Главная / Начальные классы / Формирование УУД младших школьников

Формирование УУД младших школьников

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников


Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) формируются в результате изучения всех без исключения предметов, в том числе, и средствами предмета литературное чтение. Изолированно друг от друга универсальные учебные действия формировать невозможно.

Понятно, что все необходимые умения за один-два года мы сформировать не сможем. В 1 классе заклады­вается фундамент для дальнейшего развития этих умений в последующих классах. Во 2 классе осваиваются умственные операции, формирующие аналогичные УУД, но с опорой на опыт 1 класса. В 3 классе формируются универсальные учебные действия с опорой на умения, сформированные в 1 и 2 классах. Содержание учебника по литературному чте­нию в 4 классе во многом направлено на самостоятельное ос­воение универсальных учебных действий.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

В 4 классе учащиеся будут:

• самостоятельно определять действия, необходимые для выполнения того или иного задания;

• осуществлять планирование этих действий в соответ­ствии с поставленной на уроке учебной задачей;

• осуществлять самоконтроль по результату выпол­ненных действий, проводить корректировку в выполнении своих действий.

Рассмотрю на конкретных примерах учебника 4 клас­са, как продолжают формироваться регулятивные универ­сальные учебные действия:

• самостоятельно формулировать тему и цели урока и определять систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

• составлять возможный план решения вопросов сов­местно с учителем;

• учитывать правила в планировании и контроле ре­шения и работать в соответствии с заявленным планом;

• уметь корректировать свою деятельность в соответ­ствии с допущенными ошибками;

• вырабатывать в диалоге с учителем критерии оцен­ки и определять степень успешности выполнения зада­ния.

Учебник «Литературное чтение. 4 класс» помогает оп­ределить учебную задачу урока, планировать её решение, корректировать операции при её выполнении, оценивать результат, т. е. строить урок в соответствии с современными требованиями.

Этому способствует ориентировочно-поисковый аппа­рат учебника — система условных обозначений, единая на­вигация в учебниках и пособиях по литературному чтению.

Основные понятия урока даны на плашках в начале раздела.

Например:

Книга в мировой культуре: библиотека, каталог, аннотация.

Истоки литературного творчества: притчи, бы­лины, мифы.

О Родине, о подвигах, о славе: поступок, подвиг.

Жить по совести, любя друг друга: ответствен­ность, совесть.

Литературная сказка: отзыв о книге, переводная литература.

Великие русские писатели: средства художествен­ной выразительности: олицетворение, метафора, эпитет.

Вопросы и задания:

— Прочитайте название раздела. (Ответ: «Великие рус­ские писатели».) Кого можно назвать великим русским пи­сателем?

— Прочитайте основные понятия раздела. Знакомы ли они вам? Что они обозначают? Можно ли сказать, что задачей этого раздела будет освоение понятий метафора, олицетворение, эпитет на основе произведений великих русских писателей? Можно ли сказать, что мы будем нахо­дить в произведениях великих русских писателей метафо­ру, олицетворение, эпитет?

Диалоги главных персонажей учебника Ани и Вани оп­ределяют учебную задачу раздела, например «Книга в ми­ровой культуре»:

Аня: Человек создал много нужных и удивительных вещей. Изобретены машины, самолёты, телевидение и, ко­нечно, книги.

Ваня: Я думаю, что книги — это самое замечательное изобретение человека. Без них было бы невозможно учить­ся и придумывать что-то новое.

— Прочитайте диалог. Какую мысль высказывает Аня? Какую мысль высказывает Ваня? Согласны ли вы с Ваней? Сформулируйте основную задачу урока. Можно ли сказать, что основная задача урока состоит в том, чтобы подтвердить (или опровергнуть), что «книги самое заме­чательное изобретение человека»!

Вопросы и задания:

Работа со стихотворением И. Козлова «Вечерний звон»:

— Какое настроение создаёт стихотворение?

— Попробуйте объяснить, почему так много восклица­тельных знаков использует автор. Какие чувства он стара­ется отразить: радость, отчаяние, горе, страдание, вооду­шевление! Найдите подтверждение в тексте. Знаете ли вы, что стихотворение И. Козлова — это авторский перевод стихотворения ирландского поэта Томаса Мура!

— Прочитайте дословный перевод стихотворения. По­чувствовали ли вы разницу в настроении?

— Прочитайте вопросы и задания учебника. Отметьте те вопросы, на которые вы можете ответить самостоятельно.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Любое действие, которое выполняет учащийся на уро­ке, связано с осмыслением, открытием, узнаванием или с познавательными универсальными учебными действия­ми. В 1, 2, 3 классах школьники учились работать с ин­формацией: анализировали слово, предложение, текст, книгу, устанавливали причинно-следственные связи, соз­давали тексты в устной форме. В 4 классе самостоятель­ность при выполнении заданий по сравнению с 3 классом возрастает.

В 4 классе будут сформированы следующие познава­тельные универсальные учебные умения.

Дети научатся:

• использовать разные виды чтения: изучающее, про­смотровое, ознакомительное — и выбирать разные виды чтения в соответствии с поставленной задачей;

• находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстра­ция, схема, таблица;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

• строить речевое высказывание в устной и письмен­ной форме;

• пользоваться справочной и энциклопедической ли­тературой;

• обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выве­дение общности для целого ряда или класса единичных объ­ектов на основе выделения сущностной связи (это произве­дения устного народного творчества, так как...; это литера­турные сказки, так как...; это сказки о животных, так как... и т. д.).

Рассмотрю на конкретных примерах учебника 4 клас­са, как продолжают формироваться познавательные уни­версальные учебные действия.

Умение использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать разные ви­ды чтения в соответствии с поставленным заданием.

4 класс, 1 часть, с. 3738.

— Составьте рассказ об Илье Муромце. Сначала ответь­те на вопросы, потом составьте план:

Когда происходили описанные в былине события?

Каковы особенности того времени?

Когда и как Илья Муромец стал богатырём, благодаря чему? Как он выглядел?

О каких чертах характера Ильи Муромца говорится в былинах? Что убеждает нас в том, что Илья Муромец любил Родину и беззаветно служил ей?

Какие поступки совершил богатырь? В чём особенность речи героя?

— Понаблюдайте за тем, как описываются герои.

— Найдите в былинах описание коня Ильи Муромца. Попробуйте своими словами рассказать о богатырском коне.

— Прочитайте былины и выпишите слова, которые редко употребляются. Составьте словарь устаревших слов.


Умение находить разные виды информации при помощи текста, иллюстраций, схем, таблиц.

4 класс, 2 часть, с. 5.

— Соотнесите портреты и фамилии известных людей, расскажите, чем они знамениты. (В. И. Даль, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, А. Н. Афанасьев.)

4 класс, 2 часть, с. 6—7.

— Рассмотрите книги на выставке. Кто их автор? Как они называются? Что объединяет эти книги? Дайте назва­ние выставке.

— Рассмотрите фотографии. Что на них изображено?


Умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

4 класс, 1 часть, с. 21.

- Выберете одну пословицу, которую считаете важной для себя, и подготовьте небольшое выступление по вопро­сам:

В чём смысл пословицы?

Какие ценности переданы в ней будущим поколени­ям?

Есть ли похожие по смыслу пословицы и поговорки других народов?

4 класс, 1 часть, с. 77.

— Составьте рассказ о войне 1812 года. В Творческой тетради запишите, какие материалы вы использовали.


Умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

4 класс, 1 часть, с. 31.

— Расскажите о князе Владимире, воспользуйтесь эн­циклопедией.

4 класс, 1 часть, с. 46.

— Выпишите из текста в Творческую тетрадь имена собственные, которые употребляются в мифе. Найдите в «Мифологическом словаре» под редакцией Е. В. Мелетинского толкование этих слов.

— Возьмите в библиотеке книгу «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима» Н. А. Куна. Определите по содержанию, с какими мифами хотелось бы познако­миться.

4 класс, 1 часть, с. 69.

— Составьте рассказ об Александре Невском, исполь­зуя материал из учебника «Окружающий мир», статьи из энциклопедии, информацию из книг по истории.

4 класс, 1 часть, с. 75.

— Найдите в энциклопедии материал о Куликовской битве.


Умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

4 класс, 2 часть, с. 96.

— Докажите, что при изображении природы поэт ис­пользует олицетворение. Понравилось ли вам сравнение весны с утром года? Что возникает в вашем воображении?

4 класс, 2 часть, с. 125.

— Докажите, что поэт Н. Некрасов создаёт сказочный образ в стихотворении «Мороз, Красный нос».

4 класс, 2 часть, с. 145.

—- Подумайте, в чём разница между лирическим стихо­творением и стихотворением в прозе.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Одним из главных средств коммуникации является учебник. Как в 1, 2, 3 классах, так и в 4 классе включена система заданий для работы в паре, в группе; также есть специальные вопросы для обсуждения с родителями, вопросы, позволяющие включить ребёнка в общение с учителем.

В 4 классе должны быть сформированы следующие коммуникативные учебные умения:

• работать в паре, в группе, планировать работу груп­пы в соответствии с поставленными заданиями;

• самостоятельно готовить проекты;

• учитывать разные мнения и стремиться к координа­ции различных позиций в сотрудничестве;

• адекватно использовать речевые средства для реше­ния различных коммуникативных задач, строить моноло­гическое высказывание, владеть диалогической формой ре­чи, создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Рассмотрю, как формируются эти умения в учебнике для 4 класса.

Умения работать в паре, в группе, планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием.

4 класс, 1 часть, с. 7.

— Выберите высказывание, которое вам понравилось. Обсудите с другом его смысл.

4 класс, 1 часть, с. 87.

— Обсудите с друзьями, как вы понимаете последние строки стихотворения. Могут ли дети не дать в обиду нашу планету?

Умение самостоятельно готовить проекты.

4 класс, 1 часть, с. 9697.

Организация и участие в творческом проекте «Нам не нужна война».

— Расспросите родителей, бабушек, дедушек о прошед­шей войне. Какие военные события им запомнились? Какие книги о войне они читали? Какие песни и стихи вам хоте­лось бы послушать?

— Разделитесь на группы, распределите обязанности, подготовьте сценарий, определите время проведения и участников.

4 класс, 2 часть, с. 141.

Подготовка к конференции на тему «Чистые родни­ки русской классики».

— Найдите портреты русских писателей и поэтов.

— Составьте краткий рассказ о жизни и творчестве лю­бимого писателя.

— Прочитайте наизусть понравившееся стихотворе­ние.

— Кратко перескажите два-три прозаических произве­дения.

- Сделайте выставку книг.

Умения учитывать разные мнения и стремиться к коор­динации различных позиций в сотрудничестве.

4 класс, 2 часть, с. 6970.

— Подумайте и обсудите с другом, есть ли в прочитан­ных сказках, кроме волшебных событий, глубокий, поучи­тельный смысл, который объединяет их с притчами, народ­ными сказками.

4 класс, 2 часть, с. 95.

— Согласны ли вы с тем, что поэт ведёт беседу, разговор со своим читателем? Обоснуйте ваше мнение.

Умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, создавать письменное высказывание с обосно­ванием своих действий.

.

4 класс, 1 часть, с. 54.

— Напишите сценарий. Продумайте интонации героев. Особое внимание уделите ремаркам. В Творческой тетради дан сценарий сказки «Кот и лиса». По аналогии напишите сценарий к той сказке, которая вам больше понравилась.

Таким образом, приведённые примеры показывают, что содержание учебника литературного чтения 4 класса продолжает формировать метапредметные умения (универ­сальные учебные действия) средствами предмета.



Формирование УУД младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) формируются в результате изучения всех без исключения предметов, в том числе, и средствами предмета литературное чтение. Изолировано друг от друга УУД формировать невозможно.

 Понятно, что все необходимые умения за один год-два года мы сформировать не сможем. В 1 классе закладывается фундамент для дальнейшего развития этих умений в последующих классах. Во 2 классе осваиваются умственные операции, формирующие аналогичные УУД, но с опорой на опыт 1 класса. В 3 классе формируются УУД  с опорой на умения, сформированные в1 и 2 классе. Содержание учебника  в 4 классе направлено на самостоятельное освоение УУД.

Автор кожурова галина николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1342
Номер материала 49576
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓