Формирование
пространственных ориентировок
у
детей дошкольного возраста.
Ребенок с ранних лет сталкивается с
необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает
самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре,
над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же
направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют
развитию пространственного воображения у детей. Ориентировка в
пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности
человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и
представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Освоение
предметного и социального пространства играет огромную роль в построении
ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все
сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве
оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом,
является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка
невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.
Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение
ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Свободное
оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением,
которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно
рассматривается как одно из профессиональных важных качеств. Традиционными направлениями
в системе работы по устранению речевых нарушений и у дошкольников, и детей
школьного возраста является формирование пространственного восприятия и
пространственных представлений.
Недостаточная сформированность
пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет
сказываться на формировании полноценной связной речи, впоследствии у школьников
- на развитии навыка чтения и письма.
У детей с нарушениями речи
часто встречаются следующие трудности: 1) сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;
2) трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив
человека; В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме
тетрадного или альбомного листа листа. Например, дети долго не могут усвоить и
довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ
(пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной
строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение
тетрадного листа текстом);
3) неспособность, верно оценить пространственное расположение объектов ( эта
особенность сказывается на понимании значения пространственных предлогов) Дети,
не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения
предметов, людей и животных («над», «под»). Дошкольники, а иногда и младшие
школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к-у», «в-на» («к дому - у
дома», «в столе - на столе»). Нередко они смешивают предлоги «перед - после -
за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или
«Лето бывает перед весной, а осень после зимы»;
4)
затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов
(трудности при установлении последовательности звуков, слогов в слове, слов в
предложении и т. д.); 5) трудности
графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и
пр.).
После перечисления ошибок мы видим, что
формирование пространственно-временных представлений является важной задачей в
коррекционном обучении детей . Пространственное
представление у детей развивают в различных видах деятельности: на логопедических
занятиях, на занятиях по формированию элементарных математических
представлений, изодеятельности, на индивидуальных , на музыкальных и
физкультурных занятиях. Так же пространственные представления у детей развивают
во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания,
одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх, в повседневной жизни.
И , конечно, мы надеемся на помощь родителей, в освоении детьми этих
трудных знаний.
Ряд упражнений по формированию пространственных
представлений.
Очень важно,
чтобы задания детям предъявлялись в виде понятной им инструкции, например:
«Покажи (покажите)…», «Отгадай (отгадайте)…».
Эти упражнения,
направленные на автоматизацию навыков ориентировки в правых и левых частях
тела.
Упражнение 1.
Показать, какой
рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта
рука. Показать левую руку. Если есть затруднения, то показать самой левую руку,
а дети повторяют. Если есть дети с левшевством, то необходимо доброжелательно
отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем
вместе запомнить.
Упражнение 2.
Поднять левую и правую руку поочерёдно. Показать карандаш левой, правой
рукой. Взять игрушку левой, правой рукой и т.п.
Упражнение 3. Закрепить различение и называние рук можно с помощью рисунка, на
котором схематически изображены левая и правая рука. Ребятам предложить подойти
к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.
После
усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1 – 3
можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и
левой ноги, правого и левого глаза, уха.
Затем детям
можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правый глаз,
правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего
напротив. Можно включать упражнения типа:
Нарисовать
отражение домов.
Дорисовать правое
ухо.
Дорисовать левое
ухо.
Дорисовать левую
бровь и правый глаз.
Соедини стрелками
пару перчаток.
Представить своё
отражение в зеркале. Затем обратить внимание на своего соседа по парте
(повернувшись, для этого лицом друг к другу).
Пожать друг другу
руки. Назвать руки, которыми произвели рукопожатие.
Очень важно
совместно с ребенком сделать вывод, что при анализе отражения правая
рука находится напротив правой, левая напротив левой руки. При общении с другим
человеком правая рука находится напротив левой, левая напротив правой руки.
Ряд упражнений по формированию ориентировки в
окружающем пространстве.
Формирование
ориентировки в окружающем пространстве основывается на уже имеющихся у детей
представлениях о правой и левой сторонах тела, а также речевых обозначениях
правой и левой руки.
Упражнение направлено на формирование у ребенка умения, определять
пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.
«Покажи
предмет, который находится справа от тебя, слева» и т. д.
Затем можно поочерёдно
выполнять действия: положи игрушку справа или слева от себя; вытяни в сторону
правую руку; перечисли предметы, находящиеся с правой стороны; затем с левой;
поверни голову влево, вправо; наклони голову к правому плечу, к левому плечу и
т. д.
Предлагаем Вам некоторые игры
на развитие пространственных ориентировок.
1. Для уточнений понятий « ЛЕВО-ПРАВО» используем стихи с движением.
Мы в строю шагаем
браво. Эта ручка – правая,
Мы науки
познаём. Эта ручка – левая,
Знаем лево, знаем
право. Я на мячик нажимаю,
И, конечно, же кругом.
Я зарядку делаю.
Это правая
рука, Будет сильной правая,
Ох наука
нелегка! Будет сильной левая,
Будут
ручки у меня
Ловкие, умелые!
2.«Посмотри –назови- запомни» .
Ряд фигур , изображений предметов или
игрушек рассмотреть, перечислить несколько раз, запоминая последовательность.
Закрыть. Дети должны перечислить. После проверяется правильность выполненного
задания.
3. Разрезные картинки . Складывание
целого из частей оказывает влияние на развитие пространственного и образного мышления,
графомоторных навыков.
4. «Кто за кем?»
Можно
использовать различные картинки, на которых изображен ряд предметов.
Работать по вопросам: -Кто находится с права?
Слева? Кто стоит за? Перед?
Можно использовать предметные картинки из
сказки «Репка». Сначала выставляются фигурки при пересказе сказки, а после
задаются вопросы с использованием пространственных предлогов.
5. «Художники»
Рисование картины по четкой инструкции
взрослого. Взрослый использует слова : в центре, справа, слева , над, перед,
за, под и т.д. Ребенок рисует.
6. «Где спрятан предмет?»
Цель: Развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения.
Материалы:
Игрушка.
Ход игры:: Инструкция звучит
следующим образом: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные
загадки! Нужно догадаться, где спряталась игрушка». Ребёнок отворачивается.
Надо закрыть глаза и уши и не подглядывать. Взрослый прячет игрушку и
приглашает ребенка поискать. Во время поиска взрослый направляет водящего
словами: выше, ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д.
7. Д/и «Следопыт».
Цель:Закрепление
пространственных ориентировок.
Ход игры: В игре
участвуют двое : один – «следопыт», другой – «помощник». «Следопыту» завязывают
глаза. На противоположной от играющих стороне помещения ставится кубик.
«Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти,
например: «Иди прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись,
наклонись, бери кубик!» «Следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара.
При этом мы должны помнить о доброжелательном
отношении к ребенку во время всех упражнений, не сердиться на него, если у него
что-то не получается, а объяснить снова. А так же, не забываем и русскую
народную поговорку : « Повторение –мать учения!», и повторяем все полученные
знания.
Желаем всем успехов !
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.