Главная / Начальные классы / Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному процессу

Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному процессу



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24













Конкурс методических разработок «Эффективная форма взаимодействия семьи и школы»





Методическая разработка

«Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному процессу»













Выполнила : учитель начальных классов

Купрюхина Елена Леонидовна







Тема: Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному процессу

ЦЕЛЬ:  

создание условий для развития творческого взаимодействия школы и семьи, способствующих самоопределению и самореализации школьника.

ЗАДАЧИ:

формировать у родителей систему ценностных отношений; ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; организовать совместные мероприятия учителей, родителей и учащихся; создать условия для взаимодействия с общественными организациями; вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.

Актуальность: Ни для кого ни секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему так происходит и кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах» отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними.

Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Это взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям об одном из направлений, используемом в моей работе, мне хочется рассказать. Этим направлением является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству. За этими словами стоит очень многое. Какие аспекты работы с родителями должны быть включены в эту стратегию и насколько серьёзно они должны контролироваться со стороны администрации школы? Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной традиционной экскурсии по школьному зданию ;такую экскурсию могут проводить учащиеся –старшеклассники совместно с педагогом младших классов. Такая встреча поможет оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей, посещать уроки в дни открытых дверей. Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам в первых дней пребывания в ней. В первую очередь это знакомство с уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой. Большое внимание учитель должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе. Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся ,их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке. Педагог должен познакомить родителей с приемами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками, по которым учатся дети их структурой. Родителям очень интересно знать, какие темы в изучении являются наиболее сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребёнком дома, как работать с малышом по трудным темам учебника, как объяснить трудности. Для того, чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, классный руководитель с первых дней должен знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками классных дел. Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы. Создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях. Родители должны быть и в театрах и музеях, на экскурсиях, классных часах. Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом. Для того чтобы снять тревогу и напряжение родителей в ожидании перехода ребенка на старшую ступень, классный руководитель должен уделить большое внимание уже знакомству родителей класса с администрацией школы и педагогическим коллективом. Видеть родителей будущих учеников, знать их отношение к школе и учебно-воспитательному процессу - это реальная возможность предотвращения проблем в обучении и воспитании, которые могут встретиться на средней и старшей ступени обучения учащихся. Сегодня является актуальным вопрос о необходимости и перспективах создания школьного сайта, сайта как “визитка”, PR-инструмента школы, сайта как инструмент внутри- и внешкольного взаимодействия. Иметь школе собственную страничку в мировой сети не только престижно, но и удобно. Сайт связывает в единую цепь учеников, родителей и учителей школы, сближая всех общими интересами. Основная цель школьного сайта — связать между собой учеников, родителей и учителей обменом информацией по различным направлениям школьной жизни. Например, в связи с занятостью родители не всегда могут прийти в школу лично, и лучше ввести их в курсе дела школы посредством объявления на сайте. С помощью школьного сайта, на котором отражена вся школьная жизнь, подростки будут больше вовлечены в социальную деятельность, смогут получать дополнительное образование дистанционно, учителя получат удобную доску объявлений о проводимых конференциях, смогут публиковать свои методические наработки и многое, многое другое. Школьные сайты должны быть по существу виртуальной школой. Это в значительной степени сможет облегчить выбор школы, класса для ребенка, так как родители получают большое количество разноплановой информации. Также школьные сайты — это прекрасная возможность показать творческие способности учащихся и способы самореализации подростков, отразить атмосферу в школьном коллективе.

Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы:

  • Экскурсия-знакомство со школой.

  • Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».

  • Презентация классного журнала «Новости школьных уроков».

  • День открытых дверей в классе. Демонстрация достижений учащихся, родителей и педагога коллективу.

  • Выпуск газеты силами родителей

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности. Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.

Предполагаемые результаты 1.Укрепление взаимоотношений  школы и семьи, способствующих самоопределению и самореализации школьников. 2.Сформированная система ценностных отношений между школой и семьей. 3.Создание комфортных благоприятных условий для развития ребенка. 4.Улучшение межличностных взаимоотношений между педагогами и родителями.







































Используемые источники

1.Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2004. 2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2003. 3.Работа с родителями: Сборник статей./Под общ.редакцией ОсиповойМ.П., Минск: УП: «Экоперспектива»,2003 4. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002. 5. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003

Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному процессу
  • Начальные классы
Описание:

Актуальность:  Ни для кого ни секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему так происходит и кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием  семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах» отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними.

Автор Купрюхина Елена Леонидовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 329
Номер материала 28708
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓