстве и алкоголизме в документах нет никаких свидетельств. Большое количество праздников, около 160 в году, позволяло египтянину отдохнуть. Семейные ценности были очень важны для египтянина. Добрые отношения в семье, любовь, забота о стариках упоминаются в исторических документах.

При изучении темы истории и культуры древнееврейского общества обращаю внимание на религиозные моменты их жизни, так как древнееврейская ветхозаветная культура оказала огромное влияние на христианство. Бог создал человека из праха земного и тело не является грешным. Это дар божий и поэтому требует заботы и ухода. Тело должно использоваться во имя высоких духовных целей , а не для греха. Обращаю внимание на пищевые ограничения и запреты, рассказываю о кошерной (правильной) и трефной (разорванной) пище, установленной религиозной дисциплиной. Семья – это условие служение Богу, аскетизм, безбрачие, бездетность еврейская религия осуждает, как и сексуальные извращения. Осуждается супружеская неверность, принадлежность к еврейству определяется по матери. При изучении обычаев авестийско-зорастрийской культуры древних персов, затрагиваю вопросы об употреблении наркотиков в древних обществах. В то время наркотики использовали, очевидно, исключительно в связи с религиозной обрядностью. Механизм их действий был абсолютно непонятен людям, никакой опасности в них не видели. Употребление наркотиков было строго регламентировано обычаями. Считали их чудодействеными, лечили все болезни. Вести беседу с учащимися нужно так, чтобы это не было рекламой употребления наркотиков. Учитель должен подчеркнуть, какая трагедия ожидала человечество, когда в новое время употребление наркотиков превратилось в эпидемиологию, имеющую страшные последствия для личности и общества.

На изучение истории и культуры Древней Индии и Китая дано около трёх часов, тем не менее выделяю время для вопросов ЗОЖ. Подчёркиваю, что человек – не «венец творения» , не хозяин и не старший брат, а всего лишь элемент, звено природы и, таким образом, растворим в ней. Из этого проистекают важные последствия для образа жизни людей. Человек не стремится преобразовать природу, приспособить её для удовлетворения своих потребностей. Его цель – жить в гармонии с ней, максимально слиться с окружающим миром. Все естественные телесные проявления человеческого бытия становятся заведомо одухотворёнными, обожествлёнными, а для стыда и неловкости просто не остаётся места.

Индусы всегда искали гармонию тела и души. Их медицина стремилась проникнуть в глубины человеческого сознания и подсознания. Веду разговор о йоге, аскетизме, особенностях питания последователей Вед и индуизма, вегетарианстве. Подчёркиваю, что по документам Древнего мира и Средневековья, проблема наркотической зависимости или алкоголизма в общественном сознании этих стран не прослеживается.

Семейная жизнь китайцев базировалась на древних принципах, которые сформировал знаменитый Конфуций – следовать всем установкам глубокой старины, до мелочей соблюдать правила жизни, выработанные веками. Самые главные: сыновья почтительность, уважение к старшим, культу предков, соблюдение моральных правил, жить со всеми в гармонии, никому не причинять зла. Затрагивая тему даосизма, обращаю внимание на изобретения в области медицины – иглоуклывания, систему питания, которая учила избегать излишеств, периодически голодать, не есть мяса, употреблять в пищу зерно, злаки, овощи, травы. Даосизм открыл человечеству дыхательные упражнения, гимнастические занятия, боевые единоборства (ушу).

Много материала о ЗОЖ можно использовать при изучении истории и культуры Древней Греции и Древнего Рима. Темы, посвящённые своеобразию спартанского быта, спартанского воспитания, олимпийским играм, греческим жилищам, одежде, гигиене тела, питания, браку, семье в Греции дают огромный материал для проповедования ЗОЖ. Древнегреческая и древнеримская культура – это культура радости и достижения. Человек – часть природы. Греки были убеждены в том, что мифические герои, которые прекрасны духом, должны быть прекрасны телом. Человеческое тело – это миниатюрная модель Вселенной. В здоровом теле - здоровый дух. Закончить свои размышления хочу словами О. Мандельштама:

Дано мне тело – что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,

В темнице мира я не одинок

На стёкла вечности уже легло

Моё дыхание, моё тепло…

Задумаемся об этом и мы с нашими учениками.

Формирование здорового образа жизни на уроках истории
  • История
Описание:

На уроках истории я формирую у учащихся определённое отношение к окружающему миру, к природе, к себе, к ЗОЖ. История культуры изобилует массой ярких примеров, когда люди, вопреки тяжелейшим внешним обстоятельствам, сохраняли и совершенствовали себя, а вслед за этим всё сообщество. К сожалению, история может примести много  случаев разложения и  самоуничтожения целых цивилизаций, где немалую роль сыграло отношение людей к самим себе, надругательство над  собственной природой и телесностью. Учителя истории и обществознания должны дать ученикам культурологические знания, которые помогут им выработать отношение к собственному здоровью. Жизнь – это дар, который необходимо сохранить.  

Автор Павленко Светлана Витальевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 586
Номер материала 18925
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓