Главная / Иностранные языки / Формирование УУД как механизм реализации системно- деятельностного подхода в обучении

Формирование УУД как механизм реализации системно- деятельностного подхода в обучении

Формирование универсальных учебных действий как механизм реализации системно-...
Системно-деятельностный подход – это методологическая основа стандартов общег...
Формирование компетенций учащихся
Традиционное обучение Инновационное развивающее обучение 1.Базируетсяна принц...
Система дидактических принципов:
Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода:
Урок «открытия» нового знания
Урок рефлексии
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля
Как основа организации образовательного процесса на уроках иностранного языка...
Базовые образовательные технологии на уроках иностранного языка
Управляемое интервью (работа в группах) Цель: активизация навыков и умений см...
САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ИНТЕРВЬЮ (РАБОТА В ПАРАХ) Цель: формирование навыков и умений...
РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА Задания: - составить предложения из заданных ключевых сл...
«Шесть шляп мышления» Эдвард де Боне
Приемы работы на уроках иностранного языка
Решение: Организовать практические семинары по более подробному изучению прим...
Спасибо за внимание
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Формирование универсальных учебных действий как механизм реализации системно- де
Описание слайда:

Формирование универсальных учебных действий как механизм реализации системно- деятельностного подхода в обучении в условиях образовательной среды ДЦ «Лазурный».

№ слайда 2 Системно-деятельностный подход – это методологическая основа стандартов общего о
Описание слайда:

Системно-деятельностный подход – это методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

№ слайда 3 Формирование компетенций учащихся
Описание слайда:

Формирование компетенций учащихся

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Традиционное обучение Инновационное развивающее обучение 1.Базируетсяна принципе
Описание слайда:

Традиционное обучение Инновационное развивающее обучение 1.Базируетсяна принципе доступности 1. Опирается на зону ближайшего развития 2. Учащийся выступает в роли объекта ПД 2. Учащийся действует как субъект собственной УД 3. Ориентировано на усвоение определенной суммы знаний 3. Нацелено на усвоение способовпознания как конечной цели учения 4. Развивает обыденное мышление 4. Развиваеттеоретическое мышление и теоретический способ познания 5. Решает конкретно- практические задачи 5. На первый план выступаютучебные задачи, решая их учащийся усваивает общий способ умственной деятельности 6.Формируется индивид- человек,способный к исполнительской деятельности 6. Формируется личность,способная к самостоятельной творческой деятельности

№ слайда 7 Система дидактических принципов:
Описание слайда:

Система дидактических принципов:

№ слайда 8 Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода:
Описание слайда:

Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода:

№ слайда 9 Урок «открытия» нового знания
Описание слайда:

Урок «открытия» нового знания

№ слайда 10 Урок рефлексии
Описание слайда:

Урок рефлексии

№ слайда 11 Урок общеметодологической направленности
Описание слайда:

Урок общеметодологической направленности

№ слайда 12 Урок развивающего контроля
Описание слайда:

Урок развивающего контроля

№ слайда 13 Как основа организации образовательного процесса на уроках иностранного языка Си
Описание слайда:

Как основа организации образовательного процесса на уроках иностранного языка Системно- деятельностный подход

№ слайда 14 Базовые образовательные технологии на уроках иностранного языка
Описание слайда:

Базовые образовательные технологии на уроках иностранного языка

№ слайда 15 Управляемое интервью (работа в группах) Цель: активизация навыков и умений смысл
Описание слайда:

Управляемое интервью (работа в группах) Цель: активизация навыков и умений смыслового восприятия иноязычной речи га основе восстановления контекста иноязычного общения.

№ слайда 16 САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ИНТЕРВЬЮ (РАБОТА В ПАРАХ) Цель: формирование навыков и умений пл
Описание слайда:

САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ИНТЕРВЬЮ (РАБОТА В ПАРАХ) Цель: формирование навыков и умений планирования высказываний и речевого взаимодействия с партнером.

№ слайда 17 РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА Задания: - составить предложения из заданных ключевых слов
Описание слайда:

РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА Задания: - составить предложения из заданных ключевых слов по образцу; - расположить разрозненные предложения в соответствии с логикой изложения материала; - составить высказывания из заданных ключевых слов по образцу.

№ слайда 18 «Шесть шляп мышления» Эдвард де Боне
Описание слайда:

«Шесть шляп мышления» Эдвард де Боне

№ слайда 19 Приемы работы на уроках иностранного языка
Описание слайда:

Приемы работы на уроках иностранного языка

№ слайда 20 Решение: Организовать практические семинары по более подробному изучению примене
Описание слайда:

Решение: Организовать практические семинары по более подробному изучению применения системно- деятельностного подхода в условиях образовательной среды ДЦ «Лазурный» через методические объединения служб и отделов образовательного управления.

№ слайда 21 Спасибо за внимание
Описание слайда:

Спасибо за внимание

Формирование УУД как механизм реализации системно- деятельностного подхода в обучении
  • Иностранные языки
Описание:

Формирование универсальных учебных действий как механизм реализации системно- деятельностного подхода в обучении в условиях образовательной среды ДЦ Лазурный

Системно- деятельностный подход- методологическая основа стандартов общего образования нового поколения,  в котором обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Системно- деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе -к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;  от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач; от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования; -от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

 

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.

Самым  главным в традиционном  обучении является то, что  в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. А в рамках нового  инновационного развивающего обучения формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Традиционное обучение

Инновационное
Развивающее обучение

1) базируется на принципе доступности;

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) учащийся выступает в роли объекта ПД;

2) учащийся действует как субъект собственной УД;

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает обыденное мышление, эмпириический способ познания

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

6) формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

 

Так как основной формой обучения является урок, то необходимо знать принципы  его построения, примерную типологию и критерии оценивания в рамках системно- деятельностного подхода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.  

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: Образовательная организация должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в образовательной организации  и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Особенностью данных уроков заключается в том, что происходит сопостановление деятельностной и образовательной цели.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Традиционно –это  усвоение новых знаний по теме, знакомство,  а в новом поколении- этот этап урока основан на поиске информации по теме. И если  есть проблема- необходимо найти способы самостоятельного ее решения. Учитель не решает сам эту проблему, а организует выявление учащимися места и причины затруднения. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

На этом этапе учащиеся уже имеют выявленную проблему по теме, начинается ее синтез, обработка. Учителем задаются лишь тематические рамки (план, структура работы) за которые нет необходимости выхода. При повторении правил, норм,  проводится самостоятельная работа,  которая завершается самопроверкой по готовому образцу, с фиксацией ошибок. Обобщение затруднений (ошибки) и их локализация в совместной работе с учителем, и показательное решение в виде проекта. (выступление- рефлексия итог урока)

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. Эти этапы проводятся на двух уроках.

Основной чертой является передача функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Системно- деятельностный подход  в иностранном языке.

На  уроках английского языка в ОО ДЦ Лазурный системно- деятельностный подход  позволяет мне внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей обучающихся, мышления,  умения быстро перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Я делаю акцент на групповые и парные работы, которые вытесняют фронтальные формы работы.

Изучая системно- деятельностный подход  в рамках ФГОС, выделяют следующие Базовые образовательные технологии и методы  (применяемые мной на уроках ИЯ):

I.                   Управляемое интервью (работа в группах) Цель: активизация навыков и умений смыслового восприятия иноязычной речи на основе восстановления контекста иноязычного общения. Группы получают записанные на карточке вопросы и имя персонажа и формулируют соответствующие ответы.

II.                Самоуправляемое интервью (работа в группах) Цель: формирование навыков и умений планирования высказываний и речевого взаимодействия с партнером. Каждый записывает ряд вопросов, на которые он хотел бы ответить, выбирает себе партнера  и обменивается с ним вопросами, далее пара берет друг у друга интервью.

III.             Реконструкция текста. Задания: 1. Составить предложения из заданных ключевых слов по образцу; 2. Расположить разрозненные предложения в соответствии с логикой изложения материала; 3. Составить высказывание их заданных ключевых слов по образцу.

IV.            Метод 6 шляп мышления.  Мир мы все воспринимаем по-разному и мыслим соответственно тоже. Мыслить мы можем  различными способами.  В практике развития мышления существует  метафора “шести шляп” которую ввел известный психолог Эдвард де Боно. перефраз

Итак, метод “Шесть шляп мышления”.  Метод “шести шляп мышления” используется на уроках английского языка для разностороннего анализа поэтических и прозаических текстов. Каждому учащемуся предлагается представить свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок. Желтая шляпа – позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно). Черная шляпа – противоположность желтой шляпе. Найти в произведении все негативное, проблематичное. Красная шляпа – это эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления. Зеленая шляпа – это творческое мышление. Синяя шляпа – это философская шляпа. Те, кто мыслит в синем русле, старается обобщить высказывания других “шляп”, сделать общие выводы, найти обобщающие параллели.

Такой метод могут использовать и педагоги организаторы ДЦ Лазурный, так как и  у вас есть прием «Черный и Белый стул»

Кроме образовательных технологий, я применяю следующие приему работы на уроках ИЯ:

Так, например, в начале урока использую прием “Необъявленная тема”. Учащиеся самостоятельно пытаются определить тему урока после ситуации, предложенной учителем.

Прием “Да-Нет” формирует у учащихся умение связывать разрозненные факты в единую картину или тему; умение систематизировать имеющуюся информацию; умение слушать друг друга.

Прием “До-После” может использоваться на этапах актуализации знаний и рефлексии. У учащихся с помощью этого приема формируется умение прогнозировать события, умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли, сравнивать, делать выводы.

Прием “Лови ошибку” является универсальным приемом, активизирующим внимание учащихся в течение всего урока, причем заранее придуманную ошибку может совершать как учитель, так и учащийся, выбранный для этой роли. Данный прием формирует у ребят умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Прием “Телеграмма” направлен на актуализацию полученного субъективного опыта. Телеграмма – это очень краткая запись. Учащийся пишет телеграмму учителю (например, что уяснил на уроке, а что – нет); однокласснику – пожелание, совет с точки зрения изученного на уроке.

Использование методов и приемов системно- деятельностного подхода на уроках формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению английского языка, умение ставить перед собой задачи, анализировать их и искать пути решения, используя различные способы. При проведении уроков с использованием данных методов наблюдается более устойчивое, эффективное усвоение материала. Все это можно пронаблюдать в результатах, которые обучающиеся показывают при проведении мониторингов, в рамках ОО ДЦ Лазурный.  А также использование подобных методов и приемов отмечается в традиционном анкетировании проводимых  в конце каждой смены  с целью определения успешности учебного процесса в ней. Эта серьезная работа огромна и трудная и я предлагаю след решение:

Решение:

1.     Организовать практические семинары по более подробному изучению применения системно- деятельностного подхода в условиях образовательной среды центра через методические объединения служб и отделов образовательного управления.

 

Т.В. Астафьева

Автор Астафьева Татьяна Витальевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1034
Номер материала 17357
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓