Главная / Начальные классы / ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ




«ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»




ИТОГОВАЯ РАБОТА


по программе курсов повышения квалификации

«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников»

(Вариативный блок, 36 часов)









Слушатель __________________ А.А. Мальцева (подпись, дата)










Самара 2014 г.

Введение


В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Особенно актуальна эта проблема для обучающихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся.













1. Формы организации учебно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

• урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.


Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

• исследовательская практика обучающихся;

• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

• элективные курсы, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

• ученическое научно-исследовательское общество - форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Ещё одной особенностью учебно-исследовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся. Как было указано выше, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование.














2. Условия необходимые для успешного внедрения и реализации учебно-исследовательской деятельности


Для успешного внедрения и реализации на практике учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе необходимо соблюдение ряда условий:

•  учебное исследование должно быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению учебных исследований как в части ориентации при выборе темы учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида исследования;

• необходимо обеспечить педагогическое сопровождение исследования как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

• необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;

• необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера исследования) каждого участника;

• результаты и продукты исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.






3. Этапы реализации исследовательской деятельности

 

Деятельность обучающихся

  1. Ознакомление учащихся с методикой и технологией исследовательской работы.

  2.  Заполнение карт интересов.

  3.  Знакомство с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой.




Деятельность учителя

  1. Подбор и изучение учебно-методической и научно-популярной литературы по теме.

  2. Проведение диагностических работ, анализ полученных результатов.

  3. Обучение детей методам исследования.



Подготовительный этап

 Деятельность учителя

  1. Подбор и изучение учебно-методической и научно-популярной литературы по теме.

  2. Проведение диагностических работ, анализ полученных результатов.

  3. Обучение детей методам исследования.

Деятельность обучающихся

  1. Учатся добывать информацию по теме исследования.

  2.  Работа в группах и индивидуально по теме исследования и выполнять исследования по своему плану. 

  3. Знакомятся  с требованиями оформления исследовательской работы.

  4. Совместно с учителем корректируют написанный текст.

  5. Подготовка плана выступления.




Основной этап

Деятельность учителя

  1. Научить детей выделять главное и второстепенное из собранного материала.

  2. Научить детей обобщать, анализировать, делать умозаключения, представлять результаты собственных изысканий.

  1. Организовать детей в группы.

  2. Обсудить темы и планы исследований.

  3. Корректировать написанный текст работы.

  4. Решать спорные вопросы при написании текста.

Деятельность обучающихся

  1. Учатся добывать информацию по теме исследования.

  2.  Работа в группах и индивидуально по теме исследования и выполнять исследования по своему плану. 

  3. Знакомятся  с требованиями оформления исследовательской работы.

  4. Совместно с учителем корректируют написанный текст.

  5. Подготовка плана выступления.



Заключительный этап

 

Деятельность учителя

  1. Руководство деятельностью учащихся по исследовательской работе.

  2. Анализ исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы.






 

Деятельность обучающихся

  1. Создание презентаций по теме исследования.

  2. Защита своей точки зрения по данной теме исследования.






 




 

 Заключение.


Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Cтимулирование их исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем; научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

В этой связи важно, чтобы обучающийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, внеурочную деятельность, защиту проектов и рефератов при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенность организации исследовательской деятельности в начальной школе в том, что в ней могут принимать участие как сильные, так и слабые учащиеся. Просто уровень исследования будет другим.























Список использованных источников


Литература:


  1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После – 2005 г. - №2

  2. Каравей Т.Н. и др. Младшие школьники проводят исследования.

  3. Начальное образование . 2005 г -№ 6

  4. Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. Начальная школа плюс До и После – 2005 г-№ 1

  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.

  6. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.

  7. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». М.: Просвещение, 2010 г.

  8. Пичугин С.С. Учебно – исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики//Начальная школа. -  2008. № 6.

  9. http://www.n-shkola.ru

  10. http://www.direktor.ru






















Приложение


Рабочая программа кружка «Исследователь - краевед».

Пояснительная записка.

Цель программы – трансформировать процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

- развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходи-мым для проведения самостоятельных исследований;

- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;

- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Срок реализации программы – 1 год.

При этом продолжительность периодов является ориентировочной – она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающие будут знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- основные логические операции, их отличительные особенности;

- основные логические операции, их отличительные особенности;

- правила успешной презентации работы.

Обучающие будут уметь:

- самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- выделять из текста основные понятия и давать им определения;

- классифицировать предметы, процессы, явления и события;

- ранжировать выдвигаемые идеи;

- предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;

- делать выводы и умозаключения;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно – практические задачи:

  1. Самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

  2. Реализовать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • Без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

  • работать в коллективе, группе;

  • презентовать работу общественности.

Темы исследовательских работ: «Изучение икон моего села», «Легенды и предания жителей села Першино», «Духовные традиции моего народа».


Учебно – тематический план:


п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности обучающихся. УУД

Кол – во часов.

1

Выбор темы для проектной, творческой и научно – исследова-тельской работы.


1

2.

Составление плана работы (исходя из условий конкурса).

Постановка цели работы, гипотезы; выбор метод и приемов исследования;

1

3.

Сбор материала по выбранной теме


3

4.

Обобщение и систематизация собранного материала.


3

5.

Составление библиографии. Современные требования.


3

6.

Письменное оформление научного исследования.


3

7.

Формулировка выводов.



3

8

Проверка текста работы научным руководителем. Составление аннотации.


2

9

Внесение исправлений и литературная обработка рукописи.


2

10.

Оформление работы.

Составление приложения; составление электронной версии работы.

3

11

Подготовка к защите.

Составление презентации научного исследования для публичного выступления, овладение азами ораторского искусства.

2

12

Выступление с презентаций перед одноклассниками, родителями.


2

13

Знакомство с критериями оценивания научно – исследовательских работ.


1

14

Участие в районной конференции «Первые шаги в науке».


2

15

Подведение итогов работы.


1

16

Итоговое занятие. Мои достижения.


1

17

Обсуждение планов на следующий год.


1





























ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  • Начальные классы
Описание:

В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Особенно актуальна эта проблема для обучающихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

Автор Мальцева Алена Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 897
Номер материала 15624
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓