Выступление
на августовском совещании педагогов-психологов: «Формирование системы
мониторинга работы психологической службы.»
Дата
проведения:
27.08.2013 г. Педагог-психолог МАОУДОД ЦДТ «Радуга»:
Гринева И.Ф.
Слово
«мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» - в переводе означает
напоминающий или предостерегающий.
В
настоящее время слово «мониторинг» применительно к образовательному процессу
стало общеупотребительным, но, к сожалению не однозначным. С одной стороны,
потребность в аналитической информации о системе образования очень высока и
органы управления образованием крайне заинтересованы в получении объективной
картины, т. к. это дает возможность принимать более эффективные управленческие
решения. С другой стороны, сегодня отсутствует единое понимание того, что такое
психологический мониторинг в системе образования: мониторинговыми
исследованиями сегодня называют все что угодно – начиная с выстраивания
рейтинга учеников, фронтальной срезовой диагностики развития психических
функций, заканчивая подсчетом количества психологов в общеобразовательных
учреждениях. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная,
диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой
осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в
процессе мониторинга, служит целям управления и повышению эффективности
управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент
мониторинга - это его нацеленность на управленческие решения.
Психологическое
обеспечение развивающего характера образования на уровне работы с системой
предполагает мониторинг, проектирование и экспертизу психологических
составляющих образования как системы развивающих возможностей.
Мониторинг
как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием
объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза,
позволяет принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые
и иные ресурсы, основываясь на объективных данных. Психологическая служба, не
претендуя на проведение мониторинга системы образования в целом, способна на
постоянной основе отслеживать информацию об объектах, явлениях и процессах,
находящихся в сфере ее компетенции: динамику развития обучающихся, изменение их
восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям и т.д. На
основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель
может оценить, в какой степени реализуются в подведомственной ему образовательной
структуре принципы развивающего образования.
В
компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей
психического развития обучающихся школы, сформированности у них определенных
психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний,
навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др.
Поэтому именно мониторинг в психологическом сопровождении обучающихся,
применяемый по выявлению психологических причин тех или иных проблем,
трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, особенностей развития их
интересов и способностей имеет большое значение в работе школьной психологи
ческой службы.
Задача
психологического мониторинга, как системы информационного сопровождения
учебного процесса состоит в сборе информации об индивидуально психических
особенностях обучающихся. Психологический мониторинг должен обеспечивать
педагогический коллектив знаниями об особенностях учащихся – их личностной
сферы, мотивации, познавательной активности, самооценки, межличностных
отношений.
Мониторинг
в психологической деятельности понимается двояко:
В
широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может
относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу,
выступая, как выявление и измерение его свойств;
В
узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально -
психодиагностических свойств личности. В психологическом сопровождении
обучающихся школы мониторинг играет большую роль, его данные обеспечивают
контроль за динамикой психического развития обучающихся.
Психологический
мониторинг в системе психологической службы школы имеет свои принципиальные
особенности. Психологический мониторинг – особый вид мониторинга. Важно
рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а
образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования,
или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде.
Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может
оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический
мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую
оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного
возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза,
коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например,
школы или другого образовательного учреждения).
С
помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той
или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение,
доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения
учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных
недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности,
некорректное использование психологического инструментария, преувеличение
значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных
факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.
В
зависимости от тех оснований, которые могут быть использованы для сравнения,
выделяют различные виды мониторинга: динамический, сравнительный, комплексный,
информационный, проблемный, базовый и др.
При
проведении психологического мониторинга необходимо четко представлять порядок
разработки и проведения такого сложного исследования. Планирование и проведение
мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает
конкретной задаче.
1
этап – подготовительный. Уточнение потребностей органов управления образованием
в информации, формулирование проблемы, определение объекта и предмета
исследования, постановка целей и задач мониторингового исследования,
обоснование выборки и деление её на определенные группы, выделение и научное
обоснование показателей мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых
методов и методик, уточнение процедуры проведения и разработка инструкции
проведения мониторинга, создание компьютерной методики для обработки
результатов, согласование сроков и графиков работ.
2
этап – пилотное проведение мониторинга. Проведение пилотного исследования на
небольшой выборке, обработка и анализ данных, корректировка содержания анкет,
методик и инструкций.
3
этап – полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор
первичной эмпирической информации по всей выборке.
4
этап – обработка и анализ информации. Обработка информационного материала,
обсуждение полученных результатов, создание аналитической справки для органов
управления по результатам мониторинга.
5
этап – составление рекомендаций.
Процедура
мониторинговой деятельности в психологическом сопровождении обучающихся сложна,
объемна, ответственна. При составлении психологического мониторинга
необходимо четко понимать:
·
выявляем
цель, проблему, для чего мы это делаем;
·
выбираем
методы исследования, которые мы будет применять в своей работе (опросники,
тренинги, анкетирования, тесты и др.);
·
применяем
методы исследования;
·
формируем
психологический диагноз;
·
составляем
мониторинг;
·
разрабатываем
программу, рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.
При
помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические
критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:
познавательная
сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития,
сформированность учебной деятельности;
мотивационная
сфера и динамика ее развития;
эмоционально-волевая
сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние
эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными
сторонами образовательного процесса;
личностная
сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные
ориентации) и динамика ее развития.
Рассмотрим
методы мониторинговой деятельности. Они делятся на:
1. наблюдение;
2. опросные
методы (это опросники, интервью, анкетирования);
3. психодиагностические
методики (рисуночные, физиологические: например, если мы делаем мониторинг по
психическим заболеваниям; выполнение практических действий: например при
определении леворукости: применяется наблюдение, а если оно не позволяет
определить, то применяются методики, основанные на практических действиях
ученика: нужно предложить взять предмет со стола, бросить мяч, обращается
внимание на то, какая рука преобладает в действиях у ребенка);
4. тестирование
(личностные, интеллектуальные, межличностные).
В
работе психологической службы школы применяются различные методики. Остановимся
более подробно на некоторых из них. Это мониторинг мотивации воспитанников, их
удовлетворенности работой в объединении, уровень креативности, изучение
личностных характеристик (тест «Я-патриот», воспитанность), мониторинг развития
психических процессов у воспитанников ШРР «Надежда».
Главное
назначение мониторинговой деятельности в школьной психологической службе - не
сравнение обучающихся друг с другом (хотя это тоже очень важно), а глубокое
проникновение во внутренний мир конкретного ребенка, отслеживание психического
развития каждого ученика. Таким образом, мониторинг является неотъемлемой
частью в образовании и других сферах деятельности. Мониторинг предполагает
систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об
обследуемой системе или отдельных её элементах. Психологический мониторинг
позволяет отследить результативность учебной деятельности, ее динамику,
личностные особенности обучающихся. Это позволяет наметить пути
образовательного процесса, индивидуальную работу с учащимися, позволяет
выявлять трудности при внедрении личностно-ориентированного обучения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.