Главная / Классному руководителю / «Формирование профессиональных умений и навыков через индивидуальные и коллективные формы работы»

«Формирование профессиональных умений и навыков через индивидуальные и коллективные формы работы»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Московской области

социально-технологический техникум







ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

по теме: «Формирование профессиональных умений и навыков через индивидуальные и коллективные формы работы»





Подготовила мастер производственного обучения высшей категории Ковальчук Галина Михайловна



г. Орехово-Зуево 2014 год.

Современные условия преподавания требуют от педагогического работника знания и применения на практике новых методов и форм обучения, а также новейших технологий обучения, таких как:

        • Коммуникативно-информационные технологии

  • Интегрированные технологии

  • Проблемные методы обучения

  • Интерактивные технологии

  • Практико-ориентированные технологии

  • Личностно-ориентированное обучение

  • Дифференциация обучения и др.

Прежде, чем говорить о применении новых технологий на уроках, я хочу рассказать о детях, с которыми работаю.

К нам поступают выпускник из школ VIII вида. Это дети, имеющие диагноз F – 70, F – 71 и дети со сложными дефектами (основной диагноз + заболевание: миопия, болезни органов слуха, сердечные нервно-психические, эндокринные заболевания и т.п.), это такие дети, которые чаще всего не хотят ничего, т.к. в связи с их диагнозом у них ограничены знания и интересы. Такие дети недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, их интеллектуальность пассивна, снижены мотивации деятельности, равнодушие к происходящему, они не уверены в себе, у них не развит модуль жизни, семьи, они очень трудно адаптируются на новом месте, в новом обществе, боятся выхода в большую жизнь. Из детей, которые долгое время находились в различных интернатных учреждениях, детских домах или приютах мы и комплектуем коррекционные группы по профессиям, учитывая все параметры возможностей ребят.

Основные цели коррекционных групп в нашем структурном подразделении:

1. Получение детьми профессии, корректировка и доразвитие умственных, психических и физических функций ребят, раскрытие и развитие способностей каждого учащегося, чтобы в дальнейшей жизни они могли реализовать себя и обеспечить куском хлеба, т.к. дети из социально незащищенных слоев населения должны иметь возможность заработать средства на достойную жизнь своим трудом.

2. Социальная адаптация уч-ся.

Успех мастера п/о зависит прежде всего от развития учащегося как личности, восприятия учащегося как личности, в независимости от совпадения или несовпадении их взглядов и ценностных ориентаций, от реализации в учебном процессе и обучающихся, и развивающихся, и воспитательных целей. Это обязывает его как педагога постоянно совершенствовать свои интеллектуальные, организаторские и коммуникативные способности.

Компетентность мастера производственного обучения, на мой взгляд, зависит от:

  • Результатов деятельности педагога при освоении новых технологий, методов обучения и воспитания, что позволяет актуализировать и приобретать профессиональные умения.

  • Деятельности педагога, которая направлена на развитие мыслительных функций и профессиональных умений и навыков учащихся, что является основанием для разработки методики развития интеллектуальных способностей.

  • Способности педагога структировать свою профессиональную деятельность и выстраивать ее по определенному алгоритму.

Освоение новых технологий обучения – процесс сложный и длительный, но, все-таки их надо знать, свободно владеть ими и применять в своей работе.

Я работаю мастером производственного обучения по специальностям швейного цикла. В настоящее время швейные профессии не пользуются особой популярностью, поэтому с самого начала стараюсь привить познавательный интерес к ней:

  • Провожу экскурсии на швейные предприятия.

  • Прошу организовать встречи с интересными людьми.

  • Знакомлю с кабинетом-мастерской, где оформлены творческие уголки, выставки, уголок группы.

  • Провожу классные часы и мероприятия, связанные с профессией.

  • Стараюсь проводить уроки с применением нестандартных и разнообразных форм, как самого урока, так и отдельных его фрагментов.

Всем известно, что дети любят играть, а наши дети, учитывая их развитие, тем более, поэтому на уроках, различных его этапах проводятся ролевые и деловые игры, это позволяет создавать условия для максимального развития личности с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей и дифференцированного к ним подхода.

Пример № 1:

«Вы купили изделие (наименование изделия) – предлагается выступить в роли покупателя и проверить качество продаваемой продукции с последующим возвратом товара, если он окажется бракованным». Это повышает интерес, способствует совершенствованию учебного материала, вносит оживление и разнообразие.

Пример № 2:

Сложную терминологию учащиеся лучше запоминают тоже в процессе игр «лото», «кроссворд», при проведении тестирования, игры «незаконченные предложения». Но в процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности обработки какой-либо детали, узла или, же учащиеся находят в тексте (конспекте) определенные термины и дают им определения. Обучающие игры также являются методом педагогической технологии формирования технического, творческого мышления. Они учат ребят самостоятельно принимать решения, искать реальные пути для достижения целей, активировать их мыслительную деятельность. Но в выборе каких-либо нестандартных фрагментов урока или самого урока нужна мера, т.к. ребята привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, возможно даже снижение успеваемости. Все должно зависеть от конкретных ситуаций, условий содержания материальных баз, индивидуальных особенностей детей и самого педагога, и, разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных уроков, ведь они основная форма обучения и воспитания, но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо.

Каждый урок, чтобы он стал интересным, содержательным и наполненным, сопровождается в обязательном порядке раздаточным материалом (информационные технологии). На уроке должны быть:

  • Конечный результат, т.е. к чему должен придти учащийся по окончании урока – это образец узла, детали или эталон-изделие).

  • Критерии оценки задания.

  • Последовательность выполнения работы с техническими условиями.

  • Инструкционные, технологические или инструкционно-технологические карты.

  • Карты контроля качества изделия, узла, детали.

  • Требования к качеству готового изделия.

Составляя карточки-задания, тесты, задания для контрольных работ, дифференцированно подхожу к подбору материала. Очень нравится детям работать в группах или парами. Такие моменты использую при повторении или закреплении знаний – проводит «сильный ученик» с менее подготовленным (под руководством педагога), периодически на разных этапах урока проводится рецензирование учащимися ответов товарищей и т.д.

Для развития личности учащегося в коллективе, а также специфика нашей профессии позволяет мне широко применять на уроках бригадный метод обучения, что, по моему мнению, усиливает интерес к работе, изменяет отношение личности к самому себе, развивает чувство коллективизма, т.к. от одного человека зависит работа всех ребят. Используя в процессе обучения бригадный метод, основной задачей ставлю создание микроклимата, близкого к производственной обстановке в цехе. В подготовке урока и его проведении большую помощь оказывают бригадиры, именно им отводится роль на уроке (конечно же, под контролем педагога): это и контроль за выполняемой работой, техникой безопасности, качеством, и отчет бригадиров, где они при подведении итогов дня анализируют работу каждого члена бригады.

Для достижения наилучших результатов развития личности и раскрытия творческого потенциала учащихся продолжением учебной деятельности в своей работе считаю дополнительные занятия, связанные с профессией: вышивка, овладение приемами работы с лоскутной техникой – сначала простые поделки (прихватки, игрушки), затем более сложные (фартуки, настенные панно, картины, одежда), затем выполнение видов одежды с применением вышивки. Также на дополнительных занятиях ребята выполняют работы для себя: подушки, покрывала, занавески, шторы, скатерти и др. элементы для обустройства быта. Это воспитывает гордость за выбранную профессию, а также развивает моторику.

В заключении, еще раз подчеркну, что применение новейших технологий на уроках требует определенного опыта и мастерство педагога на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, в творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуального развития, а в наших, коррекционных, группах – еще и корректировка различных функций ребенка, реализация способностей ребят в жизни.





Используемая литература:



  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.



  1. Атутов П.Р., Бабкин Н.И., Васильев Ю.К. Связь трудового обучения с основами наук. – М., 1983.



  1. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»

  2. Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении»

  3. Лийметс Х.Й. «Групповая работа на уроке»





«Формирование профессиональных умений и навыков через индивидуальные и коллективные формы работы»
  • Классному руководителю
Описание:

Современные условия преподавания требуют от педагогического работника знания и применения на практике новых методов и форм обучения, а также новейших технологий обучения, таких как:

·          Коммуникативно-информационные технологии

·          Интегрированные технологии

·          Проблемные методы обучения

·          Интерактивные технологии

·          Практико-ориентированные технологии

·          Личностно-ориентированное обучение

·          Дифференциация обучения и др.

Прежде, чем говорить о применении новых технологий на уроках, я хочу рассказать о детях, с которыми работаю.

 

К нам поступают выпускник из школ VIIIвида. Это дети, имеющие диагноз F – 70,  F – 71 и дети со сложными дефектами (основной диагноз + заболевание: миопия, болезни органов слуха, сердечные нервно-психические, эндокринные  заболевания и т.п.), это такие дети, которые чаще всего не хотят ничего, т.к. в связи  с их диагнозом у них ограничены знания и интересы. Такие дети недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, их интеллектуальность пассивна, снижены мотивации деятельности, равнодушие к происходящему, они не уверены в себе, у них не развит модуль жизни, семьи, они очень трудно адаптируются на новом месте, в новом обществе, боятся выхода в большую жизнь. Из детей, которые долгое время находились в различных интернатных учреждениях, детских домах или приютах  мы и  комплектуем  коррекционные группы по профессиям, учитывая все параметры возможностей ребят.

Автор Ковальчук Галина Михайловна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 489
Номер материала 10860
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓