Главная / Математика / Формирование познавательного интереса обучающихся на основе активных методов обучения на уроках математики

Формирование познавательного интереса обучающихся на основе активных методов обучения на уроках математики

Формирование познавательного интереса обучающихся на основе активных методов обучения на уроках математики


Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала: «смертельный грех учителя - быть скучным»

Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по- другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не настолько трудна, но практически невозможна. В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее, школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся.

Самостоятельное выполнение задания-самый надежный показатель качества знаний и навыков учащихся.

Организация самостоятельной работы-самый трудный момент урока, так как не все ученики успевают справиться с заданием. Поэтому я организую самостоятельную работу дифференцированно. Карточки составляю по трем вариантам трудности.

При обобщении темы: «Деление обыкновенных дробей» я разделила класс на три группы. Первая группа получила задания, где ребята по усвоенному алгоритму выполняют деление обычных дробей.

Делимое, делитель, частное

½ ¼

1/3 4/9

1/7 3/5

½ 2/3

3/5 9/25

Вторая группа учащихся получает задания, где нужно разделить не только обыкновенную дробь на обыкновенную, но например на натуральное число на дробь или смешанное число на смешанное число.

Делимое, делитель, частное

3/5 1/25

3/4 9

20 4/9

hello_html_31418678.gif 1 hello_html_m795cfe5a.gif


hello_html_m2c5d2fe6.gif hello_html_7eacb7b5.gif



Третья группа учащихся получает задания, где не просто выполняются по заданному алгоритму, но находят делимое и делитель.

Делимое, делитель, частное

hello_html_6eec8aff.gif hello_html_m57c90caf.gif 8


2 2

hello_html_7f8f9891.gif hello_html_58961ca0.gif hello_html_m57c90caf.gif


hello_html_4f735ac7.gif 2 hello_html_m57c90caf.gif



Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, я использую средства, вызывающие у ученика сознание собственного роста.

Проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, задай вопрос товарищу, поищи иной способ решения задачи.

На уроке математики в 5 классе прошу решить задачу двумя способами. Когда турист прошел hello_html_3b88a430.gif всего пути, то ему осталось пройти 24 километра.

Сколько километров наметил пройти турист?

  1. составляем краткое условие задачи

Весь путь?

Прошел hello_html_3b88a430.gif от всего пути.

Осталось: 24 километра


1 способ

Пусть X километров наметил пройти турист, тогда hello_html_3b88a430.gif X километров он прошел.

Х - hello_html_3b88a430.gif - Х=24

hello_html_2ee8300a.gif -X =24

Х=60 км


2 способ


hello_html_m60e7f6f6.gif


hello_html_2ee8300a.gifэто 24 км

24: hello_html_2ee8300a.gif = 60 км

Ответ: 60 км наметил пройти турист.


Или такие задания:

Выполни сложение наиболее удобным способом.

На одной доске ученик На другой доске

решает обычным способом. рациональным способом.

10,2+( 1,7+4,8)= 16,7 (10,2+4,8)+1,7=16,7

+ 1,7 +10,2

4,8 6,5

6,5 16,7

Сравниваем результаты. Выявляем, каким способом легче выполнять, почему? Выбираем наиболее удобный способ.

Ничто, так, как математика не спобствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика. На уроках задаю такие задачи:

  1. Нужно вписать в квадрат буквы к,л,ю,ч так, чтобы каждая буква встречалась только один раз по каждой горизонтали, каждой вертикали и каждой диагонали.

Ответ:


к

л

ю

ч












к

л

ю

ч

ч

ю

л

к

л

к

ч

ю

ю

ч

к

л



  1. Заполните пустые клетки «математического» квадрата нужными числами:


6




7


11


8

6

12

3

4

7

10

11

2

8


11



6



7


5

11

4

9

6

8

10

7

12

5






3. Найдите закономерность и запишите следующие два числа в ряду чисел:


hello_html_5b89202b.gif Ответ: hello_html_m6965f880.gif


4. Какой знак нужно поставить между цифрами 4 и 5? Чтобы получилось число больше четырех, но меньше пяти:

Ответ: запятую, число 4,5.

5. Убежала запятая,

Без нее никак нельзя,

Что за глупая такая

Ведь в примерах чехарда.

Ты скорей ее найди,

Что ж, вперед, мой друг дерзай

И на место усади

И примеры исправляй


Найди запятую:

32+18=5

3+108=408

42+17=212

241+13=1541

38+6=98

601+52=1121


Цель такой игры: развитие, навыков сложения десятичных дробей, развитие памяти, мышления, скорости устного счета.

6. В начале урока за одну минуту нужно решить четыре примера на умножение, например:


***

*3

*73



Вместо квадратиков поставьте такие дроби, чтобы получилось верное равенство:

<□ +□>*Н

Ответ: например, ^-и 1 т.к.

+=2

Решение шуточных задач, например:

По дороге вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов,

Сосчитать я так же смог Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то Петухи и поросята.

И вопрос мой к вам таков:

Сколько было петухов?

Ответ: 7 петухов

Перед изучением темы пропорция, предлагаю ребятам мысленно вычеркнуть буквы А,В,Г и получить название темы урока:

АПГРГВ ЛОВПВГ АОР АВГЦВГИАГ ЯВГ А.

В начале урока, перед объявлением материала провожу устную разминку. Она включает не только вопросы на проверку домашнего задания, но и на актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.

При изучении каждой темы, для проверки условия заданий даю математические диктанты, которые проверяем, либо обмениваясь друг с другом работами, либо проверяю сама после урока, например:

Выполните деление:


C:\Users\уаа\Downloads\media\image1.png


7) 8- :4

9

C:\Users\уаа\Downloads\media\image2.png


C:\Users\уаа\Downloads\media\image3.png

2 02

C:\Users\уаа\Downloads\media\image4.png

5) 8-:2- ^ 5

6 : 2

12:1

2

Использую на уроках элементы игры:

В процессе игры на уроке математики учащихся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.

Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда -стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.






Формирование познавательного интереса обучающихся на основе активных методов обучения на уроках математики
  • Математика
Описание:

Формирование познавательного интереса обучающихся на основе активных методов обучения на уроках математики

 

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала: «смертельный грех учителя - быть скучным»

 

Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по- другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не настолько трудна, но практически невозможна. В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

 

Автор Белова Татьяна Михайловна
Дата добавления 16.03.2015
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 792
Номер материала 58115
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓