Главная / Начальные классы / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ



Здоровье – ни с чем несравнимая ценность, один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% зависят от самого человека, от его образа жизни, который он ведёт. Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время – важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого человека.

В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребёнка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач современного образовательного учреждения.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая президентом РФ, включает несколько шагов по модернизации школы. Одним из них является сохранение и укрепление здоровья школьников. И это становится приоритетным направлением государственной политики в области образования. Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения – основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта для начальной школы. Однако по данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. За период обучения в школе, согласно результатам медицинских осмотров, состояние здоровья школьников ухудшается в 4–5 раз, в 2 раза возрастает число хронически больных. К 11 классу каждый четвертый выпускник имеет нарушения сердечно-сосудистой системы, каждый третий близорукость, нарушение осанки. За последние годы у школьников отмечается рост заболеваемости системы кровообращения на 16%, органов пищеварения на 15%, опорно-двигательного аппарата на 15%, мочеполовой системы на 12% . Определённое число учащихся в процессе учебной деятельности пребывает в состоянии хронического утомления, ведущего к хроническому нервно-психическому истощению и срывам в течение многих лет обучения.

Однако в настоящее время развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:

  • 14 % детей практически здоровы;

  • 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

  • 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

По данным исследования Института возрастной физиологии РАО, к школьным факторам риска, влияющим на здоровье детей можно отнести:

  1. стрессовая педагогическая тактика,

  2. несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса,

  3. недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей,

  4. отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни и др.

Исходя из этого, можно выделить следующее противоречие:

между новыми требованиями общества, касающимися создания условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения.

Это противоречие позволило определить проблему между потребностью общества в сохранении и укреплении здоровья обучающихся и снижением показателей здоровья детей.

В связи с обозначенной проблемой определилась тема моей итоговой работы – «Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающегося начальных классов».

Цель данной работы: создание системы работы через применение таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту школьников, устраняли бы перегрузки, сохраняли здоровье и способствовали успешному обучению.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературу по теме;

  2. рассмотреть современные подходы к формированию и сохранению здоровья обучающихся;

  3. систематизировать наработки по внедрению в практику элементов здоровьесберегающих образовательных технологий и воспитанию здорового образа.

Поскольку использование здоровьесберегающих образовательных технологий – это не самоцель, а определённая система работы, то мною планируются вполне конкретные результаты. На мой взгляд, они состоят в следующем:

1) сохранение и укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к здоровому образу жизни;

2)вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья;

3)обобщение опыта по данной проблеме и выступление на педагогическом совете.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии не являются альтернативой всем другим педагогическим технологиям. Главное их отличие в том, что они реализуют приоритет заботы о здоровье обучающихся и педагогов в конструктивной деятельности. По многим другим признакам здоровьесбережение занимает одно поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированной педагогикой и другими аналогичными образовательными системами.

По словам профессора Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Именно «Не навреди!» является одной из формулировок принципов здоровьесбережения, сформулированной Н.К.Смирновым. Это нужно учитывать педагогам в работе с обучающимися.

Также следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (обстановка и гигиенические условия в классе – температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель);

  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся (правильная организация урока, результат которого, - взаимный интерес, подавляющий утомление; учёт зоны работоспособности учащихся – пики и спады работоспособности как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели; распределение интенсивности умственной деятельности на трёх основных этапах урока: 5-25 минута, 25-35 минута, 35-40, 45 минута);

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока: 


5–25-я минута

80%; 

25–35-я минута

60–40%;

35–40-я минута

10%.



  1. психолого-педагогические технологии здоровьесбережения (снятие эмоционального напряжения с помощью игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач; создание благоприятного психологического климата на уроке – доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактика различных заболеваний).

В сохранении и укреплении здоровья обучающихся немаловажную роль играют образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. И среди них можно особо выделить технологию личностно-ориентированного обучения. В центр образовательной системы она ставит личность ребёнка, обеспечивает безопасные, комфортные условия её развития и реализует природные возможности. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений можно выделить педагогику сотрудничества и гуманно-личностные технологии (Ш. Амонашвили). Они оптимально позволяют решать задачи охраны здоровья школьников.

Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья не только обучающихся, но и педагогов. Обучение в сотрудничестве рассматривается как обучение в малых группах, главная идея – учиться вместе, даже имея право на ошибку. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Так, на уроке русского языка в 3 классе на тему «Текст– рассуждение» можно предложить обучающимся поработать в группах над темой «Здоровый образ жизни человека», предложив им газетные статьи по данной проблеме, статистику. Поработав с материалом, они на следующий урок могут написать сочинения-рассуждения «Если хочешь быть здоров…», «Спорт есть жизнь», «Мой любимый спортсмен».

Работая в школе, я пришла к выводу, что дети (а порой и взрослые) не умеют рационально распределять время, что ведёт к физическим и умственным перегрузкам. Поэтому провожу интегрированный урок (литературное чтение, изобразительное искусство) по теме «Учись учиться», на котором говорим о режиме дня, о правилах выполнения домашнего задания, анализируем стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». А завершением урока является выполнение тематического рисунка.

Проявление гуманного отношения к детям (любви, веры в них, отсутствие прямого принуждения, терпимости к детским недостаткам) в сочетании с проявлениями демократизации отношений (правом на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения) оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся, формируют высокий уровень психологического здоровья.

Обучение, которое строится на технологии уровневой дифференциации, позволяет учитывать индивидуальные возможности и способности обучающихся. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

Таким образом, каждый из них в процессе обучения находится на уровне своих индивидуальных возможностей и способностей, что может положительно воздействовать на их здоровье. Разноуровневые тесты и задания помогают организовать работу на уроках с применением технологии дифференцированного обучения.

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий– это залог успешности. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Планируя свой урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье обучающихся, нужно принять во внимание:

1.Как предупредить усталость и утомление? (применение дидактических игр, наличие физминуток, групповая и парная работа, использование эмоциональной передачи содержания учебного материала, юмор, перевод обучающихся к новым видам деятельности (от 4 до 7) .

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление, являются физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. На начальном этапе я провожу по 2 физкультминутки за урок, сопровождая их песнями, стихами, скороговорками.

Виды физкультминуток:

Музыкально – танцевальные физкультминутки, когда дети поют. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию, слова. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

2)Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения

3) Физкультминутки для мобилизации внимания

4) Гимнастика для глаз

5) Гимнастика для слуха

Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и, кроме того, плодотворно воздействуют на органы зрения.

6) Массаж активных точек

В результате массажа активизируется работа подкорковых частей мозга, возникают процессы, связанные с обострением интуиции, улучшается настроение.

7) Упражнения, корректирующие осанку

8) Дыхательная гимнастика способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

9) Артикуляционно–мимическая гимнастика

Данные упражнения помогают создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений, нужных для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

10) Пальчиковые игры – это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. «Ум ребенка находится на кончике пальцев», говорил В.А.Сухомлинский.

2.Как решить проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности обучающихся в течение урока? (посадка обучающихся, физминутки и зарядки для глаз, свободная беседа, исследовательская работа). Примером может служить проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов». Размер предъявляемого материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным и цифровым материалом, геометрическими фигурами и т.д.). Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Размер самых крупных изображений не должен превышать 3-5 см. Картинки должны иметь высокое полиграфическое качество. При соблюдении указанных условий, предъявляемые учителем изображения, видны ученикам на пределе зрительного различения. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Общая продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять по объему не менее¼.
Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником, письмо).
Следует отметить, что подобные упражнения не должны являться просто средством для тренировки глазных мышц, а должны решать общеобразовательные, развивающие задачи, т.е. служить средством для получения новых знаний и развития ряда психических функций: зрительной памяти, внимания, наглядно-образного мышления и пр. 
Следующий прием расширения зрительно-пространственной активности – работа с расположенными на стенах кабинета карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см.). По моей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения и т.д.
Еще один из вариантов расширения зрительно-пространственной активности – использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По моей просьбе дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя). При этом каждому упражнению придаю игровой характер.
Еще один вариант - тренажер Базарного.
Кроме того, использую упражнения для глаз и во время динамической паузы на уроке. Для этого изготовлены карточки, на которых схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
Любая технология, разработка должны применяться в коллективе с эмоциональным благополучием. Это мое непоколебимое убеждение. Я считаю, что учитель обязан обеспечить на уроке благоприятный эмоциональный фон. Сюда относятся и доверительный стиль общения педагога и ученика, и обучение в состоянии успешности, мотивационной включенности, и создание ситуаций со свободной дискуссией по заданной теме, и смена ролей, где ученик может выступать в роли учителя. 
Хочется рассказать о моей работе по профилактике простудных заболеваний. В первую очередь это, конечно же, закаливание и прогулки. Зарядка перед началом занятий, игры на свежем воздухе, профилактика простудных заболеваний.

3.Как рационально организовать учебную деятельность? (видеоматериалы, средства ИКТ, наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями).

4.Как укрепить психологическое здоровье обучающихся на уроке? (благоприятный психологический настрой, создание ситуации успеха, корректности и объективности оценки на основе искреннего уважения и доверия).

5.Как решить проблему ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью? (соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса – температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в кабинете, посадка обучающихся с учётом их зрения).

6.Как формировать у учащихся знаний о здоровье на уроке? (включение в содержание урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни, использование заданий для проведения самоанализа и рефлексии).

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приёмов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан. Не зря говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

Вывод.

Изложенная работа показывает, что использование здоровьесберегающих образовательных технологий ведёт к улучшению психологического климата, позволяет снизить утомляемость обучающихся, повысить работоспособность, а также способствует сохранению и укреплению здоровья.

Я планирую продолжить целенаправленную работу по сохранению и укреплению здоровья детей на своих уроках.

Список литературы.



  1. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательгом учреждении. М: Просвещение, 2012 год.

  2. Бродкина Г.В., Зубарева И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании, АПКРО, 2002 год.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004 год.

  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М, 2003 год.





13


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
  • Начальные классы
Описание:

 

Итоговая работа по курсу повышения квалификации

 

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

 

на тему:

 

 

 

 « формирование Здорового и безопасного образа жизни обучающегося начальных классов»

В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребёнка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач современного образовательного учреждения.

 

 

 

 

Автор Зезина Елена Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 549
Номер материала 38928
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓