Главная / Русский язык и литература / Формирование субъектной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках литературы

Формирование субъектной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках литературы

Формирование субъектной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках литературы

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Цнинская СОШ №1»

Зотова Татьяна Николаевна.


Анкетирование, наблюдение, диагностика показывают, что серьёзной проблемой школьного литературного образования является снижение качества, связанное с несколькими причинами:

а) многие ученики не обладают вкусом к чтению и не видят смысла изучения предмета (низкая мотивация);

б) недостаточно сформированы общеучебные умения и навыки;

в) большинство учащихся не могут формулировать проблемы, ориентироваться в контексте, анализировать информацию, самостоятельно отделять правду от вымысла.

Эта группа причин – причины субъективного порядка. Хочу отметить и объективную причину. Она связана с переходом от линейной к двухконцентрической системе обучения литературе: больший объем информации требуется вместить в меньшие временные рамки, и освоить его должны ученики более младшего возраста, чем прежде.

Решать эти проблемы возможно, когда ученик из объекта обучения становится субъектом учебной деятельности.

Цель своей педагогической деятельности вижу в том, чтобы создать условия для развития всех и каждого учащегося, чтобы каждый школьник достиг более высокого уровня обученности, сформировать творческую саморазвивающуюся личность, воспитать будущих граждан своей страны. Таковыми будут наши выпускники, если в школе они не только получат знания о прошлом, но и овладеют такими ценностями, как терпимость к иным точкам зрения, интерес и уважение к культурному многообразию мира, уважение к личности, правам человека, научатся отстаивать свою точку зрения, делать осознанный выбор.

Исходя из этой цели, ставлю задачи:

1. Создать условия для развития мотивации и интереса к изучению литературы.

2. Формировать аналитическую мыслительную деятельность учащихся через самостоятельную работу с различными источниками знаний.

3. Формировать общеучебные умения и навыки.

4. Формировать умение вести самостоятельную исследовательскую деятельность (работа с одарёнными детьми).

Свою работу строю, опираясь на концепции развивающего обучения Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, на научные труды по теории технологических подходов к обучению П.Я.Гальперина, А.Г.Ривина, на известные технологии модульного обучения, разноуровневого обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативные технологии. Изучая различные технологии, пришла к выводу, что только систематическая самостоятельная деятельность учащихся на основе развивающих заданий формирует у них активную деятельностную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу обеспечивает перестройку мышления учащихся со схемы: “услышал – запомнил – пересказал” к схеме: “познал – осмыслил – сказал – запомнил”. При таком подходе меняется роль ученика и учителя.

Считаю, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учением, то есть мотивирует, организует, консультирует, контролирует. Самостоятельное обучение организую через систему логических, творческих, проблемных заданий.

Для формирования целостного представления о литературных процессах и закономерностях необходимо создавать систему учебных задач. Система предполагает тесные связи между ее элементами. Поэтому, начиная изучать тему, на вводном уроке рассказываю о значении данной темы в изучаемом курсе, ставлю проблемное задание, которое связывает все уроки темы.

Такая работа с содержанием каждого урока эффективна, так как задания здесь связаны в единую систему. Построенная таким образом работа учит вдумчивому, критическому осмыслению материала, ставит учащихся в позицию исследователей, учит выявлять причинно-следственные связи, а успех в работе повышает мотивацию. При использовании проблемных заданий складывается определённый алгоритм действий.

1. Выделение исходного противоречия

2. Формулирование проблемного задания.

3. Поиск учащимися ответа на проблемный вопрос с опорой на текст учебника, произведения и системы заданий к ним:

  • Проанализируйте текст произведения.

  • Выясните, какова сюжетная линия и главная идея произведения.

  • Как связана идея произведения с историческим событиями этого времени.

4. Контроль и коррекция полученного результата

  • Взаимопроверка в парах.

  • Сверка с образцом ответа.

Задания составляю или подбираю таким образом, чтобы они стимулировали интеллектуальную деятельность учащихся, требовали от них серьёзных размышлений, поиска того, что не лежит на поверхности, до чего нужно добраться, преодолевая затруднения. Это и есть процесс самостоятельной познавательной деятельности.

Учебная задача – это, как правило, центральная проблема урока или темы. Выйти на решение этой проблемы можно, только решив частные вопросы. Прежде чем ответить на вопрос “почему произошло?”, ученики должны выяснить “что произошло?” и “как произошло?”. Так как данная система предполагает самостоятельную учебную деятельность учеников, роль учителя заключается в оказании помощи учащимся, в организации совместной деятельности.

Степень самостоятельности учеников и сложность задач зависят от возраста и уровня обученности детей. В пятом классе на начальной ступени литературного образования основными источниками информации являются тексты учебников и тексты литературных произведений, задания менее сложные. Чаще всего проблему формулирую сама, показывая ученикам, как “обнаружить” противоречия. Когда возможно, подвожу учеников к самостоятельному формулированию задачи. На этой ступени важно научить детей задавать вопросы. Для этого использую различные приёмы:

- задай вопрос по прочитанному тексту своему соседу по парте;

- составь и запиши вопрос по произведению в тетрадь;

- “толстые” и “тонкие” вопросы.

В дальнейшем дети сами учатся формулировать задачи. Для решения учебных задач младшим подросткам нужна большая помощь с моей стороны. Для этого даю “подсказки”: карточки-инструкции, памятки, систему вопросов, подводящих к решению проблемы. На этом этапе продолжается формирование умений и навыков работы с различными источниками информации. В 5-7 классах провожу упражнения:

  • по отработке умений подробного и выборочного пересказа;

  • по извлечению информации по вещественным источникам;

  • по характеристике героев литературных произведений;

  • по составлению плана эпизода, главы.

Задача работы с источниками – внимательное чтение, понимание, интерпретация. Успешность работы с текстами зависит от правильно организованной последовательности работы, от продуманной системы заданий, методов и приёмов работы с ними.

Так, изучая в 6 классе творчество А.С. Пушкина, использую отрывок из “Повести временных лет”. Планируя работу с текстом, провожу структурный анализ текста и определяю, что:

  • документ будет использован при изучении нового материала как один из источников новых знаний после чтения "Песни о вещем Олеге»;

  • цель: на основе анализа данного документа ученики должны получить представление о событиях, описанных в стихотворении.

  • форма организации работы с текстом – индивидуальная самостоятельная работа на уроке.

  • при организации работы с текстом можно опираться на знания учащихся об исторических событиях данного периода истории.

  • работа с текстом произведения позволяет учащимся развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Работа с текстом складывается из нескольких этапов:

1. Работа до начала чтения текста.

Учитель: Ребята, вспомните, что вы знаете о “Повести временных лет”?

Учащиеся: Эта летопись была составлена в начале 12 века учёным – монахом Киево – Печерского монастыря Нестором, который рассказал об истории восточных славян.

Учитель: Сегодня мы будем работать с отрывком из “Повести временных лет”, который рассказываем о походе киевского князя Олега против хазар.

2. Работа с текстом.

Используйте памятку – алгоритм:
А) прочти весь текст стихотворения
Б) выясни все непонятные слова (по словарю, спроси у учителя);
В) поставь вопросы к тексту;
Г) выдели главные мысли;

3. Работа после чтения текста.

Работа в парах. Задайте составленные по тексту вопросы друг другу.

4. Дальнейшее усвоение материала.

Выполнение заданий.

Сравните сведения о князе Олеге, данные в тексте стихотворения и в документе. Какие расхождения вы нашли?

С каждым годом источники информации усложняются. Старшеклассники уже умеют извлекать информацию из неадаптированных документов, сопоставлять разные источники, проводить рецензирование публицистической литературы, критически анализировать литературоведческие материалы, многие учащиеся могут увидеть противоречие, проблему, самостоятельно формулировать учебные задачи.

Большое внимание уделяю групповой работе, которая позволяет формировать коммуникативные умения, преодолевать неуверенность, учит сотрудничеству.

Организуя работу в группах, предлагаю каждой группе индивидуальное задание, выполнение которого подведёт учащихся к решению общего проблемного задания.

Главная ценность такой работы в том, что ученики развивают умение думать, сравнивать, соотносить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. В группе происходит свободное общение.

Одной из форм коллективной деятельности является работа в паре. Считаю, что важно применять такие формы работы на уроках усвоения новых знаний, систематизации, обобщения, коррекции и контроля. Ученики отмечают, что работать интереснее и эффективнее в группах, так они могут рассчитывать на помощь одноклассников.

Отбору содержания уделяю большое внимание. Оно должно быть преобразовано таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определённых проблем. Стараюсь подбирать в дополнение к информации учебника тексты из хрестоматии, документы, другие альтернативные источники информации – видеофильмы, компьютерные диски. Использую эти источники не только для разнообразия урока, но и для решения учебных задач. Так, в пятых классах провожу уроки с использованием мультимедийного пособия, итоговых тестовых заданияй Здесь же биографии и портреты писателей.. Безусловно, использование таких компьютерных пособий позволяет дифференцировать учебную деятельность учащихся, улучшает управление этой деятельностью, повышает учебно-познавательный интерес к изучению литературы..

Проблемные задания в работе с разнообразными текстами выступают не только как источник знаний, но и как способ мотивации. Применение таких заданий не отменяет других способов мотивации. Это могут быть: живое слово учителя, видеофильмы, картины, вещественные источники, игры.

Использую дидактические игры и игровые приёмы, так как они являются важным средством в стимулировании познавательного интереса, создают определённый эмоциональный настрой.

Привожу некоторые приёмы:

Персонификация – форма сюжетного рассказа о действиях литературного героя.

  • "Подготовить рассказ от имени литературного персонажа»

Воображаемое путешествие:

  • “Представьте, что вы путешественники. Вы побывали в Михайловском в гостях у А.С. Пушкина. Что он рассказал вам о своей жизни?”

Интервью:

  • “Представьте, что вы взяли интервью у А.П. Чехова после его поездки на Сахалин. Какие вопросы и ответы могли бы быть в этом интервью”?

Эти приёмы основаны на прямой речи и на так называемом “эффекте присутствия”. Учащиеся становятся как бы очевидцами событий. С помощью этих приёмов они обучаются моделировать новые ситуации, овладевают приёмами творческой деятельности.

Положительно принимают игры и старшеклассники. Игра является формой интерактивного обучения, при которой обеспечиваются условия для самообучения, развития активной жизненной позиции, развития чувства ответственности за общее дело.

Использую разные виды игр:

- имитационные;

- операционные;

- инсценировка ;

- ролевые;

- деловые;

В повышении мотивации и качества обучения важную роль играют разнообразные типы уроков. Провожу уроки – лекции, в том числе проблемные; уроки – семинары (как форма творческого поиска знаний, их осмысления и закрепления); уроки – зачёты (не только корректирующие и контролирующие, но и развивающие, когда предлагаю различные вопросы и задания исследовательского характера); уроки – диспуты – одна из самых трудных форм, но самых эффективных в формировании самостоятельности суждений учащихся. “.

Таким образом, любую форму работы, любой источник информации использую для создания проблемных ситуаций, для развивающего обучения, которое через самостоятельную деятельность выводит учеников на субъектную позицию.

Управление учением школьников невозможно без контроля, анализа и коррекции.

Качество и уровень усвоения знаний своих учеников определяю с помощью текущего и промежуточного контроля в конце каждого учебного элемента. Провожу его в разных формах:

Устная

- коллективное обсуждение проблемы;
- индивидуальные ответы;
- групповые решения.

Письменная

- тесты;
- графические задания;
- диктанты;
- эссе.

Итоговый и тематический контроль проводится в виде устного опроса - зачёта и письменной работы. Контрольные задания подбираю таким образом, чтобы было несколько вариантов, одинаковых по сложности, но с разнообразными заданиями, так как однотипные задания понижают мотивацию и результативность. Такая организация контроля позволяет выявлять пробелы в усвоении знаний и их своевременно устранять.

Чтобы выяснить отношение учеников к конкретному уроку или теме, использую такие приёмы:

  • анкетирование;

  • свободное письмо: (прошу ответить на вопросы:

- что я узнал на уроке?
- как я работал?
- было ли интересно?)
  • синквейн (в занимательной форме дают оценку своей работе, выражают свое отношение к уроку).

Такой подход в обучении гарантирует ученику освоение стандарта и продвижение на более высокий уровень, способствует положительной мотивации и положительно влияет на качество обучения, позволяет формировать целостную учебную деятельность, а это важно, так как только собственная деятельность учеников выводит их на качественно новый уровень.

Успешность и результативность обучения зависят от правильного сочетания способов мотивации, организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.



Формирование субъектной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная статья рассматривает, как происходит формирование субъектной позиции школьников на уроках литературы. Анкетирование, наблюдение, диагностика показывают, что серьёзной проблемой школьного литературного образования является снижение качества, связанное с несколькими причинами:

а) многие ученики не обладают вкусом к чтению и не видят смысла изучения предмета (низкая мотивация);

б) недостаточно сформированы общеучебные умения и навыки;

в) большинство учащихся не могут формулировать проблемы, ориентироваться в контексте, анализировать информацию, самостоятельно отделять правду от вымысла.

Эта группа причин – причины субъективного порядка. Хочу отметить и объективную причину. Она связана с переходом от линейной к двухконцентрической системе обучения литературе: больший объем информации требуется вместить в меньшие временные рамки, и освоить его должны ученики более младшего возраста, чем прежде.

 

Решать эти проблемы возможно, когда ученик из объекта обучения становится субъектом учебной деятельности.

Автор Зотова Татьяна Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 449
Номер материала 17397
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓