Главная / Другое / «Формирование речевой культуры учащихся в школьной библиотеке»

«Формирование речевой культуры учащихся в школьной библиотеке»

«Формирование речевой культуры учащихся в школьной библиотеке»

Вишнякова Е.Г., зав.библиотекой МБОУ СОШ №84, г. Казани

Актуальность темы определяется ролью языка как важнейшего средства человеческого общения и тем обстоятельством, что на современном этапе в образовательно-воспитательных учреждениях не всегда учитывается потенциал сказок для освоения норм речевого общения. О снижении внимания к данной стороне родного языка свидетельствует факт резкого падения уровня культуры речевого поведения, использование ненормированных речевых средств и речевого поведения членами нашего общества, в том числе и детьми.

Говоря о культуре речевого поведения, мы имеем в виду использование формул речевого этикета и соблюдение правил поведения во время бесед, разговора с кем-либо, участие в игре и т.д.

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении. Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Легче всего правила этикета формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, чем раньше ребенок с ними познакомится, тем естественнее и непосредственнее он их будет выполнять. Занятия могут помочь сформировать привычку выполнять общепринятые правила вежливости, научат детей речевой культуре поведения.

    • Работа над формулами речевого этикета в начальных классах должна заключаться, прежде всего, в формировании у учащихся знаний о способах словесного выражения вежливости в русском языке и умений соотносить речевое выражение вежливости с поведенческим. Это достигается в результате объяснения, закрепления и активизации в речи формул речевого этикета, а также на основе примеров из повседневной жизни и художественной литературы.

    • Речевая деятельность всегда связана с общением людей. В процессе деятельности, общения происходит обмен информацией между передающим и воспринимающим информацию, происходит речевое взаимодействие между адресантом и адресатом. При этом общение - очень сложное явление. Чтобы оно протекало успешно, не вызывая дискомфорта у кого-либо из его участников, необходимо соблюдение каждым из них определенных норм, принятых в обществе, норм речевого поведения.

  • Культура речевого поведения обусловлена целесообразным выбором и организацией языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении лингвистических и этических норм позволяют эффективно решать коммуникативные задачи.

  • Умение общаться, соблюдая правильный речевой этикет, является показателем степени владения языком, уровня развития речи, важным компонентом общей речевой культуры носителя языка.

  • Нормы речевого этикета непосредственно связаны с видом речевой деятельности. Но независимо от формы существования, речь должна отвечать общим этикетным требованиям, правилам, которые в равной мере предъявляются и говорящему, и слушающему. Это требования доброжелательности, вежливого и уважительного отношения к собеседнику, необходимого ориентира на социальные роли вступающих в речевое общение, их взаимоотношения, правильного и уместного выбора в устной речи средств невербальной коммуникации, умения внимательно выслушивать собеседника, стремление правильно выбирать языковые средства. В то же время следует помнить, что речевое поведение не может быть неизменным. Оно связано с такими факторами, как социальная группа, воспитание, уровень образованности, профессия. Поскольку каждый человек может находиться в разных ролевых и речевых ситуациях, он бывает вынужден постоянно ориентироваться в обстановке общения. Один и тот же человек выберет разные этикетные формы и нормы общения на работе, дома, в кругу друзей и т.п.

  • Учащиеся начальных классов не имеют достаточных знаний о речевом этикете в целом, поэтому овладение речевым этикетом является важной методической задачей, решение которой возможно лишь при целенаправленной и систематической работе.


ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

у младших школьников на занятиях в библиотеки

ФОРМИРОВАНИЕ навыков речевого этикета - неотъемлемая часть развития речи учащихся.

Недостаточное количество часов, отведенных в учебном плане на русский язык и чтение, не дает возможность проводить уроки риторики во время учебного процесса. Мы решили восполнить данное направление для младших школьников во время их пребывания в школьной библиотеки.

Мы считаем, что основным направлением работы зав.библиотеки совместно с учителями начальной школы является обогащение речи ребенка теми языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия, благодарности и т. д.

Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации, Владение речевым этикетом - условие правильных взаимоотношений со сверстниками, так как ребенок учится правильно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других. Обращаясь к своим знакомым, родственникам, прохожим, мы как будто играем на сложном музыкальном инструменте, включаем тот или иной "регистр" общения, выбираем ту или иную тональность.

Следуя правилу, что с людьми лучше всего говорить о том, что их больше всего интересует, мы строит общение с детьми, опираясь на знания и умения учащихся, на их психологические особенности.

Правило речевого этикета: "Расспрашивать мало; говорить чуть больше; слушать еще больше".

В общении с детьми постоянно напоминаем о том, что в умении слушать проявляются воспитанность, уважение к другому человеку.


Решая ряд вопросов образовательно-воспитательной направленности, мы обратились к сказкам. И это не случайно. Они несут в себе потенциал народной культуры и делают ребенка обладателем национальных духовных ценностей

Потенциальные возможности сказок, как средства формирования у детей культуры речевого поведения. Совместно с учителями мы проводим беседы - занятия в школьной библиотеки, направленные на формирование культуры речевого поведения. Беседы-занятия об этике очень нравятся младшим школьникам.

Каждое занятие содержит литературный материал, используемый для проведения этической беседы, который сопровождают примерные вопросы, задания, игры.

Литературный материал (сказки) мы выбираем, учитывая особенности восприятия детьми текста с явными или скрытыми проявлениями культуры речевого поведения.

Специальные вопросы направлены на то, чтобы помочь детям проанализировать и оценить поступки героев, понять, как правильно поступить в данной ситуации.

Игры, задания – это своеобразный практикум. Дети упражняются в “вежливых” словах, овладевают способами морального поведения.

Инсценируя сказки, дети разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета. Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении школьниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в школе и семье. Поэтому очень важно установить тесный контакт педагогов и библиотекаря с родителями, с тем, чтобы предъявлять к ребенку единые требования.

Цель наших занятий – дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами речевого этикета.

«Формирование речевой культуры учащихся в школьной библиотеке»
  • Другое
Описание:

Недостаточное количество часов, отведенных в учебном плане на русский язык и чтение, не дает возможность проводить уроки риторики во время учебного процесса. Мы решили восполнить данное направление для младших школьников во время их пребывания в школьной библиотеки.

Владение речевым этикетом - условие правильных взаимоотношений со сверстниками, так как ребенок учится правильно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.

Автор Вишнякова Елизавета Гельевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 990
Номер материала 46381
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓