Главная / Школьному психологу / Формирование системы мониторинга работы психологической службы

Формирование системы мониторинга работы психологической службы

Выступление на августовском совещании педагогов-психологов: «Формирование системы мониторинга работы психологической службы.»

Дата проведения: 27.08.2013 г. Педагог-психолог МАОУДОД ЦДТ «Радуга»: Гринева И.Ф.

Слово «мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» - в переводе означает напоминающий или предостерегающий.

В настоящее время слово «мониторинг» применительно к образовательному процессу стало общеупотребительным, но, к сожалению не однозначным. С одной стороны, потребность в аналитической информации о системе образования очень высока и органы управления образованием крайне заинтересованы в получении объективной картины, т. к. это дает возможность принимать более эффективные управленческие решения. С другой стороны, сегодня отсутствует единое понимание того, что такое психологический мониторинг в системе образования: мониторинговыми исследованиями сегодня называют все что угодно – начиная с выстраивания рейтинга учеников, фронтальной срезовой диагностики развития психических функций, заканчивая подсчетом количества психологов в общеобразовательных учреждениях. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления и повышению эффективности управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга - это его нацеленность на управленческие решения.

Психологическое обеспечение развивающего характера образования на уровне работы с системой предполагает мониторинг, проектирование и экспертизу психологических составляющих образования как системы развивающих возможностей.

Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, позволяет принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных. Психологическая служба, не претендуя на проведение мониторинга системы образования в целом, способна на постоянной основе отслеживать информацию об объектах, явлениях и процессах, находящихся в сфере ее компетенции: динамику развития обучающихся, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям и т.д. На основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель может оценить, в какой степени реализуются в подведомственной ему образовательной структуре принципы развивающего образования.

В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития обучающихся школы, сформированности у них определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др. Поэтому именно мониторинг в психологическом сопровождении обучающихся, применяемый по выявлению психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, особенностей развития их интересов и способностей имеет большое значение в работе школьной психологи ческой службы.

Задача психологического мониторинга, как системы информационного сопровождения учебного процесса состоит в сборе информации об индивидуально психических особенностях обучающихся. Психологический мониторинг должен обеспечивать педагогический коллектив знаниями об особенностях учащихся – их личностной сферы, мотивации, познавательной активности, самооценки, межличностных отношений.

Мониторинг в психологической деятельности понимается двояко:

В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

В узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально - психодиагностических свойств личности. В психологическом сопровождении обучающихся школы мониторинг играет большую роль, его данные обеспечивают контроль за динамикой психического развития обучающихся.

Психологический мониторинг в системе психологической службы школы имеет свои принципиальные особенности. Психологический мониторинг – особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например, школы или другого образовательного учреждения).

С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.

В зависимости от тех оснований, которые могут быть использованы для сравнения, выделяют различные виды мониторинга: динамический, сравнительный, комплексный, информационный, проблемный, базовый и др.

При проведении психологического мониторинга необходимо четко представлять порядок разработки и проведения такого сложного исследования. Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче.

1 этап – подготовительный. Уточнение потребностей органов управления образованием в информации, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового исследования, обоснование выборки и деление её на определенные группы, выделение и научное обоснование показателей мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых методов и методик, уточнение процедуры проведения и разработка инструкции проведения мониторинга, создание компьютерной методики для обработки результатов, согласование сроков и графиков работ.

2 этап – пилотное проведение мониторинга. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке, обработка и анализ данных, корректировка содержания анкет, методик и инструкций.

3 этап – полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор первичной эмпирической информации по всей выборке.

4 этап – обработка и анализ информации. Обработка информационного материала, обсуждение полученных результатов, создание аналитической справки для органов управления по результатам мониторинга.

5 этап – составление рекомендаций.

Процедура мониторинговой деятельности в психологическом сопровождении обучающихся сложна, объемна, ответственна. При составлении психологического мониторинга необходимо четко понимать:

  • выявляем цель, проблему, для чего мы это делаем;

  • выбираем методы исследования, которые мы будет применять в своей работе (опросники, тренинги, анкетирования, тесты и др.);

  • применяем методы исследования;

  • формируем психологический диагноз;

  • составляем мониторинг;

  • разрабатываем программу, рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;

мотивационная сфера и динамика ее развития;

эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;

личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Рассмотрим методы мониторинговой деятельности. Они делятся на:

  1. наблюдение;

  2. опросные методы (это опросники, интервью, анкетирования);

  3. психодиагностические методики (рисуночные, физиологические: например, если мы делаем мониторинг по психическим заболеваниям; выполнение практических действий: например при определении леворукости: применяется наблюдение, а если оно не позволяет определить, то применяются методики, основанные на практических действиях ученика: нужно предложить взять предмет со стола, бросить мяч, обращается внимание на то, какая рука преобладает в действиях у ребенка);

  4. тестирование (личностные, интеллектуальные, межличностные).

В работе психологической службы школы применяются различные методики. Остановимся более подробно на некоторых из них. Это мониторинг мотивации воспитанников, их удовлетворенности работой в объединении, уровень креативности, изучение личностных характеристик (тест «Я-патриот», воспитанность), мониторинг развития психических процессов у воспитанников ШРР «Надежда».

Главное назначение мониторинговой деятельности в школьной психологической службе - не сравнение обучающихся друг с другом (хотя это тоже очень важно), а глубокое проникновение во внутренний мир конкретного ребенка, отслеживание психического развития каждого ученика. Таким образом, мониторинг является неотъемлемой частью в образовании и других сферах деятельности. Мониторинг предполагает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах. Психологический мониторинг позволяет отследить результативность учебной деятельности, ее динамику, личностные особенности обучающихся. Это позволяет наметить пути образовательного процесса, индивидуальную работу с учащимися, позволяет выявлять трудности при внедрении личностно-ориентированного обучения.








Формирование системы мониторинга работы психологической службы
  • Школьному психологу
Описание:

В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития обучающихся школы, сформированности у них определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др. Поэтому именно мониторинг в психологическом сопровождении обучающихся, применяемый по выявлению психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, особенностей развития их интересов и способностей имеет большое значение в работе школьной психологи ческой службы.

Задача психологического мониторинга, как системы информационного сопровождения учебного процесса состоит в сборе информации об индивидуально психических особенностях обучающихся. Психологический мониторинг должен обеспечивать педагогический коллектив знаниями об особенностях учащихся – их личностной сферы, мотивации, познавательной активности, самооценки, межличностных отношений.

Мониторинг в психологической деятельности понимается двояко.

Автор Гринева Ирина Федоровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 793
Номер материала 37432
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓