Главная / Математика / «Формирование универсальных учебных действий на уроке математики "Число и цифра 5" УМК ОС "Перспективная начальная школа", 1 класс

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики "Число и цифра 5" УМК ОС "Перспективная начальная школа", 1 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 67»












ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Формирование универсальных учебных действий

на уроке математики

«Число и цифра 5»

(УМК ОС «Перспективная начальная школа», 1класс)













Выполнила:

Бахарева Надежда Леонидовна

учитель начальных классов













Нhello_html_m6ff13d8c.gifовокузнецк, 2014 г.


Содержание

Страницы

1.

Введение

2

2.

Основная часть

Проект урока по математики

«Число и цифра 5»

3 – 6

3.

Заключение

6

4.

Список литературы

6





  1. Введение

Утверждение в РФ нового Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты как систему трёх типов компетенций: предметных, метапредметных и личностных, создаёт принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. При этом целенаправленное формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно- организованной работы с ним.

Универсальные учебные действия младшего школьника – это важная составляющая системно-деятельностного подхода. Таким образом, УУД становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.

Курс «Математика» призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности. Курс способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.



В моей творческой разработке представлен проект урока математики для первого класса, УМК ОС "Перспективная начальная школа", по теме «Число и цифра 5».

Целью моей творческой работы стало овладение педагогическими технологиями (системно-деятельностного метода, кейс-метода), с помощью которых можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.

2. Тема урока: «Число и цифра 5».

Цели:

1) Знакомство с образованием числа 5 и цифрой 5;

2) Обучение правильному написанию цифры 5, соотнесение цифры и числа предметов;

3) Совершенствование навыков счёта предметов;

4) Развитие творческих способностей детей, средствами предмета математика;

5) Воспитание доброго отношения к людям, интереса к предмету «Математика».

Планируемые результаты:

Личностные:

- самоопределение, т.е. готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

- осуществление синтеза – составлять целое из частей.

Коммуникативные УУД:

- проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

I. Организационный момент. Мотивация.

Прозвенел для всех звонок,

Начинаем мы урок. (слайд № 1)

- С нами сегодня на уроке присутствуют и гости, давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются лицом к гостям, делают наклон головы и поворачиваются к учителю).

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Всё внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте. (слайд №2)

Вам условия понятно? (Да)

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждёт,

Начинаем устный счёт.

II. Устный счёт.

I2.1. Порядковый счёт

- Найдите ошибки и восстановите порядок. (слайд №3)

2.2. Вставь пропущенные числа (слайд № 4)

- Ребята, как вы думаете, что нам предлагает сделать умная сова? (Расставить числа в домики)

- Давайте расставим числа в домик слева, начиная с первого этажа? (2, 1)

hello_html_52bb6dbf.jpg

- Как вы догадались? Какое окошко даёт нам подсказку? (Окошко на чердаке, там главное число)

- Хорошо, молодцы! А какие числа мы вставим во второй домик, посередине?

- А в третий?

- Молодцы, мы повторили состав чисел 3, 2, 4 (показываю на эти цифры на слайде).

III. Актуализация знаний, постановка цели.

3.1. Олимпийская символика.

- Разгадывание ребуса (слайд № 5)

hello_html_m303462a.jpg,Рада, hello_html_m3d94226d.jpg ’” Р

- Девочку зовут Рада. Убираем одну букву с лева, остаётся – ада. И убираем ещё одну букву только уже справа, что останется? (Ад) Что изображено далее? (слайд №6) Убираем три звука справа, что останется? (слайд № 7) Добавим букву эр, получили слово – Адлер (слайд № 8)

- Кто знает, что такое Адлер? (Ответы детей)

- Да, правильно, Адлер – это район города Сочи.

3.2. Сообщение темы урока.

- Сколько букв в слове Адлер?

- Кто догадался, с каким числом и какой цифрой мы сегодня познакомимся? (5)

- А поднимите руки те ребята, которые бы хотели познакомиться с числом и цифрой 5.

- Очень приятно это видеть.

IV. Изучение нового материла. Беседа о числе и цифре 5.

- Какие у вас ассоциации с числом пять?

-Ответить на этот вопрос, вам поможет задание номер 1 в учебнике на странице 56. (Пять пальчиков на одной руке, ноге, пять рабочих дней в недели, пятиконечная звезда).

- Давайте узнаем, что говорил про число 5 писатель и поэт Евгений Львович Шварц. (слайд № 9)

Все должны об этом знать

Чувств у человека пять:

Это обоняние, вкус и осязание,

Не забудь о главных двух:

Это зрение и слух.

- Вкус, зрение и слух – это всем известные чувства.

- А кто знает, что за чувства – обоняние и осязание? (Обоняние – это когда мы чувствуем запах, орган чувств нос. А осязание – мы чувствуем с помощью прикосновения: руки, ноги).

V. Физминутка.

А теперь мы отдохнём, (слайд № 10)

Физминутку проведём.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть за парту тихо сесть,

Семь и восемь лень отбросим.

- А теперь посмотрите и найдите, где на слайде записано число 5. (1 ребёнок показывает на слайде)

- Найдите число 5 в ленте чисел. Кто может показать?

- Давайте хором посчитаем в прямом порядке от 1 до 5.

- Теперь посчитаем в обратном порядке.

VI. Продолжение работы по теме урока.

6.1. Запись числа и цифры 5.

- А теперь давайте посмотрим, на что похожа цифра 5?

- Откройте учебник на странице 56, задание № 3.

- Так на что похожа цифра 5?

- Какие картинки лишние?

6.2. Запись числа и цифры 5.

- А теперь давайте научимся писать цифру 5.

- Цифра 5 состоит из трёх элементов: наклонной и горизонтальной линии и правого полуовала. (слайд № 11)

- Начинаем писать наклонную линию немного правее середины верхней стороны клетки, ведём её чуть наклонно не доводя до середины клетки, затем пишем правый полуовал. Сверху от наклонной пишем горизонтальную линию и ведём её вправо до вершины правого верхнего угла. (Показываю образец на доске под счёт).

- Обращаю ваше внимание, что эта цифра пишется с отрывом.

- Давайте пропишем её в воздухе (с ручками в руках).

- Откройте тетради на печатной основе на странице 54. Задание 1. Пропишите цифру 5 три строки.

VII. Физминутка для пальчиков.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул.

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит.

VIII. Закрепление изученного материала.

8.1. Олимпийская символика

- Мы с вами выяснили, что Адлер – это район города Сочи. (слайд №13)

- А кто из вас догадался, почему я заговорила об этом городе? (Там будут проходить олимпийские игры в 2014 году)

- А кто из вас знаете, как часто проходят зимние олимпийские игры? (1 раз в 4 года)

- Какие символы олимпийских игр вы знаете? (Огонь, логотип (эмблема-кольца), олимпийский флаг) (слайд №14)

- Какой из этих символов наиболее подходит к теме нашего урока? Почему?

- Поднимите руки, кто согласен?

- А почему же колец именно пять? (Пять континентов: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия)

ЕВРОПА 
АЗИЯ 
АФРИКА 
АВСТРАЛИЯ 
АМЕРИКА

голубой цвет.
желтый.
черный.
зеленый.
красный.

- Давайте назовём и запомним цвета колец. (слайд №15)

8.2. Работа в группах.

- Сейчас вам предстоит работа в группах (по 4-5 человек).

- Вы должны как можно быстрее распределить по одному кольцу и встать в нужном порядке по памяти, чтобы создать картинку, как была на экране.

- Напоминаю правило работы в группах:

  1. Во время работы быть активным,

  2. Работать дружно, не перебивая друг друга,

  3. Работать тихо, не мешая другим командам,

  4. Уважать мнение других членов группы,

  5. Подумать, как представить работу группы.

- По окончании работы, группа поднимает руки вверх ладошками, чтобы было видно, кто готов.

- Давайте проверим, как справились с заданием 1 команда. (слайд №17)

- Ребята оцените работу группы, правильно ли они выполнили задание?

- Молодцы, присаживайтесь на свои места.

- Теперь посмотрим, как справилась с заданием 2 команда. (слайд №18)

- Ребята оцените работу группы, правильно ли они выполнили задание?

- И давайте посмотрим, как справилась с заданием последняя 3 команда (слайд № 19)

- Ребята оцените работу группы, правильно ли они выполнили задание?

- Все группы молодцы.

8.3. Состав числа 5.

- Теперь нам предстоит расселить спортсменов в домики олимпийской деревни. - - По условию организаторов на каждом этаже должно проживать по 5 спортсменов.

- Начинаем заселять спортсменов с 1 этажа.

- С помощью хлопков, сообщите, сколько нужно заселить спортсменов на первый этаж. Приготовились, на счёт 3,4.

- На второй этаж?

- На третий этаж?

- На четвёртый этаж?

- Проверяем состав числа 5. Пять – это 2 и 3, 4 и 1, 3 и 2, 1 и 4. (слайд № 20)

IX. Итог урока.

9.1. Итог.

- Вы ребята сегодня хорошо поработали, поразмышляли и подумали.

- Чему мы научились? (Узнали состав числа 5, научились писать цифру 5, узнали символику олимпиады).

- Давайте хором посчитаем в прямом порядке от 1 до 5.

- А теперь в обратном порядке.

- Я вам предлагаю раскрасить олимпийские кольца дома и объяснить родителям, какие цвета вы используйте и почему.

- Но главное задание – это, помнить, что в феврале 2014 года Россия принимает Олимпиаду у себя. Мы должны быть достойны этой чести, и знать, что Россия – это мы!

9.2. Рефлексия.

- Поднимите руку те из вас, у кого сейчас не осталось никаких затруднений по теме урока и у кого настроение после урока, такое, как у этой пятёрочки? (слайд № 21)

- Я очень рада, что вам урок понравился, что вам было интересно.

- Мне сегодня ваша работа очень понравилась, вы были активны, работали в группах очень дружно и выполнили все задания.

- Большое спасибо за урок, урок закончен. (слайд № 22)

3. Заключение.

На уроке по теме «Число и цифра 5» обучающиеся вовлекаются в активную практическую деятельность.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Учебные вопросы опираются на жизненный опыт ребят.

Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для учеников первого класса. Предлагаемое для выполнения групповое задание призвано способствовать развитию у обучающихся мыслительных операций, т.к. дети имеют возможность аргументировано доказать свой выбор, сделать выводы. Большое внимание на уроке уделяется отработке умению выстраивать ответ с помощью вопросов и заданий, умению слаженно работать в группе и давать самооценку своей работе, работе своей группы, оценивать результат работы других групп.

Интенсивность урока оптимальна. Урок спроектирован с учётом психолого -возрастных особенностей обучающихся первого класса. На уроке для обучающихся созданы комфортные условия, чтобы чувствовали они себя уверенно, чётко и слаженно работали в группах.

В групповой работе ребятам даётся возможность учиться договариваться, принимать решение, убедительно представлять результат совместной работы.

Учебное время используется эффективно, с запланированным объёмом заданий, обучающиеся во время урока справляются.


4. Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 .

  3. Математика. 1 класс: система уроков по учебнику А. Л. Чекина/ Авт. сост. Н. В. Лободина – Волгоград: Учитель, 2013. - 362 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2009. - 41 с.

  5. Максимова О. Н. Урок математики в условиях реализации ФГОС НОО. Основные тезисы статьи по теме самообразования (Статья из интернета).

8


«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики "Число и цифра 5" УМК ОС "Перспективная начальная школа", 1 класс
  • Математика
Описание:

 

Утверждение в РФ нового Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты как систему трёх типов компетенций: предметных, метапредметных и личностных, создаёт принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. При этом целенаправленное формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно- организованной работы с ним.

 

         Универсальные учебные действия младшего школьника – это важная составляющая системно-деятельностного подхода. Таким образом, УУД становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.

 

     Курс «Математика» призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности. Курс способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

 

 

 

В моей творческой разработке представлен  проект урока математики для первого класса, УМК ОС "Перспективная начальная школа",  по теме «Число и цифра 5».

 

Целью моей творческой работы стало овладение педагогическими технологиями (системно-деятельностного метода, кейс-метода), с помощью которых  можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.

 

Автор Бахарева Надежда Леонидовна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1202
Номер материала 4858
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓