Формирование
универсальных учебных действий детей-инвалидов в условиях
информационно-образовательной среды дистанционного обучения.
Емцева Инна
Эдуардовна, учитель английского языка, БОУ «СОШ № 145», г. Омска, Yemtseva62@mail.ru.
Информационно-образовательная среда – это система
информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия
реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Информационно-образовательная среда обеспечивает
возможность осуществлять в электронной форме следующие виды деятельности:
1. Планирование
образовательного процесса;
2. Размещение
и сохранение материалов образовательного процесса;
3. Фиксацию
хода образовательного процесса и результатов освоения;
4. Контролируемый
доступ участников образовательного процесса к информационно-образовательным
ресурсам в сети Интернет.
В настоящее время существуют богатые возможности для
использования компьютера в качестве интеллектуального помощника. Следует
рассматривать Интернет как интегрированный ресурс познания, образования и
самообразования, обучения и самообучения, духовного и культурного развития
человека. Этот ресурс как многообразная метасистема (мультиструктурная,
открытая, саморазвивающаяся) объединяет непрерывно расширяемое множество
информационных объектов, учебных, методических и социокультурных ресурсов.
Логической и физической единицей в сфере Интернет является сайт – поименованная
область информации. А самые известные поисковые системы: Yandex, Rambler, Google, которые
обучающиеся используют при самостоятельном добывании знаний и социокультурной
информации, подготовке рефератов, докладов и презентаций. Технологии интернет
необходимы для реализации предметного, метапредметного обучения, личностного
развития, достижения необходимых образовательных и предметных ресурсов, для
достижения целей воспитания, формирования субкультуры, в том числе
информационной – ИСК. Компьютер и телекоммуникации становятся основными
посредниками в социально-информационном общении людей. Они становятся
эффективными средствами не только интеллектуального, но и духовного развития
обучающихся, формирования их духовной культуры, инструментом художественного
творчества, позволяющим «буквально творить на компьютере».
Умение учиться – существенный фактор повышения
эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирование умений и
компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального
выбора.
ИКТ является важным инструментом для
формирования УУД. Основными функциями УУД являются:
1. Обеспечение
возможностей обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2. Создание
условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию, обеспечение успешного усвоения знаний.
Существует
4 блока УУД:
1. Личностный
(знание моральных норм);
2.
Регулятивный
(целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка);
3.
Познавательный
(поиск информации, рефлексия, оценка результатов деятельности, постановка
проблем);
4. Коммуникативный.
Иностранный
язык обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя
коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка
способствует:
1.
Общему
речевому развитию обучающегося на основе формирования обобщенных
лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
2. Развитию
произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;
3. Развитию
письменной речи;
4.
Формированию
ориентации на партнера, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и
переживания; уважение интересов партнера; умение слушать и слышать собеседника;
вести диалог; изучать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника
форме.
Знакомство
обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой
культурой, открытие универсальной детской субкультуры создает необходимые
условия для формирования личностных УУД – формирование гражданской идентичности
личности, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим
странам и народам.
Изучение
иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в
первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предикта текста,
понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение
задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение
оригинального текста на основе плана).
ИКТ
формирует коммуникативные УУД. Для этого используются:
1.
Обмен
гипермедиа сообщениями;
2. Выступление
с аудиовизуальной поддержкой;
3. Фиксация
хода коллективной /личной коммуникации;
4.
Общение
в цифровой среде (эл. почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
В
связи с этим дистанционные методы обучения будут играть возрастающую роль. В
своей работе я использую ресурсы Интернет-сайтов, порталов, электронных
библиотек. Образовательная среда i-школы очень разнообразна и
интересна. Учитель и ученик имеют возможность использовать электронные модели
учебников и выполнять задания онлайн. Так же есть раздел «Английский язык по
индивидуальным программам». На сайте «Дневник.ру» электронная библиотека
предоставляет свои ресурсы по иностранному языку:
1. Переводчик;
2. Медиатека
(сказки и постановки на английском языке, интересные материалы о городах стран
изучаемого языка);
3. Приложения
(игры, тренирующие память и позволяющие изучать названия на английском языке. «Trolley Dash», «Map of Europe» для
средней и старшей школы предлагает участнику указать на карте Европы заданную
страну. Приложение разработано полностью на английском языке и поможет не
только в изучении географии, но и в запоминании городов. Имеются обучающие
приложения по грамматике английского языка по темам «Прошедшее время»,
«Предлоги» и т.д.
4.
В
разделе «Литература» обучающиеся могут ознакомиться с произведениями писателей
Великобритании и Америки: Ч. Диккенсом, Т. Драйзером, У. Шекспиром.
Велика
роль образовательной среды в проектной деятельности обучающихся, которые
выполняют какое-то исследовательское задание. Что включает в себя работа над
проектом:
1.
Работа
с информацией, текстом, поиск, анализ информации, обобщение изученного
материала;
2.
Генерирование
идеи, нахождение вариантов решения проблемы, прогнозирования последствий того
или иного решения, оценка и самооценка своей деятельности и полученного
продукта.
Таким
образом, использование достижений современных информационных технологий дает
совершенно новые возможности для творчества и повышения эффективности самостоятельной
работы. Важным условием здесь является педагогическая поддержка, сотрудничество
с учеником. Индивидуальный образовательный маршрут определяется целями и
стандартами образования, личными способностями, информационными потребностями и
образовательными интересами.
Библиографический
список:
- Коротенков Ю.Т.
учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы», Школьные
технологии, 2005 г., №3.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.