Главная / ОБЖ / Формирование универсальных учебных действий по предмету ОБЖ во внеучебной деятельности

Формирование универсальных учебных действий по предмету ОБЖ во внеучебной деятельности

Преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ СОШ № 38 г. Томска Иголкина А.Н. Формирование универсальных учебных действий по предмету ОБЖ во внеурочной деятельности

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению, в том числе и к изучению предмета ОБЖ. Причины у этого явления различны и порой неоднозначны. Это и перегрузка учебным материалом, и несовершенство методов, приемов, форм организации учебного процесса, и утомляюшая детей неорганизованность, и несложившиеся межличностные взаимоотношения. Отрицательно сказываются и ограниченные возможности для творческого самопроявления. Для усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная активность. Разные способы организации познавательной деятельности учащихся на уроках активизируют процесс овладения учащимися культурой безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения, формируют позитивное отношение к своему здоровью, к своей безопасности и к безопасности общества в целом. Мотивация такого отношения формируется, прежде всего, в процессе учебной деятельности, на занятии. Сколько бы учащийся не слышал о необходимости учиться, как бы хорошо не осознавал справедливость слов о том, что безопасность и его здоровье зависят, прежде всего, от себя, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникнет. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, учащийся должен действовать. Если сама учебная деятельность вызовет интерес у учащегося, если в процессе работы он будет испытывать радость, то можно ожидать, что у него возникнет и потребность в ней.

Предпосылкой для положительной мотивации учения выступает, прежде всего, содержание обучения, т.е. то, что изучается. Однако само по себе содержание обучения, получаемая информация, приобретаемые навыки, если они вне потребностей учащегося, не имеют для него какого-либо мотивационного значения. Импульс для последующей деятельности дает такой материал, который созвучен потребностям ученика. Причем он должен быть не только доступным, но и достаточно сложным, трудным, эмоционально насыщенным, должен опираться на знания и опыт учащихся.

В процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник должен выступать не только объектом, но субъектом деятельности, когда от начала до ее завершения осуществляется самонастраивание, саморегуляция, самоорганизация. Активная, целенаправленная, сознательная деятельность школьника, создает особую, внутреннюю предрасположенность к учению. Познавательный интерес приобретает прочную основу своего формирования. Происходит сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения (озарение, догадка, прикидка, цепь логических суждений, обобщения), активизируются знания; отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения, различные пути решения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для человека, окрашивается яркими переживаниями, радостью самостоятельного продвижения, удовлетворением своими находками, приобретением. Подобная деятельность формирует чувство собственного достоинства и познавательный интерес. Вместе с ним в этих условиях формируются ценные проявления активности и самостоятельности учащихся, которые могут стать личностными качествами.

Все предметы полезны для учащихся, они должны быть интересны, захватывающи, увлекательны, занимательны. Роль развлекательного элемента в обучении видится в том, чтобы не предмет превратить в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению.

При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся и для того, чтобы они сформировали положительное отношение к своей безопасности, к своему здоровью учителю стоит придерживаться методических рекомендаций:

  • занимательные задания могут применяться на всех этапах обучения, на любом этапе урока - они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т. д.;

  • занимательные задания можно применять, подбирать по каждой теме предмета;

  • решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях;

  • ограниченное количество по предметам вызывает необходимость организации внеклассной работы с широким использованием занимательного материала;

  • важен последовательный переход от простых задач к сложным;

  • учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности;

  • при неправильном поиске ответа учитель должен дать ученику правильное направление решения, контролировать ход решения, но не говорить сразу же правильный ответ;

  • после решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.

Цель игрового обучения – обеспечение личностно - деятельного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение ребят в творческую деятельность. Практика показывает, что учителю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Игра способствует формированию у школьника такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой именно в игре ребенок проявляет себя с неожиданной стороны. Подготовка к урокам в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей: они рисуют, сочиняют стихи, рисуют, придумывают конкурсы, сценки, пробуют себя в разных ролях.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. Формирование УУД во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика. В рамках обучения колоссальную роль в этом начинают приобретать игровые технологии.

Игровые технологии формируют навыки сотрудничества (коммуникативные универсальные действия): умения договариваться, приходить к компромиссному решению проблемы, умению уступать и убеждать, способность брать на себя инициативу, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Кроме того игровые технологии способствуют решению ряда задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Все командные соревнования являются прекрасной формой метапредметной работы по формированию коммуникативных УУД.

В нашем городе ежегодно весной проходит декада ОБЖ, в рамках которой проводится «День защиты детей в Чрезвычайных ситуациях». В этот день каждая школа проводит объектовую тренировку и другие мероприятия. В своей школе мы провели общешкольную игру-кругосветку, которую назвали «Планета без опасностей». В этой игре дети, в зависимости от возраста, проходили через 8, 10 или 12 станций, на которых отрабатываются следующие УУД:

  • познавательные действия: на станциях «Узлы», «Костры», «Медицинская», «Транспортировка»;

  • регулятивные и познавательные: на станциях «Внимание, аммиак», «Пожар», «Защити себя», «Викторина»;

  • личностные: на станции «Терроризм»;

  • регулятивные: на станции «Движение по улице»;

  • коммуникативные: на станциях «Лабиринт», «Лихолесье».

Дети, под руководством классных руководителей, с маршрутными листами, передвигаются по станциям и выполняют задания, которые им задают игротехники. Игротехниками являются обучающиеся старших классов, проявившие творческую активность в подготовке и проведении игры.

Игра « Планета без опасностей»

Цель игры: проверить теоретические знания и практические умения обучающихся, действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Идея игры: Сильным является тот, кто может управлять собой в различных экстремальных ситуациях

Лозунг игры: От успеха каждого - к успеху класса

Игротехники – Обучающиеся старших классов


Станции

Станция № 1 «Узлы»

Задание: Команда выстраивается на исходном рубеже. С разрешения игротехника 5 участников берут карточки, в котором указано название узла («встречный»; «прямой»; «проводник»; «восьмерка»; «дубовый»; «беседочный узел»; «брамштоковый»; «констриктор»; «дубовая петля»). Получают веревки. По сигналу одновременно приступают к завязыванию узлов. На это отводится 3-5 минут (по усмотрению игротехника; старшим дается меньше времени), после чего подается команда «Стоп». За каждый правильно завязанный узел выставляется в маршрутный лист 5 баллов. Оборудование: Веревки разной длины и толщины -25шт, образец « Схема завязывания узлов»-5шт.

C:\Documents and Settings\Андрей\Рабочий стол\P1010666.JPGC:\Documents and Settings\Андрей\Рабочий стол\P1010656.JPG

«Узлы»

Станция№2 «Транспортировка пострадавшего»

Задание: Команда выстраивается на линии старта, разбивается на тройки. Начинают по сигналу. По очереди переносят пострадавших, на указанное игротехником, расстояние.

Первая тройка переносит пострадавшего способом « Замок», вторая тройка - способом «Друг за другом», третья тройка изготавливает простейшие носилки и правильно переносит пострадавшего. После пересечения контрольной черты секундомер останавливается. Расстояние при переноске « раненого» различное, устанавливается в зависимости от возраста обучающихся.

Оценка- 5 баллов за каждый правильно выполненный способ.

Оборудование:2 черенка, куртка, секундомер.

Станция № 3 «Медицинская»

Задание:2-3 члена команды вытаскивают карточки с заданиями (более сложные задания даются старшим классам.) и выполняют задания, демонстрируя свои действия на одном из членов команды. Игротехники выставляют 5 баллов в маршрутный лист за правильные действия

Оборудование: Карточки с заданиями, бинты (10шт.), медицинский жгут, шина, блокнот, карандаш

Карточка № 1

Рваная рана средней трети предплечья, кровь ярко - алая, бьет фонтаном. Покажите ваши действия




Карточка № 2

Порезан большой палец на левой руке. Кровь красного цвета, сочится довольно быстро. Окажите помощь.




Карточка № 3

Поврежден кровеносный сосуд в районе ключицы Кровь бьет фонтаном. Окажите помощь.

Карточка № 2

Порезан большой палец на левой руке. Кровь красного цвета, сочится довольно быстро. Окажите помощь.

арточка № 1

Рваная рана средней трети предплечья, кровь ярко - алая, бьет фонтаном. Покажите ваши действия




Карточка №4

У человека, упавшего на ваших глазах, резкая боль в области голени. Крови нет. Окажите помощь.






Карточка № 5

Кровь льется из правой ладони. Остановите кровотечение.


Карточка №6

Открытый перелом нижней конечности. Как он выглядит. Что вы будете делать?





C:\Documents and Settings\Андрей\Рабочий стол\P1010638.JPG

На станции «Медицинская »

Cтанция №4 «Костры»

Задание: Команда вытягивает билет, в котором указано, какой костер им необходимо сложить. Учитывается время выполнения задания и правильность его сложения (должны быть комментарии о том, как подготовить место для костра). Игротехник выставляет в маршрутный лист 5 баллов, если костер сложен правильно и имеются комментарии.

Оборудование: дрова, мелкие веточки, трава.

Типы костров: «Шалаш», «Сигнальный», «Нодья», «Колодец», «Звездный», «Таежный»

Станция №5 «Внимание! Аммиак»

Задание: Игротехник подает сигнал тревоги и оповещает команду фразой:

« Внимание! Утечка аммиака! Всем необходимо принять меры безопасности!» Команда должна рассказать о своих действиях и надеть противогаз (предварительно член команды старших классов, выполняющий задание должен назвать свой номер противогаза или измерить его.) или ватно-марлевые повязки на лицо (младшие классы.).

Оценка: 5 баллов за правильные действия выставляется в маршрутный лист.

Норма одевания противогаза 8-11 классы 7 секунд -5 баллов, 9 секунд- 4 балла, 10 секунд- 3 балла. Штрафы присуждаются за следующие ошибки:

  1. - не задержали дыхание;

  2. есть заломы;

  3. не сделали резкий выдох после надевания противогаза;

  4. не назвали номер противогаза;

  5. выбрали не свой номер противогаза,

  6. не сказали, что для защиты от аммиака требуется дополнительный патрон ДПГ-3,

  7. не правильно одели ватно-марлевую повязку.

Оборудование: Противогазы всех размеров, ватно-марлевые повязки, сантиметровая лента, таблица размеров противогазов, дополнительный патрон ДПГ-3.

C:\Documents and Settings\Андрей\Рабочий стол\P1010642.JPGC:\Documents and Settings\Андрей\Рабочий стол\P1010643.JPG

Станция « Внимание, аммиак» «Сначала узнаем размер противогаза»


Станция №6 «Защити себя!»

Задание: Из предложенных средств защиты органов дыхания от дыма, команде необходимо выбрать нужные средства и правильно надеть их на одного человека.

Задание выполняет вся команда

Оценка: выставляется 5 баллов в маршрутный лист за правильно подобранные вещи и время (Норму времени:.3 минуты для старших, 5 минут для младших).

Оборудование:

  • гражданский противогаз ГП 7

  • респиратор

  • ватно-марлевая повязка

  • пальто

  • газеты

  • портфель

  • рубашка


  • шапка

  • ОЗК

  • шелковый шарфик

  • туфли на каблуках

  • резиновые сапоги

  • перчатки и.т.д.

  • футболка


Станция № 7 «Лихолесье»

Задание: Игротехник предупреждает команду, что она должна взяться за руки и, ни при каких условиях, их не расцеплять. Команде необходимо перейти через воображаемый ручей, по лежащим двум доскам. Во время прохождения ручья, сбоку неожиданно выскакивает сказочный персонаж, к примеру «водяной», « баба яга» или «леший». Он «страшно» кричит: «Это моя лужа!», «Мой лес!», «Моя коряга!» и.т.д., пытаясь напугать членов команды и добиться расцепления их рук.

Оценка 5 баллов. Штраф в 1 балл присуждается за каждое расцепление рук.

Оборудование: Две доски, мел, газеты.

Станция № 8 «Викторина»

Задание: Команда отвечает на вопросы викторины. За каждый правильный ответ 1 балл. Время викторины 5 минут.

  1. Назовите причины, приводящие к пожару.

  2. Можно ли во время пожара открывать окна?

  3. С чего надо начать тушение загоревшегося телевизора? а) залить его водой; б) выключить из сети; в) накрыть его одеялом.

  4. Вы оказались в толпе. Ваши действия: а) двигаться вместе с толпой; б) попытаться выбраться из нее; в) как можно громче кричать.

  5. Вы обнаружили на улице ничейную сумку. Ваши действия: а) принесу ее домой и покажу родителям; б) открою на месте и загляну в нее; не трогая ее, в) позвоню в милицию.

  6. Вас захватили в заложники. Ваши действия. а) возмутиться; б) пригрозить милицией в) выполнять все требования бандитов.

  7. Как часто вы меняете зубную щетку? а) два раза в год б) каждые 3-6 месяцев в) как только она принимает потрепанный вид.

  8. Ваша подруга случайно ошпарила руку кипящей водой. Что она должна делать? а) держать руку под струей воды; б) наложить на ошпаренную область лейкопластырь; в) смазать ошпаренную область холодным сливочным маслом.

  9. Что делать, если вас застала гроза? а) спрятаться в машине; б) встать под высокое дерево; в) распластаться по земле.

  10. На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут летом? а) 1 час; б) 2 часа.

  11. Выберите косвенные признаки съедобных растений: а) яркая окраска плодов; б) птичий помет на ветках в) кора обглодана животными; г) небольшая высота растений; д) плоды поклеваны птицами; е) засохшее растение; ж) множество косточек у основания растения; з) растения на изломе выделяют млечный сок и) растения с неприятным запахом.

  12. По каким приметам можно определить стороны горизонта? а) по наклону дерева; б) по таянию снега на склонах оврагов, в) по пологой стороне муравейника; г) по мху на дереве;

  13. Что из перечисленного приносит человеку пользу? а) резкое колебание температур; б) прием солнечных ванн; в) хождение босиком; г) душ.

  14. К вредным привычкам можно отнести: а) курение; б) непослушание; в) наркоманию; г) токсикоманию.

  15. Какое из нижеперечисленных бытовых средств, можно применять при оказании первой помощи для обезболивания ожогов 1-й и 2-й степени а) вода б) спирт в) любой крем.

  16. Какое из нижеперечисленных бытовых средств, можно применять для обезболивания ожогов 3-й и 4-й степени, при оказании первой помощи а) соль; б) сода; в) лед.

  17. Что означает звучание сирен перед речевой информацией при чрезвычайных ситуациях? а) «Внимание, всем!» б) «Воздушная тревога!» в) «Слушайте все!»

  18. Каковы действия населения по предупредительному сигналу « Внимание, всем!»? а) включить радио- и телевизионные приемники; б) пойти в убежище в) подготовиться к эвакуации.

Оборудование: текст с вопросами викторины (5шт.), карандаши (5шт.).

Станция №9 «Движение по улице»

Задание: В отведенном месте на земле нанесена дорожная разметка. По два человека из команды по сигналу «светофора» или регулировщика переходят на другую сторону дороги, при следующих вариантах: а) на равнозначном перекрестке. б) при переходе улицы с односторонним движением в) при переходе улицы с двухсторонним движением г) по сигналу регулировщика на перекрестке переходят дорогу в разрешенном направлении.

Оборудование: Игротехник заранее подготавливает « улицу», в качестве «светофора» может использовать круглые цветные трафареты диаметром 15-20 см, жезлом он может имитировать действия регулировщика.

Оценка 5 баллов. Штрафы в 1 балл начисляются, если:

  • при переходе улицы не проверили отсутствие транспортных средств путем осмотра проезжей части;

  • начали движение на красный или желтый свет светофора;

  • начали движение на запрещающий или предупреждающий жест регулировщика

C:\Documents and Settings\Андрей\Рабочий стол\P1010663.JPG

На станции «Движение» «Ну что, переходить будете?»

Станция № 10 «Терроризм»

Задание. Команда должна составить словесный портрет подозрительного лица, используя таблицу, предоставленную игротехником. В маршрутный лист выставляется 5 баллов, если команда за 5 минут опишет «террориста» и правильно ответит на три вопроса игротехника. Штрафы назначаются:

  • за каждый неправильный ответ,

  • если не заметили подозрительных лиц,

  • если не составили портрет террориста,

  • если не заметили подозрительные предметы.

Условия: При движении по этапам мимо команды проходят подосланные ребята, изображающие террористов (1 девушка и 2 юноши). Это могут быть обычные старшеклассники, которые якобы «слоняются без дела». В руках у них может что-то быть; какие-то особые приметы в одежде; недалеко от них может стоять сумка; можно изображать, что они что-то пытаются подложить рядом с одним из этапов (бомбу). Незаметно «террористы» подходят к команде, вступают в разговор с учащимися, пытаются выведать информацию разного рода, например: кто у них классный руководитель; где живет их классный руководитель; сколько двоечников в классе; у кого из ребят можно «стрельнуть» денег; кто ездит в школу на машине; есть ли у директора в кабинете решетка; «классные» ли в школе компьютеры; сколько запасных выходов в школе, есть ли охрана в школе; сколько в школе учителей - мужчин и.т.д. Игротехник должен знать: кто подходил к этой команде, какие действия предпринимал «террорист», какие задавал им вопросы. Для этого «террорист», перед подходом команды, должен подойти к игротехнику и предоставить необходимую информацию.

Элементы внешности

Признаки

Ответ

Возраст

12-15 лет, 15—20 лет, 20-25 лет, 25-30 лет, 30-34 года, 35-49 лет, 50-54 года


Рост

Низкий, средний, высокий


Тип лица

Европейский, среднеазиатский, кавказский


Телосложение

Слабое, среднее коренастое, атлетическое худощавое, средней упитанности, полное


Лицо

худощавое, средне, полное,

овальное, квадратное, треугольное, круглое

выпуклое, прямое, вогнутое;

бледное, смуглое, красное


Волосы

длинные, средние, короткие;

прямые, волнистые, курчавые;

густые, средние, редкие;

светло-русые, русые, черные, каштановые


Голова

большая, средняя, малая


Лоб

высокий, средний, низкий;

широкий, средний, низкий;

прямой, выпуклый, вогнутый, волнистый


глаза

большие, малые, средние;

круглые, овальные, треугольные, щелевидные;

горизонтальные, скошенные (наружу, внутрь);

серые, голубые, зеленые, карие, черные


брови

широкие, средние, узкие;

прямые, дуговые, волнистые, ломаные


нос

большой, малый, средний;

прямой, выпуклый, вогнутый;

кончик носа тупой, острый, закругленный; основание носа (горизонтальное, приподнятое, опущенное)


Рот

большой, средний, малый; уголки рта (горизонтальные, приподнятые, опущенные)


Губы

толстые, средние, тонкие;

линия смыкания губ - прямая, извилистая,

дуговая


Подбородок

высокий, средний, низкий;

широкий, средний, узкий;

выступающий, вертикальный, скошенный


Уши

большие, малые, средние;

круглые, овальные, треугольные, прямоугольные;

прилегающие, оттопыренные


Шея

длинная, средняя, короткая;

толстая, средняя, тонкая


Спина

широкая, средняя, узкая


Руки

длинные, средние, короткие


Ноги

длинные, средние, короткие;

прямые, Х-образные, О- образные



C:\Documents and Settings\Андрей\Рабочий стол\P1010652.JPG

«А бомба-то ненастоящая!»

Станция № 11 « Лабиринт»

Задание: Команда, взявшись за руки должна пробежать по лабиринту, не расцепляя рук. Оценка 5 баллов, если команда прошла дружно, не повредив друг друга и не расцепив рук.

Условия игры: перед началом движения проводится инструктаж, при невыполнении требований безопасности команда снимается с этапов.

C:\Documents and Settings\Андрей\Рабочий стол\P1010649.JPGC:\Documents and Settings\Андрей\Рабочий стол\P1010651.JPG

«Главное не расцепить руки!» «Пожарные сейчас приедут»

Станция № 12 «Пожар»

Задание: Одному из членов команды необходимо сообщить по телефону о пожаре в подвале соседнего дома. Оценка 5 баллов выставляется в маршрутный лист при условии если:

  • правильно набрал номер телефона, по которому нужно звонить;

  • правильно представился;

  • назвал адрес дома;

  • сказал, что горит.


Использованная литература:

Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»№

Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», М., «Дрофа», 2004г.

Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками. Волгоград «Учитель» 2006г.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности, М. « Просвещение» 2004г.

Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя, М., «Творческий центр» 2003г.

Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях. М., «Просвещение», 2000г.

http://www.edu.ru




Формирование универсальных учебных действий по предмету ОБЖ во внеучебной деятельности
  • ОБЖ
Описание:

В работе описывается проведение  коллективной игры "Планета безопасности" при проведении "Дня защиты детей в ЧС".

». В этой игре дети, в зависимости от возраста, проходили через 8, 10 или 12 станций, на которых отрабатываются  следующие УУД:

·         познавательные действия: на станциях  «Узлы», «Костры», «Медицинская», «Транспортировка»;

·         регулятивные и познавательные: на станциях «Внимание, аммиак», «Пожар», «Защити себя», «Викторина»;

·         личностные: на станции «Терроризм»;

·         регулятивные: на станции «Движение по улице»;

·         коммуникативные: на станциях «Лабиринт», «Лихолесье».

Дети, под руководством классных руководителей, с маршрутными листами, передвигаются по станциям и выполняют задания, которые им задают игротехники. Игротехниками являются обучающиеся старших классов, проявившие творческую активность в подготовке и проведении игры.

Автор Иголкина Альбина Николаевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 577
Номер материала 13276
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓