Главная / Начальные классы / Формирование самооценки в учебной деятельности первоклассников.

Формирование самооценки в учебной деятельности первоклассников.

hello_html_m487591ef.gifhello_html_588ea6c0.gifhello_html_427dc538.gifhello_html_m1b576642.gifhello_html_m6b0d267f.gif МБОУ СОШ № 10 с УИОП, г.Елец









Формирование самооценки в учебной деятельности первоклассников.







Автор Куликова Н. В. , учитель начальных классов.

























2015г.




Образовательная система нацелена на развитие у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, а также на мотивацию ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Я хочу рассказать как происходит формирование самооценки у первоклассников на моих уроках математики и окружающего мира.

С первых дней учёбы в школе я давала детям возможность проявить свою самооценку. Например, после выполнения письменной работы в тетради (рисование фигур, начертание элементов цифр и цифр) всегда просила ребят обвести лучшую фигуру (цифру).

Или: если ребёнок выполнял тренировочные упражнения дома, то при проверке тетради давала установку: «Сейчас вы сами оцените свою работу!». При этом я не выделяю ни лучшие, ни худшие, говоря, что все работы мне понравились. Затем спрашиваю: «Какое было задание?»

«Удалось вам выполнить задание?» «Теперь сравните эту работу с предыдущей. Видите, насколько лучше получилось!» (При этом дается установка на успех и на сравнение с собой, а не с другими.)
«Теперь пусть каждый, кто считает, что у него получилось выполнить задание, похвалит себя и скажет ПОЧЕМУ получилось». Один ребёнок говорил: получилось, потому что я очень постарался. Другой доволен собой, потому что сравнивал свою работу с образцом и у него получилось как в образце. Третий сначала тренировался на планшете, в альбоме и т.д.

Вариантов такой похвалы самого себя может быть великое множество.

Хвалят себя все - каждый должен почувствовать себя успешным.

Это и есть первые шаги в формировании самооценки (чаще необъективной).

«Если кто-то считает, что у него ОСОБЕННО хорошо получилось, что он сделал что-то помимо того, что требовалось в задании, пусть покажет это всем». (Дается установка на самооценку ОСОБЫХ ДОСТИЖЕНИЙ)

 Иногда для решения учебной задачи, я ввожу сказочных персонажей, которые так же, как и дети, выполняют определенные задания.  Сказочные персонажи, а именно, Ваня Торопилкин, Петя Старалкин, просят детей найти то, что получилось удачно, сравнить их работу  с образцом, выделить ошибки. Это  позволяет в свою очередь  ребенку проанализировать его собственную  работу.     

 Главное на этом этапе, чтобы ребенок не только смог научиться сравнивать, но и мог назвать причину допущенных ошибок  сначала у сказочных персонажей, а затем и у себя.

Научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого предлагаю поменяться тетрадями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте.

Во время взаимопроверки   я нацеливаю учеников видеть друг в друге хорошее, положительное, поддерживать тех ребят, у которых не все еще получается. И при этом не спрашиваю комментариев детей, чтобы не получать негативных отзывов.

Вторым шагом в моей работе было развитие эмоциональной рефлексии – основы для последующей адекватной оценки своих учебных успехов.

В конце каждого урока я предлагала каждому ученику вспомнить, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. Каждый выбирал себе значок и рисовал в тетради:
– если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся личико (смайлик);
– если тебе на уроке было временами не просто, не все получалось, то рисуем удивленное;

если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное личико. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше!

«Полянка» с цветами помогает мне проверить эмоциональный настрой детей до урока и по окончании его ( фиолетовый – грустное или плохое настроение , красный – уверен в себе, жёлтый – настроен на урок). Такую полянку мы украшаем в начале урока и в конце. Как правило, к концу урока настроение детей меняется и фиолетовые цветы появляются крайне редко.

На уроках окружающего мира мы украшаем «дерево успеха» разноцветными листочками. Например, при изучении темы «Человек – разумное существо» в конце урока ученики оценивают себя следующим образом: зеленый лист, если вы поняли, что человек это разумное существо- которое несёт ответственность за окружающую его природу, поэтому должен соблюдать правила разумного человека, если есть сомнения – желтый лист, а если нужна помощь, чтобы разобраться в том, почему человек несёт ответственность за нашу природу– красный.

На следующем этапе формирования самооценки, когда вводится основной материал, дети начинают понимать, что приоритетным критерием оценивания становится правильность выполнения задания. Критерии оценивания заданий вырабатываются совместно с учащимися. Например: при проверке решения задачи приоритетным является ход решения и вычислительные навыки, при решении уравнения – правильность определения алгоритма решения и вычисления, в геометрических задачах – знание формулы и её применение. Понимание приоритетных критериев в том или ином задании приводит к пониманию и правильному оцениванию разноуровневых заданий.

Очень важно, чтобы ребёнок понимал, что оценка складывается из количества правильно выполненных заданий. Осознанное понимание критериев оценки приводит к тому, что ребёнок чётко понимает что ему не хватает до «идеалов»: каких знаний, умений.

Важная роль учителя состоит в том, чтобы помочь преодолеть тот или иной неуспех в учении, замотивировав его к лучшим результатам.

Для воспитания адекватной самооценки применяю сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Так,  на этапе первичного закрепления, перед выполнением определённого задания, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха».



Не знаю


Знаю



Понимаю и могу применить

Анализ слова флажок: ассоциации со словом флажок, синонимы и антонимы. . Морфологический разбор слова флажок, склонение слова фл




Понимаю


Могу научить другого

После выполнения задания и его проверки дети снова обращаются к «дорожке успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной самооценкой.

Формировать самооценку младшего школьника мне помогает наш дневник «Личный еженедельник первоклассника», предназначенный для учащихся. Он дает возможность развить у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом процессе

Данный дневник предлагает ребенку оценивать собственные успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом. Делать это можно с помощью условных обозначений прямо в дневнике: в конце урока напротив каждого предмета, дети закрашивают пустой круг определенным цветом (цвет зависит от проделанной работы на уроке). Мы называем эти круги «светофором». Зеленый – значит все получилось; желтый – получилось, но не всё; красный – сегодня пока не получилось, но я буду стараться.

Из чего складывается оценка за урок?

Выполнив письменное задание в тетради, ученик оценивает свою работу, рисуя на полях кружок того или иного цвета (либо зелёный, либо жёлтый, либо красный, либо двухцветный ): сколько выполнено заданий - столько кружков. В конце урока получается совокупная (объективная) оценка. В дневнике, ребёнок также закрашивает кружок либо одним, либо несколькими цветами, комментируя свою самооценку.

Я считаю, что адекватной самооценке нужно обучать и, оценивая с первых дней деятельность детей, я всегда комментирую свою оценку (почему «хорошо», почему «не очень»), поскольку именно она является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Только в этом случае ребенок осознает, в чем он был прав, а в чем неправ. Необходимо подобрать такие слова, чтобы ребенок понял свою ошибку, и чтобы эти слова не были бы унизительными для него. Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. В процессе самопроверки и оценки своей работы, несомненно, у ученика формируется объективная самооценка, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что существенно влияет на развитие личности в целом, на воспитание социально активной, нравственной личности.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности, необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Ни в коем случае не сравниваю одного ученика с другим. Сравнение достижений идет только по отношению к самому себе.

Похвалить необходимо, даже за незначительный успех слабых учеников. Это приводит к тому, что ученик начинает уважать сам себя, а значит, начинают уважать его и одноклассники. Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.



Формирование самооценки в учебной деятельности первоклассников.
  • Начальные классы
Описание:

Образовательная система нацелена на развитие у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, а также  на мотивацию  ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием,  создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

 

    Я хочу рассказать  как происходит формирование самооценки у первоклассников на моих уроках математики  и окружающего мира. 

 С первых дней учёбы  в школе я давала детям возможность проявить свою самооценку. Главное на этом этапе, чтобы ребенок не только смог научиться сравнивать, но и мог назвать причину допущенных ошибок  сначала у сказочных персонажей, а затем и у себя.

Вторым шагом  в моей работе было развитие эмоциональной рефлексии – основы для последующей адекватной оценки своих учебных успехов.

На следующем  этапе формирования самооценки, когда вводится основной материал, дети начинают понимать, что приоритетным критерием оценивания становится правильность выполнения задания. Критерии  оценивания заданий  вырабатываются совместно с учащимися.

 Очень важно, чтобы ребёнок понимал, что оценка складывается   из количества правильно  выполненных заданий.  Осознанное понимание критериев оценки приводит к тому, что ребёнок чётко понимает что ему не хватает до «идеалов»: каких знаний, умений.

   Важная роль учителя состоит в том, чтобы помочь преодолеть тот или иной неуспех в учении, замотивировав его к лучшим результатам.

 

   Формировать самооценку младшего школьника мне помогает наш дневник «Личный еженедельник первоклассника», предназначенный для учащихся. Он дает возможность развить у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом процессе.

Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.           

 

 

 

 

Автор Сарафанова Ольга Вячеславовна
Дата добавления 01.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 763
Номер материала 59076
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓