Главная / Начальные классы / ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОПОРОЙ НА ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОПОРОЙ НА ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Погребицкая Екатерина Михайловна, директор, Коротаева Юлия Михайловна, учитель начальных классов, Старцева Наталья Васильевна, педагог-психолог,

МАОУ "СОШ № 25" г.Перми

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОПОРОЙ НА ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является успешное развитие ребенка, которое возможно при условии психологического комфорта на уроке.

Достичь этого можно и путем использования разных технологий в процессе обучения. Сущность проблемы, на наш взгляд, заключается в том, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовки.

Проблема и заключается, во-первых, в том, чтобы выявить реальный уровень умений и навыков учащегося или группы учащихся, а во-вторых, построить дифференцированное или даже индивидуализированное обучение на базе полученной информации.

Понятия «метапредметный подход» и «метапредметные образовательные результаты» получили в настоящее время широкое распространение. Это связано с тем, как мы думаем, что сложившаяся система образования во многом не способна ответить на требования общества, которое стремительно меняется. Во-первых, «развитие процессов информатизации»(4) и, следовательно, неограниченный доступ к информации «ведут к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний» (4). Во-вторых, «ускорение темпов развития общества» (4) требует от школы готовить своих учеников к переменам, «развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность» (4). Уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью (4). Сейчас необходимо развивать у учащихся способность решать проблемы различной степени сложности на основе имеющихся знаний (4).

Наша цель - разработка системы, которая позволила бы дифференцировать процесс обучения русскому языку с учетом разного уровня сформированности компетенций учащихся. И экспериментально, а где-то, возможно, и интуитивно, наша рабочая группа пришла к пониманию того, что это возможно реализовать через внедрение технологии развития критического мышления.

Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Каким же образом мы внедряем эту систему?

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска?

Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре. Сначала мы начали использовать отдельные приёмы данной технологии, а затем, приобретя опыт и увидев плоды своего труда, начали разрабатывать целые блоки учебных занятий и тем. Фазы ТРКМ (технологии развития критического мышления) хорошо согласуются с привычными дидактическими циклами занятий.

  1. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

  2. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа); работа ведётся индивидуально или в парах.

  3. Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – реализация смысла – рефлексия, используя набор приёмов и стратегий. Стратегия «толстые» и «тонкие вопросы».

Данный приём мы используем на любой фазе урока. Он может быть применён для учебной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом мы учим детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». И здесь происходит дифференциация по готовности ученика к выполнению заданий определенного уровня сложности. Если ребенок справляется с самостоятельным составлением только «тонких» вопросов, то у него есть возможность здесь быть успешным. Мы поддерживаем его «относительную» успешность, постепенно «подталкивая» к успешности абсолютной, ведя мониторинг продвижения каждого ученика.

Эффективен, на наш взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до шести человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Мы предлагаем учащимся записать на листке одно - три предложения по определенной теме. На это отводится одна-две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем мы предоставляем слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Уже после года применения в работе различных приемов критического мышления диагностика уровня творческой активности учащихся дала положительный результат.

Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала.

Новые стандарты меняют всю образовательную ситуацию в школе, ставя на первое место применение психологических знаний в организации процесса обучения и воспитания.
Очень важным и ответственным для педагога- психолога школы является то, что актуальной задачей нового стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как "психологической составляющей" ядра образования.

На психологических занятиях в авторской программе «Хочу быть умным!» развиваются эти действия с помощью различных приемов, которые используются в технологии развития критического мышления. Педагога-психолога привлекла эта технология тем, что разработчиками технологии понимается критическое мышление не как отрицающее или рационально-негативное, а как «процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства…». Эта сфера что ни на есть самая близкая любому психологу в работе. И в итоге дети получают возможность научиться способам активных, социально-значимых действий.

Каждое занятие посвящено освоению нового понятия – буквы, цифры, насекомые, растения, пространство и время и т.д. Особый интерес вызывают у ребят приемы «Выглядит, как…Звучит как…» и «Плюс- минус- интересно», которые используются на стадии вызова.

Имеющейся информации недостаточно, чтобы ответить на интересующие ребят вопросы, необходимо найти и осмыслить дополнительный материал в любом источнике или из изложения педагога. При работе с новым материалом на стадии осмысления также можно ставить «плюсы» и «минусы» явления и что интересует – так «вызывается» эмоциональное отношение к тексту, что активизирует работу учащихся. Известно, что эмоции и чувства помогают лучше усвоить и запомнить.

И изменения действительно происходят – одним из показателей можно считать то, что среди первоклассников нашей школы третий год нет детей, испытывающих школьную дезадаптацию. Также все дети показывают в проективных тестах положительное отношение к школе.

Применяя эту технологию, мы помогаем школьникам определить область их знания и незнания и спланировать действия по расширению пространства знания.

Список литературы:

  1. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.

  2. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.

  3. Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3

  4. Интернет-ресурс: http://edu.znate.ru/docs/1115/index-1873.html



ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОПОРОЙ НА ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
  • Начальные классы
Описание:

 

Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является успешное развитие ребенка, которое возможно при условии психологического комфорта на уроке.

 

Достичь этого можно и путем использования разных технологий в процессе обучения. Сущность проблемы, на наш взгляд, заключается в том, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовки.

 

Проблема и заключается, во-первых, в том, чтобы выявить реальный уровень умений и навыков учащегося или группы учащихся, а во-вторых, построить дифференцированное или даже индивидуализированное обучение на базе полученной информации.

Список литературы:

  1. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.

  2. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.

  3. Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3

  4. Интернет-ресурс: http://edu.znate.ru/docs/1115/index-1873.html

 

Автор Коротаева Юлия Михайловна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 467
Номер материала 18695
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓