Главная / Технология / Формирование рациональной учебной деятельности на уроках технологии Из опыта работы

Формирование рациональной учебной деятельности на уроках технологии Из опыта работы

Формирование рациональной учебной деятельности на уроках технологии способствует созданию на уроках условий для самоорганизации учебной работы; умению личности организовать себя, проявляющиеся в целеустремлённости, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

От  правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления. Благодаря рационализации учебной деятельности появляется возможность достижения целей обучения с наименьшими затратами сил и энергии учащихся, времени и материальных ресурсов.

Тема: Формирование рациональной учебной деятельности на уроках

технологии

Из опыта работы Копаневой Б.Н-А. учителя технологии МКОУ СОШ №8

Актуальность опыта:

- возрастающие требования к подготовке учащихся на фоне низкой мотивации;


- предъявляются высокие требования к технологическому образованию школьников на фоне недостаточной сформированности общеучебных умений и навыков;


-возрастает практическая значимость школьного курса технологии при явном дефиците учебного времени;


Теоретическое обоснование:

- введение более целесообразной организации учебной работы в соответствии с личными и общественными потребностями, придание учебно-познавательной деятельности более совершенного характера, улучшение способов её выполнения на основе изучения её механизмов.


Ведущая идея опыта:

- создание на уроках условий для самоорганизации учебной работы: способность и умение личности организовать себя, проявляющиеся в целеустремлённости, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга;

- расширение кругозора учащихся

- повышение интереса к практической значимости предмета.

- развитие у учащихся представлений о ведущей роли технологии в умственном развитии человека.




Технология опыта:





Рационализация учебной деятельности – это ведение более целесообразной организации учебной работы в соответствии с личными и общественными потребностями, придание учебно-познавательной деятельности более совершенного характера, улучшение способов её выполнения на основе изучения её механизмов. Благодаря рационализации учебной деятельности появляется возможность достижения целей обучения с наименьшими затратами сил и энергии учащихся, времени и материальных ресурсов. Признак рационализации – умение планировать деятельность так, чтобы несколько процессов, задач, действий, операций осуществлялись одновременно.

От  правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления. При проведении урока поддерживаю санитарно-гигиенические условия. Не допускаю учебных перегрузок учащихся. Использую приёмы эмоциональной разрядки, релаксации, аутотренинга, применяю рефлексию. Часто меняю виды деятельности учащихся на уроке.

  • Плотность урока - не менее 60% и не более75-80%

  • Количество видов учебной деятельности - 4-7

  • Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

- не более 10 мин

  • Частота чередования различных видов учебной деятельности -

смена не позже чем через 7-10 мм

  • Количество видов преподавания - не менее 3-х

  • Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 мин

  • Наличие эмоциональных разрядок - 2-3

  • Место и длительность применения ТСО - в соответствии с гигиеническими нормами

  • Чередование позы - поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

  • Наличие, место, содержание и продолжительность физкулътминуток - на 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

  • Психологический климат - преобладают положительные эмоции

  • Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности - не ранее 40 мин


Важным условием повышения качества знаний школьников является рационализация их учебной деятельности, предполагающая специальные педагогические приёмы и способы построения учебной работы. Моя задача как учителя - каждого ученика научить организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Несколько минут на уроке обязательно уделяю оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели».

 Для рациональной организации учебной деятельности учащихся  использую  на уроках видеоматериалы, средства ИКТ,  так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся.  Использую  индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения. Обязательно использую дифференцированные  задания. В кабинете в наличии имеются комплекты учебных пособий и карточек, материалы с разноуровневыми заданиями, тестами. Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года я делю детей на три группы: 1 группа – «сильные» дети, 2 группа – «средние», 3 группа – «слабые». Распределение по группам провожу по результатам обучения предыдущего года, также учитываю результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже. Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты, на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.
 При устной проверке знаний первыми вызываю учащихся 2 и 3групп, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы 1 найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей. В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп 2 и 3 предлагаю ответить на вопросы, известные из раннее изученного, причем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы 2 часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы 1 иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы 2 помогают мне подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала. А детям группы 3 даю задание - найти толкование новых слов.  При закреплении нового материала
дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы 1 сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей группы 2 предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.
При работе с учебником детям 2 группы даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися 3 группы ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети 1 группы делают обобщения и выводы. Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп 1 или 2, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп. При даче домашнего задания детей группы 1 учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера (например: придумать сказку «О том, как колосок на стол попал в виде хлеба» или «О том, как нити прядут и ткани ткут»), а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп 2 и 3 даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители.

Обязательно учитываю интенсивность и длительность самостоятельной работы, оцениваю трудность уроков, выделяю мотивационные линии урока. Тщательно отбираю содержание учебного материала для организации самостоятельной работы школьников в соответствии с их возможностями.

Успешность учебной деятельности школьников определяется достаточно большим количеством разнообразных факторов - состоянием здоровья, эффективностью обучения и так далее, но одним из необходимых условий успешности усвоения учебных программ является сформированность у ученика общеучебных навыков, которые служат базой для усвоения всех предметов, в том числе предмета технологии.

У учащегося на уроках формируются такие навыки рациональной учебной деятельности, как:

  • вычислительный навык

  • выделения главного

  • навык планирования

  • навык письма

  • навык самоконтроля

  • навык чтения

Наиболее важными навыками рациональной учебной деятельности являются самоконтроль, выделение главного и навык быстрого письма.

Проблема формирования общеучебных навыков у учащихся актуальна и требует привлечения внимания к ней учителей различных предметов, в том числе учителей технологии.

С целью формирования у школьников навыка выделения главного при изучении любой темы, а так же на каждом уроке выделяю основные понятия, узловые вопросы. Концентрирую на них основное внимание при подготовке к уроку и на уроке. По этим вопросам делаю тематический учет знаний школьников. Формирование этого навыка провожу на всех этапах урока.

Например, на вводно-мотивационном этапе четко сообщаю учащимся:

  • тему урока (с обязательной записью на доске и в тетради);

  • план урока ( что будем делать );

  • главные задачи (что должны уметь в конце урока).

       Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

На этапе повторения изученного материала повторяем в начале урока то, что будет способствовать лучшему усвоению нового материала, т.е. провожу опрос учащихся по вопросам и получаю ответы с места. Спрашиваю тех, кто поднимает руку ( то есть тех, кто знает материал), а остальные учащиеся имеют возможность узнать или вспомнить правильный ответ.

На этапе объяснения нового материала акцентирую внимание учащихся на главных понятиях с использованием таких приемов, как:

  • повторения главного дважды;

  • выделения главного голосом;

  • небольшой паузы для лучшего усвоения.

Очень тщательно продумываю записи на доске и в тетрадях (не должно быть ничего лишнего, загромождающего зрительную память школьников). Новые слова – термины ( особенно сложные ) повторяем всем классом вслух, а в тетрадях рекомендую эти термины выделять. С целью наилучшего запоминания и развития воображения выполняю с учащимися следующее упражнение. После введения нового термина, предлагаю ученикам закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин. Это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить  его.


Также рекомендую выделять некоторые правила, определения. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Объяснение нового материала завершаю выводами, резюме, обобщениями.

На этапе закрепления изученного материала использую фронтальную, индивидуальную, парную формы работ. Вопросы и задания стараюсь подобрать такие, которые концентрируют мысль учащихся на сущности изучаемого, не растрачивают внимание учащихся на деталях и углубляют их представление о главных понятиях и задачах урока. В конце урока использую тесты, связанные с главными понятиями урока. В конце урока обсуждаю не только то, что усвоено нового, но стараюсь выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Очень важным моментом является дача домашнего задания. Обязательно говорю, что будем делать на следующем уроке, на доске пишу, что следует принести или какие вопросы повторить (если это необходимо для будущего урока). Домашние задания даю с опорой на познавательные творческие интересы учеников. Предлагая домашнее задание, обязательно комментирую его, указывая, что ученики должны  выполнить,  чтобы  подготовить  задание  на  «три»,  «четыре»,     «пять»

При подведение итогов урока особое внимание уделяю комментированию оценок за работу. При оценке выполненной работы учитываю не только полученный результат, но и степень усердия  ученика.

Навык планирования формируется на основе умения выделять главное, систематизировать и обобщать, его функция - осуществлять анализ изучаемого материала учебной деятельности и его результатов.

Умение планировать работу осуществляется, когда знакомлю ребят с планом урока, и они уже представляют:

  • из каких этапов будет складываться практическая работа

  • в какой последовательности следует выполнять задание

  • что будет оцениваться

  • как получить дополнительную оценку

Учащиеся с помощью планирования анализируют этапы выполнения учебного задания и прогнозируют конечный результат. Например, в 6 классе при прохождении темы «Технология выполнения швов» учащиеся по технологическим картам должны

  • изготовить швы

  • оформить их в рабочем альбоме.

Или в 7 классе при изучении раздела «Проектирование швейных изделий с элементами машиноведения» должны поэтапно

  • изготовить отделочные детали

  • соединить их с изделием

  • оформить готовое изделие на стенд для выставки.

При этом развивается логическое мышление и умение работать самостоятельно.

Одним из наиболее важных навыков рациональной учебной деятельности является самоконтроль – самостоятельное регулирование и направление личностью своей умственной работы, поведения, побуждений, желаний на необходимый для развития путь. В учебной деятельности самоконтроль предполагает постоянное соотнесение содержания и структуры своей умственной деятельности с содержанием и структурой обучения в школе. Метод самоконтроля имеет интегрированный характер, он включает следующие операции: осознание учеником потребности в работе, постановка цели, планирование, реализация программы действий, коррекция результатов. Особое внимание в процессе самоконтроля следует уделять планированию – выделению основных и промежуточных целей в предстоящей и текущей умственной деятельности и взаимодействиях её с личными целями. По ходу самоконтроля целесообразно применять следующие приёмы; самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самокоррекция. Именно в способности ученика к самоконтролю проявляется степень его самоорганизации. Для формирования у школьников навыка самоконтроля включаю в обучение упражнения на тренировку произвольного внимания и логического мышления, так как навык самоконтроля формируется на основе произвольного внимания и умения сравнивать. Они подготовят учащихся к овладению навыком самоконтроля. Навык самоконтроля считается сформированным в том случае, если это действие осуществляется самостоятельно, без напоминания учителя. Ввожу итоговый самоконтроль – простейшая форма контроля, его функция – проверка только конечного результата путем сравнения его с образцом. Чтобы навык устойчиво закрепился, нужно выделить достаточное время на уроке для проверки своей работы по образцу и исправления ошибок. Образцы для проверки всегда представляю наглядно – это готовые изделия или образцы швов и т.д.

Например, при выполнении практической работы по теме “Обработка боковых срезов ночной сорочки” раздаю карточки самоконтроля:

  • вывернуть изделие на лицевую сторону

  • посмотреть, не выходят ли на лицевую сторону припуски швов

  • сравнить свое изделие с образцом, спрогнозировать оценку.

Применяю также пошаговый контроль, который основан на умении учащихся и учителя работать по алгоритму, его функция - проверка последовательности, полноты и правильности выполненных действий. Начинают учащиеся выполнять проверку работы с оценки правильности выполнения каждого этапа решения учебной задачи. Например: при выполнении практической работы по теме “Обработка накладного кармана”, раздаю карточки самоконтроля, по которым учащиеся сами проверяют свою работу. В карточке указываю, по каким критериям осуществлять проверку:

  • размер и форму карманов, наложив их один на другой;

  • аккуратность обработки срезов;

  • ширину шва и ровность строчек;

  • качество приутюживания.

На первых этапах работы по формированию этого вида самоконтроля учащиеся должны иметь образцы алгоритмов обработки для пошаговой проверки своей работы, впоследствии их можно предоставлять ученикам со слабыми и средними учебными возможностями.

Например, при проведении практической работы по изготовлению каких-либо швов представляю их поэтапную обработку. Чтобы учащиеся могли контролировать качество и правильность своих действий, сравнивая свою работу с образцами, т.е. осуществлять пошаговый самоконтроль.

Реже, но все же использую прогнозирующий самоконтроль. Он требует не только умения работать по алгоритму, но и самостоятельно выбрать тот или иной способ обработки изделия. Например, при обработке среза низа ночной сорочки формулирую проблему: “Что осталось еще сделать в ночной сорочке, чтобы изделие было полностью готовым? Каким способом можно решить эту задачу? Оцените, достаточно ли у вас знаний для выполнения этого этапа изготовления ночной сорочки? В каком виде должен быть представлен результат?”

Основная работа по формированию у школьников навыка чтения завершается в начальной школе, задача нашего предмета - его совершенствование при чтении технологических карт, материала из учебника, записей в тетрадях. С этой целью использую на уроках различные виды чтения: сплошное, выборочное, комментированное, про себя и вслух. Чтение должно быть осмысленным. Учу работать с учебником: содержанием, вопросами и заданиями к учебному тексту, словарем, иллюстрациями, особенно со схемами.

При работе с учебником также развиваю навык письма – списывание правил техники безопасности, санитарных норм и т.д., а также при объяснении нового материала учащиеся некоторую информацию записывают в тетрадь. Обращаю внимание на то, что записи должны быть выполнены аккуратно.

Вычислительные навыки развиваю при построении чертежей различных швейных изделий, совершенствуя вычислительную культуру учеников, а так же, когда необходимо подсчитать денежные затраты на приобретение материалов для различных изделий, для экономической оценки творческих проектов. Прикладное направление математики очень хорошо проявляется при изучении такого раздела, как «Домашняя экономика».

Кроме общеучебных навыков, у учащихся формируются и специальные ( определяемые спецификой предмета) умения. При построении чертежей изделий, выполнении различных схем, условных изображений швов осуществляю формирование у школьников навыков черчения. Задача учителя технологии заключается в воспитании технически грамотной личности. Первые знания и навыки черчения закладывает именно учитель технологии. Изучаем линии построения чертежей, условные обозначения, понятия масштаба, формата; учу пользоваться линейкой, лекалами и другими чертёжными инструментами.

Только овладев всеми этими навыками, школьники могут рационально организовать свой учебный труд.

Таким образом, рационально организованная и систематически проводимая учителем работа способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к длительной интеллектуальной деятельности,



Результативность опыта:


В процессе своей работы я зафиксировала рост самоорганизации деятельности, самостоятельное регулирование и направление учеником своей умственной работы, поведения, побуждений, желаний на необходимый для развития путь. Ученики осознают потребность в работе; постановка цели, планирование, реализация программы действий, коррекция результатов происходит осознанно. Рационализация обучения стимулирует к планированию - выделению основных и промежуточных целей в предстоящей и текущей умственной деятельности и взаимодействиях её с личными целями, способствует оцениванию личностью себя, своих возможностей, качеств, свойств, действий, результатов деятельности и места среди других людей.




























Формирование рациональной учебной деятельности на уроках технологии Из опыта работы
  • Технология
Описание:

Формирование рациональной учебной деятельности на уроках технологии способствует созданию на уроках условий длясамоорганизации учебной работы, умению личности организовать себя, проявляющиеся в целеустремленности, активности, обосновании мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в прцессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление  утомления. Благодаря рационализации учебной деятельности появляется возможность достиженияцелей обучения с наименьшими затратами сил и энергии учащихся, времени и материальных ресурсов.

Автор Ягмурчиева Арузат Арзымановна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 855
Номер материала 3799
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓