Формирование
проектно- исследовательской деятельности школьников в СКОУ VIII
вида.
Многие учителя задают себе вопрос: «Почему у детей от класса к классу пропадает
интерес к учению?» Ответ может быть таким: однообразие форм организации
учебного процесса «убивает» познавательный интерес обучающегося.
Одной из продуктивных форм организации учебной деятельности на уроке и вне его,
которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию
положительной мотивации, может стать самостоятельная деятельность обучающихся.
Самостоятельная деятельность учеников лежит в основе проектной деятельности.
В
настоящее время уделяется большое внимание проектно – исследовательской
деятельности школьников. Подготовка ребёнка к ней, обучение его умениям и
навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного
образования.
Проектно – исследовательская – это серьёзная и целенаправленная работа
педагога-руководителя (тем более в условиях СКОУ VIII
вида). Исследовательская деятельность предполагает системную работу с каждой
группой обучающихся. В первую очередь, это задания исследовательского
характера, которые выполняют обучающиеся в рамках своих тем. Каждый достигнутый
результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых
планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые
исследования. Интересен тот факт, что абсолютное большинство обучающихся,
однажды попробовавших себя в проектно – исследовательской деятельности и
получивших положительные оценки своих результатов, возвращаться к этой
деятельности снова и снова. Таким образом, учебная активность приобретает
непрерывный и мотивированный характер.
В основе
организации проектной деятельности обучающихся лежит метод учебного проекта -
это одна из личностно – ориентированных технологий, способ организации
самостоятельной деятельности учащихся. Направленный на решение задачи учебного
проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы,
исследовательские, поисковые и прочие подходы. Учебный проект с точки зрения
обучающегося – это возможность делать что – то интересное самостоятельно, в
группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность,
позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность,
направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими
обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности –
найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное
прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих
открывателей.
Метод проектов –
это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным
образом включён в активный познавательный процесс, он самостоятельно формирует
учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты
решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам»
новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
В нашей школе
работа по проектно - исследовательской деятельности ведётся 3 й год. Это
внеурочная работа, однако, частично подготовка может осуществляться и на уроке.
Перед тем, привлечь обучающихся к участию в конкурсе проектов для учителей был
проведён педсовет: «Организация проектно – исследовательской деятельности в
специальной коррекционной школе». Где были даны конкретные этапы работы,
разработана структура проекта.
При
работе над проектом можно выделить следующие этапы:
1) Выявление
проблем, выбор темы
2) Постановка
цели, задач
3) Определение
методов исследования
4) Проведение
исследования
5) Подведение
итогов, оформление результатов
6) Защита
проекта
Проектная
работа имеет определённую структуру:
-
Титульный лист
-
Оглавление (план работы)
-
Введение (анализ литературы, проблемы, цели, задачи)
-
Основная (содержательная) часть по разделам, главам (в соответствии с задачами)
-
Выводы по каждой главе или заключение
-
Библиографический список, список интрнет- ресурсов
Приложение
(графики, схемы, иллюстрации, фотоматериалы,таблицы)
На
первом этапе необходимо определиться с названием темы проекта. Название должно
точно отражать содержание работы. Например: «Хищные птицы Удмуртии»
Во введении обосновывается выбор данной проблемы, отражается её актуальность.
Здесь полезно кратко описать состояние проблемы, которую вы выбрали для
изучения. Также можно включить обзор литературы по данной проблеме.
В работе также указывается характеристика места, где проводилась работа:
область, район, указать сроки исследования.
Затем
необходимо правильно указать цель работы и её задачи.
Цель
проекта: - это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь
исследователь в завершении своей работы. Цель формулируется кратко и предельно
точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она
конкретизируется и развивается в задачах.
Задачи
- это выбор путей и средств для достижения цели, а также действия по достижению
промежуточных результатов, направленных на достижение цели. Задачи расширяют
цель. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Они могут начинаться со
слов : «Установить…», «Выяснить…», «Определить…», «Изучить…»
Третьим этапом при работе над проектом является определение методов
исследования. Методы исследования – это способ достижения цели исследования. В
данном разделе указывают, какими способами велись наблюдения, сколько их было, какие
измерения проводились и т.п. Всё должно быть подробно описано.
К
методам исследования относятся: сравнение, вычисление, измерение, наблюдение,
оценка, тестирование, анкетирование и т. д.
Сведения
всех полученных данных в таблицы или представление в графиках и диаграммах.
Целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.
В конце работы подводятся итоги или выводы. Здесь приводятся краткие
формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач.
В конце работы необходимо перечислить список используемой литературы.
В
качестве продукта проектно – исследовательской деятельности может быть:
мультимедийный продукт, серия иллюстраций, сказка, сборник материалов, сценарий,
изготовление игры, памятки и т. д.
Завершающим
этапом является публичная защита проекта.
Главная задача докладчика – интересно сформулировать и эмоционально изложить
саму суть своей работы. Регламент выступления составляет 7-10 минут. За это
время надо рассказать о сущности изучаемой темы, о целях, задачах, о том какие
материалы удалось найти, о выводах и доказательствах, которые были получены.
Защита проектов обучающихся делятся на 3 категории: проекты учеников начальных
классов, старших классов и проекты по трудовому обучению. Защиту проектов
оценивает комиссия, состоящая из заместителя директора и руководителей ШМО. Оценивание
проходит на основе разработанных критериев, с которыми ранее были ознакомлены участники
и руководители проектов.
Критерии
оценивания проектов:
-
Актуальность, значимость выбранной темы
-
Наличие исследований, проведённых в ходе решения проблемы
-
Полнота раскрытия темы
-
Соответствие содержания формулируемой теме
-
Научный стиль изложения
-
Практическая направленность и значимость
-
Оригинальность решения проблемы
-
Внешний вид и выразительность речи при выступлении
-
Правильность, эстетичность оформления проекта.
В конкурсе проектов принимают участие обучающиеся с более высокой
познавательной активностью, из категории успешных обучающихся.
В течение 3х лет были представлены различные темы проектов: среди начальных
классов: по математике «Головоломки», по физкультуре «Утренняя гимнастика»,
«Жвачка польза или вред», «Птицы наши друзья» были проекты по изучению родного
города и. т. д.
Среди
учеников старших классов: проекты по математике «Семейный бюджет», «Симметрия
вокруг нас», по ОБЖ «Школа безопасности», по СБО «Салат для моей семьи», по
ИЗО «Напольная ваза».
По трудовому обучению были подготовлены проекты «Вторая жизнь вещей»,
«Декоративная подушка», «Настенные часы» и т. д.
При выступлении ученики творчески подходят к презентации своего проекта:
рассказывают стихи, поют частушки, пишут мини сочинения, демонстрируют опыты по
теме своего проекта.
Лучшие проекты принимают участие в городских мероприятиях. Проекты «Сколько
весит здоровье» 4 «Б» класса и «Утренняя гимнастика» 4 «А» класса получили
дипломы лауреатов в городской конференции «Молодое поколение выбирает здоровый
образ жизни». Проект 6 класса «Знаем о городе всё», занял второе место в
городском конкурсе по программе «Город – дорог».
Проектно - исследовательская деятельность для обучающихся коррекционной школы
является очень значимой, создаёт ситуацию успеха, развивает личность детей с
ограниченными возможностями здоровья, активизирует их познавательную
активность и способствует повышению мотивации в обучении.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.