Главная / Иностранные языки / Формирование УУД на уроках английского языка

Формирование УУД на уроках английского языка



Система упражнений на развитие навыков и умений чтения как средство формирования универсальных учебных действий

(на материале УМК Spotlight В. Эванс

для 9 класса основной школы)

Беленёва Анастасия Викторовна,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ»

г. Новокуйбышевск

Самарской области


Главной целью иноязычного образования в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность и готовность учащихся общаться на иностранном языке в пределах, определенных стандартом основного (общего) образования по иностранному языку. Эта цель подразумевает формирование и развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании звучащей/устной речи на слух и письменной речи на иностранном язык.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В частности, достижение метапредметных результатов предполагает освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. [7]

Цель моей работы – проанализировать УМК Spotlight для 9 класса на предмет наличия упражнений по формированию умений чтения разного вида, способствующих освоению УУД.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть понятие и виды УУД.

  2. Рассмотреть виды чтения.

  3. Систематизировать упражнения на различные виды чтения по отношению к формируемым УУД.

Изучив содержание учебных пособий УМК Spotlight, могу предположить, что именно упражнения по чтению способствуют формированию широкого спектра универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия, их виды и функции.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В общественном сознании происходит переход от понимания социального значения задачи школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, функциями которых является:

- обеспечение учащемуся возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создание условий развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. [5]

Универсальные учебные действия можно разделить на четыре основных вида:

  1. Личностные, которые позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

  2. Регулятивные, которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

  3. Познавательные, включающие действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. 

  4. Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. [3]



Формирование умения различных видов чтения.

Существуют три основных вида чтения, навыки которых формируются в процессе обучения в основной школе:

  1. Понимание основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка (ознакомительное чтение).

  2. Выборочное понимание нужной / интересующей информации из текста (поисковое чтение).

  3. Полное и точное понимание содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров (изучающее чтение).

Чтение с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение). Этот вид чтения в большей степени, чем другие, требует знакомства с коммуникативной направленностью целого текста, умения определить тему, выделить основную мысль, выбрать значащие факты, опуская второстепенные, выделять в тексте смысловые вехи и опоры. Хорошая стратегия в данном виде чтения – обращать внимание на начало и конец текста, в которых зачастую и бывает сосредоточена главная мысль текста.

Чтение с выборочным пониманием нужной информации (поисковое чтение). Этот вид чтения не требует полного и точного понимания всех фактов, содержащихся в тексте. Но при таком типе чтения необходимо умение находить ключевые слова и понимать информацию в перефразированном виде, а также устанавливать логическую последовательность событий.

Полное и детальное понимание смысла текста (изучающее чтение). Данный вид чтения требует установки на полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. На основе их осмысления и сопоставления проявляется умение догадаться о том, что подразумевается автором в тексте, сделать выводы на основе прочитанного. В этом виде чтения в наибольшей степени требуется умение догадаться о значении незнакомых слов и словосочетаний в контексте, внимательно отнестись к структурно-логическим связям текста. [6]

К частным умениям чтения относятся:

  • умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком, по звучанию, по словообразовательным элементам,

  • умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.),

  • умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом,

  • умение прогнозировать развитие высказывания,

  • умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте,

  • умение понимать причинно-следственные связи в тексте,

  • умение понимать не только явно, но и завуалированно представленную в тексте информацию,

  • умение делать выводы из прочитанного,

  • умение отделять главную информацию от второстепенной,

  • умение понимать в тексте ключевые слова.

Как мы можем понять, некоторые из представленных частных умений чтения являются универсальными учебными действиями, необходимыми при работе с текстами в любой сфере деятельности (умение делать выводы, умение понимать причинно-следственные связи, умение отделять главную информацию от второстепенной и другие).



Анализ упражнений для обучения чтению в УМК Spotlight 9 на предмет формирования УУД.

УМК Spotlight «Английский в фокусе» для основной школы (5-9 классы) отвечает требованиям Федерального Государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам, обеспечивает возможность учащимся основной школы достичь общеевропейского допорогового уровня иноязычной компетенции (уровень А2 в терминах Совета Европы).

В состав УМК Spotlight 9 входит книга для чтения (Reader) и является обязательным компонентом при работе над каждым модулем. Однако, исходя из конкретных условий обучения и уровня класса, книга для чтения может использоваться факультативно для организации дифференцированного подхода к учащимся (без ущерба в освоении основного учебного материала и достижении целей модуля).

Во всех УМК Spotlight принято использовать в качестве материалов для чтения образцы классической литературы. Тексты адаптированы в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся и разбиты на эпизоды для удобства пользования на уроках. Богатые иллюстрации могут быть использованы для развития навыков прогнозирования, эффективной организации речевой деятельности на основе прочитанного.

Основной учебник имеет модульное построение, а модуль - это блок уроков, предназначенный для решения группы целей (чтение, аудирование, лексика, грамматика, устная речь, письменная речь и т.д.).

Для подтверждения своей гипотезы я решила анализировать специализированные разделы по развитию навыков чтения (раздел Reading в каждом модуле) на предмет формирования универсальных учебных действий. Кроме разделов Reading, задания по чтению представлены также в разделах Culture Corner, Going Green, Across the Curriculum. Все разделы содержат упражнения на разные виды чтения и активно формируют различные виды УУД. Формирование разнообразных УУД при обучении различным видам чтения на английском языке можно представить в виде таблицы.

Таблица 1. Формирование УУД при обучении различным видам чтения на английском языке

Тип чтения

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Познава-тельные

Коммуни-кативные

М 1а. Reading. Статья о фестивалях и праздниках в различных странах.

Поисковое чтение.

Изучающее чтение

Нравственно-эстетическое оценивание

Прогнозиро-вание.

Планирование своей работы.

Постановка цели.

Поиск информации. Сопоставление, сравнение.

Умение выражать свои мысли

М 2а. Reading. Статья о жизни космонавтов на космической станции.

Ознакомительное чтение. Изучающее чтение

Оценка жизненных ситуаций с точки зрения нравственных и этических ценностей.

Постановка цели.

Умение выделять основную мысль в тексте.

Умение высказывать свою точку зрения и понимать точку зрения другого.

М 3а. Reading. Статья о необычных существах.

Изучающее, поисковое чтение.

Освоение личностного смысла учения.

Определение плана и цели своей работы.

Поиск информации, сопоставление.

Умение выражать свои мысли

М 4а. Reading. Статья о роботах.

Изучающее чтение.

Освоение личностного смысла учения.

Умение пользоваться словарем.

Умение устанавливать логические, смысловые связи.

Умение высказывать свою точку зрения и понимать точку зрения собеседника.

М 5а. Reading. Статья о необычных видах искусства.

Поисковое, изучающее, ознакомительное чтение

Нравственно-эстетическое оценивание

Постановка цели выполнения задания.

Поиск информации, умение прогнозировать содержание текста по иллюстрациям, умение выделять основную мысль.

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

М 6а. Reading. Статья о благотворительной помощи животным.

Ознакомительное чтение

Оценка жизненных ситуаций и поступков.

Проверка правильности выполнения задания

Умение понимать основную мысль.

Умение высказывать свое отношение к прочитанному.

М 7а. Reading. Статья «Страхи и фобии».

Изучающее, ознакомительное и поисковое чтение.

Оценка жизненных ситуаций с точки зрения норм жизни и поведения.

Планирование своей работы, проверка пред-положений, взаимо-проверка

Поиск информации, умение прогнозировать содержание текста

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

М 8а. Reading. «Никогда не сдаваться!» Статья о людях, имеющих физические недостатки, но продолжающих вести активную жизнь и заниматься любимым делом.

Поисковое, ознакомительное, изучающее чтение

Оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм и нравственных ценностей.

Планирование работы, проверка и корректировка.

Поиск информации, умение представить информацию в сжатом виде.

Умение высказывать свою точку зрения. Умение оформлять свои мысли в письменном виде.



Таким образом, следует отметить, что исследуемый УМК Spotlight 9 соответствует современным требованиям, предъявляемым к учебным пособиям. Независимо от предлагаемого вида чтения все упражнение способствуют формированию универсальных учебных действий. Причем, хотелось бы отметить, что наиболее разнообразно представлены блоки познавательных и коммуникативных УУД. Это логично, так как умение работать с текстом и информацией требуется любому человеку во всех сферах деятельности, а коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества (умение слышать, слушать и понимать партнера и высказывать свою точку зрения). Именно поэтому, на мой взгляд, упражнения по чтению имеют такую значимость в достижении метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями даёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Е.Ю. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2012

  2. Английский язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных учреждений/ [Е.Ю. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2012

  3. Ишпаева Г.Б., Гайнуллина Р.А. Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе. – http://festival.1september.ru/articles/599535/

  4. Казаковцева М.А. Универсальные учебные действия. - http://ciot-anapa.ru/parents/9-remember/97-whay-is-uud.html

  5. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия. - http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250

  6. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: [Учебное пособие]/ отв. ред. А.Н. Шамов. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток – Запад, 2008.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. –http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588





Формирование УУД на уроках английского языка
  • Иностранные языки
Описание:

Федеральный государственный образовательный стандарт  нового поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В частности, достижение метапредметных результатов предполагает освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Цель моей работы – проанализировать УМК Spotlight для 9 класса на предмет наличия упражнений по формированию умений чтения разного вида, способствующих освоению УУД. Разнообразные УУД, формируемые при обучении различным видам чтения на английском языке, представлены в виде таблицы.

Автор Беленёва Анастасия Викторовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 3345
Номер материала 48936
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓