Главная / Директору-завучу / Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в условиях перехода на 12-летнее образование

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в условиях перехода на 12-летнее образование

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в условиях перехода на 12-летнее образование



Набидоллина Ш.С.- заместитель директора

по учебной работе Уральского педагогического колледжа им. Ж. Досмухамедова ЗКО, кандидат педагогических наук.н.


Успех проводимой в нашей стране модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающие требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока - все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего учителя начальных классов к работе в условиях 12-летнего образования. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований и анализ реальной школьной практики показывают, что учителя не совсем готовы к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового образования

В педагогическом колледже директором колледжа, доктором педагогических наук, профессором Курманалиной Ш.Х. создана педагогическая концепция «Методология и технология создания электронной методической системы в условиях информатизации образования». Эффективность данного подхода связана с применением компьютера, непосредственно встроенного в управление учебным процессом в педагогических колледжах, как информационно-обучающей среды. В исследованиях Курманалиной Ш.Х. под информационно-обучающей средой понимается совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов интерактивного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий, а также формированию профессиональной компетентности обучаемого, при условии заполнения компонентов среды предметным содержанием. Методология создания электронной методической системы (ЭМС) определяется мегаинформационным подходом, умениями педагога формировать способы поиска, анализа, переработки и систематизации информации, ориентировать на дистанционные способы взаимодействия и оценки результатов обучения.

По методологии и технологии создания ЭМС в колледже проводится научно –исследовательская работа по созданию электронной методической системы по экономическим, естественным, филологическим и специальным дисциплинам. Под руководством доктора педагогических наук, профессора Курманалиной Ш.Х. в колледже осуществляется целенаправленная научно-исследовательская работа по десяти направлениям. В результате проведенных научно-исследовательских работ в колледже защищены 2 кандидатские диссертации:

Г.З. Хамитова «Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию экономических знаний у школьников в условиях электронной методической системы»(2007г.),

Ш.С. Набидоллина – «Формирование ИКТ-компетентности учащихся педагогического колледжа в условиях электронной методической системы»(2010г.)

Электронная методическая система по анатомии, физиологии и гигиене человека включает следующие составные компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный. Они реализуются за счет таких форм, как модуль, гипертекст, интерактивные задания и тесты. Каждая из этих форм направлена на одновременное решение воспитательных, обучающих, развивающих функций (рисунок 1).


hello_html_m505a9287.png

Рисунок 1 - ЭМС по анатомии, физиологии и гигиене человека


Каждый модуль имеет своё целевое назначение, обладает законченностью и самостоятельностью относительно других.

В созданной нами электронной методической системе 3 модуля:

1. Общее строение организма человека и его возрастные особенности;

2. Высшая нервная деятельность;

3. Валеологические основы здоровья.

Модуль 1. «Общее строение организма и его возрастные особенности» представлен следующей совокупностью знаний: основные анатомические, физиологические и гигиенические понятия, синтезированные сведениями из педагогики, психологии. Учащиеся педагогического колледжа овладевают необходимым объемом знаний для преподавания в будущем темы «Организм человека» в начальной школе (рисунок 2).

hello_html_m69439b29.png

Рисунок 2 - Модуль 1. «Общее строение организма и его возрастные особенности»

Модуль 2. «Высшая нервная деятельность» представлен совокупностью теоретических знаний о ведущей роли нервной системы и основах высшей нервной деятельности человека. Учащиеся педагогического колледжа получают систему научных знаний о строении и жизнедеятельности человеческого организма о единстве формы и функции, об организме человека как едином целом, объединяемом нервной и гуморальной системой, о связи его с окружающей средой, обмене веществ и превращениях энергии, которой они обладают (рисунок 3).


hello_html_m53f49fa.png

Рисунок 3 - Модуль 2. «Высшая нервная деятельность»


Модуль 3. «Валеологические основы здоровья» представлен совокупностью теоретических знаний о здоровом образе жизни, призван вооружать учащихся педагогического колледжа умениями и навыками, помогающими укреплять и охранять собственное здоровье и здоровье детей младшего школьного возраста, правильно организовывать труд и отдых (рисунок 4).


hello_html_m340b4f47.png

исунок 4 - Модуль 3. «Валеологические основы здоровья»








В состав профессиональной компетентности нами включена ИКТ-компетентность как одна из ключевых. Под ней понимаются базовые умения по использованию информации. ИКТ- компетентность предполагает, что учащийся использует информационные коммуникационные технологии при решении учебных задач для достижения цели своей деятельности.

Определены понятие и сущность ИКТ- компетентности учащихся путем анализа теории и практики применения электронной методической системы в процессе изучения анатомии, физиологии и гигиены детей младшего школьного возраста.

Содержание обучения анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста определяется сущностью ИКТ- компетентности учащихся педагогического колледжа в его урочной, внеурочной, научно-методической и научно-исследовательской деятельности, которая включает следующие критерии:

- использование педагогических возможностей ИКТ по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста при подготовке и проведении урока;

- использование ЭМС по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста для решения различных дидактических задач на уроке;

- применение для визуализации физиологических процессов и объектов цифровых карт;

- подготовка дидактического материала для проведения урока с помощью ИКТ;

- руководство творческой и научной деятельностью учащихся с

-- амиеиях Ш.использованием средств и методов ИКТ;

- разработка учебно-методических пособий и собственных электронных образовательных продуктов.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся педагогического колледжа проходит в три уровня:

На базовом уровне использование ИКТ включается в каждый методический элемент обучения учащихся колледжа по анатомии, физиологии и гигиене. Учащиеся педагогического колледжа осваивают ИКТ самостоятельно, используя свой потенциал и находя различные способы их применения.

На предметном уровне формирование ИКТ- компетентности по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста осуществляется через создание фрагментов электронной методической системы. Учащийся педагогического колледжа овладевает способами анализа стандартов образования и учебной информации, способами логического структурирования учебной информации, способами проектирования методов интерактивного взаимодействия, способами применения автоматизированных технологий диагностики качества знаний, способами конструирования содержания тестирующих и контролирующих программ.

На креативном уровне учащиеся осваивают целостные системы обучения на основе ИКТ. Презентация выполняется с использованием программы Power Point, способствующей более эффективному проведению занятий по анатомии, физиологии и гигиене.

Таким образом, в результате исследования выявлена совокупность педагогических условий эффективной реализации модели формирования ИКТ- компетентности учащихся педагогического колледжа и разработана методика организации обучения учащихся на базе электронной методической системы по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста.

Использованная литература:

1.Курманалина Ш.Х. «Методология и технология создания электронной методической системы в условиях информатизации образования» Алем,Алматы,2002

2. Курманалина Ш.Х. «Характеристика информатизации системы образования РК на основе международных индикаторов»- Омск, 2002

3. Курманалина Ш.Х. «Обновление методического обеспечения учебного процесса в условиях информатизации образования»- Омск, 2002

4.Курманалина Ш.Х. «Педагогические условия функционирования электронной методической системы» -Алем, Алматы, 2002

Түйін

Бұл мақалада автор электрондық әдістемелік жүйе жағдайында педагогикалық колледждің оқушыларының АКТ құзыреттілігін калыптастыруға тоқталып, АКТ құзыреттілікті қалыптастырудағы маңызды педагогикалық жағдаяттарды ұсынады.















































hello_html_m381f35de.gif


Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в условиях перехода на 12-летнее образование
  • Директору-завучу
Описание:

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжав условиях перехода на 12-летнее образование

Набидоллина Ш.С.-   заместитель директора по учебной работе   Уральского педагогического колледжа им. Ж. Досмухамедова ЗКО, кандидат педагогических наук.н.

       Успех проводимой в нашей стране модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающие требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока - все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего учителя начальных классов к работе в условиях 12-летнего образования. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований   и анализ реальной школьной практики показывают, что учителя не совсем готовы к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового образования

 

В педагогическом колледже  директором колледжа, доктором педагогических наук, профессором   Курманалиной Ш.Х.   создана    педагогическая концепция  «Методология и технология создания электронной методической системы в условиях информатизации образования».Эффективность данного  подхода связана с применением компьютера, непосредственно встроенного в управление учебным процессом в педагогических колледжах, как информационно-обучающей среды. В исследованиях Курманалиной Ш.Х. под информационно-обучающей средой понимается совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов интерактивного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий, а также формированию  профессиональной компетентности обучаемого, при условии заполнения компонентов среды предметным содержанием. Методология создания электронной методической системы (ЭМС) определяется мегаинформационным подходом, умениями педагога формировать способы поиска, анализа, переработки и систематизации информации, ориентировать на дистанционные способы взаимодействия и оценки результатов обучения.

Автор Набидоллина Шолпан Сагатовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 488
Номер материала 48385
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓