Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыФормирование технологии продуктивного чтения

Формирование технологии продуктивного чтения

Скачать материал

Методические рекомендации

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание  всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

 


Подписи к слайдам

1 слайд . Ребус «Сторож» В. Осеева

- Отгадайте название произведения, разгадав ребус.  (СТОРОЖ)

- О чем или о ком пойдет речь?

- Кто такой сторож? Чем он занимается?

2 слайд. Картинки

- Под какой буквой  на картинке изображен сторож. (Г)

- Как догадались?

3 слайд. «Собери пазлы»

- Давайте посмотрим, какую иллюстрацию сделал художник к этому произведению.

- Соберите пазлы (Собирают пазлы. )

- Кто изображен на картинке? (мальчик с игрушками)

-Чем он занимается?

 - Подходит картинка к названию произведения? (НЕТ)

- Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь в произведении?

4 слайд. Рассказ «Сторож»  Первичное чтение произведения

- А теперь, что вы можете сказать. Соответствует заголовок и картинка к данному произведению?

- Почему на картинке изображен мальчик, а не сторож?

- О чем данное произведение?

- Вспомните что такое заголовок?

Заголовок отражает предмет, о котором пойдет речь (т.е. тему) или содержит сообщение о предмете (т.е. идею).

- У данного произведения заголовок это тема или идея?

- Придумайте свое название к данному произведению.

- Это тема или идея?

Работа над темой и идеей произведения.

Соберите пословицы/поговорки и выберите, какая больше подходит к данному произведению.

- Почему выбрали данную пословицу?

 - О чем выбранные пословицы (о жадности).

- Найдите и зачитайте в тесте слова, которые доказывают вашу точку зрения.  «Моё! Моё! – кричал он, закрывая  игрушки руками».

Подведение итогов урока.

 - Что автор хотел нам рассказать этим текстом?

- О каких человеческих качествах мы говорили?

- Как вы думаете, к чему может привести жадность?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинка для создания пазлов

Материалы за 11.02.2014 " Страница 40 " Новостной портал для скачивания через торрент или напрямую

Материалы за 11.02.2014 " Страница 40 " Новостной портал для скачивания через торрент или напрямую

 


Текст для учащихся

Валентина Александровна Осеева

Сторож

 

      В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

- Моё! Моё! - кричал он, закрывая игрушки руками.

    Дети не спорили - игрушек хватало на всех.

- Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились ребята

  воспитательнице.

- А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.

- Почему? - удивилась воспитательница.

- У тебя так много игрушек!

  Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

- Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.

 

________________________________________________________________

 

 

Валентина Александровна Осеева

Сторож

 

   В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

- Моё! Моё! - кричал он, закрывая игрушки руками.

    Дети не спорили - игрушек хватало на всех.

- Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились ребята   

  воспитательнице.

- А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.

- Почему? - удивилась воспитательница.

- У тебя так много игрушек!

  Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

- Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование технологии продуктивного чтения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данной разработке представлены методические рекомендаций для педагога на тему " Формирование технологии продуктивного чтения", красочная презентация для работы с рассказом Валентины Александровны Осеевой "Сторож", текст произведения, картинки для создания пазлов(можно распечатать и разрезать самостоятельно или воспользоваться программой для создания пазлов), пословицы и поговорки.

Использование предлогаемого материала возможно как на уроках литературного чтения в начальных классах, так и во внеурочной деятельности.

Для продуктивной работы на данном уроке наиболеее эффективно будет использовать групповую форму работы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 842 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 363
    • DOCX 135.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Госсен Анастасия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Госсен Анастасия Викторовна
    Госсен Анастасия Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5919
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 28 регионов

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 27 регионов