Главная / Начальные классы / Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения "Сокровища мудрости народной". 1 класс. ОС "Школа 2100"

Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения "Сокровища мудрости народной". 1 класс. ОС "Школа 2100"

hello_html_39fb3a5b.gifМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №67»












ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Формирование универсальных учебных действий

на уроке внеклассного чтения

«Сокровища мудрости народной»

(УМК ОС «Школа 2100», 1класс)










Выполнила:

Чайко Светлана Леонидовна

учитель начальных классов















Новокузнецк, 2014


Содержание

Страницы

1.

Введение

2

2.

Основная часть

Проект урока по литературному чтению

«Сокровища мудрости народной»

3 – 6

3.

Заключение

6

4.

Список литературы

6





  1. Введение

Утверждение в РФ нового Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты как систему трёх типов компетенций: предметных, метапредметных и личностных, создаёт принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. При этом целенаправленное формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.

Универсальные учебные действия младшего школьника – это важная составляющая системно-деятельностного подхода. Таким образом, УУД становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.

Значение курса «Литературное чтение» (в том числе внеклассное чтение) состоит в том, что в ходе его изучения у обучающихся формируется читательская самостоятельность и функциональная грамотность, совершенствуются навыки чтения, развивается восприятие литературного текста. Курс способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

В моей творческой разработке представлен проект урока литературного (внеклассного) чтения для первого класса, УМК ОС "Школа 2100", по теме «Сокровища мудрости народной».

Целью моей творческой работы стало овладение педагогическими технологиями (системно-деятельностного метода, кейс-метода), с помощью которых можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.

2. Тема урока: «Сокровища мудрости народной»

Цели:

1) Расширение знаний обучающихся о произведениях устного народного творчества;

2) Развитие творческих способностей детей средствами предмета литературное (внеклассное) чтение;

3) Воспитание культуры общения, доброго отношения к людям; интереса к народному творчеству и русской словесности.

Планируемые результаты:

Личностные:

-самоопределение, т.е. готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации в различных источниках.

Коммуникативные УУД:

-проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал; инвентарь для показа сказок; бланк ответов для жюри; призы и подарки участникам.


I. Организационный момент. Мотивация

Здравствуйте, господа,

Что пожаловали сюда?! (слайд №1)

Заходи, честной народ,

Нас игра к себе зовёт!

-Ещё задолго до появления первой рукописной книги, русский народ создал высокую культуру слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому – литературу, которую теперь называют устным народным творчеством. Это мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые и печальные песни, удивительные и разнообразные сказки.

-А кто из вас, ребята, хотел бы совершить путешествие в этот изумительный и волшебный мир – мир устного народного творчества?

-Вместе с нами в путешествие отправятся и наши гости. Давайте их поприветствуем. Присаживайтесь.

II. Актуализация знаний. Постановка целей

2.1. Беседа

-Зачитайте тему нашего урока. (Сокровища мудрости народной) (слайд №2)

-О каких сокровищах идёт речь? (Народном опыте, выраженном в пословицах, загадках, сказках – об устном народном творчестве)

-Именно через пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки русский народ выразил своё отношение к таким понятиям как добро и зло, счастье и горе, трудолюбие и лень, честность и обман.

2.2. Представление игрового поля (слайд №3)

-Наш урок мы проведём в форме игры по принципу телевизионной игры «Своя игра». Капитан команды называет выбранный всей командой раздел и номер вопроса. Чем больше количество баллов за ответ, тем вопрос сложнее. Если команда не даёт верного ответа, команды-соперники могут ответить и заработать дополнительные баллы. Выигрывает команда, получившая за всю игру наибольшее количество очков.

-Ваши ответы оценивает компетентное жюри в составе…

2.3. Представление команд

-Давайте поприветствуем команды и их капитанов.

III. Включение в систему знаний

3.1. Пословицы (слайды № 4 – 12)

Пословицы отражают качества людей, за которые уважали человека наши прадеды и деды или, наоборот, порицали. Пословицы обобщают жизненные наблюдения и опыт народа.

10 – Закончи пословицу: Не имей 100 рублей, а имей … (100 друзей)

20 – Составьте пословицу: людей, поспешишь, насмешишь. (Поспешишь – людей насмешишь.)

30 – Замените иллюстрации словами и прочитайте пословицу целиком. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

40 – Счастливый случай.

50 – Назовите номер пословицы, которой соответствует иллюстрация.

1.Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

2.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3.2. Загадки (слайды № 13 – 22)

Загадки – зарифмованные строки, в которых дано определение предмета или явления. Русские народные загадки очень ясные и поэтичные. Именно в этом мы сейчас и убедимся.

10 – Поднялись ворота – всему миру красота. (Радуга)

20 – Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)

30 – Голубой платок, алый клубок,

По платку катается, людям улыбается. (Солнце)

40 – Двенадцать братьев друг за другом ходят,

Друг друга не находят. (Месяцы)

50 – Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)

3.3. Сказки (слайды № 23 – 30)

Сказки – это занимательный рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.

10 – Название горшочка, который сделали своим жильём звери. («Теремок»)

20 – Герой с враждёнными уродствами: одним туловищем, несколькими головами, двумя ногами, двумя крыльями, одним хвостом. (Змей Горыныч)

30 – Угадайте название сказки:

«А дорога далека, а корзинка нелегка.

Сесть бы на пенёк, съесть пирожок!» («Маша и медведь»)

40 – Инсценируйте русскую народную сказку «Репка» (Обучающие самостоятельно распределяют роли и готовят выступление)

50 – Кукольный театр. Русская народная сказка «Колобок» (Обучающие самостоятельно распределяют роли и готовят выступление)

После выступления групп на задание четвёртое и пятое, необходимо провести оценивание выступления обучающимися и учителем.

IV. Физкультминутка (проводится после очередного вопроса из раздела «Пословицы»)

-Пословицы отражают качества людей, за которые уважали наши прадеды и деды человека или, наоборот, порицали. Я буду называть такие качества. Если человека за это уважают, будете делать поклон до пояса, если нет – качайте головой с укоризной.

Честность, доброта, лень, трудолюбие, жадность, взаимопомощь, ловкость, терпение, щедрость.

V. Выставка книг

Эй, девчонки и мальчишки!

Посмотрите, что за книжки!

-Наш урок сегодня мы посвятили только самой маленькой части устного народного творчества: загадкам, пословицам и сказкам. А какие разделы ещё включает в себя устное народное творчество мы узнаем, просмотрев страницы книг нашей выставки. Это и заклички, небылицы, потешки, считалки, колыбельные, прибаутки. Знакомство с этими и другими разделами устного народного творчества мы продолжим на наших уроках литературного чтения.

VI. Итог урока

6.1. Итог

-Назовите тему нашей игры. («Сокровища мудрости народной»)

-О каких сокровищах идёт речь? (Устное народное творчество)

-Назовите разделы устного народного творчества, которые мы вспомнили сегодня на уроке.

-А с какими разделами устного народного творчества мы будем знакомиться на наших уроках литературного чтения?

6.2. Рефлексия

-Пока жюри оценивает работу команд и подводит итоги игры, предлагаю Вам самим сделать выводы по сегодняшней игре.

-Попробуйте оценить работу ребят своей команды и свою.

-Оценивание работы учителем.

VII. Награждение

-Сейчас вам придётся вспомнить один из разделов устного народного творчества – считалку. С помощью считалочки, мы выясним, результаты какой команды узнаем первой. Кто посчитает наши команды?

-Предоставляется слово жюри.

-Награждение.

-Большое спасибо за урок. Урок закончен.


3. Заключение

На уроке по теме «Сокровища мудрости народной» обучающиеся вовлекаются в активную практическую деятельность.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Учебные вопросы опираются на жизненный опыт ребят.

Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для учеников первого класса. Предлагаемые для выполнения групповые задания призваны способствовать развитию у обучающихся мыслительных операций, т.к. дети имеют возможность аргументировано доказать свой выбор, сделать выводы. Большое внимание на уроке уделяется отработке умению выстраивать ответ с помощью вопросов и заданий, умению слаженно работать в группе и давать самооценку своей работе, работе своей группы, оценивать результат работы других групп.

Интенсивность урока оптимальна. Урок спроектирован с учётом психолого - возрастных особенностей обучающихся первого класса. На уроке для обучающихся созданы комфортные условия, чтобы чувствовали они себя уверенно, чётко и слаженно работали в группах.

В групповой работе ребятам даётся возможность учиться договариваться, принимать решение, убедительно представлять результат совместной работы.

Учебное время используется эффективно, с запланированным объёмом заданий, обучающиеся во время урока справляются.


4. Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 .

  3. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Максимова О. Н. Урок литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО. Основные тезисы статьи по теме самообразования (Статья из Интернета


6


Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения "Сокровища мудрости народной". 1 класс. ОС "Школа 2100"
  • Начальные классы
Описание:

Утверждение в РФ нового Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты как систему трёх типов компетенций: предметных, метапредметных и личностных, создаёт принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. При этом целенаправленное формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.

         Универсальные учебные действия младшего школьника – это важная составляющая системно-деятельностного подхода. Таким образом, УУД становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.

         Значение курса «Литературное чтение» (в том числе внеклассное чтение) состоит в том, что в ходе его изучения у обучающихся формируется читательская самостоятельность и функциональная грамотность, совершенствуются навыки чтения, развивается восприятие литературного текста. Курс способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

В моей творческой разработке представлен  проект урока литературного (внеклассного) чтения для первого класса, УМК ОС "Школа 2100",  по теме «Сокровища мудрости народной».

Целью моей творческой работы стало овладение педагогическими технологиями (системно-деятельностного метода, кейс-метода), с помощью которых  можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.

2. Тема урока: «Сокровища мудрости народной»       

Цели:        

1)      Расширение знаний обучающихся о произведениях устного народного творчества;

2)      Развитие творческих способностей детей средствами предмета литературное (внеклассное) чтение;

3)      Воспитание культуры общения, доброго отношения к людям; интереса к народному творчеству и русской словесности.

Планируемые результаты:

Личностные:

-самоопределение, т.е. готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

-осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации в различных источниках.

Коммуникативные УУД:

-проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

Средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал; инвентарь для показа сказок; бланк ответов для жюри; призы и подарки участникам.

Автор Чайко Светлана Леонидовна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1029
Номер материала 4863
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓