Главная / Обществознание / Формирование системы ценностных ориентаций учащихся

Формирование системы ценностных ориентаций учащихся

«Формирование системы ценностных ориентаций учащихся»

Романова Л. М. МБОУ «Лицей», г. Нижневартовск


Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования ценностных ориентаций подростков в процессе социализации. Большую роль в этом сложном процессе играют гуманитарные науки, в том числе обществознание. Статья написана на основании обобщения личного педагогического опыта и анализа научно-методической литературы.


Главной задачей социально-гуманитарного образования является содействие социализации личности, формирование человека-гражданина, уважение к правам и свободам человека.

Государство ставит перед гуманитарными науками такие важные цели как повышение

качества «человеческого капитала» в новых условиях, формирование гражданско-патриотической культуры молодежи.

На основании обобщения педагогического опыта, анализа научно-методической литературы и исследования возрастных и психологических особенностей старшеклас-

сников, автор рассмотрел проблему формирования системы ценностных ориентаций

учащихся.

С этой целью в была подготовлена программа факультативных занятий по

Обществознанию. Она апробирована в работе со студентами института и техникума, слушателями межвузовского подготовительного отделения г. Санкт-Петербурга, с учащимися старших классов.

Цель работы - содействие социализации личности, т.е. усвоение культурных ценностей

норм, формирование жизненных позиций на основе усвоения социального опыта.

Для этого необходимо достижение следующих задач:

  1. Формирование научной картины мира, развитие творческих способностей учащихся.

  2. Определение приоритета личностного начала (человек и социальная общность-

высшая ценность).

  1. Развитие у учащихся способности принимать самостоятельные решения, готов-

ности к совместным коллективным действиям.

  1. Содействие социальной адаптации личности, ее профессиональному самоопреде-

лению.

Достижение цели осуществляется посредством применения в работе современных

технологий и методики развивающего обучения Выготского Л.С., Эльконина Д.Б.,

Занкова Л.В., Шаталова В.Ф.


Основные направления учебно-воспитательной работы

Согласно научным представлениям социализация и развитие личности происходят

в трех сферах – деятельности, общения и самосознания. Это определяет основные

функции социально-гуманитарного образования: в сфере деятельности – формирова-

ние знаний, необходимых для выполнения типичных видов деятельности каждого

человека и дальнейшего самообразования; в сфере общения – развитие умений общения, раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействие людей;

в сфере самосознания – формирование образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей, формирование самооценки и саморегуляции.

В процессе работы над формированием ценностных ориентаций старшеклассников

использованы труды доктора философских наук Губина В.Д., профессоров Бурханова Р.А., Спиркина А.Г., Маркова В.В., доктора философских наук, профессора Полищука

В.И., доктора социальных наук Кравченко А.И., доктора юридических наук, профессора Мушинского В.О. и другие. Это дало возможность расщирить рамки

школьной программы обществознания, помогло формированию научной картины мира у учащихся.

Философский раздел курса «Обществознание» способствует развитию мировоззрения,

знакомит учащихся с основными вехами мировой философской мысли, раскрывая природу человека и смысл его существования.

Не менее важное значение в процессе социализации личности имеет изучение основ

социологии.

Фрагменты трудов Питирима Сорокина, Эмиля Дюркгейма, Толкотта Парсонса,

труды Комарова М.С., Андреевой Г.М., Кравченко А.И. помогают более углубленному

изучению курса социологии.

Подросткам важно уяснить себе основные социальные нормы и все, что мы относим к

отклоняющемуся поведению и его последствиям.

«Во все времена общество пыталось подавлять формы человеческого поведения.

В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень

ленивые или сверх трудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы…грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего».

Профессор Минаев В.В. в труде «Введение в социологию» дает характеристику молодежи как социальной группы: «Молодежь - это когорта, т.е. объединение

сверстников. Возрастные рамки данной группы – от 17 до 25 лет.

Социализация молодежи является одной из приоритетных задач современного общества, заинтересованного в сохранении и приумножении своего населения».

Для нашей многонациональной, многокультурной, поликонфессиональной страны

актуально воспитание толерантности.

Под толерантностью понимают интерес к «иному» и стремление понять его, принятие

и уважение культурных различий, настроенность на диалог с другим, проявление

сочувствия и сострадания к другому.

Наиболее благоприятным возрастом для воспитания толерантности личности является

подростковый. По мнению психологов, именно в этом возрасте повышается интерес к

вопросам культурной принадлежности, закладываются основы дальнейшего социального поведения личности.

В курсе правоведения используются многие источники, раскрывающие как содержание отраслей права, так и задачи гражданского воспитания.

К ним относятся труды Воскресенской Н.М. «Демократия: государство и общество»,

Гаджиева К.С. «Конституция гражданского общества», Мушинского В.О. «Политология» и др.

Одной из задач правового воспитания является формирование законопослушного

гражданина. Но право – это сфера должного, а оно не всегда совпадает с сущим.

Этот разрыв формирует правовой нигилизм у подростков, т.к. изучение права попадает

в сферу их личного житейского опыта.

Целью экономического образования школьников является развитие личности как субъекта экономической деятельности.

Воспитательная функция предмета – развивать такие качества личности как самосто-

ятельность, экономическая активность, предприимчивость, социальная ответствен-

ность, деловитость.

Обучающая функция – сформировать умения вести простейшие экономические

расчеты, опыт решения элементарных практических задач в области экономики,

содействовать профессиональному самоопределению.

Теоретической основой в решении этих задач послужили труды по основам экономики

Липсица И. В. «Экономика без тайн», «Основы экономики», Любимова Л.Л.

«Основы экономики» и др.

Комплексное освоение перечисленных направлений обществознания способствует социальной адаптации учащихся, их профессиональной ориентации.

Для достижения цели работы в данном направлении автор применяет технологии и методики развивающего обучения Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Занкова Л.В.

Занков Л.В., ставя задачу интенсивного развития школьников, критически оценивает

«…облегчение учебного материала, медленный темп изучения учебного материала,

однообразные повторения».

Сам учебный материал характеризуется Занковым как скудость теоретических знаний,

их поверхностность, подчинение привитию навыков.

Развивающее обучение направлено на преодоление этих недостатков.

Например, применение принципа обучения на высоком уровне трудности способству -

ет систематизации изучаемых явлений. Принцип ведущей роли теоретических знаний,

осознания учащимися собственного учения направлен на развитие рефлексии, само –

регуляции. В работе применяется и принцип развития всех учащихся с учетом инди –

видуальных особенностей каждого.

Например, при изучении темы «Самопознание» проблемы «Я – концепции», само –

утверждения, самооценки личности созвучны с духовными исканиями 16-17- летних

людей.

Изучение темы завершается анкетированием с целью выявления мотивации совмест –

ной учебной деятельности:

  1. коллективное решение учебной проблемы;

  2. организация обмена операциями между детьми с целью получения общего продукта;

  3. организация на уроке ролевых игр, обмен ролями и др.

В процессе обучения важно воздействовать не только на интеллект, но и на духовную,

эмоциональную сферу подростка.

В этом плане интересен опыт ленинградского словесника Ильина Е.Н.

В книге «Искусство общения» он пишет: «Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает чувства…Все приложится к человеку, который

образован душевно, эмоционально, и прежде всего творчество как наипервейшая

потребность развитой души».

Согласно теории Петровского А.В. вхождение в жизнь социальной общности требует

от человека прохождения трех фаз:

  1. адаптации к действующим в этой общности нормам;

  2. индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной

персонизации»;

  1. интеграции личности в общности.

Адаптация, индивидуализация, интеграция являются механизмами взаимодействия

человека и общества, механизмами его социализации и личностного развития.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1995

  2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.,2001

  3. Занков Л. В. Обучение и развитие. М.,1975

  4. Резник А. Б. Гражданское становление школьников. М., «Педагогика», 2008

  5. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого». М., «Педагогика», 1989
























Формирование системы ценностных ориентаций учащихся
  • Обществознание
Описание:

Главной задачей социально-гуманитарного образования является содействие социализации личности, формирование человека-гражданина, уважение к правам и свободам человека.

Государство ставит перед гуманитарными науками такие важные цели как повышение качества «человеческого капитала» в новых условиях, формирование гражданско-патриотической культуры молодежи.

На основании обобщения педагогического опыта, анализа научно-методической литературы и исследования возрастных и психологических особенностей старшеклассников, автор рассмотрел проблему формирования системы ценностных ориентаций учащихся.

С этой целью была подготовлена программа факультативных занятий по обществознанию. Она апробирована в работе со студентами института и техникума, слушателями межвузовского подготовительного отделения г. Санкт-Петербурга, с учащимися старших классов.

Цель работы - содействие социализации личности, т.е. усвоение культурных ценностей, норм, формирование жизненных позиций на основе усвоения социального опыта.

Для этого необходимо достижение следующих задач:

  1. Формирование научной картины мира, развитие творческих способностей учащихся.
  2. Определение приоритета личностного начала (человек и социальная общность-высшая ценность).
  1. Развитие у учащихся способности принимать самостоятельные решения, готовности к совместным коллективным действиям.
  1. Содействие социальной адаптации личности, ее профессиональному самоопределению.

Достижение цели осуществляется посредством применения в работе современных технологий и методики развивающего обучения Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Занкова Л.В., Шаталова В.Ф.

 Основные направления учебно-воспитательной работы

Согласно научным представлениям социализация и развитие личности происходят в трех сферах – деятельности, общения и самосознания. Это определяет основные функции социально-гуманитарного образования: в сфере деятельности – формирова-

ние знаний, необходимых для выполнения типичных видов деятельности каждого человека и дальнейшего самообразования; в сфере общения – развитие умений общения, раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействие людей; в сфере самосознания – формирование образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей, формирование самооценки и саморегуляции.

В процессе работы над формированием ценностных ориентаций старшеклассников использованы труды доктора философских наук Губина В.Д., профессоров Бурханова Р.А., Спиркина А.Г., Маркова В.В., доктора философских наук, профессора Полищука В.И., доктора социальных наук Кравченко А.И., доктора юридических наук, профессора Мушинского В.О. и другие. Это дало возможность расщирить рамки школьной программы обществознания, помогло формированию научной картины мира у учащихся.

Философский раздел курса «Обществознание» способствует развитию мировоззрения, знакомит учащихся с основными вехами мировой философской мысли, раскрывая природу человека и смысл его существования.

Не менее важное значение в процессе социализации личности имеет изучение основ социологии.

Фрагменты трудов Питирима Сорокина, Эмиля Дюркгейма, Толкотта Парсонса, труды Комарова М.С., Андреевой Г.М., Кравченко А.И. помогают более углубленному изучению курса социологии.

Подросткам важно уяснить себе основные социальные нормы и все, что мы относим к отклоняющемуся поведению и его последствиям.

«Во все времена общество пыталось подавлять формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые или сверх трудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы…грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего».

Профессор Минаев В.В. в труде «Введение в социологию» дает характеристику молодежи  как социальной группы: «Молодежь - это когорта, т.е. объединение сверстников. Возрастные рамки данной группы – от 17 до 25 лет. 

Социализация молодежи является одной из приоритетных задач современного общества, заинтересованного в сохранении и приумножении своего населения».

Для нашей многонациональной, многокультурной, поликонфессиональной страны актуально воспитание толерантности.

Под толерантностью понимают интерес к «иному» и стремление понять его, принятие и уважение культурных различий, настроенность на диалог с другим, проявление сочувствия и сострадания к другому.

Наиболее благоприятным возрастом для воспитания толерантности личности является подростковый. По мнению психологов, именно в этом возрасте повышается интерес к вопросам культурной принадлежности, закладываются основы дальнейшего социального поведения личности.

В курсе правоведения используются многие источники, раскрывающие как содержание отраслей права, так и задачи гражданского воспитания.

К ним относятся труды Воскресенской Н.М. «Демократия: государство и общество»,

Гаджиева К.С. «Конституция гражданского общества», Мушинского В.О. «Политология» и др.

Одной из задач правового воспитания является формирование законопослушного гражданина. Но право – это сфера должного, а оно не всегда совпадает с сущим.

Этот разрыв формирует правовой нигилизм у подростков, т.к. изучение права попадает в сферу их личного житейского опыта.

Целью экономического образования школьников является развитие личности как субъекта экономической деятельности.

Воспитательная функция предмета – развивать такие качества личности как самостоятельность, экономическая активность, предприимчивость, социальная ответственность, деловитость.

Обучающая функция – сформировать умения вести простейшие экономические расчеты, опыт решения элементарных практических задач в области экономики,

содействовать профессиональному самоопределению.

Теоретической основой в решении этих задач послужили труды по основам экономики Липсица  И. В. «Экономика без тайн», «Основы экономики», Любимова Л.Л. «Основы экономики» и др.

Комплексное освоение перечисленных направлений обществознания способствует социальной адаптации учащихся, их профессиональной ориентации.

Для достижения цели работы в данном направлении автор применяет технологии и методики развивающего обучения Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Занкова Л.В.

Занков Л.В., ставя задачу интенсивного развития школьников, критически оценивает «…облегчение учебного материала, медленный темп изучения учебного материала, однообразные повторения».

Сам учебный материал характеризуется Занковым как скудость теоретических знаний, их поверхностность, подчинение привитию навыков.

Развивающее обучение направлено на преодоление этих недостатков. Например, применение принципа обучения на высоком уровне трудности способствует систематизации изучаемых явлений. Принцип ведущей роли теоретических знаний, осознания учащимися собственного учения направлен на развитие рефлексии, саморегуляции. В работе применяется и принцип развития всех учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Например, при изучении темы «Самопознание» проблемы «Я – концепции», самоутверждения, самооценки личности созвучны с духовными исканиями 16-17- летних людей.

Изучение темы завершается анкетированием с целью выявления мотивации совместной учебной деятельности:

1)      коллективное решение учебной проблемы;

2)      организация обмена операциями между детьми с целью получения общего продукта;

3)      организация на уроке ролевых игр, обмен ролями и др.

В процессе обучения важно воздействовать не только на интеллект, но и на духовную, эмоциональную сферу подростка.

В этом плане интересен опыт ленинградского словесника Ильина Е.Н.

В книге «Искусство общения» он пишет: «Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает чувства…Все приложится к человеку, который образован душевно, эмоционально, и прежде всего творчество как наипервейшая

потребность развитой души».

Согласно теории Петровского А.В. вхождение в жизнь социальной общности требует от человека прохождения трех фаз:

1)      адаптации к действующим в этой общности нормам;

2)      индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонизации»;

3)      интеграции личности в общности.

Адаптация, индивидуализация, интеграция являются механизмами взаимодействия человека и общества, механизмами его социализации и личностного развития.

 ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.      Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1995

2.      Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.,2001

3.      Занков Л. В. Обучение и развитие. М.,1975

4.      Резник А. Б. Гражданское становление школьников. М., «Педагогика», 2008

5.      Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого». М., «Педагогика», 1989

 

 

 

 

 

Автор Романова Любовь Михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 646
Номер материала 21892
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓