Методические рекомендации
Продуктивным чтением является
такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной
информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое
понимание текста. Целью технологии
является формирование типа правильной читательской деятельности, умение
самостоятельно понимать текст. Данная технология направлена на
формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений
истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать
собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты
учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения
извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной
технологии передачи ученику готового
знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что
они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут
объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем –
партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику
выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и
самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой
активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и
эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Структура технологи
продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый
процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с
текстом после чтения.
I этап.
Работа с текстом до чтения
Антиципация
(предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой,
тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по
названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту
иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с
учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической)
готовности учащихся к работе.
II этап.
Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в
классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в
соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными
возможностями учащихся.
Выявление первичного
восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов
искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений
первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской
прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое»
повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста
(приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по
прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего
вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию
текста.
Обобщение прочитанного.
Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае
необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап.
Работа с текстом после чтения
Концептуальная
(смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение
прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований,
оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной
идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника,
дополнительными источниками.
Работа с заглавием,
иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым
иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания,
опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции,
воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Опора на технологию не
означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре
и организации.
Подписи к
слайдам
1 слайд . Ребус «Сторож»
В. Осеева
- Отгадайте название произведения,
разгадав ребус. (СТОРОЖ)
- О чем или о ком пойдет речь?
- Кто такой сторож? Чем он занимается?
2 слайд. Картинки
- Под какой буквой на картинке
изображен сторож. (Г)
- Как догадались?
3 слайд. «Собери
пазлы»
- Давайте посмотрим, какую
иллюстрацию сделал художник к этому произведению.
- Соберите пазлы (Собирают
пазлы. )
- Кто изображен на картинке? (мальчик
с игрушками)
-Чем он занимается?
- Подходит картинка к названию
произведения? (НЕТ)
- Как вы думаете, о ком или о чем
пойдет речь в произведении?
4 слайд. Рассказ
«Сторож» Первичное
чтение произведения
- А теперь, что вы можете сказать.
Соответствует заголовок и картинка к данному произведению?
- Почему на картинке изображен
мальчик, а не сторож?
- О чем данное произведение?
- Вспомните что такое заголовок?
Заголовок отражает
предмет, о котором пойдет речь (т.е. тему) или содержит сообщение о предмете
(т.е. идею).
- У данного произведения заголовок
это тема или идея?
- Придумайте свое название к данному
произведению.
- Это тема или идея?
Работа над темой и
идеей произведения.
Соберите пословицы/поговорки и выберите,
какая больше подходит к данному произведению.
- Почему выбрали данную пословицу?
- О чем выбранные пословицы (о
жадности).
- Найдите
и зачитайте в тесте слова, которые доказывают вашу точку зрения. «Моё! Моё! –
кричал он, закрывая игрушки руками».
Подведение итогов урока.
- Что автор хотел нам рассказать
этим текстом?
- О каких человеческих качествах мы
говорили?
- Как вы думаете, к чему может
привести жадность?
Картинка
для создания пазлов
Текст
для учащихся
Валентина Александровна Осеева
|
Сторож
|
|
В детском саду
было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели
самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем
было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу
игрушек и охранял их от ребят.
- Моё! Моё! - кричал
он, закрывая игрушки руками.
|
Дети не спорили -
игрушек хватало на всех.
- Как мы хорошо
играем! Как нам весело! - похвалились ребята
воспитательнице.
- А мне скучно! -
закричал из своего угла мальчик.
- Почему? - удивилась
воспитательница.
- У тебя так много
игрушек!
Но мальчик не мог
объяснить, почему ему скучно.
- Да потому, что он
не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.
________________________________________________________________
|
Валентина Александровна Осеева
|
Сторож
|
|
В детском саду
было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели
самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем
было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу
игрушек и охранял их от ребят.
- Моё! Моё! - кричал
он, закрывая игрушки руками.
|
Дети не спорили -
игрушек хватало на всех.
- Как мы хорошо
играем! Как нам весело! - похвалились ребята
воспитательнице.
- А мне скучно! -
закричал из своего угла мальчик.
- Почему? - удивилась
воспитательница.
- У тебя так много
игрушек!
Но мальчик не мог
объяснить, почему ему скучно.
- Да потому, что он
не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.