Главная / Начальные классы / Формирование социальной компетентности личности младшего школьника

Формирование социальной компетентности личности младшего школьника

Е.А.Яковлева


Формирование социальной компетентности личности младшего школьника


Одна из ведущих ключевых компетентностей – социальная. С ней связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющемся социуме.

Одним из наиболее эффективных способов формирования уважительного отношения к социальным нормам является совместное выведение этих норм.


Ключевые слова: социальная компетентность, учебное сотрудничество, дифференциация образовательного процесса, внеурочная деятельность.


По результатам международных исследований, российский школьник не умеет применять полученные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. В нашем обществе всё ещё распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты.

В связи с этим основным направлением модернизации российского образования является достижение нового качества образования через идею компетентностного подхода, который характеризуется, прежде всего, применением полученного знания на практике. Современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетентностей. Наиболее значимые из них – базовые, напрямую не связанны с содержанием конкретных предметов, но в то же время их развитие должно происходить на всех предметных занятиях и во внеурочное время.

Одна из ведущих ключевых компетентностей – социальная. С ней связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющемся социуме. Это способность личности понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила, играть разные социальные роли.

С правилами школьной жизни ученик знакомится постоянно. Они проявляются в виде требований со стороны педагогов, завучей, директора, родителей. Если количество требований чрезмерно, да ещё они не согласованы одно с другим, ученики, выслушав их, быстро забывают. Мало довести до сведения учащихся нормы и правила: необходимо создать такие условия, чтобы эти правила были не просто поняты учениками, но и приняты ими. Важно, чтобы учащиеся согласились с ними, осознали их ценность, увидели их рациональность. Одним из наиболее эффективных способов формирования уважительного отношения к социальным нормам является совместное выведение этих норм. Тогда отношение к ним будет позитивным и станет основанием для формирования социальной компетентности.

Что же такое социальная компетентность? Социальную компетентность нужно рассматривать как особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.

В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный - межличностный; компетенция, от лат. competere, -- встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям».

Социальная компетентность очень важна в современном обществе. Она играет особую роль в формировании жизненного пути человека, а также в распоряжении собственной жизнью. Поэтому данную компетентность нужно рассматривать и как меру личностной зрелости, то есть отсутствие противоречий между чувствами, мыслями и действиями личности, умение анализировать жизненные ситуации и включать эти знания при регуляции собственного поведения.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется мне чрезвычайно актуальной. Целью своей работы я ставлю развитие творческой, социально – ориентированной личности, способной к самореализации.

Человек является социально компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации.

Чтобы корректировать и планировать работу по формированию социальной компетентности, необходимо определить уровень межличностных отношений, ценностных ориентаций в классе, степень уверенности и самоуважения каждого ученика. Для этого я использую следующие методы диагностики:

  • социометрический метод исследования межличностных отношений (Дж. Морено);

  • исследование уровня нравственной воспитанности (методика «Выбор»);

  • исследование ценностной ориентации группы и её сплочённости;

  • исследование удовлетворённости школьной жизнью с использованием 10 утверждений;

  • определение уровня самооценки;

  • тест « обидчивы ли вы»;

  • составление социального паспорта класса;

  • анкетирование родителей.

Исходя из результатов, формулирую основные задачи, которые определяют формы деятельности, направления работы. При этом учитываю следующие показатели социальной компетентности:

  • сотрудничество, работа в команде,

  • коммуникативные навыки;

  • способность принимать собственные решения;

  • способность делать осознанный выбор;

  • стремление к осознанию собственных потребностей и целей;

  • социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

  • наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;

  • владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;

  • развитие личностных качеств, саморегулирование.

Анализируя всё вышесказанное, я выделяю ряд задач формирования социальной компетентности у учащихся начальных классов в образовательном процессе:

  • организацию различных форм сотрудничества для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения;

  • предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;

  • систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;

  • обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.

Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, учебное сотрудничество признаётся ведущим для психического развития личности школьника. Среди различных форм учебного сотрудничества групповая работа со сверстниками занимает особое место с точки зрения мотивации учения. Групповая работа – это взаимодействие учащихся в малых группах, где они самостоятельно или с помощью учителя выбирают направление своей работы, средства для решения общей задачи, устанавливают нормы общения и взаимодействия. Я выделяю пять основных условий, на которых строится сотрудничество в учебных группах:

  • установление позитивной взаимосвязи между членами группы;

  • необходимость индивидуального вклада в результат учения;

  • оказание взаимопомощи в процессе решения учебных задач, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане;

  • наличие достаточно развитых социальных умений и навыков;

  • необходимость рефлексии группового процесса.

Большие возможности в организации групповой работы я вижу в использовании элементов междисциплинарной программы «Основы критического мышления». Эта технология позволяет повышать мотивацию учения, выделять цели учения, активизировать мышление учащихся, способствовать активной дискуссии, стимулировать рефлексию.

Учителя и ученики должны совместно идти к усвоению знаний. Наиболее эффективно это позволяет сделать диалог. Он позволяет ученикам быть активными добытчиками знаний, а не просто потребителями. Кроме того, эта форма коммуникации побуждает школьников отстаивать свою точку зрения по проблеме, приучает их к уважительному, терпимому отношению к позиции других участников диалога.

Младшим школьникам очень нравится перевоплощаться. Поэтому в обучении незаменимы такие методы, как сюжетно-ролевая игра и драматизация, которые служат основой формирования диалоговых отношений на уроке.

Способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах – все эти умения формируются через организацию проектной деятельности. Это одна из альтернативных форм ведения образовательного процесса, которая также формирует умение работать в коллективе, воспитывает чувство ответственности за принимаемое решение. А ответственность является основой для развития социальной компетентности. Одной из основ успешности формирования социальной компетентности является дифференциация образовательного процесса, т. е. учёт индивидуальных особенностей учащихся. Оценивая ребёнка, нужно сравнивать его не с другими детьми, а прежде всего с ним самим «вчерашним». Реализация дифференцированного подхода осуществляется при такой организации работы, где учащийся сам определяет себе объём и степень трудности задания. В результате положительные эмоции внушают уверенность в своих силах, мотивируют на выполнение нового задания, происходит осознание уровня своих знаний и умений, понимание необходимости совершенствования своего образовательного уровня

Очень важно не упустить в процессе работы такую фазу, как рефлексия. Так как именно на этой фазе учащиеся действительно делают новые знания своими.

Социальная компетентность - это, прежде всего социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность. Поэтому в процессе обучения я использую следующие методические средства: мотивация учебной деятельности, создание ситуации успеха, создание обстановки, вызывающей положительные эмоции, организация положительных эмоций в общении «учитель - ученик - учитель», организация самоанализа.

Важнейшей проблемой социализации современного обучения является сохранение здоровья учащихся. Непременным условием каждого урока является наличие физкультурной паузы, где проводятся упражнения на тренировку разных групп мышц, профилактика нарушений зрения. С целью укрепления здоровья проводятся также следующие мероприятия: проведение подвижных игр на переменах, динамической паузы, организация обязательного питания, посещение фитобара , тренажёрного зала, беседы о здоровом образе жизни,участие в спортивных соревнованиях, факультативные занятия:«Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме чёрного».

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть работы по формированию социальной компетенции личности младшего школьника. Я выделяю следующие формы данной деятельности: посещение кружков и секций по интересам, проведение экскурсий, проведение классных часов, организация праздников, посещение факультативных занятий, участие в проектной деятельности, посещение школьной и городской библиотек, участие в предметных олимпиадах, участие в конкурсах на различных уровнях, организация классного самоуправления, профориентационная работа, участие в акциях милосердия.

Всю, полученную в школе, информацию ребёнок обязательно «пропускает через призму» взаимоотношений в семье. Поэтому обязательным условием положительного результата по формированию социальной компетенции является систематическое . Именно взаимодействие, а не одностороннее предъявление претензий и замечаний. Я провожу родительские собрания, индивидуальные беседы, родительские чтения, где рассказываю о возрастных особенностях учащихся, адаптационных моментах на разных этапах обучения, о возможных трудностях и путях их преодоления, об организационных, режимных моментах и т. д. Использую различного рода диагностику (анкеты, тесты). Родители, в свою очередь, помогают в подготовке и проведении праздников, походов, организуют экскурсии, профориентационные беседы с детьми. Совместно с родителями учащиеся ведут читательские дневники, готовят проекты.

Работу по формированию социальной компетентности провожу в сотрудничестве с социально - психологической службой школы. Совместно с психологом и социальным педагогом проводим индивидуальные беседы с детьми и родителями, диагностику, родительские собрания. Ежегодно учащиеся участвуют в общешкольных неделях психологии. На переменах в классе работают волонтёры – учащиеся старших классов, подготовленные психологом, которые организуют игры на сплочение классного коллектива, выявляют индивидуальные особенности учащихся. В начале каждого учебного года составляется социальный паспорт класса.

Формирование социальной компетентности ученика требует постоянного самосовершенствования и социализации учителя. Я использую следующие способы реализации профессиональной позиции:

  1. участие в конкурсах профессионального мастерства на разных уровнях;

  2. показательные уроки для студентов педагогического колледжа;

  3. организация пробной практики для студентов педагогического колледжа и педагогического университета;

  4. участие в районном семинаре « День открытых дверей»;

  5. участие в разработке критериев мониторинга по теме «Развитие учительского потенциала»;

  6. выступление на методическом объединении учителей начальных классов;

  7. выступление на методическом объединении классных руководителей;

  8. выступление на педагогическом Совете;

  9. организация и пополнение странички на школьном сайте;

  10. участие в издательстве школьных печатных сборников;

  11. использование в образовательном процессе компьютерных технологий;

  12. взаимодействие с родителями.

Я считаю, что работа в направлении социализации личности младшего школьника в перспективе обеспечит благоприятное прохождение адаптационного периода при переходе учащихся начальных классов в среднее звено, успешность и возможность самореализации в дальнейшем периоде обучения.

Список литературы

Венецкая А.Б. Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках в начальной школе./Начальная школа плюс До и После, 2009 №1

Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Психологическая наука и образование, 2001 № 4.

Курганов, С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога /Вопросы психологии, 1988 № 2.

Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома / Вопросы психологии. 1995. № 5.

Смолеусова Т. В. Формирование социальной компетентности на уроке / Сибирский учитель, 2009









Формирование социальной компетентности личности младшего школьника
  • Начальные классы
Описание:

     Одна из ведущих ключевых компетентностей – социальная. С ней связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющемся социуме. Это способность личности понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила, играть разные социальные роли.

     С правилами школьной жизни ученик знакомится постоянно. Они проявляются в виде требований со стороны педагогов, завучей, директора, родителей. Если количество требований чрезмерно, да ещё они не согласованы одно с другим, ученики, выслушав их, быстро забывают. Мало довести до сведения учащихся нормы и правила: необходимо создать такие условия, чтобы эти правила были не просто поняты учениками, но и приняты ими. Важно, чтобы учащиеся согласились с ними, осознали их ценность, увидели их рациональность. Одним из наиболее эффективных способов формирования уважительного отношения к социальным нормам является совместное выведение этих норм. 

Автор Яковлева Елена Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1625
Номер материала 27605
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓