Инфоурок Музыка Другие методич. материалыФормирование УУД средствами технологии развития критического мышления

Формирование УУД средствами технологии развития критического мышления

Скачать материал

Формирование УУД средствами технологии

развития критического мышления

Кравченко О. И.

«Мы слишком часто даем детям

 ответы, которые надо выучить,

а не ставим перед ними проблемы,

которые надо решить»

Роджер Левин[3, 45]

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Цель работы: описать приемы и методы технологии развития критического мышления как средства формирования  УУД.

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Перед школой  в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, а технология развития критического мышления  обладает именно тем потенциалом, который обеспечивает развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. На своих уроках я использую как традиционные приёмы данной технологии - кластер, позволяющие активизировать познавательную деятельность учеников, так и специфические - фишбоун.

«Кластер». Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластеры - графический приём в систематизации материала. Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

Возможны следующие варианты:

·        укрупнение или детализация смысловых блоков;

·        выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

Урок музыки 5 класс. Тема: «Искусство».

Прием «Кластер» способствует формированию общеучебных и коммуникативных универсальных действий: умение  выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения поставленных вопросов. А так же, стимулирует учащихся  к самостоятельной познавательной деятельности с источниками информации, учит анализировать и отбирать необходимую информацию, представлять себя, слушать других, прививает навыки работы в парах и группах.

Стратегия «Фишбоун».Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», отсюда и название.

Порядок работы с использованием стратегии «Фишбоун» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:

 В верхнем треугольнике, после обсуждения, записывается формулировка проблемы.

 Путем анализа источников, текста или видеофильма учащиеся, выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «рыбы», то есть, остаются только лишь предположениями.

 Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.Учителя, владеющие этой технологией, могут использовать ее на любом предмете.

При рассмотрении темы «Музыка и литература» на уроке музыки в 5 классе использование  фишбоуна наиболее ярко раскроет  проблему:

Равнобедренный треугольник:
 

 

 

 

 

 

 

 


Учащиеся, овладевающие стратегией «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как критическое мышление, взаимодействие в группах, истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста, осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации, формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, самоутверждение.

   В процессе деятельностного освоения технологии развития критического мышления  формируются:

1.     Личностные УУД: понимание значения и функций музыки  в жизни людей, общества, в своей жизни;осознание особенностей и триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

2.     Познавательные  УУД: поиск и использование в практической деятельности информации о музыке;выпольнение индивидуальных заданий, участие в групповых исследованиях;владение формами рефлексивной оценки восприятияи исполнения музыкальных произведений.

3.     Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных произведений; понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей.

4.     Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Технология критического мышления оказывает результативное  воздействие на мыслительный процесс и способствует самореализации личности учащихся.

Список литературы

 

1.     Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли -  М., 2010.

2.     Заир С.И. – Бек,И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2011.

3.     Загашев И.О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.

4.     Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.

5.     Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.

6.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование УУД средствами технологии развития критического мышления"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Формирование УУД средствами технологии

развития критического мышления

Кравченко О. И.

«Мы слишком часто даем детям

 ответы, которые надо выучить,

а не ставим перед ними проблемы,

которые надо решить»

Роджер Левин[3, 45]

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Цель работы: описать приемы и методы технологии развития критического мышления как средства формирования  УУД.

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Перед школой  в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, а технология развития критического мышления  обладает именно тем потенциалом, который обеспечивает развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. На своих уроках я использую как традиционные приёмы данной технологии - кластер, позволяющие активизировать познавательную деятельность учеников, так и специфические - фишбоун.

«Кластер». Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластеры - графический приём в систематизации материала. Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

Возможны следующие варианты:

·        укрупнение или детализация смысловых блоков;

·        выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

Урок музыки 5 класс. Тема: «Искусство».

 

Прием «Кластер» способствует формированию общеучебных и коммуникативных универсальных действий: умение  выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения поставленных вопросов. А так же, стимулирует учащихся  к самостоятельной познавательной деятельности с источниками информации, учит анализировать и отбирать необходимую информацию, представлять себя, слушать других, прививает навыки работы в парах и группах.

Стратегия «Фишбоун».Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», отсюда и название.

Порядок работы с использованием стратегии «Фишбоун» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:

 В верхнем треугольнике, после обсуждения, записывается формулировка проблемы.

 Путем анализа источников, текста или видеофильма учащиеся, выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «рыбы», то есть, остаются только лишь предположениями.

 Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.Учителя, владеющие этой технологией, могут использовать ее на любом предмете.

При рассмотрении темы «Музыка и литература» на уроке музыки в 5 классе использование  фишбоуна наиболее ярко раскроет  проблему:

 

 

 

Литературный сюжет

Музыкальный сюжет

 Сказка «Волшебная лютня»,  «Дудочка и кувшинчик»гусли-самогуды,

Текст, музыка

Опера, балет

Песня

Связь музыки и литературы

 

Музыка и литературатесно взаимосвязаны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся, овладевающие стратегией «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как критическое мышление, взаимодействие в группах, истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста, осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации, формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, самоутверждение.

   В процессе деятельностного освоения технологии развития критического мышления  формируются:

1.     Личностные УУД: понимание значения и функций музыки  в жизни людей, общества, в своей жизни;осознание особенностей и триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

2.     Познавательные  УУД: поиск и использование в практической деятельности информации о музыке;выпольнение индивидуальных заданий, участие в групповых исследованиях;владение формами рефлексивной оценки восприятияи исполнения музыкальных произведений.

3.     Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных произведений; понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей.

4.     Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Технология критического мышления оказывает результативное  воздействие на мыслительный процесс и способствует самореализации личности учащихся.

Список литературы

 

1.     Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли -  М., 2010.

2.     Заир С.И. – Бек,И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2011.

3.     Загашев И.О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.

4.     Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.

5.     Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.

6.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 935 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 565
    • DOCX 4.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кравченко Олеся Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кравченко Олеся Ивановна
    Кравченко Олеся Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 46501
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на фортепиано

Преподаватель игры на фортепиано

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 296 человек

Курс повышения квалификации

Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 133 человека из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 400 человек

Курс повышения квалификации

Народные щипковые инструменты: актуальные вопросы методики преподавания в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов