УДК
377.5
А.Ф. Ишемгулова
преподаватель английского языка
ГБПОУ Акъярский горный колледж имени И. Тасимова
с. Акъяр, Хайбуллинский район, Республика Башкортостан
Формирование профессиональной компетентности студентов при
изучении иностранного языка
Целями и задачами дисциплины «Иностранный (английский) язык» по
требованию Федеральных государственных образовательных стандартов к уровню
подготовки специалистов среднего звена являются умение студентов общаться (устно
и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.
Действительно, в условиях
расширения деловых связей с зарубежными странами, кардинальных
социально-экономических преобразований возросла потребность в людях, владеющих иностранным
языком. Поэтому в современных условиях иностранный язык становится необходимым
элементом структуры профессиональной подготовки, реализующей идеи социализации
и профессионализации личности специалиста.
Организация
учебной деятельности, не только формирующей сумму базовых знаний по предмету,
но и представляющей возможность развития личности студента, его творческих
способностей, умений самостоятельно генерировать идеи, применять полученные
знания в различных областях профессиональной деятельности, является необходимым
условием современной системы образования [2, с. 25].
Для
успешной реализации требований федерального государственного образовательного
стандарта профессионального образования необходим иной подход к изучению
иностранного языка. Это объясняется некоторыми причинами, а именно: процесс
обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык
рассматривается как второстепенная дисциплина. Поэтому главными задачами преподавателя
иностранного языка являются поддерживать интерес к предмету и научить
студентов не только общаться на английском языке, но и мыслить на нем,
поскольку овладение речью и мышлением протекает в теснейшей взаимосвязи [2, с.
26].
Чтобы этот интерес не пропал у
студентов, преподаватель должен искать новые методические приемы, которые
развивают познавательный интерес к учению. Необходимо формировать у студентов
осознанную потребность в овладении иностранным языком, как профессионально значимый
предмет.
Изучение английского языка в горном
колледже ведется с I - IV курсы по следующим специальностям: «Открытые
горные работы», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»,
«Обогащение полезных ископаемых», «Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности» и
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Изучение иностранного
языка необходимо для будущих специалистов, т. к. большая часть нормативных
документов по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации, инструкции
написаны на иностранном языке.
Начиная с III курса преподавание дисциплины,
имеет профессиональную направленность. По каждой специальности предметное
содержание различное. Например, студенты по специальности «Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» после окончания курса с
увлечением готовят проект “Vehicle I Dream About”, где они должны расписать автомобиль своей мечты, выбрать модель машины,
рассказать о дизайне, преимуществах и недостатках данного автомобиля. Пользуясь
учебным пособием Кадыровой И.А. Автомобиль (курс технического английского
языка), учебные занятия намного легче стало проводить. А студенты по
специальности «Обогащение полезных ископаемых» обучаются по учебному пособию
Зыряновой Н.Э. “Crushing and Gravity Separation Equipment”. Их задачей является уметь
описывать различные виды дробилок, и для каких методов обогащения они
используются. Таким образом, у студентов разной специальности свои задачи
обучения. Студенты
используют свои знания, полученные на занятиях по специальным дисциплинам, у
них повышается интерес к изучаемому языку, он непосредственно связан с их
будущей профессией, обучение проходит с большим желанием и энтузиазмом.
Студенты овладевают терминологией по специальности на английском языке, читают
и переводят технические тексты, ищут дополнительный
материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам,
переводят найденный материал на английский язык.
Актуальность
или практическая значимость в какой-то ситуации усиливает практическую направленность
обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с
практикой.
Интегрирование
специальной дисциплины с английским языком способствует развитию творческого
мышления студентов, позволяет им применять полученные знания в реальных
условиях [1, с. 115]. Для повышения интереса к иностранному языку
преподавателями английского языка и специальных дисциплин проводятся
интегрированные занятия, например интегрированное учебное занятие: Mechanical reduction methods по дисциплинам: «Английский язык», «Обогащение полезных
ископаемых» и «Охрана труда» или бинарное занятие по дисциплинам: «Английский
язык» и «Рисунок» по теме: My Hobby.
Пока студенты не осознают
необходимости владения иностранным языком, их профессионализм не будет
соответствовать современным требованиям. Реальная профессиональная
направленность содержания дисциплины «Английский язык», сотрудничество
преподавателей языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных
методик, использование технических средств обучения способствуют не только
качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной
личности, конкурентоспособной на рынке труда, готовой к самообразованию,
саморазвитию и самосовершенствованию.
Список
использованной литературы:
1.
Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка: учеб. пособие для вузов.
М.: Дрофа, 2005
2.
Моторный В.И. Особенности преподавания курса технического перевода // Среднее
профессиональное образование. 2010. №12
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.