Инфоурок Начальные классы КонспектыФормирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения "Сокровища мудрости народной". 1 класс. ОС "Школа 2100"

Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения "Сокровища мудрости народной". 1 класс. ОС "Школа 2100"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №67»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

«Формирование универсальных учебных действий

на уроке внеклассного чтения

«Сокровища мудрости народной»

(УМК ОС «Школа 2100», 1класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: 

Чайко Светлана Леонидовна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2014

 

Содержание

Страницы

1.

Введение

2

2.

Основная часть

Проект урока по литературному чтению

«Сокровища мудрости народной»

3 – 6

3.

Заключение

6

4.

Список литературы

6

 

 

1.     Введение

Утверждение в РФ нового Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты как систему трёх типов компетенций: предметных, метапредметных и личностных, создаёт принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. При этом целенаправленное формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.

         Универсальные учебные действия младшего школьника – это важная составляющая системно-деятельностного подхода. Таким образом, УУД становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.

         Значение курса «Литературное чтение» (в том числе внеклассное чтение) состоит в том, что в ходе его изучения у обучающихся формируется читательская самостоятельность и функциональная грамотность, совершенствуются навыки чтения, развивается восприятие литературного текста. Курс способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

В моей творческой разработке представлен  проект урока литературного (внеклассного) чтения для первого класса, УМК ОС "Школа 2100",  по теме «Сокровища мудрости народной».

Целью моей творческой работы стало овладение педагогическими технологиями (системно-деятельностного метода, кейс-метода), с помощью которых  можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.

2. Тема урока: «Сокровища мудрости народной» 

Цели:        

1)      Расширение знаний обучающихся о произведениях устного народного творчества;

2)      Развитие творческих способностей детей средствами предмета литературное (внеклассное) чтение;

3)      Воспитание культуры общения, доброго отношения к людям; интереса к народному творчеству и русской словесности.

Планируемые результаты:

Личностные:

-самоопределение, т.е. готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

-осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации в различных источниках.

Коммуникативные УУД:

-проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал; инвентарь для показа сказок; бланк ответов для жюри; призы и подарки участникам.

 

I. Организационный момент. Мотивация

Здравствуйте, господа,

Что пожаловали сюда?!               (слайд №1)

Заходи, честной народ,

Нас игра к себе зовёт!

-Ещё задолго до появления первой рукописной книги, русский народ создал высокую культуру слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому – литературу, которую теперь называют устным народным творчеством. Это мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые и печальные песни, удивительные и разнообразные сказки.

-А кто из вас, ребята, хотел бы совершить путешествие в этот изумительный и волшебный мир – мир устного народного творчества?

-Вместе с нами в путешествие отправятся и наши гости. Давайте их поприветствуем. Присаживайтесь.

II. Актуализация знаний. Постановка целей

2.1. Беседа

-Зачитайте тему нашего урока. (Сокровища мудрости народной) (слайд №2)

-О каких сокровищах идёт речь? (Народном опыте, выраженном в пословицах, загадках, сказках – об устном народном творчестве)

-Именно через пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки русский народ выразил своё отношение к таким понятиям как добро и зло, счастье и горе, трудолюбие и лень, честность и обман.

2.2. Представление игрового поля (слайд №3)

-Наш урок мы проведём в форме игры по принципу телевизионной игры «Своя игра». Капитан команды называет выбранный всей командой раздел и номер вопроса. Чем больше количество баллов за ответ, тем вопрос сложнее. Если команда не даёт верного ответа, команды-соперники могут ответить и заработать дополнительные баллы. Выигрывает команда, получившая за всю игру наибольшее количество очков.

-Ваши ответы оценивает компетентное жюри в составе…

2.3. Представление команд

-Давайте поприветствуем команды и их капитанов.

III. Включение в систему знаний

3.1. Пословицы (слайды № 4 – 12)

Пословицы отражают качества людей, за которые уважали человека наши прадеды и деды или, наоборот, порицали. Пословицы обобщают жизненные наблюдения и опыт народа.

10 – Закончи пословицу: Не имей 100 рублей, а имей … (100 друзей)

20 – Составьте пословицу: людей, поспешишь, насмешишь. (Поспешишь – людей насмешишь.)

30 – Замените иллюстрации словами и прочитайте пословицу целиком. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

40 – Счастливый случай.

50 – Назовите номер пословицы, которой соответствует иллюстрация.

1.Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

2.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3.2. Загадки (слайды № 13 – 22)

Загадки – зарифмованные строки, в которых дано определение предмета или явления. Русские народные загадки очень ясные и поэтичные. Именно в этом мы сейчас и убедимся.

10 – Поднялись ворота – всему миру красота. (Радуга)

20 – Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)

30 – Голубой платок, алый клубок,

По платку катается, людям улыбается. (Солнце)

40 – Двенадцать братьев друг за другом ходят,

Друг друга не находят. (Месяцы)

50 – Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)

3.3. Сказки (слайды № 23 – 30)

Сказки – это занимательный рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.

10 – Название горшочка, который сделали своим жильём звери. («Теремок»)

20 – Герой с враждёнными уродствами: одним туловищем, несколькими головами, двумя ногами, двумя крыльями, одним хвостом. (Змей Горыныч)

30 – Угадайте название сказки:

«А дорога далека, а корзинка нелегка.

Сесть бы на пенёк, съесть пирожок!» («Маша и медведь»)

40 – Инсценируйте русскую народную сказку «Репка»  (Обучающие самостоятельно распределяют роли и готовят выступление)

50 – Кукольный театр. Русская народная сказка «Колобок» (Обучающие самостоятельно распределяют роли и готовят выступление)

После выступления групп на задание четвёртое и пятое, необходимо провести оценивание выступления обучающимися и учителем.

IV. Физкультминутка (проводится после очередного вопроса из раздела «Пословицы»)

-Пословицы отражают качества людей, за которые уважали наши прадеды и деды человека или, наоборот, порицали. Я буду называть такие качества. Если человека за это уважают, будете делать поклон до пояса, если нет – качайте головой с укоризной.

Честность, доброта, лень, трудолюбие, жадность, взаимопомощь, ловкость, терпение, щедрость.

V. Выставка книг

Эй, девчонки и мальчишки!

Посмотрите, что за книжки!

-Наш урок сегодня мы посвятили только самой маленькой части устного народного творчества: загадкам, пословицам и сказкам. А какие разделы ещё включает в себя устное народное творчество мы узнаем, просмотрев страницы книг нашей выставки. Это и заклички, небылицы, потешки, считалки, колыбельные, прибаутки. Знакомство с этими и другими разделами устного народного творчества мы продолжим на наших уроках литературного чтения.

VI. Итог урока

6.1. Итог

-Назовите тему нашей игры. («Сокровища мудрости народной»)

-О каких сокровищах идёт речь? (Устное народное творчество)

-Назовите разделы устного народного творчества, которые мы вспомнили сегодня на уроке.

-А с какими разделами устного народного творчества мы будем знакомиться на наших уроках литературного чтения?

6.2. Рефлексия

-Пока жюри оценивает работу команд и подводит итоги игры, предлагаю Вам самим сделать выводы по сегодняшней игре.

-Попробуйте оценить работу ребят своей команды и свою.

-Оценивание работы учителем.

VII. Награждение

-Сейчас вам придётся вспомнить один из разделов устного народного творчества – считалку. С помощью считалочки, мы выясним, результаты какой команды узнаем первой. Кто посчитает наши команды?

-Предоставляется слово жюри.

-Награждение.

-Большое спасибо за урок. Урок закончен.

 

3. Заключение

   На уроке по теме «Сокровища мудрости народной»  обучающиеся вовлекаются в активную практическую деятельность.

        Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Учебные вопросы опираются на  жизненный опыт ребят.

       Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для учеников первого класса. Предлагаемые для выполнения групповые задания   призваны способствовать развитию у обучающихся мыслительных операций, т.к.  дети имеют возможность аргументировано доказать свой выбор, сделать выводы. Большое внимание на уроке уделяется отработке умению выстраивать ответ с помощью вопросов и заданий, умению слаженно работать в группе и давать самооценку своей работе, работе своей группы, оценивать результат работы других групп.

        Интенсивность урока оптимальна. Урок спроектирован с учётом  психолого - возрастных  особенностей обучающихся первого класса.  На уроке для обучающихся созданы комфортные условия, чтобы чувствовали они себя уверенно, чётко и слаженно работали в группах.

В групповой работе ребятам даётся возможность учиться договариваться, принимать решение, убедительно представлять результат совместной работы.

Учебное время  используется эффективно, с запланированным объёмом заданий,  обучающиеся во время урока справляются.

 

4. Список  литературы:

1.       Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к  мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2.     Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 .

3.     Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).

4.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

5.     Максимова О. Н. Урок литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО. Основные тезисы статьи по теме самообразования (Статья из Интернета


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения "Сокровища мудрости народной". 1 класс. ОС "Школа 2100""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Утверждение в РФ нового Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты как систему трёх типов компетенций: предметных, метапредметных и личностных, создаёт принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. При этом целенаправленное формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.

         Универсальные учебные действия младшего школьника – это важная составляющая системно-деятельностного подхода. Таким образом, УУД становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.

         Значение курса «Литературное чтение» (в том числе внеклассное чтение) состоит в том, что в ходе его изучения у обучающихся формируется читательская самостоятельность и функциональная грамотность, совершенствуются навыки чтения, развивается восприятие литературного текста. Курс способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

В моей творческой разработке представлен  проект урока литературного (внеклассного) чтения для первого класса, УМК ОС "Школа 2100",  по теме «Сокровища мудрости народной».

Целью моей творческой работы стало овладение педагогическими технологиями (системно-деятельностного метода, кейс-метода), с помощью которых  можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.

2. Тема урока: «Сокровища мудрости народной»       

Цели:        

1)      Расширение знаний обучающихся о произведениях устного народного творчества;

2)      Развитие творческих способностей детей средствами предмета литературное (внеклассное) чтение;

3)      Воспитание культуры общения, доброго отношения к людям; интереса к народному творчеству и русской словесности.

Планируемые результаты:

Личностные:

-самоопределение, т.е. готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

-осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации в различных источниках.

Коммуникативные УУД:

-проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

Средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал; инвентарь для показа сказок; бланк ответов для жюри; призы и подарки участникам.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 384 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.11.2014 197
    • DOCX 46.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чайко Светлана Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чайко Светлана Леонидовна
    Чайко Светлана Леонидовна
    • На сайте: 10 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6823
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек