Система упражнений
на развитие навыков и умений чтения как средство формирования универсальных
учебных действий
(на материале УМК Spotlight В. Эванс
для 9 класса
основной школы)
Беленёва
Анастасия Викторовна,
учитель
английского языка
ГБОУ
СОШ № 7 «ОЦ»
г.
Новокуйбышевск
Самарской
области
Главной
целью иноязычного образования в основной школе является формирование
коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность и готовность
учащихся общаться на иностранном языке в пределах, определенных стандартом
основного (общего) образования по иностранному языку. Эта цель подразумевает
формирование и развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении,
понимании звучащей/устной речи на слух и письменной речи на иностранном язык.
Федеральный
государственный образовательный стандарт нового поколения устанавливает
требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования. В частности, достижение метапредметных
результатов предполагает освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных
учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной
образовательной траектории. [7]
Цель моей работы –
проанализировать УМК Spotlight для 9 класса на предмет наличия упражнений по формированию умений
чтения разного вида, способствующих освоению УУД.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и виды УУД.
2. Рассмотреть виды чтения.
3. Систематизировать упражнения на различные виды чтения по отношению
к формируемым УУД.
Изучив содержание учебных пособий УМК Spotlight, могу предположить,
что именно упражнения по чтению способствуют формированию широкого спектра
универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия, их
виды и функции.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки
и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом
преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на
протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать
новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и
необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому,
что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для
школьника. В общественном сознании происходит переход от понимания социального
значения задачи школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя
к ученику к новому пониманию функции школы.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у
учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их
реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря,
формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем»
образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным
благодаря формированию системы универсальных учебных действий, функциями
которых является:
- обеспечение учащемуся возможности самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную
деятельность и ее результаты;
- создание условий развития личности и ее самореализации на основе
«умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во
взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию,
высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков,
формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
[5]
Универсальные
учебные действия можно разделить на четыре основных вида:
1)
Личностные, которые позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают
ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными
целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие
жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных
нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира,
окружающих людей, самого себя и своего будущего.
2)
Регулятивные, которые обеспечивают возможность управления познавательной и
учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля,
коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход
к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу
будущего профессионального образования и самосовершенствования.
3)
Познавательные, включающие действия исследования, поиска и отбора необходимой
информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания,
логические действия и операции, способы решения задач.
4)
Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать
партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь
договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать
в общении и сотрудничества партнера и самого себя. [3]
Формирование умения различных
видов чтения.
Существуют три основных
вида чтения, навыки которых формируются в процессе обучения в основной школе:
1.
Понимание основного содержания аутентичных
текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран
изучаемого языка (ознакомительное чтение).
2.
Выборочное понимание нужной / интересующей
информации из текста (поисковое чтение).
3.
Полное и точное понимание содержания
несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров (изучающее чтение).
Чтение с пониманием основного содержания
(ознакомительное чтение). Этот вид чтения в большей
степени, чем другие, требует знакомства с коммуникативной направленностью
целого текста, умения определить тему, выделить основную мысль, выбрать
значащие факты, опуская второстепенные, выделять в тексте смысловые вехи и
опоры. Хорошая стратегия в данном виде чтения – обращать внимание на начало и
конец текста, в которых зачастую и бывает сосредоточена главная мысль текста.
Чтение
с выборочным пониманием нужной информации
(поисковое чтение). Этот вид чтения не требует полного и точного понимания всех
фактов, содержащихся в тексте. Но при таком типе чтения необходимо умение
находить ключевые слова и понимать информацию в перефразированном виде, а также
устанавливать логическую последовательность событий.
Полное
и детальное понимание смысла текста
(изучающее чтение). Данный вид чтения требует установки на полное и точное
понимание всех основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. На
основе их осмысления и сопоставления проявляется умение догадаться о том, что
подразумевается автором в тексте, сделать выводы на основе прочитанного. В этом
виде чтения в наибольшей степени требуется умение догадаться о значении
незнакомых слов и словосочетаний в контексте, внимательно отнестись к
структурно-логическим связям текста. [6]
К
частным умениям чтения относятся:
умение догадаться о значении незнакомого
слова по контексту или по аналогии с родным языком, по звучанию, по
словообразовательным элементам,
умение понимать информацию в
перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.),
умение обойтись без понимания значения
незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом,
умение прогнозировать развитие
высказывания,
умение понимать лексические и
грамматические средства связи в тексте,
умение понимать причинно-следственные
связи в тексте,
умение понимать не только явно, но и
завуалированно представленную в тексте информацию,
умение делать выводы из прочитанного,
умение отделять главную информацию от
второстепенной,
умение понимать в тексте ключевые слова.
Как
мы можем понять, некоторые из представленных частных умений чтения являются
универсальными учебными действиями, необходимыми при работе с текстами в любой
сфере деятельности (умение делать выводы, умение понимать причинно-следственные
связи, умение отделять главную информацию от второстепенной и другие).
Анализ
упражнений для обучения чтению в УМК Spotlight
9 на предмет формирования УУД.
УМК
Spotlight
«Английский в фокусе» для основной школы (5-9 классы) отвечает требованиям
Федерального Государственного стандарта основного общего образования по
иностранным языкам, обеспечивает возможность учащимся основной школы достичь
общеевропейского допорогового уровня иноязычной компетенции (уровень А2 в
терминах Совета Европы).
В
состав УМК Spotlight 9 входит книга для
чтения (Reader)
и является обязательным компонентом при работе над каждым модулем. Однако,
исходя из конкретных условий обучения и уровня класса, книга для чтения может
использоваться факультативно для организации дифференцированного подхода к
учащимся (без ущерба в освоении основного учебного материала и достижении целей
модуля).
Во
всех УМК Spotlight принято использовать в
качестве материалов для чтения образцы классической литературы. Тексты
адаптированы в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся и разбиты на
эпизоды для удобства пользования на уроках. Богатые иллюстрации могут быть
использованы для развития навыков прогнозирования, эффективной организации
речевой деятельности на основе прочитанного.
Основной
учебник имеет модульное построение, а модуль - это блок уроков, предназначенный
для решения группы целей (чтение, аудирование, лексика, грамматика, устная
речь, письменная речь и т.д.).
Для
подтверждения своей гипотезы я решила анализировать специализированные разделы
по развитию навыков чтения (раздел Reading
в каждом модуле) на предмет формирования универсальных учебных действий. Кроме
разделов Reading, задания по чтению
представлены также в разделах Culture Corner,
Going Green,
Across the Curriculum.
Все разделы содержат упражнения на разные виды чтения и активно формируют
различные виды УУД. Формирование разнообразных УУД при обучении
различным видам чтения на английском языке можно представить в виде таблицы.
Таблица
1. Формирование УУД при обучении
различным видам чтения на английском языке
Тип
чтения
|
Формируемые
УУД
|
Личностные
|
Регулятивные
|
Познава-тельные
|
Коммуни-кативные
|
М
1а. Reading.
Статья о фестивалях и праздниках в различных странах.
|
Поисковое чтение.
Изучающее чтение
|
Нравственно-эстетическое оценивание
|
Прогнозиро-вание.
Планирование своей работы.
Постановка цели.
|
Поиск информации. Сопоставление,
сравнение.
|
Умение выражать свои мысли
|
М
2а. Reading.
Статья о жизни космонавтов на космической станции.
|
Ознакомительное чтение. Изучающее чтение
|
Оценка жизненных ситуаций с точки зрения
нравственных и этических ценностей.
|
Постановка цели.
|
Умение выделять основную мысль в тексте.
|
Умение высказывать свою точку зрения и
понимать точку зрения другого.
|
М
3а. Reading.
Статья о необычных существах.
|
Изучающее, поисковое чтение.
|
Освоение личностного смысла учения.
|
Определение плана и цели своей работы.
|
Поиск информации, сопоставление.
|
Умение выражать свои мысли
|
М
4а. Reading.
Статья о роботах.
|
Изучающее чтение.
|
Освоение личностного смысла учения.
|
Умение пользоваться словарем.
|
Умение устанавливать логические,
смысловые связи.
|
Умение высказывать свою точку зрения и
понимать точку зрения собеседника.
|
М
5а. Reading.
Статья о необычных видах искусства.
|
Поисковое, изучающее, ознакомительное
чтение
|
Нравственно-эстетическое оценивание
|
Постановка цели выполнения задания.
|
Поиск информации, умение прогнозировать
содержание текста по иллюстрациям, умение выделять основную мысль.
|
Умение оформлять свои мысли в устной и
письменной речи.
|
М
6а. Reading.
Статья о благотворительной помощи животным.
|
Ознакомительное чтение
|
Оценка жизненных ситуаций и поступков.
|
Проверка правильности выполнения задания
|
Умение понимать основную мысль.
|
Умение высказывать свое отношение к
прочитанному.
|
М 7а. Reading.
Статья «Страхи и фобии».
|
Изучающее, ознакомительное и поисковое
чтение.
|
Оценка жизненных ситуаций с точки зрения
норм жизни и поведения.
|
Планирование своей работы, проверка
пред-положений, взаимо-проверка
|
Поиск информации, умение прогнозировать
содержание текста
|
Умение оформлять свои мысли в устной и
письменной речи.
|
М
8а. Reading.
«Никогда не сдаваться!» Статья о людях,
имеющих физические недостатки, но продолжающих вести активную жизнь и
заниматься любимым делом.
|
Поисковое, ознакомительное, изучающее
чтение
|
Оценка жизненных ситуаций с точки зрения
общечеловеческих норм и нравственных ценностей.
|
Планирование работы, проверка и
корректировка.
|
Поиск информации, умение представить
информацию в сжатом виде.
|
Умение высказывать свою точку зрения.
Умение оформлять свои мысли в письменном виде.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким
образом, следует отметить, что исследуемый УМК Spotlight
9 соответствует современным требованиям, предъявляемым к учебным пособиям.
Независимо от предлагаемого вида чтения все упражнение способствуют
формированию универсальных учебных действий. Причем, хотелось бы отметить, что
наиболее разнообразно представлены блоки познавательных и коммуникативных УУД.
Это логично, так как умение работать с текстом и информацией требуется любому
человеку во всех сферах деятельности, а коммуникативные действия обеспечивают
возможности сотрудничества (умение слышать, слушать и понимать партнера и
высказывать свою точку зрения). Именно поэтому, на мой взгляд, упражнения по
чтению имеют такую значимость в достижении метапредметных результатов освоения
основной общеобразовательной программы.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями даёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,
умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность
обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные
действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных
областях познания и мотивацию к обучению.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Английский
язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Е.Ю. Ваулина, В.
Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко].
– М.: Express Publishing:
Просвещение, 2012
2. Английский
язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных учреждений/ [Е.Ю.
Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко].
– М.: Express Publishing:
Просвещение, 2012
3. Ишпаева
Г.Б., Гайнуллина Р.А. Формирование универсальных учебных
действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном
процессе. – http://festival.1september.ru/articles/599535/
4. Казаковцева
М.А. Универсальные учебные действия. - http://ciot-anapa.ru/parents/9-remember/97-whay-is-uud.html
5. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия. - http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
6. Методика
преподавания иностранных языков: общий курс: [Учебное пособие]/ отв. ред. А.Н.
Шамов. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток – Запад, 2008.
7. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования. –http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.