Главная / Начальные классы / Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Формирование орфографической зоркости у младших школьников


С.Г. Филатова,

учитель начальных классов

ГОУ СОШ № 507


Формирование стратегии орфографической зоркости

у младших школьников

Развитие умения самостоятельно мыслить и действовать важно на всех этапах школьного обучения, но особенное значение этот навык имеет в младшем школьном возрасте, так как именно в начальных классах начинают формироваться учебные действия.

Особенностью работы со стратегиями в начальной школе является то, что ученики еще не знают, как им надо действовать и не могут самостоятельно выявить шаги, которые они должны осуществить. Все эти шаги формируются, развиваются и закрепляются только в тесном взаимодействии с учителем.

За время обучения в первом классе у учащихся в целом сформировались навык списывания печатного текста и умение писать орфографический диктант, то есть диктант, при котором учитель проговаривает слово так, как его нужно писать, а не так, как оно обычно звучит в устной речи. Но что делать, когда некуда посмотреть? Что делать, когда никто четко не проговаривает буквы, которые надо написать в словах? А ведь слово не всегда пишется так, как оно слышится – с этим явлением учащиеся познакомились еще в первом классе.

Мы планировали разработать универсальную стратегию распознавания безударной гласной в корне и подбора проверочного слова путем изменения формы либо подбора однокоренного слова.

Предполагалось, что после создания и освоения данной стратегии учащиеся смогут безболезненно перейти от орфографического диктанта к орфоэпическому, а также, освоив процесс распознавания одной орфограммы, дети будут легче распознавать и другие изученные орфограммы.

Обучаясь в первом классе, учащиеся познакомились с тем, что слово написанное и слово произнесенное имеют некоторые различия. Мы старались найти эти «различия» между написанием и произношением и запомнить написание того или иного слова. Очень много внимания уделяли орфографическому чтению, стараясь зрительно запомнить образ слова. Однако со временем встал вопрос – а если слово мы видели давно и не уверены, что помним «правильную» букву? А если слово раньше не встречалось – как его написать?

На первом этапе работы проводился ряд упражнений, направленных на умение выявлять, распознавать безударную гласную в корне слова. Необходимо было выяснить – какие звуки не всегда соответствуют буквам:


видим – КОЗА произносим - АЗА]

видим - МЯЧИ произносим - ИЧИ]


Путем сравнения слова написанного и слова произнесенного ученики под руководством учителя делают вывод, что звук [а] можно обозначать буквами а или о, а звук [и] может обозначаться буквами и, е, я. Значит, если мы в слабой позиции слышим нечто похожее на [а] или [и], необходимо подбирать проверочное слово.

В учебнике «Русский язык» 2 класс (автор Т.Г. Рамзаева, учебно-методический комплект «Школа России») дается правило:

Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы, гора-горы, река-реки.

После знакомства с этим правилом основная сложность заключалась в том, что учащиеся пользовались им только в том случае, если ученики были предупреждены учителем – «это слово надо проверить» или «подумайте, какую букву здесь нужно написать». Определить же самостоятельно, какое слово надо проверить, учащиеся не могли, поэтому на уроках были использованы специальные упражнения. Ученики совместно с учителем пытались определить – в каком случае необходимо использовать это правило (формирование различительных действий). Найти слово, нуждающееся в проверке, оказалось намного труднее, чем проверить его.

Для начала мы проводили устный диктант с использованием сигнальных карточек. Учитель диктовал разные слова, а ученики определяли, есть в слове звук, требующий проверки, или нет. Ориентировочно-различительный компонент учебной деятельности формировался в игре с использованием цветового кодирования: мы использовали метафоричный принцип «светофора»: красный цвет – остановка, зеленый – свободное движение. Ученики слушали слово, если в нем нет безударных гласных звуков [а] или [и] – едем дальше – зеленый цвет, если есть – нужно остановиться и подобрать проверочное слово:

hello_html_341445fe.gifhello_html_341445fe.gifhello_html_341445fe.gif

[узнал] – безударный звук [у] – зеленый цвет – пишу - узнал

hello_html_341445fe.gif

[мичи] – безударный звук [и] – красный цвет – останавливаюсь и подбираю проверочное слово:

если по смыслу подходит слово мяч, то пишу с буквой я – мячи,

если по смыслу подходит слово меч, то пишу с буквой е – мечи.


Когда различительные действия были сформированы у большинства школьников (работа с сигнальными карточками была освоена), мы перешли к выборочным диктантам – то есть слово, где есть изучаемая орфограмма, записывали, а слово, где такой орфограммы нет, пропускали.

Прежде чем приступить к созданию памятки, которая помогала бы ученикам определить, есть ли в слове безударная гласная, и правильно его написать, ученики научились изменять форму слова, то есть единственное число изменять на множественное и наоборот; узнали, что такое «родственное слово» и что такое «корень слова». Много внимания мы уделяли тому, что необходимо точно понимать смысл слова, иначе можно подобрать слово, близкое по звучанию, но не близкое по смыслу (существенное дополнение в ориентировке). Кроме того, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной, – для этого необходимо пропеть как проверяемое слово, так и проверочное. На начальных этапах работы учащиеся не всегда обращают на это внимание, но, запомнив правило из учебника, говорят, например, так: «Тетрадь – безударная гласная буква Е, проверочное слово тетради». Ученик запомнил правописание слова, потому что проводилась словарная работа, однако не знает, каким образом он определил, как правильно его написать. Когда же ученик пропоет два слова «тетраааадь – тетраааади», сам понимает, что допустил ошибку и слово «тетради» не является проверочным.

После того, как учащиеся усвоили смысл каждого необходимого шага, мы начали работу с «Листом анализа/планирования стратегии», где были перечислены действия, и необходимо было отметить – что именно и в какой последовательности нужно сделать для того, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне (расставить подходящие действия в нужном порядке). Ниже приводится «Лист анализа/планирования стратегии», а затем варианты ученических стратегий.


Что я делаю, чтобы написать правильно слово с безударной гласной в корне:

  • Пою слово.

  • Подбираю родственные слова.

  • Выясняю смысл слова.

  • Ставлю ударение.

  • Выясняю, в каком слоге находится безударная гласная.

  • Из всех родственных слов выбираю то, в котором безударная гласная стала ударной.

  • Проговариваю слово и запоминаю его написание.

  • Диктую себе по слогам, проговаривая проверочное слово.

  • Ищу проверочное слово, пытаясь изменить форму слова.

  • Ищу проверочное слово, подбирая однокоренные слова.

  • Пишу слово так, как оно слышится.

  • Смотрю, есть ли в слове звуки [а] или [и] и находятся ли они в безударной позиции.

  • Слежу за тем, чтобы проверочное слово было близко по смыслу.

  • Слежу за тем, чтобы проверочное слово имело общую часть с проверяемым.

  • Пою проверочное слово.

  • Слежу за тем, чтобы в проверочном слове пелся «нужный» слог.

  • Чувствую, что в этом слове есть звук, который нужно проверить.

  • Выясняю – в какой части слова находится безударный звук.

  • Слушаю слово.


Несколько первых шагов стратегии мы обсуждали коллективно. Надо отметить, что ученики при этом были активны, им не составило особого труда определить, что необходимо сделать, однако если какой-то из необходимых шагов все же оказывался пропущен, мы возвращались к опыту, полученному при работе с сигнальными карточками, и выясняли – какое важное действие мы пропустили. Когда учащиеся поняли принцип работы, им было предложено при помощи листа анализа завершить создание индивидуальной памятки. Каждый из них самостоятельно выбрал те действия, которые, на его взгляд, позволяют проверить безударную гласную в корне слова, расставил их в необходимом порядке. В результате этого у учеников появились свои собственные памятки – например, такая, как у Вани:

  1. Пою слово.

  2. Нахожу проверочное слово.

  3. Смотрю, есть ли там гласная, которая поется.

  4. Нахожу, есть ли там гласный звук [а] или [и].

  5. Спрашиваю у взрослых, как оно пишется.

  6. Запоминаю слово.


Это образец неуспешной стратегии. Как мы видим, Ваня понимает, какие звуки нуждаются в проверке, пытается найти проверочное слово, но, поскольку механизмы нахождения проверочного слова не прописаны, просто спрашивает у взрослых.


Пример памятки Дениса:

  1. Пою слово.

  2. Подбираю проверочное слово.

  3. Ставлю ударение.

  4. Подбираю подходящие по смыслу слова.

  5. Делаю безударную гласную ударной.


В данном случае ученик не сформулировал, каким образом «делает» безударную гласную ударной.

Однако были и примеры более успешных стратегий, где прописаны все необходимые шаги – это и два способа проверки, и необходимость обратить внимание на смысл слова. Например, в памятке Карины:

  1. Пою слово.

  2. Ставлю ударение.

  3. Выясняю, в каком слоге находится безударная гласная.

  4. Смотрю, есть ли в слове звуки [а] или [и] и находятся ли они в безударной позиции.

  5. Из всех родственных слов выбираю то, в котором безударная гласная стала ударной.

  6. Проговариваю слово и запоминаю его написание.

  7. Диктую себе по слогам, проговаривая проверочное слово.

  8. Слежу за тем, чтобы проверочное слово было близко по смыслу.

  9. Пою проверочное слово.

  10. Слежу за тем, чтобы в проверочном слове пелся «нужный» слог.


Ещё пример успешной стратегии – работа Нвера:

  1. Пою слово.

  2. Ставлю ударение.

  3. Выясняю, в каком слоге находится безударная гласная.

  4. Смотрю, есть ли в слове звуки [а] или [и], находятся ли они в безударной позиции.

  5. Подбираю проверочное слово.

  6. Ищу проверочное слово, пытаясь изменить форму слова.

  7. Ищу проверочное слово, подбирая однокоренные слова.

  8. Слежу за тем, чтобы проверочное слово было близко по смыслу.

  9. Из всех слов выбираю то, в котором безударная гласная стала ударной.

  10. Пою проверочное слово.

  11. Слежу за тем, чтобы в проверочном слове пелся «нужный» слог.

  12. Проговариваю слово и запоминаю его написание.


После того, как индивидуальные стратегии были составлены, ученики разбились на группы и самостоятельно, без помощи учителя, создали групповые стратегии.

Путем анализа и сравнения групповых стратегий, проведенных совместно с учителем, была создана универсальная стратегия (на правах нормативной). Эта работа была понятна и знакома, ученики работали активно, каждая группа отстаивала свою стратегию. Полученная универсальная стратегия была распечатана и вложена в дневники:


  1. Пою слово. Ставлю ударение.

  2. Смотрю, есть ли в безударном слоге звук [а] или [и].

  3. Выясняю, в какой части слова безударный гласный звук [а] или [и].

  4. Еhello_html_m49e255c3.gifhello_html_m46a8a1c2.gifсли в корне, то подбираю проверочное слово:


изменяю форму подбираю однокоренное

[масты] – мост – мосты [вада] – водный – вода

  1. Слежу, чтобы проверочное слово было близко по смыслу.

  2. Пою проверочное слово - слышу, что безударная гласная стала ударной.

  3. Пишу с «нужной» буквой и запоминаю написание этого слова.


Чтобы работа была интересна ученикам, мы старались приводить каждый раз новые примеры проверяемых и проверочных слов, расширяя тем самым словарный запас школьников.

В настоящее время школьники уже успешно пишут орфоэпические диктанты, то есть учитель произносит слово так, как оно звучит в устной речи, а ученики сами определяют, как это слово нужно записать. При анализе диктанта, проведенного в конце учебного года, было выяснено, что ни один учащийся не сделал ни одной ошибки на проверяемую безударную гласную. Повысилась грамотность не только при написании диктантов, но и, что особенно радует, при написании творческих работ – изложений и сочинений. А ведь в младшем школьном возрасте очень трудно следить за грамотным написанием слов во время создания текста. Вот пример одного из сочинений:


hello_html_19355604.jpg



По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников (создание собственной и групповой «памятки») существенно повышает качество освоение правила, развивает мышление и самостоятельность учеников, приводит к полноценному формированию предметных знаний, умений и навыков. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по развитию стратегии, обогащая созданную новыми знаниями, которые ученики получат в третьем классе.






Формирование орфографической зоркости у младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

В статье рассматриваются приемы и методы формирования у младшего школьника стратегии по распознаванию проверяемой орфограммы в корне слова и подбору проверочных слов. Работа по созданию алгоритмов проводилась во втором классе, учебно-методический комплект "Школа России", автор учебника Рамзаева Т.Г. Учащимся необходимо было создать и описать подробно собственный алгоритм необходимых действий, после чего проводилась работа в группе по созданию универсального алгорима действий, который состоял из многих пунктов, в числе которых распознавание орфограммы, анализ ее и подбор проверочного слова. 

Автор Филатова Светлана Григорьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 418
Номер материала 16283
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓