Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в условиях
перехода на 12-летнее образование
Набидоллина Ш.С.- заместитель директора
по учебной работе Уральского педагогического
колледжа им. Ж. Досмухамедова ЗКО, кандидат педагогических
наук.н.
Успех
проводимой в нашей стране модернизации образования во многом зависит от
готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования
образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и
методов обучения, все возрастающие требования к качеству знаний,
усложнение форм организации урока - все это требует повышения профессиональной
компетентности и формирования готовности будущего учителя начальных классов к работе
в условиях 12-летнего образования. Однако изучение результатов
психолого-педагогических и социологических исследований и анализ реальной
школьной практики показывают, что учителя не совсем готовы к решению этих
задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его
ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового
образования
В педагогическом колледже директором колледжа,
доктором педагогических наук, профессором Курманалиной Ш.Х. создана
педагогическая концепция «Методология и технология создания электронной
методической системы в условиях информатизации образования». Эффективность
данного подхода связана с применением компьютера, непосредственно встроенного
в управление учебным процессом в педагогических колледжах, как
информационно-обучающей среды. В исследованиях Курманалиной Ш.Х. под
информационно-обучающей средой понимается совокупность условий, способствующих
возникновению и развитию процессов интерактивного взаимодействия между
обучаемым, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных
технологий, а также формированию профессиональной компетентности обучаемого,
при условии заполнения компонентов среды предметным содержанием. Методология
создания электронной методической системы (ЭМС) определяется мегаинформационным
подходом, умениями педагога формировать способы поиска, анализа, переработки и
систематизации информации, ориентировать на дистанционные способы
взаимодействия и оценки результатов обучения.
По методологии и технологии создания ЭМС в колледже
проводится научно –исследовательская работа по созданию электронной
методической системы по экономическим, естественным, филологическим и
специальным дисциплинам. Под руководством доктора педагогических наук, профессора Курманалиной Ш.Х. в колледже осуществляется
целенаправленная научно-исследовательская работа по десяти
направлениям. В результате проведенных научно-исследовательских работ в
колледже защищены 2 кандидатские диссертации:
Г.З. Хамитова «Подготовка будущих
учителей начальных классов к формированию экономических знаний у школьников в
условиях электронной методической системы»(2007г.),
Ш.С. Набидоллина – «Формирование ИКТ-компетентности
учащихся педагогического колледжа в условиях электронной методической
системы»(2010г.)
Электронная методическая система по анатомии,
физиологии и гигиене человека включает следующие составные компоненты процесса
обучения: целевой, содержательный, операционно-деятельностный,
оценочно-результативный. Они реализуются за счет таких форм, как
модуль, гипертекст, интерактивные задания и тесты. Каждая из этих форм
направлена на одновременное решение воспитательных, обучающих, развивающих
функций (рисунок 1).
Рисунок 1 - ЭМС по анатомии, физиологии и гигиене человека
Каждый модуль имеет своё целевое назначение, обладает
законченностью и самостоятельностью относительно других.
В созданной нами электронной методической системе 3
модуля:
1. Общее строение организма человека и его возрастные
особенности;
2. Высшая
нервная деятельность;
3. Валеологические основы здоровья.
Модуль 1. «Общее строение организма и его возрастные
особенности» представлен следующей совокупностью знаний: основные анатомические, физиологические
и гигиенические понятия, синтезированные сведениями
из педагогики, психологии. Учащиеся педагогического
колледжа овладевают необходимым объемом знаний для преподавания в будущем темы
«Организм человека» в начальной школе (рисунок 2).
Рисунок 2 - Модуль 1. «Общее строение организма и его возрастные
особенности»
Модуль 2. «Высшая нервная деятельность» представлен
совокупностью теоретических знаний о ведущей роли нервной системы и основах
высшей нервной деятельности человека. Учащиеся педагогического колледжа
получают систему научных знаний о строении и жизнедеятельности человеческого
организма о единстве формы и функции, об организме человека как едином целом,
объединяемом нервной и гуморальной системой, о связи его с окружающей средой,
обмене веществ и превращениях энергии, которой они обладают (рисунок 3).
Рисунок 3 - Модуль 2. «Высшая нервная деятельность»
Модуль 3. «Валеологические основы здоровья» представлен
совокупностью теоретических знаний о здоровом образе жизни, призван вооружать
учащихся педагогического колледжа умениями и навыками, помогающими укреплять и
охранять собственное здоровье и здоровье детей младшего школьного возраста,
правильно организовывать труд и отдых (рисунок 4).
исунок 4 -
Модуль 3. «Валеологические основы здоровья»
|
|
|
|
|
|
|
|
В состав профессиональной компетентности нами
включена ИКТ-компетентность как одна из ключевых. Под ней понимаются базовые
умения по использованию информации. ИКТ- компетентность предполагает, что
учащийся использует информационные коммуникационные технологии при решении
учебных задач для достижения цели своей деятельности.
Определены понятие и сущность ИКТ- компетентности учащихся
путем анализа теории и практики применения электронной методической системы в
процессе изучения анатомии, физиологии и гигиены детей младшего школьного
возраста.
Содержание обучения анатомии, физиологии и гигиене детей
младшего школьного возраста определяется сущностью ИКТ- компетентности
учащихся педагогического колледжа в его урочной, внеурочной,
научно-методической и научно-исследовательской деятельности, которая включает
следующие критерии:
- использование педагогических возможностей
ИКТ по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего школьного возраста при
подготовке и проведении урока;
- использование ЭМС по анатомии, физиологии
и гигиене детей младшего школьного возраста для решения различных
дидактических задач на уроке;
- применение для визуализации
физиологических процессов и объектов цифровых карт;
- подготовка дидактического материала для
проведения урока с помощью ИКТ;
- руководство творческой и научной
деятельностью учащихся с
-- амиеиях Ш.использованием средств и методов ИКТ;
- разработка учебно-методических пособий и
собственных электронных образовательных продуктов.
Формирование ИКТ-компетентности учащихся
педагогического колледжа проходит в три уровня:
На базовом
уровне использование ИКТ включается в каждый методический
элемент обучения учащихся колледжа по анатомии, физиологии и
гигиене.
Учащиеся педагогического колледжа осваивают ИКТ самостоятельно, используя
свой потенциал и находя различные способы их
применения.
На предметном
уровне
формирование
ИКТ- компетентности по анатомии, физиологии и гигиене детей младшего
школьного возраста осуществляется через создание фрагментов электронной
методической системы. Учащийся педагогического колледжа овладевает
способами анализа стандартов образования и учебной информации, способами
логического структурирования учебной информации, способами проектирования
методов интерактивного взаимодействия, способами применения
автоматизированных технологий диагностики качества знаний, способами
конструирования содержания тестирующих и контролирующих программ.
На креативном
уровне учащиеся осваивают целостные системы обучения на
основе ИКТ. Презентация выполняется с использованием программы Power Point,
способствующей более эффективному проведению занятий по анатомии, физиологии
и гигиене.
Таким образом, в результате исследования выявлена совокупность педагогических условий
эффективной реализации модели формирования ИКТ- компетентности учащихся
педагогического колледжа и разработана методика организации
обучения учащихся
на базе электронной методической системы по анатомии, физиологии и гигиене
детей младшего школьного возраста.
Использованная литература:
1.Курманалина Ш.Х. «Методология и технология создания электронной методической системы
в условиях информатизации образования» Алем,Алматы,2002
2. Курманалина Ш.Х. «Характеристика информатизации системы образования РК на основе
международных индикаторов»- Омск, 2002
3. Курманалина
Ш.Х. «Обновление методического обеспечения учебного процесса в условиях
информатизации образования»- Омск, 2002
4.Курманалина
Ш.Х. «Педагогические условия функционирования электронной методической
системы» -Алем, Алматы, 2002
Түйін
Бұл мақалада автор электрондық
әдістемелік жүйе жағдайында педагогикалық колледждің оқушыларының АКТ
құзыреттілігін калыптастыруға тоқталып, АКТ құзыреттілікті қалыптастырудағы
маңызды педагогикалық жағдаяттарды ұсынады.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.