Формирование
творческой личности будущего педагога в системе дополнительного образования на
примере работы модуля «Кукольный театр»
Н.А.Рудаковская,
педагог-организатор
КГБОУ
СПО «Енисейский педагогический колледж»
Становление и развитие творческой
личности является одним из приоритетов сегодняшнего образования. Творческая
личность — человек, ориентированный на творчество во всех сферах своей жизни,
обладающий чувствами новизны, чуткости к противоречиям, способностью
сомневаться, испытывающий жажду познания, открытия, изобретения. Творческой личности
свойственны развитое воображение, чувство красоты, вдохновение, нестандартность
мышления, смелость в решении возникающих проблем, вариативность подходов.
Для того чтобы обучить детей творчеству, будущему педагогу необходимо научиться
работать творчески самому. Практика показала, насколько необходимы в
современных условиях активные, самостоятельные, инициативные педагоги,
способные найти творческий подход в решении педагогических ситуаций.
Исследователь Н. М. Шакирова под готовностью педагога к творческой деятельности
понимает сформированность у педагога творческой активности, самостоятельности,
потребности в творческом взаимодействии с детьми. В процессе профессионального
становления в зависимости от различной степени творческой активности будущий
педагог может сменить различные роли: наблюдателя, участника, активного
участника, генератора идей, организатора, руководителя. Находясь в роли
«наблюдателя», будущий педагог оказывается на самой первой ступени
профессионального роста. Когда «наблюдатель» становится «участником» процесса,
тем более его активным элементом, он приобретает новые знания и умения. И чем
сложнее роль, тем выше творческая активность. Роль творческой личности
педагога в системе образования нельзя переоценить. Эта роль одна из главных.
Творчески работающий педагог — это педагог, результат деятельности которого
отличается качеством, новизной, оригинальностью, уникальностью. Ему присуща
творческая самостоятельность, умение предвидеть и прогнозировать развитие
педагогического процесса. В настоящее время творческое обучение и
воспитание являются одним из самых перспективных и популярных.
Формирование творческой личности будущего педагога
можно рассматривать как направленный процесс, который может осуществляться под
влиянием системы непрерывного образования, важнейшим звеном которого является
дополнительное образование. В рамках дополнительного
образования в Енисейском педагогическом колледже существует модуль «Кукольный
театр», где студенты специальности Дошкольное образование приобретают умения и
навыки по организации и деятельности кукольного театра в дошкольном учреждении.
Студентам дается возможность не только стать самим участниками театрализованных
действий, но и изучить методику организации кукольного театра в дошкольном
образовательном учреждении, апробировать приемы работы, использовать полученный
опыт на практике, что служит
положительной мотивацией в освоении специальности и позволяет создавать
эффективные условия для раскрытия творческих способностей.
Сегодня
сценическому творчеству уделяется внимание практически в каждом российском
образовательном учреждении. И это вполне закономерно. Ведь театр – это
благоприятная среда для самовыражения и самореализации, позволяющая многим
«найти себя», поверить в себя, преодолеть собственную робость, застенчивость,
комплексы неполноценности. Кукольный театр помогает правильно ориентировать
людей в сложном мире человеческих отношений. Пробуждая и развивая творческие
возможности человека, театр помогает обществу вырастить людей духовно богатыми
и нравственно здоровыми. Процесс обучения мастерству управлять куклой может
стать средством профилактики эмоциональной бедности, школой поддержки и
ободрения любого человека. Это искусство совершенно особое, уникальное,
содержащее в себе огромные возможности, в том числе возможность влияния на
формирование духовных и нравственных ценностей людей, их жизненной позиции.
Кукольный театр - искусство совершенно особое, уникальное, содержащее в
себе огромные возможности, в том числе возможность влияния на формирование
духовных и нравственных ценностей людей, их жизненной позиции. Являясь одной из
наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, кукольный театр не
только дает возможность для самореализации студента, раскрытия его способностей
и интересов, но и помогает нарабатывать позитивный жизненный опыт, познавать
себя, как личность, и учиться познавать других.
Кукольный театр колледжа - это творческий коллектив студентов, основной
деятельностью которого является работа с куклой - постановка этюдов, кукольных
спектаклей, их музыкальное оформление, разработка и использование спецэффектов.
Деятельность кукольного театра включает в себя выступления в дошкольных
образовательных учреждениях в рамках педагогической практики студентов,
разработку художественных номеров с использованием кукол. Здесь проявляется
самостоятельность студентов, их творчество, коммуникабельность. Они постигают
здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный
процесс. Занятия в кукольном театре вырабатывают чувство ответственности,
дисциплинируют, прививают чувство коллективизма. Процесс обучения мастерству
управлять куклой может стать средством профилактики эмоциональной бедности,
школой поддержки и ободрения любого человека. Театр кукол, как и всякий другой
вид искусства, обладает безграничными возможностями для эксперимента и
творчества. Поиск и эксперимент составляют основу существования творческого
коллектива колледжа.
Деятельность кукольного театра колледжа - это
хорошая возможность формирования профессиональных компетентностей и личностных
качеств будущих педагогов, воспитания творческой направленности личности. Кроме
того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное
воздействие на личность, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя
при этом все имеющиеся у него возможности.
Занятия в кукольном театре, на мой
взгляд, как нельзя лучше, повышают интеллектуальный и креативный уровень
будущих педагогов, сегодняшних студентов, помогают в дальнейшей работе,
способствуют формированию полноценной и гармонично развитой личности.
Литература:
1. Карамаленко
Т.Н., Карамаленко Ю.Г. «Кукольный театр», М: 2000
г.
2. Фоминцев
А.И. «Уроки основ театрального искусства», Зеленогорск:1999
г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.