Главная / Начальные классы / Формирование речевой деятельности младших школьников

Формирование речевой деятельности младших школьников


Муниципальное образовательное учреждение

«Тираспольская средняя школа№18»













Доклад на тему:


Формирование речевой деятельности младших школьников.




Подготовила

Чеботарёва А.В.

учитель начальных классов

МОУ «ТСШ № 18»

1кв. категории,

руководитель м/о.




2009г.

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. В работе по обучению школьников учителя нашей школы отдают приоритет развитию речи. Эту работу мы ведём на занятиях по всем предметам, связывая их воедино.

Считаем, что для успешного обучения детей в старшей школе необходимо в начальных классах

  • во-первых, научить ребят читать правильно, сознательно, бегло и выразительно;

  • во-вторых, развить у школьников умение работать с текстом произведения и самостоятельно читать книги;

  • в-третьих, привить любовь к книге, так как огромно значение чтения для развития речи детей, которая, обогащаясь через книгу становится более содержательной, эмоциональной и логичной. Кроме того, чтение дает материал для изложений, сочинений, которые проводятся на уроках русского языка.

Каждый ребенок по природе - творец, мечтатель и фантазер. Мы убеждены, что в современном мире, когда дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия, очень важно вызвать у малышей интерес к родному слову, правильно научить своих учеников слушать, говорить, сочинять и писать.

Стремимся добиться, чтобы наши ребята не испытывали затруднений в общении друг с другом, не боялись открыто высказывать свое мнение и умело отстаивали его, чтобы научились при этом внимательно выслушивать и другие взгляды. Пытаемся создавать такие условия, чтобы каждый ученик мог максимально реализовать потенциал своих речевых возможностей. В нашей школе сложилась определенная система работы в этом направлении.

Начальная школа тесно сотрудничает с коллективами ближайших детских садов №6 и №33. Учителя начальной школы работают в тесном контакте с психологом и логопедом школы, которые систематически занимаются с детьми. Каждое занятие психолога включает в себя не только задания на развитие речи, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, моторики, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики. Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной. Иногда используются соревновательные моменты, но всегда создаётся ситуация успеха. Это позволяет детям лучше адаптироваться к учебной деятельности, обогатить речь, расширить кругозор, даёт возможность детям  быстрее и лучше раскрыть творческие способности,  способствует сплочению коллектива. Работа проводится индивидуально, группами, коллективно.Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа логопеда в содружестве с учителями начальной школы над произносительной стороной речи. При поступлении детей в 1 класс речь младших школьников не всегда красиво звучит, у части первоклассников имеются значительные нарушения произносительной стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, у многих наблюдаются нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат. Для развития артикуляторной моторики применяются упражнения для активизации мышц языка, губ, дыхания. Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы, игры со словами, пословицы, поговорки, сказки, тексты, грамматические игры. Дети получают понятие о синонимах, антонимах, фразеологизмах.

Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.

1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

2. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).

4. Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

6. Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов.

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.

Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок “понимает в окружающем больше, чем может передать словами”. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается малопонятным. Сам ученик обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.

Общим требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная речь. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

В систему упражнений, формирующих навыки устной монологической связной речи первоклассников включаем следующее:

  • сравнение, сопоставление небольшого текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой;

  • озаглавливание текста;

  • определение основной мысли текста;

  • выделение в тексте начала, середины и концовки;

  • воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке, по плану и опорным словам;

  • восстановление деформированного текста;

  • придумывание к рассказу начала или конца;

  • выбор наиболее подходящего начала или концовки к тексту;

  • определение, какой части не хватает в тексте;

  • пересказ по плану.

На каждом уроке ребенок читает, слушает, отвечает, т.е. общается с товарищами, учителями, книгой. У него формируются такие умения, как умение слушать, отвечать на поставленный вопрос, умение выражать свое отношение к чему-либо, давать оценку поступку героя. Все эти умения теснейшим образом связаны между собой и являются частью комплекса умений учебного труда.

В работе над развитием речи хочется выделить следующие направления: работа над звуковой стороной речи, словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса), работа над словосочетанием и предложением, развитие связной речи (изложения, сочинения, работа по картинам), богатство и культура речи. Все упражнения по этим направлениям носят тренировочный характер. Используются разнообразные виды изложений (изложение по вопросам, подробное, сжатое изложение, выборочное и творческое) Школьники учатся писать сочинение по рисунку или серии картинок, по аналогии, на основе личных наблюдений, на заданную тему, сочинения-описания, сочинения-рассуждения и сочинения по картинам художников.) Подробный материал о работе по развитию письменной речи на уроках русского языка и чтения с образцами детских работ представлен в папке «Методическая копилка» в моей курсовой работе.

Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуем создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

Роль учителя состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи — от аудирования, от умения слушать — и до потребности пользоваться словарями и справочниками, что касается безусловного знания школьного грамматического минимума, то оно создает лишь фундамент постоянного языкового совершенствования.

Обновлённое содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.

В систему работы по развитию речи входят уроки - игры, диалоги, заочные путешествия, драматизация, инсценировка, работа с творческими тетрадями, кукольный театр.

От урока к уроку коммуникативные ситуации усложняются, создаётся на уроке атмосфера речевого общения, собеседования, обмена мнениями. Это позволило детям активно включаться в диалог "учитель - ученик". Такое обучение приводит к тому, что дети становятся нашими помощниками, становятся друзьями, коллегами. В процессе содружества и сотрудничества у учащихся формируются первые навыки самоконтроля и самоуправления. Как показала практика, начинать систематическую работу над речью можно уже с первых уроков обучения грамоте. Главной задачей на этом этапе будет знакомство первоклассников с текстом, его основными признаками и структурой. Тогда традиционная работа с иллюстрациями "Азбуки" и рассказывание знакомых сказок не только будут развивать те умения, которые дети приобрели до школы, но и послужат дальнейшему развитию речи. Этой теме посвящена одна из моих работ, представленных в методической копилке.

Большое значение для развития речи имеет развитие эмоций и воображения. Эмоционально окрашенная речь выразительнее и сильнее, чем речь, не вызывающая переживаний. Большое внимание уделяем выразительному чтению, чтению по ролям. Эмоциональность восприятия тесно связана с развитием воображения. Для развития творческого воображения предлагаем детям такое задание - проиллюстрировать литературное произведение. С художественным творчеством наших ребят вы познакомитесь на выставке рисунков и поделок. При рисовании словесных картин к стихам, к отрывкам из художественных произведений мы рекомендуем детям дополнять их, используя для этого свой жизненный опыт.

Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные, прежде всего с развитием детского речевого творчества.

Первое направление - игра. Принципы коммуникативного обучения легко осуществляются в игровой деятельности, т. к. это естественная деятельность, требующая речевых действий. Например: "Эстафета - рассказ", игра "Мимики и жестов", ролевые игры (диалоги, инсценировки, драматизация). Здесь же проводится работа над постановкой голоса учащихся, мимикой, жестами, с использованием элементов театральной педагогики. Этот вид работы вы сможете наблюдать на уроке литературного чтения в 4 «в» классе.

Второе направление в развитии речи - это творческое сочинительство.

Младших школьников привлекает работа, которая пробуждает их творческую мысль, рождает буйство фантазии и вдохновения, а главное является эффективным средством, побуждающим к высказыванию. Работа над рифмой стихотворных упражнений тесно связана с главной задачей первоначального чтения и письма – развитием фонематического слуха. В процессе такой работы школьники непроизвольно совершенствуют речевой слух, развивая через него потенциальные способности к родному языку. Рифма привлекает детей забавной игрой слов и созвучиями их формы. При знакомстве с новой буквой, новым звуком, упражняя детей в делении слов на слоги и для переноса, использую стихи детских писателей. Ученики читают стихи о временах года, о дружбе, о школе, о родном крае. Стихотворения раскрывают перед детьми богатство родного языка, воспитывают у них понимание звучания слов и их содержания. Стихи не только забавляют детей, они помогают обучать без скуки, развивают их речь. Рифмовки, способствующие совершенствованию речевой культуры учащихся, развивают фонематический и речевой слух, память, умение строить суждения, рассуждения, умозаключения.

Одним из средств развития речи и мышления детей являются загадки. Детям очень нравится разгадывать загадки. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся. Загадки можно использовать при знакомстве с новым звуком, новой буквой. В отгадке ребята определяют, где находится изучаемый звук: в начале, в конце или в середине слова. Любую загадку можно взять как исходный материал для составления предложения со словом – отгадкой. Дети любят загадки и часто по аналогии с услышанным пытаются составить загадки сами. На выставке вы можете увидеть образцы детских работ по теме «Загадки».

Хороших результатов даёт приём конструирования: сочинение считалок, потешек, небылиц, колыбельных песен, где используется стихотворение, мы практикуем со второго класса. Соотношение звуков в словах, умение сравнивать оттенки звучания, сопоставление слов, сходных по звучанию, постепенно развивают у детей тонкое восприятие слова. Данные виды работ сегодня представлены на выставке.

Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.

Ещё внедряется работа с куклами. Кукольный театр помогает легче, ярче, правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям, быть не похожими на отрицательных. Увиденное, а самое главное, исполненное ими в театре, расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям, такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Кукольный театр имеет большое значение для всестороннего восприятия детей. На нашей выставке представлены виды кукольных театров: Бибабо, линейный, пальчиковый, конусный, настольный и теневой.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Работа над познавательными способностями учеников должна быть длительной и целенаправленной. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Хорошим подспорьем в работе над развитием познавательных способностей учеников является курс Холодовой О. "Юным умникам и умницам". Используемые задания способствуют углублению знаний детей, помогают ученику почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. У нас в школе курс РПС читается с 1 класса. Для успешного развития мышления учащихся на занятиях применяется способ сопоставления фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова. Задания формируют умения оперировать образами, вести рассуждение на уровне логических абстракций. Данный способ, помимо положительного воздействия на совершенствование речи учащихся, их интеллектуальных способностей, способствует расширению их эрудиции, ознакомлению с элементами фольклора. Формируется комплекс умений: логическое мышление, оперативная память, умение строить рассуждение, речь, умение обосновывать свои суждения и выводы.

Формированию образной речи способствуют экскурсии в природу. Во время наблюдений дети не только накапливают разнообразные представления, но и с помощью образных определений, точных характеристик осмысливают их. У них активизируются важнейшие мыслительные процессы: способность анализировать, сравнивать, делать посильные умозаключения. Формируемый комплекс умений помогает обогатить словарный запас детей, так как через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь, развивает сообразительность, умение логически мыслить.

С целью обогащения словаря учащихся мы также используем задания следующего характера:

  • подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;

  • подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических

  • пар и выяснение из значений;

  • работа над прямым и переносным значением слов;

  • употребление речевых оборотов;

  • работа с пословицами и поговорками;

  • работа со словарём;

  • выполнение различных видов творческих работ;

Эти задания могут быть комплексными, чтобы помочь ребёнку одновременно видеть, сопоставлять, рассуждать. В работе по развитию речи используем русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. “ Красна речь поговоркой”.

Поговорка:

  • сообщает “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает”

  • обогащает “В чужой беседе, всяк ума купит”

  • воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет”

  • влияет “Слово пуще стрелы разит”

  • помогает “Язык до Киева доведёт”

  • успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.

Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему. Детям предлагаются следующие виды конструктивных упражнений:

  • - восстановление деформированного текста;

  • - деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;

  • - ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;

  • - то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;

  • - соединение 2-3 предложений в одно;

  • - построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);

  • - выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.

Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям. Вот некоторые задания:

  • - задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;

  • - даются опорные слова или сочетания;

  • - задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);

Дети становятся активными участниками процесса, у них появляется уверенность в собственных силах. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряжённой мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, обеспечивает свободное владение аналитико-синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях. Перечисленные виды упражнений подготавливают детей к работе над сочинениями.

Дети любят писать сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить свою самостоятельность, своё отношение. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком. И сочинения-описания, и сочинения-миниатюры, и сочинения по картинам, и отзывы о прочитанных книгах – это всё служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать увиденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы, правильно и образно говорить. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя. На нашу выставку помещены сочинения разнообразной тематики.

С большим интересом дети работают с тестами. Этот вид заданий даёт возможность в короткий промежуток времени проверить значительный материал по теме.

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным.


«Тебе скажут — ты забудешь,

Тебе покажут — ты запомнишь,

Ты сделаешь — ты поймёшь»


Использование в обучении и информационных и коммуникационных технологий позволяет:

развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

усилить мотивацию учения;

сформировать у школьников умение работать с информацией;

активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

качественно изменить контроль над деятельностью учащихся.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя. В наше время возможность применения на уроке компьютерных технологий открывает массу возможностей для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать на разговор. Этому способствует применение презентаций с использованием репродукций, музыки, фотографий и т. д.

Подведём итог вышесказанному.

На практике мы убедилась, что чем раньше начать работу по формированию интеллектуально-речевых умений, тем ощутимее будет результат.

Первостепенное значение мы отводим развитию навыков чтения, интереса к художественной литературе как средству обогащения речи учащихся новыми словами и синтаксическими конструкциями. Большинство наших учеников имеют хорошую скорость чтения, владеют речевыми навыками, любят заучивать наизусть стихи, стараются выразить в чтении свои мысли и чувства. Они отличаются развитым воображением, художественным вкусом, умением аргументировано делать выводы о мотивах поведения и поступках героев, видят авторское отношение к описываемому событию, понимают основную мысль произведения, с интересом и творчески работают над изложениями и сочинениями, в которых не только используют личные наблюдения, но и выражают своё отношение к описываемому. Во время творческих работ дети овладевают самой сутью языка – возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и ярких словах, какие они только могут найти. Для успешного формирования литературного творчества необходимы следующие условия:

  • - проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку;

  • - расширение словарного запаса, овладение грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков);

  • - развитие связной речи - диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

  • - своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

  • - воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;

  • - вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.

Такая целенаправленная, систематическая работа по совершенствованию речи учащихся способствует общему умственному развитию, формирует личностные качества школьников.



Формирование речевой деятельности младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. В работе по обучению школьников учителя нашей школы отдают приоритет развитию речи. Эту работу мы ведём на занятиях по всем предметам, связывая их воедино.

Считаем, что для успешного обучения детей в старшей школе необходимо в начальных классах

·    во-первых, научить ребят читать правильно, сознательно, бегло и выразительно;

·    во-вторых, развить у школьников умение работать с текстом произведения и самостоятельно читать книги;

·    в-третьих, привить любовь к книге, так как огромно значение чтения для развития речи детей, которая, обогащаясь через книгу становится более содержательной, эмоциональной и логичной. Кроме того, чтение дает материал для изложений, сочинений, которые проводятся на уроках русского языка.

Автор Чеботарёва Алла Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 509
Номер материала 46203
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓