Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №67»
ТВОРЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
«Формирование
универсальных учебных действий
на уроке
внеклассного чтения
«Сокровища
мудрости народной»
(УМК ОС
«Школа 2100», 1класс)
Выполнила:
Чайко Светлана
Леонидовна
учитель начальных
классов
Новокузнецк, 2014
№
|
Содержание
|
Страницы
|
1.
|
Введение
|
2
|
2.
|
Основная
часть
Проект
урока по литературному чтению
«Сокровища мудрости народной»
|
3
– 6
|
3.
|
Заключение
|
6
|
4.
|
Список
литературы
|
6
|
1. Введение
Утверждение в РФ
нового Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на
системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного на
образовательные результаты как систему трёх типов компетенций: предметных,
метапредметных и личностных, создаёт принципиально новую ситуацию в
отечественном образовании. При этом целенаправленное формирование универсальных
учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив,
в условиях адресно организованной работы с ним.
Универсальные учебные
действия младшего школьника – это важная составляющая системно-деятельностного
подхода. Таким образом, УУД становятся источником внутреннего развития младшего
школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его
личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.
Значение курса
«Литературное чтение» (в том числе внеклассное чтение) состоит в том, что в
ходе его изучения у обучающихся формируется читательская самостоятельность и
функциональная грамотность, совершенствуются навыки чтения, развивается
восприятие литературного текста. Курс способствует общему развитию и воспитанию
ребёнка.
В
моей творческой разработке представлен проект урока литературного
(внеклассного) чтения для первого класса,
УМК ОС "Школа 2100", по теме «Сокровища мудрости народной».
Целью моей
творческой работы стало овладение педагогическими технологиями (системно-деятельностного
метода, кейс-метода), с помощью которых можно реализовать новые требования, в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго
поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению
поставленной цели.
2.
Тема урока: «Сокровища мудрости народной»
Цели:
1) Расширение
знаний обучающихся о произведениях устного народного творчества;
2) Развитие
творческих способностей детей средствами предмета литературное (внеклассное)
чтение;
3) Воспитание
культуры общения, доброго отношения к людям; интереса к народному творчеству и
русской словесности.
Планируемые
результаты:
Личностные:
-самоопределение,
т.е. готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-навыки
сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
результаты:
Регулятивные
УУД:
-осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные
УУД:
-поиск
и выделение необходимой информации в различных источниках.
Коммуникативные
УУД:
-проявление
активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных
задач.
Средства
обучения: мультимедийная
презентация, раздаточный материал; инвентарь для показа сказок; бланк ответов
для жюри; призы и подарки участникам.
I.
Организационный момент. Мотивация
Здравствуйте,
господа,
Что
пожаловали сюда?! (слайд №1)
Заходи,
честной народ,
Нас
игра к себе зовёт!
-Ещё
задолго до появления первой рукописной книги, русский народ создал высокую
культуру слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от
одного поколения к другому – литературу, которую теперь называют устным
народным творчеством. Это мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые и печальные
песни, удивительные и разнообразные сказки.
-А
кто из вас, ребята, хотел бы совершить путешествие в этот изумительный и
волшебный мир – мир устного народного творчества?
-Вместе
с нами в путешествие отправятся и наши гости. Давайте их поприветствуем.
Присаживайтесь.
II.
Актуализация знаний. Постановка целей
2.1. Беседа
-Зачитайте
тему нашего урока. (Сокровища мудрости народной) (слайд №2)
-О
каких сокровищах идёт речь? (Народном опыте, выраженном в пословицах,
загадках, сказках – об устном народном творчестве)
-Именно
через пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки русский народ выразил своё
отношение к таким понятиям как добро и зло, счастье и горе, трудолюбие и лень,
честность и обман.
2.2.
Представление
игрового поля (слайд №3)
-Наш
урок мы проведём в форме игры по принципу телевизионной игры «Своя игра».
Капитан команды называет выбранный всей командой раздел и номер вопроса. Чем
больше количество баллов за ответ, тем вопрос сложнее. Если команда не даёт
верного ответа, команды-соперники могут ответить и заработать дополнительные
баллы. Выигрывает команда, получившая за всю игру наибольшее количество очков.
-Ваши
ответы оценивает компетентное жюри в составе…
2.3.
Представление
команд
-Давайте
поприветствуем команды и их капитанов.
III.
Включение в систему знаний
3.1.
Пословицы
(слайды № 4 – 12)
Пословицы
отражают качества людей, за которые уважали человека наши прадеды и деды или,
наоборот, порицали. Пословицы обобщают жизненные наблюдения и опыт народа.
10 – Закончи
пословицу: Не имей 100 рублей, а имей … (100 друзей)
20 –
Составьте пословицу: людей, поспешишь, насмешишь. (Поспешишь – людей
насмешишь.)
30 –
Замените иллюстрации словами и прочитайте пословицу целиком. (Семь раз
отмерь, один раз отрежь)
40 –
Счастливый случай.
50 –
Назовите номер пословицы, которой соответствует иллюстрация.
1.Не
сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
2.Без
труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3.2.
Загадки
(слайды № 13 – 22)
Загадки
– зарифмованные строки, в которых дано определение предмета или явления.
Русские народные загадки очень ясные и поэтичные. Именно в этом мы сейчас и
убедимся.
10
–
Поднялись ворота – всему миру красота. (Радуга)
20 – Закутан
ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)
30 – Голубой
платок, алый клубок,
По платку
катается, людям улыбается. (Солнце)
40 –
Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга не
находят. (Месяцы)
50 – Зубов
много, а ничего не ест. (Расчёска)
3.3.
Сказки
(слайды № 23 – 30)
Сказки
– это занимательный рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.
10 –
Название горшочка, который сделали своим жильём звери. («Теремок»)
20
– Герой с враждёнными уродствами: одним туловищем,
несколькими головами, двумя ногами, двумя крыльями, одним хвостом. (Змей
Горыныч)
30 –
Угадайте название сказки:
«А
дорога далека, а корзинка нелегка.
Сесть
бы на пенёк, съесть пирожок!» («Маша и медведь»)
40
–
Инсценируйте русскую народную сказку «Репка» (Обучающие самостоятельно
распределяют роли и готовят выступление)
50 –
Кукольный театр. Русская народная сказка «Колобок» (Обучающие
самостоятельно распределяют роли и готовят выступление)
После
выступления групп на задание четвёртое и пятое, необходимо провести оценивание
выступления обучающимися и учителем.
IV.
Физкультминутка (проводится после очередного вопроса из раздела
«Пословицы»)
-Пословицы отражают качества людей, за которые уважали наши
прадеды и деды человека или, наоборот, порицали. Я буду называть такие
качества. Если человека за это уважают, будете делать поклон до пояса, если нет
– качайте головой с укоризной.
Честность, доброта, лень, трудолюбие, жадность, взаимопомощь,
ловкость, терпение, щедрость.
V. Выставка
книг
Эй,
девчонки и мальчишки!
Посмотрите,
что за книжки!
-Наш
урок сегодня мы посвятили только самой маленькой части устного народного
творчества: загадкам, пословицам и сказкам. А какие разделы ещё включает в себя
устное народное творчество мы узнаем, просмотрев страницы книг нашей выставки.
Это и заклички, небылицы, потешки, считалки, колыбельные, прибаутки. Знакомство
с этими и другими разделами устного народного творчества мы продолжим на наших
уроках литературного чтения.
VI. Итог
урока
6.1. Итог
-Назовите
тему нашей игры. («Сокровища мудрости народной»)
-О
каких сокровищах идёт речь? (Устное народное творчество)
-Назовите
разделы устного народного творчества, которые мы вспомнили сегодня на уроке.
-А
с какими разделами устного народного творчества мы будем знакомиться на наших
уроках литературного чтения?
6.2. Рефлексия
-Пока
жюри оценивает работу команд и подводит итоги игры, предлагаю Вам самим сделать
выводы по сегодняшней игре.
-Попробуйте
оценить работу ребят своей команды и свою.
-Оценивание
работы учителем.
VII.
Награждение
-Сейчас
вам придётся вспомнить один из разделов устного народного творчества –
считалку. С помощью считалочки, мы выясним, результаты какой команды узнаем
первой. Кто посчитает наши команды?
-Предоставляется
слово жюри.
-Награждение.
-Большое
спасибо за урок. Урок закончен.
3. Заключение
На уроке по
теме «Сокровища мудрости народной» обучающиеся
вовлекаются в активную практическую деятельность.
Этапы
урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности.
Учебные вопросы опираются на жизненный опыт ребят.
Учебный
материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для
учеников первого класса. Предлагаемые для выполнения групповые задания
призваны способствовать развитию у обучающихся мыслительных операций, т.к. дети
имеют возможность аргументировано доказать свой выбор, сделать выводы. Большое внимание на уроке уделяется отработке умению
выстраивать ответ с помощью вопросов и заданий, умению слаженно работать в
группе и давать самооценку своей работе, работе своей группы, оценивать
результат работы других групп.
Интенсивность урока оптимальна. Урок спроектирован с
учётом психолого - возрастных особенностей обучающихся первого класса. На
уроке для обучающихся созданы комфортные условия, чтобы чувствовали они себя
уверенно, чётко и слаженно работали в группах.
В групповой работе ребятам даётся возможность учиться
договариваться, принимать решение, убедительно представлять результат
совместной работы.
Учебное время используется эффективно, с запланированным
объёмом заданий, обучающиеся во время урока справляются.
4.
Список
литературы:
1. Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к
мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и
др.: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Примерная
основная образовательная программа начального общего образования / сост. Е.С.
Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 .
3.
Универсальные
поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.:
Просвещение, 2009. 41 с.
5. Максимова
О. Н. Урок литературного чтения в условиях реализации ФГОС
НОО. Основные тезисы статьи по теме самообразования (Статья из Интернета
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.