Главная / Физика / «Формирование сельскохозяйственной грамотности у воспитанников Литвинской школы-интерната»

«Формирование сельскохозяйственной грамотности у воспитанников Литвинской школы-интерната»

КГУ «Литвинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Осакаровского района карагандинской области» управления образования карагандинской области

«Формирование сельскохозяйственной грамотности у воспитанников Литвинской школы-интерната»



Авторы проекта: Пята Ф.Г. Хрипченко Н.А.










Актуальность проекта

Сегодня можно констатировать некоторое отстранение образования и воспитания в сельской школе от потребностей сельского социума, поскольку они не ориентированы на формирование у учащихся личностных качеств, ценностных ориентаций, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям сельского социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе. Насущной проблемой современного общества стало возрождение села. Селу нужны хозяева, любящие свою родину, желающие организовать в ней достойную жизнь.

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции и т.д. Трудовая деятельность имеет практический характер, требует напряжения физических и умственных усилий; по направленности это общественно - полезная деятельность. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе, об окружающих.

Трудовая деятельность многофункциальна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками, умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели.

Также в последнее время выявилась острая проблема недостаточной эффективности проводимого в школе направления трудового воспитания и профориентации на сельскохозяйственные специальности, сформированности в выпускниках практического мышления, близкого к реальной сельской жизни, в связи с чем, из школы-интерната выходит стрессонеустойчивая личность, не способная решать свои собственные проблемы, не умеющая выдержать «давление жизнью».

Реализация проекта на базе Литвинской школы-интерната – жизненно необходимая задача для формирования «сельскохозяйственной грамотности», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им выжить в период кризиса за счет грамотного хозяйствования на земле. Каждый выпускник школы –интерната должен стать биологически, экологически и экономически грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.


Основная идея проекта:

Деятельность школы-интерната по модернизации профориентационного потенциала, становится особенно актуальной в условиях серьезных преобразований, происходящих в сельском хозяйстве в сельской местности. В связи с этим возникает необходимость создания новой образовательной среды, которая создаст условия для взращивания будущих специалистов различных отраслей, людей, готовых приложить свои силы, обеспечит возможность осуществить профессиональные пробы, предоставит право самостоятельно выбрать профиль обучения, сформировать готовность нести ответственность за сделанный выбор.

Объект проекта: учебно-воспитательный процесс в школе-интернате, как потенциальная возможность приобщения к традиционным отраслям сельского хозяйства.

Предполагаемая «Модель» выпускника Литвинской школы-интерната

Модель выпускника подразумевает предполагаемый результат совместной деятельности учреждения, социума, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности воспитанника.

Основу модели выпускника составляет система отношений личности к таким ценностям, как Человек, Труд, Общество, Знание, Искусство и Природа. Данная система отношений имеет следующие ориентиры:

  • Обладает позитивными жизненными убеждениями;

  • Развиты физические качества;

  • Ведет и пропагандирует здоровый образ жизни;

  • Владеет знаниями, умениями, навыками, предусмотренными проектом;

  • Владеет практическими навыками и компетенциями сельского жителя.

Партнеры школы-интерната для реализации проекта:

  • ОО ЦКИ «ЭкоОбраз»;

  • Агро-технический колледж;

  • К/Х с.Есиль

Цель проекта: Создание условий для формирования «сельскохозяйственной» грамотности.

Задачи:

  1. Способствовать профессиональному и личностному самоопределению и самореализации учащихся в сельскохозяйственном направлении.

  2. Расширить возможности социализации учащихся.

  3. Обеспечить конкурентноспособность выпускников при трудоустройстве и поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения сельскохозяйтвенных направлений.

  4. Организовать практическое обучение учащихся умениям и навыкам сельскохозяйственного труда;

  5. Организовать условия для практико-исследовательской деятельности воспитанников.

  6. Обеспечить готовность педагогического коллектива к реализации нового проекта.

  7. Создание сельскохозяйственно-потребительского кооператива на базе школы-интерната.

Этапы проекта:

I этап: подготовительный (2014г.)
Корректировка цели, задач исследования, разработка окончательного планирования проектной работы, работа по составлению необходимой нормативно-правовой документации, программ по профориентационной работе.

II этап: внедренческий (2015-2017г.)
Внедрение системы профориентационной работы в 9-11 классах.

III этап: аналитический (2016 – 2018гг.)
Мониторинг выбора профессий, анализ профессионального самоопределения обучающихся и выпускников.

IV этап: завершающий (2019г.)
Обобщение опыта работы. Распространение положительного опыта.


Условия для реализации направлений по проекту:

  • расширение материально-технической базы школы (объектов школы);

  • оснащение объектов школы необходимым инвентарем, техникой,

  • улучшение условий труда, создание нормативно-правовой базы для учебно-производственной деятельности школы-интерната.


Основные объекты школы-интерната в рамках проекта:

  • теплицы (летние);

  • земельный участок – пришкольный участок;

  • комбинированная мастерская(столярная, слесарная);

  • кабинеты обслуживающего труда.















Содержание проекта:

1.Организация образовательного процесса.

Содержание деятельности в рамках реализации проекта включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: общеобразовательный, сельскохозяйственный, практико-исследовательский и компонент дополнительного образования.

Основные направления общеобразовательной школы предусматривают дальнейшее повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, направленного на углубление знаний школьников, развитие интересов и способностей учащихся, продолжению образования и сознательному выбору профессии. В связи с этим, существенно возрастает роль дополнительного образования — основной и наиболее массовой формы дифференцированного обучения в условиях обязательного среднего образования.

Создается широкий круг дополнительного образования:

теоретические и практические занятия по элективным курсам: «Основы агрономии», «Художественная обработка дерева», «Консервирование овощей», «Финансовая грамотность в сельском хозяйстве», «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», «Основы животноводства», «Цветоводство» и т.д.

организация работы кружков для разновозрастных групп ребят: «Юный овощевод», «Я хозяюшка», «Хозяин сельского дома», «Юный биолог», «Механизатор на селе».

Содержание дополнительного образования обеспечивает дальнейшее расширение политехнического кругозора учащихся на основе изучения естественно научных законов, реализуемых в различных технических устройствах, сельскохозяйственных машинах и производственных процессах, и выполнении практических работ, типичных для многих отраслей производства. Важным условием осуществления политехнического принципа и повышения научного уровня трудового обучения является органическая связь его с изучением физики, химии, биологии, математики и других учебных предметов.

Это даст возможность ознакомить учащихся с различными сельскохозяйственными профессиями, путями получения профессии в дальнейшем.

Планируется провести практико-исследовательскую работу, которая имеет и огромное воспитательное значение. В процессе проведения практической работы у школьников воспитывается творческое отношение к труду, вырабатывается наблюдательность, дисциплинированность, данная работа способствует физическому, умственному и нравственному развитию.

Для обеспечения результативности и качественного изучения материала предполагается использовать современные педагогические технологии: проектную деятельность, лекционно-семинарскую систему занятий. В процессе изучения курса предусматривается творческая работа учащихся с литературой, информацией на электронных носителях.

Результаты опытно-экспериментальной работы формируются в практико-исследовательскую деятельность школьников. Проводится системная научно-исследовательская работа с участием обучающихся в различных НПК.


2.Деятельность учебно-производственной бригады воспитанников.

Цель создания ученической производственной бригады: формирование гармонично развитой личности с учётом её индивидуальных особенностей, её развитие и самоопределение, с тем чтобы производство получило профессионально мобильного работника, а общество - полноценную личность.

Задачи:

    • получение общетрудовых навыков;

    • профессиональная подготовка учащихся;

    • изучение новых технологий в сельском хозяйстве;

    • получение экономических знаний и навыков ведения крестьянского хозяйства;

    • развитие индивидуальных деловых качеств;

    • получение необходимого минимума экологических знаний;

    • поддержка экономического положения школы-интерната;

    • укрепление здоровья учащихся.


Производственная бригада является самостоятельным структурным подразделением школы и создается на базе 8 – 11 классов для организации учебно-производственной работы школьников на уроках, на внеаудиторных занятиях, на базе зоны отдыха «Ишимский», во время трудовых практик в крестьянских хозяйствах с.Есиль.

Школьная производственная бригада является трудовым объединением обучающихся под руководством педагогических работников, деятельность которых направлена на формирование и выработку трудовых и профессиональных навыков молодого поколения жителей села.

Продукция и доходы производственной бригады идут на приобретение необходимого инвентаря, посевной продукции, удобрений для овощных культур, текстиля, лакокрасочной продукции для изготовления сувениров.

Основная работа школьников организуется на практике в летний период. Видами деятельности бригады являются выращивание сельскохозяйственной продукции, работы по озеленению села, территории школы-интерната и зоны отдыха «Ишимский». Свою продукцию бригада реализует для нужд школьной столовой. Для общего руководства всей деятельностью производственной бригады педагогический совет школы направляет своего представителя в качестве руководителя бригады. Он несёт персональную ответственность за организацию и результаты труда производственной бригады.

Текущими делами в бригаде занимаются учителя, классные руководители, педагоги -наставники, воспитатели.

3. Организация ученического кооператива.

Цели и задачи кооператива:

Кооператив - это добровольная организация учащихся, сотрудников коллектива,

объединившихся на основе коллективного труда и самоуправления в процессе совместного производства товаров народного потребления.

Основными задачами являются:

  • Вовлечение учащихся в производительный труд, включении их в производственные отношения в трудовом коллективе, овладение учащимися практическим опытом экономической работы, самоокупаемости и самофинансирования.

  • Формирование творческой инициативы и предприимчивости, развитие самоуправление ученического коллектива.

  • Более полное использование возможностей кооператива для удовлетворения потребностей населения.

На каждого члена кооператива ведется трудовая книжка с 14-ти лет за исключением тех случаев, когда основным местом работы члена кооператива является государственная, общественная, или другая кооперативная организация (предприятия).

Нормы выработки и расценки разрабатываются кооперативом, обсуждаются, принимаются и пересматриваются на общем собрании.

Кооператив организуется с соответствующим Уставом, руководствуясь которым разрабатывает Правила внутреннего распорядка, которые утверждаются общим собранием его членов.

Все работы в кооперативе осуществляются с соблюдением установленных правил и норм по технике безопасности и требований производственной санитарии.


4.Организация летнего оздоровительно – трудового лагеря на базе зоны отдыха «Ишимский».

Цели лагеря:

духовное и физическое развитие детей и подростков, организация их досуга и оздоровления.

Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря, исходя из следующих принципов педагогической деятельности:

  • Единства воспитательной и оздоровительной работы;

  • Учета интересов, возрастных особенностей детей и подростков;

  • Поддержки инициативы и самодеятельности воспитанников;


Направления и виды деятельности:

  • Практико-исследовательское направление (в рамках реализации проекта);

  • Трудовая деятельность;

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность;

  • Эстетическое направление;

  • Досуговая деятельность;


Основной опорой и базой для реализации проекта в летний период, является зона отдыха «Ишимский». Так как в течение всего летнего периода воспитанники оздоравливаются там и параллельно выращивают овощную продукцию в теплице и на грядках. Это позволяет обеспечить столовую свежими овощами и зеленью для витаминизированных обедов воспитанников.

Ожидаемые результаты

1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

2. Укрепление физических и психологических сил детей, качеств, приобретение новых знаний, детской самостоятельности и самодеятельности.

3. Получение воспитанниками умений и навыков индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, социальной активности.

4. Развитие практико – исследовательской деятельности.

5. Повышение активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

6. Приобретение новых знаний и практических умений в результате погружения в среду проекта.

7. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.


5. Организация Профориентационной работы в школе –интернате


Воспитанники школы-интерната не выбирают сельскохозяйственные профессии, жизнь на селе для них не актуальна. А селу нужны молодые энергичные кадры: юристы, менеджеры, агрономы, механизаторы и т.д. Школе - интернату необходимо провести целенаправленную работу по подготовке учащихся к осознанному выбору сельскохозяйственных профессий, с целью привлечения молодых специалистов для работы в селе.


Цель:

Организовать системную профориентационную работу для подготовки будущих кадров села.




Задачи:

  1. Способствовать осуществлению воспитанниками осознанного выбора профессий.

  2. Обширное информирование о сельскохозяйственных профессиях.

  3. Пропаганда сельскохозяйственных профессий.

  4. Привитие любви к земле и сельскому труду.

  5. Популяризация сельского образа жизни.

  6. Организация информационных часов по формированию у учащихся осознанного выбора профессий.

  7. Организация просветительской работы по популяризации сельскохозяйственных профессий среди детей.


Направления деятельности.

  1. Учебные занятия и внеурочная деятельность по профориентационной работе.

  2. Мониторинг и диагностика образовательного запроса и профессионального самоопределения обучающихся.

  3. Организация мероприятий по пропаганде сельскохозяйственных профессий.

  4. Празднование Дня сельского хозяйства.

  5. Организация встреч с тружениками села.



  1. Учебные занятия и внеурочная деятельность по профориентационной работе.

Профориентационная работа ведется в системе классных, внеклассных, общешкольных мероприятий на протяжении всех лет обучения детей в школе. Она способствует подготовке младших школьников, подростков и выпускников к социальному, профессиональному и культурному самоопределению, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, формирования профессионально важных качеств человека на основе личностного восприятия мира профессий, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения.

В 1-2 классах дети знакомятся с профессиями деятельности через классные часы, встречи с тружениками села, которые рассказывают о своих профессиях, экскурсии в природу, беседы о труде, внеклассные мероприятия и элективный курс « Основы крестьянского хозяйства».

В 3 – 4 классах учащиеся получают расширенное представление о профессиях, о почве, основы огородничество, о жизни растений через классные часы, встречи с людьми разных профессий, через заочные путешествия по миру профессий, через экскурсии в природу. Профориентационная работа в начальных классах продолжается посредством форм дополнительного образования

- кружки: рукоделие, цветоводство

-практическую деятельность: выращивание на подоконниках лука, петрушки, укропа, которые используют дети в витаминных обедах.

Профориентационная работа и этап предпрофильной подготовки продолжается в 5-9 классах идет уже формирование основ профессиональной направленности, осознания учащихся своих интересов, способностей через классные часы, уход за растениями, основы тепличного хозяйства, элективные курсы по химии, биологии.

Для учащихся 10 -11 классов :

Профессиональное самоопределение и карьера. Профессиональный успех .

- расширенное изучение предметов естественно-научного цикла;

- профессиональная подготовка по сельскохозяйственным направлениям;

- основы экономики и финансовой грамотности в ведении сельского хозяйства.


  1. Мониторинг и диагностика образовательного запроса и профессионального самоопределения обучающихся.

Организация системы работы по 5 разделам:

  1. Самопознание и управление саморазвитием.

  2. Самоопределение.

  3. Саморегуляция.

  4. Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации.

  5. Выбор дальнейшего пути: «За» и «Против».

Формы работы:

Классные часы, анкетирования, тестирования, конкурсы эссе, психологические практикумы, игры, тренинги.

  1. Организация мероприятий по пропаганде сельскохозяйственных профессий.

- Организация проектной деятельности по темам: «Какие профессии необходимы селу», «Как добиться успеха в селе», «Известные люди села Есиль» и т.д.

- Организация встреч с представителями крестьянских хозяйств, со студентами сельскохозяйственных ВУЗов и колледжей, с работниками сельского хозяйства.

- Организация встреч и консультаций с партнерами проекта.


  1. Празднование Дня сельского хозяйства.

Организация общешкольных праздников: День Урожая, День труженика села.

Возрождение традиции празднования Дня сельского хозяйства.

Рефлексия участия школьников в праздновании Дня сельского хозяйства, выставка творческих работ по итогам праздника.

Награждение и стимулирование обучающихся, отличившихся на сельскохозяйственных работах, в кооперативе.


  1. Организация встреч с тружениками села.

Организация встреч и чествование успешных тружеников села.

Предполагаемые результаты

В результате данной работы ожидаются следующие результаты:

  • Осознанный выбор профессий, востребованных в селе.

  • Увеличение количества выпускников, выбравших сельскохозяйственные профессии.

  • Рост актуальности и привлекательности сельского образа жизни среди молодежи.

  • Приток в село квалифицированной молодежи сельскохозяйственных профессий.

















Ожидаемые результаты проекта


  1. Воспитание настоящего хозяина села, получившего навыки народных умений и основы сельскохозяйственного труда.

  2. Повышение качества профориентационного образования, повышение авторитета школы.

  3. Развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей личности учащихся, повышение их культурного уровня, повышение самооценки и уровня саморазвития учащихся, активизация школьного самоуправления.

  4. Повышение профессионального мастерства учителей, повышение уровня инновационной деятельности школы.

  5. Успешная самореализация выпускников школы в жизненном самоопределении, успешная адаптация выпускников в высших и средних специальных учебных заведениях.

  6. Повышение роли школы в социуме, авторитета учителя в селе; реализация проектов взаимодействия с социумом, внедрение социальных проектов.

  7. Улучшение материально-технической базы и подсобного хозяйства школы, повышение уровня самофинансирования.

  8. Создание условий привлекательности села для молодого поколения.


В результате реализации проекта, из стен школы-интерната должен выходить выпускник, обладающий не только качествами субъекта учебной деятельности, но и человек, проявляющий субъектную активность, социально значимую личность. Проект позволяет выпустить выпускника, творчески мыслящего, активного, способного приспособиться к быстро меняющейся социальной среде, понимающего особенности развития страны, своего края, умеющего определять свое место и поведение в этом мире. Сейчас время успешных людей. Преуспевают люди совершенно иного склада – те, кто умеют четко поставить задачу, ограничить её и найти для неё решение. Причём эти задачи связаны с поведением других людей. Проект учит детей жить среди людей, иметь цель и достигнуть её. Это и успех.

Возможные риски проекта

1. Запоздалое внедрение проекта из-за слабой материально-технической базы школы-интерната.

2. Кадровые (формальный подход к реализации проекта).

3. Недопонимание частью учащихся важности формирования популяризации сельскохозяйственных профессий и специальностей.


Пути минимизации рисков проекта


1. Мотивация педагогических работников, партнеров на успешную деятельность, стимулирование деятельности.

3. Разъяснительная работа с родителями о социальной значимости формирования популяризации сельскохозяйственных профессий и специальностей.







«Формирование сельскохозяйственной грамотности у воспитанников Литвинской школы-интерната»
  • Физика
Описание:

Актуальность проекта

Сегодня можно констатировать некоторое отстранение образования и воспитания в сельской школе от  потребностей сельского социума, поскольку они не ориентированы на формирование у учащихся личностных качеств, ценностных  ориентаций, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям сельского социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе. Насущной проблемой современного общества стало возрождение села. Селу нужны хозяева, любящие свою родину, желающие организовать в ней достойную жизнь.

 

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции и т.д. Трудовая деятельность имеет практический характер, требует напряжения физических и умственных усилий; по направленности это общественно - полезная деятельность. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том,  чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе, об окружающих.

Автор Тимофеева Светлана Александровна
Дата добавления 06.02.2015
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 1036
Номер материала 55740
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓