Главная / Директору-завучу / Формирование толерантной среды в школе – основа духовно- нравственного воспитания личности.

Формирование толерантной среды в школе – основа духовно- нравственного воспитания личности.

Формирование толерантной среды в школе – основа духовно- нравственного воспитания личности.

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста». (Далай-Лама XIV)

Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия является гордостью нашей страны. Эта модель представляет собой постоянно развивающую, гибкую систему, которая призвана устойчиво сохранить свои главные характеристики в быстроизменяющемся мире, отвечать современным требованиям. Одним из условий упрочения, дальнейшего развития модели межэтнического и межконфессионального согласия является воспитание подрастающего поколения казахстанцев в духе толерантности. Молодежь сегодня изучает накопленный социально-исторический опыт, в том числе традиции мира и согласия, так как она несет ответственность за сохранение, обогащение и дальнейшее развитие идей мира и добра, которая царила веками на казахской земле, а в годы Независимости приобрела новое содержание уникальной модели. Молодежь независимого Казахстана воспитывается на образах реального воплощения идей мира и согласия, инициированных Главой нашей страны Н.А. Назарбаевым, Правительством Казахстана. Наша молодежь является не просто свидетелем, но и соучастником многих миротворческих дел, которые осуществляет руководство страны, внутри и на международной арене.

В «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы», в Законе «Об образовании» Республики Казахстан ставится задача воспитания казахстанского патриотизма, толерантности, высокой культуры, уважения к правам и свободам человека; приоритетного развития государственного языка. Содержание образования и воспитания в нашей стране способствует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от их расы и национальности, культурной и конфессиональной принадлежности, к формированию общечеловеческой культуры личности.

18 апреля 2013 года утверждена КОНЦЕПЦИЯ развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года), где отмечено, что для дальнейшего совершенствования казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия необходимо принять следующие основные меры:

В области совершенствования практической работы по укреплению общественного согласия и национального единства:

поддержка практических усилий руководства страны по обеспечению и совершенствованию механизмов гражданского равноправия;

совершенствование механизмов вовлечения этнокультурных объединений, этносов в процессы национально-государственного строительства.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Живая повседневная жизнь школы полна событиями. События, вокруг которых вращается весь школьный мир, лежат в основе воспитательных программ школы. В школе №6 города Зыряновска действует система воспитательных программ, которая отражает уровни и направления воспитательной деятельности школы.

  • Программа воспитания толерантности

  • Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Программа духовно-нравственного воспитания

  • Программа по формированию правосознания школьников

  • Программа по формированию здорового образа жизни

  • Программа по профориентации школьников

«Патриотизм и толерантность – два крыла; они неразрывны» (М.В.Воскобойников)

В настоящее время в нашей школе учатся дети - представители 13 национальностей. Это позволяет назвать нашу школу многонациональной (азербайджанцы, грузины, армяне, белорусы, украинцы, узбеки, дагестанцы, корейцы и т.д.). Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Какие конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы воспитать толерантную личность? Весьма распространено мне­ние о том, что для развития у школьников межкультурной толерантно­сти необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их углубленное изучение. Однако, нет смысла погружать­ся в культуру (тем более, что всего разнообразия культур не познать), чтобы получить представление об ее индивидуальности. На первое место выходит работа педагогов не столько над проблемой расшире­ния и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще.

В КГУ «Средняя школа № 6 города Зыряновска формирование толерантной среды осуществляется согласно разработанной программе «Я в мире людей» Целью Программы толерантного воспитания является формирование и внедрение социальных норм толерантности, формирование у детей навыков толерантных отношений.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

  • воспитание терпимости к инакомыслию;

  • воспитание у детей школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.

  • развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

  • консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности.

  • Использование в процессе обучения и воспитания учащихся интерактивных средств обучения, тренингов и игр.

Ожидаемые конечные результаты внедрения в систему образования среднего звена учебных программ по формированию установок толерантного сознания:

  • Формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

  • Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, религии и т.д.).

  • Воспитание активной жизненной позиции: ребёнок, успешно взаимодействующий в коллективе; ребёнок, противостоящий интолерантным отношениям; социально адаптированный ребёнок.

Для достижения поставленных целей мы создаём у учащихся позитивную установку на сотрудничество, обеспечение эмоционального комфорта, психологической защищённости ребёнка, актуализируем мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставляем возможности апробировать приобретённые знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Педагогический коллектив использует следующие формы работы: акции, тренинги, дни толерантного общения, классные часы, экскурсии, конференции. Особую роль играет работа этнокультурного центра «Росы», реализация социально значимых проектов.

В работе мы выделяем следующие направления: Формирование-

Политической толерантности – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

Научной толерантности – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогической толерантности – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

Административной толерантности – умение руководить без нажима и агрессии.

Практическая работа осуществляется согласно следующим разделам:

I. Обучение толерантности.

  • Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

  • Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

  • Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий.

  • Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность

Наряду с коллективными формами работы используются индивидуальные и групповые, особенно в тех случаях, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к небольшой группе учащихся, затрагивает факты, требующие доверительного индивидуального разговора.

Педагогическим коллективом разработан практикум, ориентированный на формирование толерантности учащихся, расширение их межкультурной компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия. Он предполагает овладение учащимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира: еда, одежда, костюм, а также внешними проявлениями культуры своего и других народов. Важное место в практикуме отводится внеклассным мероприятиям, посвященным проблемам взаимодействия членов образовательного сообщества.

Мероприятия

Кем проводится

Выставки книг «В семье единой», «Книга – мост между цивилизациями»

Библиотекарь школы

Фотовыставка «Каким я вижу этот мир»

Заместитель директора по ВР

Выставка рисунков «Национальный костюм»

Преподаватель изобразительного искусства

Выставка национальных блюд

Заместитель директора по ВР

Разработка памятки 
«Принципы и нормы толерантного поведения»

Заместитель директора по ВР

Создание мультимедийной презентации «Лики толерантности»

Классные руководители

Тренинги толерантного поведения

Психолог

Круглый стол «Все мы разные, но равные»

Заместитель директора по ВР

Выпуск стен. газет

Редакция школьной газеты «Истоки»

«Рисуем дружбу». Конкурс рисунков для учащихся начальных классов

Учителя начальных классов

Тематические родительские собрания «Учитель, ученик, родитель»

Классные руководители

Работа с этнокалендарем

Классные руководители

«Рассказ о мире». Выступления на классных часах с рассказами о поездках по дальнему и ближнему зарубежью

Члены туристических экспедиций

Огромная работа по формированию толерантности ведется во внеурочное время:

  1. Экскурсионная работа по этнозаповедникам и историческим памятникам.

  2. Участие в районных конкурсах рисунков по вопросам толерантности.

  3. Участие в играх – путешествиях «Будем знакомы», посвященных истории и культуре разных стран.

  4. Ежегодные фольклорные праздники “ Красная горка»

Также, большая работа ведется и на базе деятельности этнокультурного центра «Россы»

Организация хореографических композиций, встреча с другими этническими центрами, изучение фольклорного наследия района.

Большое значение имеют

  1. Встречи с ветеранами ВОВ

  2. Встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками школы, живущими в микрорайоне (на всех ступенях обучения).

  3. Исторические конференции по основным проблемам Великой Отечественной войны.

  4. Участие в праздниках, посвящённых дню города, дням улицы

  5. Изучение документов по истории Великой Отечественной войны, которые находятся в архиве.

  6. Встречи и поздравления ветеранов.

  7. Проведение экскурсий для учащихся и гостей школы.

  8. Интерактивные занятия

Уроки мужества”, экскурсии в ЦГБ воспитывают у школьников уважение к людям разных национальностей, победившим в Великой Отечественной войне.

Осуществляя данную работу, мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить личности спокойно и достойно сосуществовать в полиэтничном, многоконфессиональном мире. В мире, где каждый имеет право на своё мнение и выбор.

Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности. «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Поэтому и воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были. Личный опыт личности в нашей школе можно проследить на основе деятельности МО «Истоки» На базе школы в октябре 2006 года была зарегистрирована неправительственная организация (НПО) – общественное объединение «Молодежная организация юных граждан РК «Истоки»», и на протяжении 7 лет реализует главную цель организации: воспитание активной творческой личности с четко выраженной гражданской позицией, развитие в детях нравственных устоев, формирование ценностных социальных ориентиров.

МО «Истоки» ежегодно участвует в конкурсе социально значимых проектов и выигрывает гранты на их реализацию.

Лидеры МО работают над формированием жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самим себе. Они сознательно участвует в разностороннем саморазвитии и в высшей форме саморазвития – самовоспитании, понимают и ценят казахстанскую культуру, привержены идеям духовного согласия и толерантности. Это качества, на которых акцентирует внимание Президент РК Н.А. Назарбаев в Послании «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства»; качества, которыми должно обладать молодое поколение новой формации.

Проект 2013-2014.



Таким образом, для нашего педагогического коллектива толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают  оптимальные  условия  для  формирования  у   обучающихся   культуры достоинства, самовыражения личности. Считаем, что, формирование толерантной среды - основа духовно нравственного воспитания - способ  выживания  человечества и условие гармоничных отношений в обществе.
Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая есть у нас в школе, говорит нам, что работа даёт результаты.


Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу,
видеть в его глазах сложный духовный мир
– радость, горе, беду, несчастье.
Думай и чувствуй,
как твои поступки могут отразиться
на душевном состоянии другого человека.
В.А.Сухомлинский


Формирование толерантной среды в школе – основа духовно- нравственного воспитания личности.
  • Директору-завучу
Описание:

Формирование толерантной среды в школе – основа духовно- нравственного воспитания личности.

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста». (Далай-Лама XIV)

 

Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия является гордостью нашей страны. Эта модель представляет собой постоянно развивающую, гибкую систему, которая призвана устойчиво сохранить свои главные характеристики в быстроизменяющемся мире, отвечать современным требованиям. Одним из условий упрочения, дальнейшего развития модели межэтнического и межконфессионального согласия является воспитание подрастающего поколения казахстанцев в духе толерантности. Молодежь сегодня изучает накопленный социально-исторический опыт, в том числе традиции мира и согласия, так как она несет ответственность за сохранение, обогащение и дальнейшее развитие идей мира и добра, которая царила веками на казахской земле, а в годы Независимости приобрела новое содержание уникальной модели. Молодежь независимого Казахстана воспитывается на образах реального воплощения идей мира и согласия, инициированных Главой нашей страны Н.А. Назарбаевым, Правительством Казахстана. Наша молодежь является не просто свидетелем, но и соучастником многих миротворческих дел, которые осуществляет руководство страны, внутри и на международной арене.

Автор Затеева Елена Дмитриевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 706
Номер материала 44752
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓